Статья по теме Развитие связной и письменной речи на логопедических занятиях
план-конспект занятия по обучению грамоте (младшая группа)
Развитие связной письменной речи на логопедических занятиях
Практика работы на школьном логопедическом пункте показывает, что нарушения письменной речи у младших школьников зачастую представлены сложной формой дисграфии. Для достижения положительной динамики в коррекции каждое логопедическое занятие должно быть направлено на решение комплекса задач: развивать навык звукобуквенного и слогового анализа, уточнять и развивать оптико-пространственные представления, развивать связную речь, совершенствовать функциональную базу речевых умений - высшие психические функции. На фоне объемной коррекции логопедических ошибок работа по развитию связной письменной речи оказывается включенной в рабочую программу фрагментарно, хотя данное направление становится особенно актуальным на занятиях с учащимися третьих и четвертых классов. В этот период обучения в школьной программе все чаще появляются задания, оценивающие уровень развития связной письменной речи учеников. Дети с речевыми проблемами, как правило, испытывают значительные трудности при программировании и конструировании собственных развернутых высказываний, адекватном подборе лексико-грамматических единиц, использовании языковых средств выразительности речи. Таким образом, работа по развитию связной речи предполагает систему занятий, в ходе которых поэтапно развиваются и совершенствуются необходимые речевые умения:
- речевые умения, обеспечивающие полноценное восприятие готового текста
- речевые умения, направленные на воспроизведение готового текста
- речевые умения, направленные на продуцирование собственного текста
- речевые умения, позволяющие использовать лексические средства, адекватные цели и стилистике высказывания
В связи с тем, что в рамках логопедических занятий не всегда удается проводить эту работу системно, стала очевидной необходимость регулярного включения упражнений по развитию связной письменной речи в ежедневные планы. Один из путей – при подборе речевого материала к занятию по коррекции дисграфии останавливать свой выбор не на отдельных словах и предложениях, а на тексте, с целью привития у учащихся навыка структурного и смыслового анализа данной единицы речи. Наряду с заданиями, направленными на коррекцию той или иной формы дисграфии, учащимся можно предложить следующие виды работ по развитию речи на материале предложенного текста:
- наблюдение за смысловым единством и видами связи предложений в тексте;
- выделение частей текста;
- определение логического порядка следования частей текста;
- определение темы текста и его частей;
- установление связи заголовка текста и его темы;
- установление типа текста;
- редактирование текста - исправление речевых ошибок;
- наблюдение за использованием лексических средств в тексте;
- объяснение значения слова;
- выяснение новых смысловых оттенков слова, используя разные способы словообразования;
- наблюдение за использованием лексических средств выразительности в тексте (синонимов, антонимов, паронимов, эмоционально-экспрессивной лексики фразеологизмов, пословиц)
- выбор точного слова;
- выделение важного по смыслу слова в предложении, тексте;
- подбор синонимов, которые могут служить заменой данному, и выяснение оттенков значений, различий употребления.
Важную роль на этапе работы с готовым текстом приобретает такой вид деятельности, как наблюдение за авторскими приемами и решениями. Необходимо привить учащимся умение видеть и оценивать языковые средства для самостоятельного и осознанного их применения в дальнейшем при написании сочинений и изложений.
В работе с текстом на логопедическом занятии выделяем несколько основных этапов, которые реализуются в том или ином объеме:
1 этап. Проблемное восприятие текста
На данном этапе в ходе работы с текстом решаются основные коррекционные задачи занятия. Примерные виды работ:
- определить границы слов и предложений в тексте;
- вставить пропущенные предлоги;
- восстановить деформированные по слоговому\звуковому составу слова;
- вставить пропущенные буквы (при коррекции нарушений фонемного распознавания и оптико-кинетических смешиваний);
- дописать окончания слов; и т.д.
2 этап. Структурно-композиционный анализ текста
- определение речевой единицы
- определение типа текста
- наблюдение за средствами связи предложений в тексте
3 этап. Смысловой анализ текста
- соответствие заголовка основной мысли
- адекватное использование языковых средств
- лексические средства выразительности
4 этап. Орфографическая работа - упражнения для развития орфографической зоркости.
Предложенная система работы позволяет комплексно подходить к коррекции речевых нарушений на логопедических занятиях; одновременно решая и задачи коррекционной работы данного этапа, и задачи формирования и развития у младших школьников навыков связной письменной речи.
Список литературы
- Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Устная связная речь. Лексика – М., 2008.
- Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Предложение. Текст – М., 2008.
- Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Связная письменная речь – М., 2010.
- Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1987.
- Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. – М., 2002.
- Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М., 2000.
- Щеголева Г.С. Система обучения связной письменной речи в начальной школе. – СПб., 2005.
