РАЗВИТИЕ РЕЧЕСЛУХОВОЙ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
учебно-методический материал по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Данный материал содержит авторскую научно-обоснованную и опробированную методику по развитию речеслховой памяти в системе логопедического воздействия по устранению ОНР. Работа по развитию речеслуховой памяти включается в структуру работы по нормализации фонематических функций, лексико-грамматического строя речи, связной речи. Материал содержит картотеку с прмерными играми и упражнениями, может использоваться на логопедических занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechesluhovoy_pamyati.docx | 30.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речеслуховой памяти
у дошкольников с Общим недоразвитие речи
на логопедических занятиях.
Введение.
Изучение, диагностика и преодоление речевых расстройств у детей дошкольного возраста, вопросы усвоения ими норм и правил родного языка, овладение навыками грамотного речевого общения концентрируют пристальное внимание специалистов в области логопедии.
Среди многообразия речевых нарушений, диагностируемых специалистами, выделятся общее недоразвитие речи (ОНР). Дети с ОНР составляют большую часть контингента дошкольников логопедических групп.
Под общим недоразвитием речи понимается системное нарушение компонентов речи: фонетико-фонематического и лексико - грамматического.
Анализ логопедической литературы, а также собственные практические наблюдения показывают, что у данной категории детей нарушенными оказываются не только речь, но и другие высшие психические функции, в том числе и речеслуховая память.
Объяснить эту тенденцию можно научно-обоснованным положением о том, что формирование речи и других психических функций тесно связано между собой. Невербальные психические процессы являются базой для развития речи, в тоже время речь развивает, совершенствует и перестраивает психические функции (в нашем случае память).
Хочу отметить, что своевременное выявление недостатков речеслуховой памяти и последующая их коррекция, позволяет достигнуть наибольшей результативности в системе логопедической работы по устранению общего недоразвития речи.
Проблема моего исследования отражает определение эффективных путей коррекционной работы по развитию речеслуховой памяти в системе коррекционного логопедического воздействия по устранению ОНР.
Основная цель исследования заключается в обосновании и определении содержания коррекционного воздействия по нормализации речеслуховой памяти у дошкольников с ОНР.
При разработке методики по развитию речеслуховой памяти у дошкольников, учитывалось положение о тесной взаимосвязи в развитии и функционировании высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, речи, мышление.
При определении содержания упражнений принимались во внимание и условия, способствующие успешному запоминанию информации.
Важно отметить, что работа по развитию речеслуховой памяти у дошкольников с ОНР включается в структуру работы по нормализации фонематических функций, лексико-грамматического строя речи и ведётся с учётом индивидуально-психологических особенностей проявления дефекта в соответствии с этапом логопедической коррекции. Это позволит осуществить более эффективную деятельность в данном направлении.
Развитие речеслуховой памяти в структуре преодоления речевых нарушений может быть реализовано на различном материале в зависимости от симптоматики речевого нарушения, а также от программы обучения. Степень сложности предложенных упражнений определяется количеством и качеством речевого материала и может быть индивидуально дозирована.
Таким образом, результаты диагностической методики, учёт основных принципов коррекционной работы, анализ литературы по данной проблеме и практический опыт, позволили определить направления коррекционно-развивающей работы:
- развитие восприятия и внимания
- развитие мышления
- развитие речеслуховой памяти:
- в структуре работы над фонематическими функциями
- в структуре работы над лексикой
- в структуре работы над грамматическим строем речи
- с использованием мнемотехнических опор.
Примерные упражнения для развития речеслуховой памяти:
- В структуре работы над развитием фонематических функций
Упражнение 1
Речевой материал: аист, осы, ум, Аня, астра, окна, азбука
Инструкция: Я буду называть слова. Запомни и назови слова, которые
начинаются со звука [ А ].
Примечание: Аналогично выполнить задания с другими гласными и согласными звуками.
Упражнение 2
Речевой материал: ДОМ, СУК, МАК, СОМ, НОС, ТИР, СОК
Инструкция: Я буду называть слова. Запомни и назови слова, в которых
слышится звук [О ].
