РАЗВИТИЕ РЕЧЕСЛУХОВОЙ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
учебно-методический материал по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Лебедева Екатерина Викторовна

Данный материал содержит авторскую научно-обоснованную и опробированную методику по развитию речеслховой памяти в системе логопедического воздействия по устранению ОНР. Работа по развитию речеслуховой памяти включается в структуру работы по нормализации фонематических функций, лексико-грамматического строя речи, связной речи. Материал содержит картотеку с прмерными играми и упражнениями, может использоваться на логопедических занятиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechesluhovoy_pamyati.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речеслуховой памяти

у дошкольников с Общим недоразвитие речи

на логопедических занятиях.

Введение.

Изучение, диагностика и преодоление речевых расстройств у детей дошкольного возраста, вопросы усвоения ими норм и правил родного языка, овладение навыками грамотного речевого общения концентрируют пристальное внимание специалистов в области логопедии.

Среди многообразия речевых нарушений, диагностируемых специалистами, выделятся общее недоразвитие речи (ОНР). Дети с ОНР составляют большую часть контингента дошкольников логопедических групп.

Под общим недоразвитием речи понимается системное нарушение компонентов речи: фонетико-фонематического и лексико - грамматического.

Анализ логопедической литературы, а также собственные практические наблюдения показывают, что у данной категории детей нарушенными оказываются не только речь, но и другие высшие психические функции, в том числе и речеслуховая память.

Объяснить эту тенденцию можно научно-обоснованным положением о том, что формирование речи и других психических функций тесно связано между собой. Невербальные психические процессы являются базой для развития речи, в тоже время речь развивает, совершенствует и перестраивает психические функции (в нашем случае память).

Хочу отметить, что своевременное выявление недостатков речеслуховой памяти и последующая их коррекция, позволяет достигнуть наибольшей результативности в системе логопедической работы по устранению общего недоразвития речи.

Проблема моего исследования отражает определение эффективных путей коррекционной работы по развитию речеслуховой памяти в системе коррекционного логопедического воздействия по устранению ОНР.

Основная цель исследования заключается в обосновании и определении содержания коррекционного воздействия по нормализации речеслуховой памяти у дошкольников с ОНР.

При разработке  методики по развитию речеслуховой памяти у дошкольников, учитывалось положение о тесной взаимосвязи в развитии и функционировании высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, речи, мышление.

При определении содержания упражнений принимались во внимание и условия, способствующие успешному запоминанию информации.

Важно отметить, что работа по развитию речеслуховой памяти у дошкольников с ОНР включается в структуру работы по нормализации фонематических функций, лексико-грамматического строя речи и ведётся с учётом индивидуально-психологических особенностей проявления дефекта в соответствии с этапом логопедической коррекции. Это позволит осуществить более эффективную деятельность в данном направлении.

Развитие речеслуховой памяти в структуре преодоления речевых нарушений может быть реализовано  на различном материале в зависимости от симптоматики речевого нарушения, а также от программы обучения. Степень сложности предложенных упражнений определяется количеством и качеством речевого материала и может быть индивидуально дозирована.

Таким образом, результаты диагностической методики, учёт основных принципов коррекционной работы, анализ литературы по данной проблеме и практический опыт, позволили определить направления коррекционно-развивающей работы:

  1. развитие восприятия и внимания
  2. развитие мышления
  3. развитие речеслуховой памяти:
  • в структуре работы над фонематическими функциями
  • в структуре работы над лексикой
  • в структуре работы над грамматическим строем речи
  • с использованием мнемотехнических опор.

Примерные упражнения для развития речеслуховой памяти:

  1. В структуре работы над развитием фонематических функций

Упражнение 1

Речевой материал: аист, осы, ум, Аня, астра, окна, азбука

Инструкция:      Я буду называть слова. Запомни и назови слова, которые

начинаются со звука [ А ].

Примечание:     Аналогично выполнить задания с другими гласными и согласными звуками.


Упражнение 2

Речевой материал: ДОМ, СУК, МАК, СОМ, НОС, ТИР, СОК

Инструкция:      Я буду называть слова. Запомни и назови слова, в которых

слышится звук [О ].