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии языкового анализа и синтеза в 3 классе
Тема: Развитие навыка языкового анализа и синтеза на материале предложения и текста.
Грамматическая тема: Предложение. Текст. Главные и второстепенные члены предложения.
Лексическая тема: текст «Кот и дрозд»
Цель: Развивать навык языкового анализа и синтеза на материале предложения и текста.
Задачи:
- Закреплять навык дифференцирования понятия «слово – предложение – текст».
- Развивать навык синтеза предложений из слов в начальной форме.
- Развивать навык словоизменения.
- Развивать навык количественного и позиционного анализа слов в предложении.
- Актуализировать знания о частях речи и умения их выделять на фоне предложения.
- Закреплять умение выделять главные и второстепенные члены предложения и определять их роль.
- Развивать навык составления текста из предложений.
- Развивать логическое мышления и умение устанавливать причинно-следственные связи.
- Развивать умения подбора языковых средств связи предложений в тексте.
- Тренировать в умении подбирать заголовок, адекватный содержанию текста.
- Развивать связную речь.
Оборудование:
Презентация к занятию, включающая деформированный текст; инд. – раздаточный материал «Разрезные предложения»,
План занятия
- Организация начала занятия. Сообщение темы
- Основная часть
- Синтез предложений.
- Дифференциация понятий «слово» – «предложение»
- Развитие навыка языкового анализа на уровне предложения
- Актуализация знаний о частях речи и главных членах предложения
- Составление текста.
- Подбор языковых средств связи предложений в тексте
- Подбор заголовка к тексту.
- Подведение итогов.
Ход занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivantsova_a.v.razvitie_svyaznoy_pismennoy_rechi_na_logopedicheskih_zanyatiyah.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванцова Анна Владимировна,
учитель-логопед
ГБОУ ЦПМСС Выборгского района
Санкт-Петербурга
Развитие связной письменной речи на логопедических занятиях
Практика работы на школьном логопедическом пункте показывает, что нарушения письменной речи у младших школьников зачастую представлены сложной формой дисграфии. Для достижения положительной динамики в коррекции каждое логопедическое занятие должно быть направлено на решение комплекса задач: развивать навык звукобуквенного и слогового анализа, уточнять и развивать оптико-пространственные представления, развивать связную речь, совершенствовать функциональную базу речевых умений - высшие психические функции. На фоне объемной коррекции логопедических ошибок работа по развитию связной письменной речи оказывается включенной в рабочую программу фрагментарно, хотя данное направление становится особенно актуальным на занятиях с учащимися третьих и четвертых классов. В этот период обучения в школьной программе все чаще появляются задания, оценивающие уровень развития связной письменной речи учеников. Дети с речевыми проблемами, как правило, испытывают значительные трудности при программировании и конструировании собственных развернутых высказываний, адекватном подборе лексико-грамматических единиц, использовании языковых средств выразительности речи. Таким образом, работа по развитию связной речи предполагает систему занятий, в ходе которых поэтапно развиваются и совершенствуются необходимые речевые умения:
- речевые умения, обеспечивающие полноценное восприятие готового текста
- речевые умения, направленные на воспроизведение готового текста
- речевые умения, направленные на продуцирование собственного текста
- речевые умения, позволяющие использовать лексические средства, адекватные цели и стилистике высказывания
В связи с тем, что в рамках логопедических занятий не всегда удается проводить эту работу системно, стала очевидной необходимость регулярного включения упражнений по развитию связной письменной речи в ежедневные планы. Один из путей – при подборе речевого материала к занятию по коррекции дисграфии останавливать свой выбор не на отдельных словах и предложениях, а на тексте, с целью привития у учащихся навыка структурного и смыслового анализа данной единицы речи. Наряду с заданиями, направленными на коррекцию той или иной формы дисграфии, учащимся можно предложить следующие виды работ по развитию речи на материале предложенного текста:
- наблюдение за смысловым единством и видами связи предложений в тексте;
- выделение частей текста;
- определение логического порядка следования частей текста;
- определение темы текста и его частей;
- установление связи заголовка текста и его темы;
- установление типа текста;
- редактирование текста - исправление речевых ошибок;
- наблюдение за использованием лексических средств в тексте;
- объяснение значения слова;
- выяснение новых смысловых оттенков слова, используя разные способы словообразования;
- наблюдение за использованием лексических средств выразительности в тексте (синонимов, антонимов, паронимов, эмоционально-экспрессивной лексики фразеологизмов, пословиц)
- выбор точного слова;
- выделение важного по смыслу слова в предложении, тексте;
- подбор синонимов, которые могут служить заменой данному, и выяснение оттенков значений, различий употребления.