Примечание: Аналогично выполнить задания с другими гласными и согласными звуками.
Упражнение 3
Речевой материал: маки, дома, танки, окно, деревья, ноги
Инструкция: Я буду называть слова. Запомни и назови слова, которые заканчиваются звуком [ И ].
Примечание: Аналогично выполнить задания с другими гласными и согласными звуками.
Упражнение 4
Речевой материал: ДОСКА, СОК, КОТЫ, МАК, КИТ, ПАРТА
Инструкция: Я буду называть слова. Запомни и назови слова, в которых
слышится один гласный звук.
Упражнение 5
Речевой материал: СОК, ДОМА, КАША, КОТ, РАК,
Инструкция: Я буду называть слова. Запомни и назови слова, в которых слышится два гласных звука.
Упражнение 6
Речевой материал: ТОК - ТУК - ТИК - ТАК
Инструкция: Я буду называть слова. Запомни, какими звуками они отличаются.
Упражнение 7
Речевой материал: НОС, КИТ, ПОТ, ДУШ
Инструкция: Я буду называть слова. Назови каждое слово по звукам, которые его составляют. Запомни все названные слова.
Упражнение 8
Речевой материал: КРОТ, ГОД, КОТ, ГУСЬ, ГОЛОВА, КУЛИЧ
Инструкция: Запомни и назови сначала слова, которые начинаются со звука [ К], затем со звука [ Г ].
Примечание: Аналогично выполнить задания на дифференциацию других звуков.
Упражнение 9
Речевой материал: ДОМ, ДУШ, ТОК, ТАНК, ДАЧА, ТУЧИ
Инструкция: Я буду называть слова. Если услышишь слово, содержащее звук [Д] -нарисуй квадратик, если слово содержит звук [Т] - нарисуй кружок. Постарайся запомнить все услышанные слова. Используя запись, вспомни и назови слова.
Примечание: Аналогично выполнить задания на дифференциацию других звуков.
Упражнение 10
Речевой материал: СВЕТ, СТЕКЛО, ДОМ, МОСТ, РАКЕТА, ЛЫЖИ
Инструкция: Я буду называть слова. Запомни и назови слова, которые заканчиваются согласным (гласным) звуком.
Упражнение 11
Речевой материал: ТАНК, КОТЫ, КИТ, КАРТА, СПОРТ, ТУЧА
Инструкция: Я буду называть слова. Запомни и назови слова, в которых
звук [ Т ] слышится в середине слова.
Примечание: Аналогично выполнить задания с другими согласными
звуками.
Упражнение 12
Речевой материал: СУП, ПОЛКА, САПОГ, ПУТЬ, КОМПОТ, СЕРП Инструкция: Укажи на схеме место звука [ П ] в слове (начало, середина, конец) и воспроизведи по схемам слова.
Примечание: Аналогично выполнить задания с другими согласными
звуками.
Упражнение 13
Речевой материал: КИТ, МАК, НОГИ, ТЕНЬ
Инструкция: Составь звуковую схему слов. По схемам вспомни и назови слова.
Упражнение 14
Речевой материал: ТОК, РУКИ, ГОЛОВА, СОК, ДОМ
Инструкция: Запомни и назови слова, в которых три звука.
II. В структуре работы над развитием лексики
Упражнение 1
Речевой материал: НАЗВАНИЯ ДЕРЕВЬЕВ
Инструкция: «Соберем букет листьев». Я называю дерево. Повтори название моего дерева, назови своё и т. д. •
Примечание: Игра проводится сначала в медленном темпе, затем темп возрастает.
Упражнение 2
Речевой материал: НАЗВАНИЯ ОВОЩЕЙ (ФРУКТОВ)
Инструкция: «Соберем урожай овощей»
«Соберем урожай фруктов»
Примечание: Игра проводится сначала в медленном темпе, затем темп
возрастает.