Примечание:     Аналогично выполнить задания с другими гласными и согласными звуками.

Упражнение 3

Речевой материал: маки, дома, танки, окно, деревья, ноги

Инструкция:      Я буду называть слова. Запомни и назови слова, которые заканчиваются звуком [ И ].

Примечание:     Аналогично выполнить задания с другими гласными и согласными звуками.

Упражнение 4

Речевой материал: ДОСКА, СОК, КОТЫ, МАК, КИТ, ПАРТА

Инструкция:      Я буду называть слова. Запомни и назови слова, в которых

слышится один гласный звук.

Упражнение 5

Речевой материал:  СОК, ДОМА, КАША, КОТ, РАК,

Инструкция:      Я буду называть слова. Запомни и назови слова, в которых   слышится два гласных звука.

Упражнение 6

Речевой материал: ТОК - ТУК - ТИК - ТАК

Инструкция:      Я буду называть слова. Запомни, какими звуками они отличаются.

Упражнение 7

Речевой материал: НОС, КИТ, ПОТ, ДУШ

Инструкция:     Я буду называть слова. Назови каждое слово по звукам, которые его составляют. Запомни все названные слова.

Упражнение 8

Речевой материал:  КРОТ, ГОД, КОТ, ГУСЬ, ГОЛОВА, КУЛИЧ

Инструкция:      Запомни и назови сначала слова, которые начинаются со звука  [ К], затем со звука [ Г ].

Примечание:     Аналогично выполнить задания на дифференциацию других звуков.


Упражнение 9

Речевой материал: ДОМ, ДУШ, ТОК, ТАНК, ДАЧА, ТУЧИ

Инструкция:      Я буду называть слова. Если услышишь слово, содержащее звук [Д]                             -нарисуй квадратик, если слово содержит звук [Т] - нарисуй кружок. Постарайся запомнить все услышанные слова. Используя запись, вспомни и назови слова.

Примечание:     Аналогично выполнить задания на дифференциацию других звуков.

Упражнение 10

Речевой материал:  СВЕТ, СТЕКЛО, ДОМ, МОСТ, РАКЕТА, ЛЫЖИ

Инструкция:     Я буду называть слова. Запомни и назови слова, которые        заканчиваются согласным (гласным) звуком.

Упражнение 11

Речевой материал: ТАНК, КОТЫ, КИТ, КАРТА, СПОРТ, ТУЧА

Инструкция:      Я буду называть слова. Запомни и назови слова, в которых

звук [ Т ] слышится в середине слова.

 Примечание:     Аналогично выполнить задания с другими согласными

звуками.

Упражнение 12

Речевой материал:  СУП, ПОЛКА, САПОГ, ПУТЬ, КОМПОТ, СЕРП Инструкция:      Укажи на схеме место звука [ П ] в слове (начало, середина, конец) и воспроизведи по схемам слова.

Примечание:     Аналогично выполнить задания с другими согласными

звуками.

Упражнение 13

Речевой материал:  КИТ, МАК, НОГИ, ТЕНЬ

Инструкция:      Составь звуковую схему слов. По схемам вспомни и назови слова.

Упражнение 14

Речевой материал: ТОК, РУКИ, ГОЛОВА, СОК, ДОМ

Инструкция:      Запомни и назови слова, в которых три звука.

II. В структуре работы над развитием лексики

Упражнение 1

Речевой материал:  НАЗВАНИЯ ДЕРЕВЬЕВ

Инструкция:      «Соберем букет листьев». Я называю дерево. Повтори название моего дерева, назови своё и т. д.   •

Примечание:     Игра проводится сначала в медленном темпе, затем темп возрастает.

Упражнение 2

Речевой материал:  НАЗВАНИЯ ОВОЩЕЙ (ФРУКТОВ)

Инструкция:      «Соберем урожай овощей»

«Соберем урожай фруктов»

Примечание:     Игра проводится сначала в медленном темпе, затем темп

возрастает.