Важную роль на этапе работы с готовым текстом приобретает такой вид деятельности, как наблюдение за авторскими приемами и решениями. Необходимо привить учащимся умение видеть и оценивать языковые средства для самостоятельного и осознанного их применения в дальнейшем при написании сочинений и изложений.
В работе с текстом на логопедическом занятии выделяем несколько основных этапов, которые реализуются в том или ином объеме:
1 этап. Проблемное восприятие текста
На данном этапе в ходе работы с текстом решаются основные коррекционные задачи занятия. Примерные виды работ:
- определить границы слов и предложений в тексте;
- вставить пропущенные предлоги;
- восстановить деформированные по слоговому\звуковому составу слова;
- вставить пропущенные буквы (при коррекции нарушений фонемного распознавания и оптико-кинетических смешиваний);
- дописать окончания слов; и т.д.
2 этап. Структурно-композиционный анализ текста
- определение речевой единицы
- определение типа текста
- наблюдение за средствами связи предложений в тексте
3 этап. Смысловой анализ текста
- соответствие заголовка основной мысли
- адекватное использование языковых средств
- лексические средства выразительности
4 этап. Орфографическая работа - упражнения для развития орфографической зоркости.
Предложенная система работы позволяет комплексно подходить к коррекции речевых нарушений на логопедических занятиях; одновременно решая и задачи коррекционной работы данного этапа, и задачи формирования и развития у младших школьников навыков связной письменной речи.
Список литературы
- Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Устная связная речь. Лексика – М., 2008.
- Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Предложение. Текст – М., 2008.
- Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Связная письменная речь – М., 2010.
- Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1987.
- Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. – М., 2002.
- Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М., 2000.
- Щеголева Г.С. Система обучения связной письменной речи в начальной школе. – СПб., 2005.
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии языкового анализа и синтеза в 3 классе
Тема: Развитие навыка языкового анализа и синтеза на материале предложения и текста.
Грамматическая тема: Предложение. Текст. Главные и второстепенные члены предложения.
Лексическая тема: текст «Кот и дрозд»
Цель: Развивать навык языкового анализа и синтеза на материале предложения и текста.
Задачи:
- Закреплять навык дифференцирования понятия «слово – предложение – текст».
- Развивать навык синтеза предложений из слов в начальной форме.
- Развивать навык словоизменения.
- Развивать навык количественного и позиционного анализа слов в предложении.
- Актуализировать знания о частях речи и умения их выделять на фоне предложения.
- Закреплять умение выделять главные и второстепенные члены предложения и определять их роль.
- Развивать навык составления текста из предложений.
- Развивать логическое мышления и умение устанавливать причинно-следственные связи.
- Развивать умения подбора языковых средств связи предложений в тексте.
- Тренировать в умении подбирать заголовок, адекватный содержанию текста.
- Развивать связную речь.
Оборудование:
Презентация к занятию, включающая деформированный текст; инд. – раздаточный материал «Разрезные предложения»,
План занятия
- Организация начала занятия. Сообщение темы
- Основная часть
- Синтез предложений.
- Дифференциация понятий «слово» – «предложение»
- Развитие навыка языкового анализа на уровне предложения
- Актуализация знаний о частях речи и главных членах предложения
- Составление текста.
- Подбор языковых средств связи предложений в тексте
- Подбор заголовка к тексту.
- Подведение итогов.
Ход занятия
Ход занятия
Этап занятия | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность детей |
I Организация начала занятия Сообщение темы II Основная часть
III. Подведение итогов. | - Сегодня мы будем работать со словами, предложениями и текстом. - Откройте конверты и разложите содержимое на столе. Что перед вами? - Прочитайте слова и назовите картинки. - Назовите слова, обозначающие предметы. Какими частями речи они являются? - Назовите слова, обозначающие действия предметов. Какими частями речи они являются? - Назовите слова, обозначающие признаки предметов. Какими частями речи они являются? - Какие еще части речи есть в ваших предложениях? Можно ли эти слова связать по смыслу? - Давайте расставим эти слова в каком-нибудь порядке и прочитаем. Мы можем назвать группу слов, связанных по смыслу, предложением? - Как мы связываем слова? - Какая часть слова показывает изменение формы? Давайте свяжем слова, изменив их форму. Прочитайте, что получилось. - Сделайте вывод, когда группу слов мы называем предложением. - Давайте переставим слова в предложении и прочитаем другой вариант. - Запишите самый удачный вариант на лист бумаги крупными буквами. - Отложите свои предложения. - Кирилл, назови третье слово в своем предложении. - Юра, назови второе слово в твоем предложении… и т.д. - Назовите предлоги и слова, к которым они относятся. Запишите их в тетрадь, проверьте правописание. - Назовите главные члены предложения. Почему они называются главными? Если убрать все остальные слова, смысл предложения сохранится? - А если мы уберем главные, а оставим второстепенные члены предложения, оно продолжит своё существование? - Дима, скажи, о ком говорится в твоем предложении? -Саша, а кто герой твоего предложения? - Какой мы можем сделать вывод? - Как мы называем несколько предложений на одну тему? - Прочитайте свои предложения по очереди. Получился текст? - С чего все началось? - Максим, возьми свое предложение и выходи к доске. -Чем все закончилось? - Игнат, выходи со своим предложением к доске? - Дима, найди место своего предложения. -А теперь Саша. Правильно встала Саша? …. - Прочитаем, что получилось! - Давайте сделаем вывод. Как мы построили текст? -Верно. Учитель-логопед делает пометку на доске (элементы крокирования). На экране появляется собранный текст, но слова, называющие героев, заменены картинками. - Эти картинки помогают нам понять, что все предложения связаны одной темой, но в тексте мы их оставить не можем, давайте подумаем, какими словами мы можем их заменить. - Во-первых, давайте выберем одного кота. Который из них нам подойдет?