Упражнение 3
Речевой материал: ГАЛКА, ВОРОБЕЙ , СОРОКА, ГОЛУБЬ
Инструкция: Я назову слова. Запомни и назови в том же порядке.
Примечание: Аналогично задание проводится для всех лексических тем.
Упражнение 4
Речевой материал: ЛИСТ, СОЛНЦЕ, ПОМИДОР, ЕЛКА, ТРАВА
Инструкция: Я назову слова. Запомни и назови слова, которые могут
обозначать предметы зеленого цвета
Примечание: Аналогично задание проводится с другими цветами.
Упражнение 5
Речевой материал: КОТ, КОЗА, СОБАКА, КОРОВА, СВИНЬЯ
Инструкция: Я назову слова. Запомни и выложи картинки в том же
порядке.
Примечание: Задание может выполняться на любом материале (цифры,
разноцветные кружки и т.п.).
III. В структуре работы над развитием грамматического строя речи
Упражнение 1
Речевой материал: СТОЛ, СТУЛ, ДИВАН, КРОВАТЬ, КРЕСЛО, ШКАФ
Инструкция: Я назову слова. Запомни и назови, чего не стало?
Упражнение 2
Речевой материал: ГЛАЗА, РУКА, ЖИВОТ, ЛИЦО
Инструкция: Запомни слова и назови, указав принадлежность (мой / моя / мои / моё)
Упражнение 3
Речевой материал: ДОМ, ОКНО, КОМНАТА, ЛИФТ
Инструкция: Запомни слова и назови, указав размер (большой / маленький)
Упражнение 4
Речевой материал: МЕХ, КОЖА, ШЕРСТЬ, ТРЯПКА
Инструкция: Запомни слова и назови, ответив на вопрос «Из чего сделано?» («Какой?»).
Упражнение 5
Речевой материал: ТИХО, ДАЛЕКО, НИЗКО, УЗКО
Инструкция: Запомни слова и назови, сказав наоборот (антонимы).
Упражнение 6
Речевой материал: ЕЛКИ, ИГРУШКИ, СНЕЖИНКИ, ХЛОПУШКИ
Инструкция: Запомни слова и назови, изменив множественное число на единственное.
Упражнение 7
Речевой материал: Я ГУЛЯЮ, Я ЧИТАЮ, Я ИГРАЮ, Я ПЬЮ
Инструкция: Запомни слова и назови, изменив первое лицо на третье (мы...).
Упражнение 8
Речевой материал: ДОРОГА, ДОМ, УЛИЦА, МАШИНА
Инструкция: Запомни слова и назови, ответив на вопрос «Что мы видели в окно?».
Упражнение 9
Речевой материал: ЛИСТ, ЦВЕТОК, КОРЕНЬ
Инструкция: Запомни слова и назови с числом 2.
Упражнение 10 . '
Речевой материал: ЧАШКА, КАСТРЮЛЯ, НОЖ, ВИЛКА
Инструкция: Запомни слова и назови с числом 5.
Упражнение 11
Речевой материал: Стихотворение
Инструкция: О чем говорилось в стихотворении?
Упражнение 12
Речевой материал: ЗАЯЦ, ВОЛК, МЕДВЕДЬ, БЕЛКА
Инструкция: Запомни слова и назови детенышей (птенцов).
Упражнение 13
Речевой материал: ГАЛКА, СКВОРЕЦ, КУКУШКА, ВОРОНА
Инструкция: Запомни слова и назови, кто за кем прилетел?
IV С использованием мнемотехники.
Упражнение 1
Речевой материал: банан, апельсин, слива, арбуз, яблоко, киви
Инструкция: Я назову слово. Закрась кружок соответствующим цветом. По цвету вспомни исходные слова.
Упражнение 2
Речевой материал: клен, дуб, осина, рябина, каштан
Инструкция: Я буду называть слова. Почувствуй форму листьев с
закрытыми глазами (тактильные ощущения) и вспомни исходные слова.