Упражнение 3

Речевой материал:  ГАЛКА, ВОРОБЕЙ , СОРОКА, ГОЛУБЬ

Инструкция:      Я назову слова. Запомни и назови в том же порядке.

Примечание:     Аналогично задание проводится для всех лексических тем.

Упражнение 4

Речевой материал: ЛИСТ, СОЛНЦЕ, ПОМИДОР, ЕЛКА, ТРАВА

Инструкция:     Я назову слова. Запомни и назови слова, которые могут

обозначать предметы зеленого цвета

Примечание:     Аналогично задание проводится с другими цветами.

Упражнение 5

Речевой материал:  КОТ, КОЗА, СОБАКА, КОРОВА, СВИНЬЯ

Инструкция:      Я назову слова. Запомни и выложи картинки в том же

порядке.

Примечание:     Задание может выполняться на любом материале (цифры,

разноцветные кружки и т.п.).

III. В структуре работы над развитием грамматического строя речи

Упражнение 1

Речевой материал:  СТОЛ, СТУЛ, ДИВАН, КРОВАТЬ, КРЕСЛО, ШКАФ

Инструкция:      Я назову слова. Запомни и назови, чего не стало?

Упражнение 2

Речевой материал:  ГЛАЗА, РУКА, ЖИВОТ, ЛИЦО

Инструкция:      Запомни слова и назови, указав принадлежность (мой / моя / мои / моё)

Упражнение 3

Речевой материал: ДОМ, ОКНО, КОМНАТА,  ЛИФТ

Инструкция:      Запомни слова и назови, указав размер (большой / маленький)

Упражнение 4

Речевой материал: МЕХ, КОЖА, ШЕРСТЬ, ТРЯПКА

Инструкция:      Запомни слова и назови, ответив на вопрос «Из чего сделано?» («Какой?»).

Упражнение 5

Речевой материал: ТИХО, ДАЛЕКО, НИЗКО, УЗКО

Инструкция:      Запомни слова и назови, сказав наоборот (антонимы).

Упражнение 6    

Речевой материал:  ЕЛКИ, ИГРУШКИ, СНЕЖИНКИ, ХЛОПУШКИ

Инструкция:      Запомни слова и назови, изменив множественное число на единственное.

Упражнение 7

Речевой материал: Я  ГУЛЯЮ, Я ЧИТАЮ, Я ИГРАЮ, Я ПЬЮ

Инструкция:      Запомни слова и назови, изменив первое лицо на третье (мы...).

Упражнение 8

Речевой материал: ДОРОГА,  ДОМ, УЛИЦА, МАШИНА

Инструкция:      Запомни слова и назови, ответив на вопрос «Что мы видели в окно?».

Упражнение 9

Речевой материал: ЛИСТ, ЦВЕТОК, КОРЕНЬ

Инструкция:      Запомни слова и назови с числом 2.

Упражнение 10        .     '

Речевой материал: ЧАШКА, КАСТРЮЛЯ, НОЖ, ВИЛКА

Инструкция:      Запомни слова и назови с числом 5.

Упражнение 11

Речевой материал: Стихотворение

 Инструкция:      О чем говорилось в стихотворении?

Упражнение 12

Речевой материал: ЗАЯЦ, ВОЛК, МЕДВЕДЬ, БЕЛКА

Инструкция:      Запомни слова и назови детенышей (птенцов).

Упражнение 13

Речевой материал:  ГАЛКА, СКВОРЕЦ, КУКУШКА, ВОРОНА

Инструкция:      Запомни слова и назови, кто за кем прилетел?

IV  С использованием мнемотехники.

Упражнение 1

Речевой материал: банан, апельсин, слива, арбуз, яблоко, киви

Инструкция:      Я назову слово. Закрась кружок соответствующим цветом. По цвету вспомни исходные слова.

Упражнение 2

Речевой материал: клен, дуб, осина, рябина, каштан

Инструкция:      Я буду называть слова. Почувствуй форму листьев с

закрытыми глазами (тактильные ощущения) и вспомни исходные слова.