- Почему вы выбрали это изображение, в тексте о внешности кота что-нибудь говорится? Каких же частей речи не хватает в тексте, которые могли бы нам помочь, вы помните? - Вы видите, как важны эти слова! - По сюжету кот должен быть похож на этого, наверное!? -Возьмите листы и выберите слова, которыми можно заменить эту картинку, подчеркните их. -Что можно сказать о птице? Я помогу вам, на картинке изображен дрозд. -Давайте закончим текст, вставив подходящие слова. Можно ли в первое предложение вставить любое слово? - Прочитайте, что у вас получилось. - Чего не хватает тексту? - Верно, любой текст можно озаглавить, потому что название текста отражает его содержание. - Придумайте название и запишите вверху, над текстом, на оставленной строке. -Давайте подведём итоги. - Что мы сегодня выяснили относительно текста. Воспользуйтесь подсказкой- схемой. | - Картинки и слова. Кто? Кот, птица Что? Дом, дерево, гнездо-это имена сущ. Что сделал? Отбился, стал искать… - Можно. - Нет, слова в предложении нужно изменить, связать между собой. - Мы меняем их форму. - Окончание. Дети читают получившиеся предложения. - Группу слов мы называем предложением, когда они связаны по смыслу и грамматически. Дети меняют местами слова в предложении и зачитывают свои варианты. Дети записывают свои предложения. - Предлоги со словами пишутся раздельно. Дети называют подлежащие и сказуемые. - Да. - Без главных членов предложение не существует. - В моем предложении говорится о коте. - Кот и птица. - Предложения связаны по смыслу. - Несколько предложений на одну тему – текст. Дети читают свои предложения. - Текст не получается, предложения не в том порядке. Дети определяют порядок следования предложений в тексте и становятся соответственно друг за другом. Один учащийся читает текст. -Мы поставили по порядку несколько предложений, связанных по смыслу. - В тексте нет описания героев. Не хватает имен прилагательных. Дети работают на карточках. Кот, он, кот Васька, кот Фантик, разбойник, наш пушистый друг, обидчик. - Назвать ее породу. -Нет, можно вставить только слова, называющие этот предмет – кот или кот Васька, иначе будет не понятно, о ком речь. Дети работают самостоятельно на карточках. Учащиеся читают свои варианты. - Не хватает названия. -Текст состоит из предложений, связанных по смыслу, идущих в определенной последовательности. К тексту можно подобрать заголовок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья на тему: Развитие связной речи у детей с ОНР посредством экспериментально поисковой деятельности.
Систематизировать опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР посредством экспериментально поисковой деятельности.Я работаю воспитателем логопедической группы, и наблюдаю,...
Научно - методическая статья "Формирование положительной мотивации дошкольников с нарушениями речи на логопедических занятиях с помощью пальчикового театра".
Статья посвящена проблеме формирования положительной мотивации дошкольников с речевыми нарушениями в процессе коррекционно – логопедической работы. Приведены варианты игр и упражнений с куклами ...
Статья на тему: "Развитие связной речи посредством театрализованной игры"
laquo;Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и рабо...
Статья на тему:"Развитие связной речи дошкольников посредствам дидактических игр".
Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте является овладение связной речью, показывающей уровень культуры человека, его мышления и интеллекта. Возникнув впервые в раннем детстве в вид...
Статья на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста"
Статья о развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности...
Статья на тему "Развитие связной речи у детей 5-6 лет в процессе рассказывания по серии сюжетных картин."
Развитие связной речи является наиболее важной задачей в овладении родным языком ребенка. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная, четко выражена взаимосвязь умствен...
Статья на тему: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
Аннотация.Развитие речи детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры. Оно тесно связано...