Упражнение 3
Речевой материал: ПОМИДОР, РОЗА, МЯЧ, КОШКА
Инструкция: Я буду называть слово. Представь это слово и подбери к нему определения. Вспомни исходные слова.
Упражнение 4
Речевой материал: зеленый, твердый, веселый, деревянный
Инструкция: Я буду называть слово. Нарисуй, что ты представляешь,
услышав это слово. По своим рисункам вспомни исходные слова.
Упражнение 5
Речевой материал: САНКИ, ПТИЦА, КОРАБЛЬ, БОРЬБА
Инструкция: Я назову слово, изобрази действие, с которым
ассоциируется это слово. Вспомни исходные слова.
Упражнение 6
Речевой материал: 1) мост-река, луна-небо, зима-снег, цветок-букет
2) посуда-звон, диван-окно, лимон-карандаш, гора-треугольник
Инструкция: Назови, какая связь может быть между словами и
постарайся их запомнить. Я назову слово, а ты - пару к нему.
Упражнение 7
Речевой материал: РАССКАЗ
Инструкция: Будем запоминать рассказ.
Примечание: Сначала прочитать рассказ, а потом выделить главные мысли рассказа. Для этого нужно несколько раз задать два вопроса к тексту: о ком (или о чем) говорится вначале текста и что об этом говорится. После того, как ответишь на эти вопросы, их снова нужно задать: о ком (или о чем) говорится дальше и что об этом говорится. И таким образом до конца текста.
Упражнение 8
Речевой материал: СТИХОТВОРЕНИЕ
Инструкция: Будем заучивать стихотворение.
Примечание: Рекомендуется использовать так называемую "систему накопления". "Система накопления" основывается на теории, что способность запоминать и припоминать может увеличиваться от системы прогрессивных упражнений и частого обращения к запоминаемому материалу. Суть метода: берется какое-либо стихотворение, запоминается первая строчка (фраза) таким образом, чтобы было понятно значение каждого слова, точно запомнено место каждого слова (возможность повторить строку в обратном порядке). Таким же образом запоминается вторая строка. Затем необходимо опять повторить первую строку и после ее точного воспроизведения - вторую. Далее запоминается третья строка и т. д.
Прибавлением строк развивается способность запоминать (т. е. объем запоминания), постоянным повторением достигается возможность легко припоминать и. воспроизводить.
Данное упражнение может быть растянуто во времени, и постоянное его применение развивает не только долговременную память, но и волевые процессы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА.
В старшем дошкольном возрасте наиболее значимой, ведущей в психическом развитии ребенка является память (Эльконин Д.Б., 1989). С одной стороны, память является функцией интегративной, во многом ...
Направления коррекционной работы по развитию памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Данная статья рассказывает об особенностях развития памяти у детей с общим недоразвитием речи. У детей с общим недоразвитием речи, развитие памяти имеет свои особенности и требует применения спе...
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Статья на тему: "Логопедическая работа по развитию восприятия текста у дошкольников с общим недоразвитием речи....
ЭФФЕКТИВНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ КОРРЕКЦИИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ, НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Целью данного доклада является ответ на вопрос эффективно ли использовать индивидуально-ориентированные упражнения при коррекции просодической стороны речи старших дошкольников с общи...
Опыт работы по развитию слухоречевой памяти у дошкольников седьмого года жизни с ОВЗ на логопедических занятиях в условиях логопункта
Развитие слухоречевой памяти у дошкольников 7-го года жизни с ОВЗ на логопедических занятиях в условиях логопункта. Представлены этапы и общее направление работы....
Развитие речеслуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
В данной статье раскрывается проблема формирования и коррекции слухоречевой памяти детей дошкольного возраста с ТНР. Обозначены игры на развитие памяти, которые могут найти применение в ДОУ и семье....
О важности дидактических игр в развития номинативного словаря, а также речевого внимания и памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи
Согласно статистике, среди дошкольников старшего возраста с каждым годом все больше встречаются дети данной категории. Это проблема как для самих детей, так и для их родителей. Наличие у ребенка ОНР п...