Упражнение 3

Речевой материал: ПОМИДОР, РОЗА, МЯЧ, КОШКА

 Инструкция:     Я буду называть слово. Представь это слово и подбери к нему определения. Вспомни исходные слова.

Упражнение 4

Речевой материал:  зеленый, твердый, веселый, деревянный

Инструкция:     Я буду называть слово. Нарисуй, что ты представляешь,

услышав это слово. По своим рисункам вспомни исходные слова.

Упражнение 5

Речевой материал:   САНКИ, ПТИЦА, КОРАБЛЬ, БОРЬБА

Инструкция:     Я назову слово, изобрази действие, с которым

ассоциируется это слово. Вспомни исходные слова.

Упражнение 6

Речевой материал: 1) мост-река, луна-небо, зима-снег, цветок-букет

2) посуда-звон, диван-окно, лимон-карандаш, гора-треугольник

Инструкция:      Назови, какая связь может быть между словами и

постарайся их запомнить. Я назову слово, а ты - пару к нему.

Упражнение 7

Речевой материал: РАССКАЗ

Инструкция: Будем запоминать рассказ.

Примечание: Сначала прочитать рассказ, а потом выделить главные мысли рассказа. Для этого нужно несколько раз задать два вопроса к тексту: о ком (или о чем) говорится вначале текста и что об этом говорится. После того, как ответишь на эти вопросы, их снова нужно задать: о ком (или о чем) говорится дальше и что об этом говорится. И таким образом до конца текста.


Упражнение 8

Речевой материал: СТИХОТВОРЕНИЕ

Инструкция:      Будем заучивать стихотворение.

Примечание:     Рекомендуется использовать так называемую "систему накопления". "Система накопления" основывается на теории, что способность запоминать и припоминать может увеличиваться от системы прогрессивных упражнений и частого обращения к запоминаемому материалу. Суть метода: берется какое-либо стихотворение, запоминается первая строчка (фраза) таким образом, чтобы было понятно значение каждого слова, точно запомнено место каждого слова (возможность повторить строку в обратном порядке). Таким же образом запоминается вторая строка. Затем необходимо опять повторить первую строку и после ее точного воспроизведения - вторую. Далее запоминается третья строка и т. д.

Прибавлением строк развивается способность запоминать (т. е. объем запоминания), постоянным повторением достигается возможность легко припоминать и. воспроизводить.

Данное упражнение может быть растянуто во времени, и постоянное его применение развивает не только долговременную память, но и волевые процессы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.

В старшем дошкольном возрасте наиболее значимой, ведущей в психическом развитии ребенка является память (Эльконин Д.Б., 1989). С одной стороны, память является функцией интегративной, во многом ...

Направления коррекционной работы по развитию памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Данная статья рассказывает  об особенностях развития памяти у детей с общим недоразвитием речи. У детей с общим недоразвитием речи, развитие памяти имеет свои особенности и требует применения спе...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Статья на тему: "Логопедическая работа по развитию восприятия текста у дошкольников с общим недоразвитием речи....

ЭФФЕКТИВНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ КОРРЕКЦИИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ, НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Целью данного доклада является ответ на вопрос эффективно ли использовать   индивидуально-ориентированные упражнения при коррекции просодической стороны речи старших дошкольников с общи...

Опыт работы по развитию слухоречевой памяти у дошкольников седьмого года жизни с ОВЗ на логопедических занятиях в условиях логопункта

Развитие слухоречевой памяти у дошкольников 7-го года жизни с ОВЗ на логопедических занятиях в условиях логопункта. Представлены этапы и общее направление работы....

Развитие речеслуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

В данной статье раскрывается проблема формирования и коррекции слухоречевой памяти детей дошкольного возраста с ТНР. Обозначены игры на развитие памяти, которые могут найти применение в ДОУ и семье....

О важности дидактических игр в развития номинативного словаря, а также речевого внимания и памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи

Согласно статистике, среди дошкольников старшего возраста с каждым годом все больше встречаются дети данной категории. Это проблема как для самих детей, так и для их родителей. Наличие у ребенка ОНР п...