Развитие мелкой моторики руки и речи на логопедических занятиях
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Наши руки не знают скуки». Развитие мелкой моторики руки и речи на логопедических занятиях.
В последние годы у вновь прибывших детей в дошкольные образовательные учреждения отмечается недоразвитие мелкой моторики кистей рук, речевые навыки развиты недостаточно, речь таких детей малопонятна для окружающих, не соответствует возрастным нормам.
Опрос, анкетирование и беседы с родителями позволяют определить, что в семье не всегда уделяется должное внимание развитию мелкой моторики пальцев рук у своего ребенка. А уровень знаний и умений большинства из них в данной области невысок.
Данная проблема в будущем может отрицательно сказаться на усвоении детьми школьной программы, если не будет проведено специальной коррекционной работы.
Таким образом, в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой ручной моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов.
В результате своей деятельности я нашла наиболее продуктивный и результативный вид работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи: совершенствование у них речи средствами развития мелкой моторики руки на этапе автоматизации поставленных звуков.
При подборе игровых упражнений на развитие мелкой моторики с сопутствующим развитием речи я придерживаюсь следующих принципов:
Игровые упражнения должны приносить детям радость;
Личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;
Постепенное усложнение заданий;
Наличие сопутствующих заданий, направленных на развитие речи, автоматизацию поставленных звуков.
1) Составление фигур из счетных палочек.
В работе с дошкольниками я использую счетные палочки. Предлагаемые упражнения не только развивают ручную умелость, ловкость, координацию, но и речь, мышление, воображение, сообразительность; помогает ввести ребенку в речь правильное произнесение поставленного звука; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помогут детям овладеть конструктивными навыками. Занятия со счетными палочками продуктивны и для формирования математических представлений у дошкольников.
Составление фигур из палочек начинается с простого изображения.
В процессе выполнения задания необходимо объяснять ребенку, как называется та или иная фигура, как ее сложить. Показ образцов изображений сопровождается стихами, изображениями реальных предметов, загадками.
Это необходимо для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный, но и слуховой образ, а также для поддержания интереса к данному виду деятельности.
Выполняют дети и творческие задания, дающие возможность проявить свою фантазию. Кроме того, дошкольники также играют в игры на развитие внимания с использованием выполненных изображений («Угадай, что изменилось»).
Дошкольники выполняют задание на выкладывание букв, слогов, слов, цифр из палочек (задания: «Выложи из палочек свое имя», «Напиши палочками, какое сейчас время года», и пр.).
Если ребенку с дислалией такие задания кажутся легкими, то у детей с дизартрией вызывают затруднения.
2) Использование прищепок
Прищепки – не только средство для удержания белья на веревке, но и прекрасный способ тренировать щипковый захват у детей. Кроме того, система заданий, направленная на развитие речи, делает упражнения с прищепками интересными, познавательными.
Оборудование: 50 – 70 прищепок разного цвета, фигуры из картона (желтый круг – солнышко, коричневая полоска – земля; фигура ежика (без иголок, стрекозы (без крыльев, дерево (без листьев, тучи, яблока и др.).
Этапы работы:
1. Ребенок прикрепляет прищепки к одной из фигур.
2. Ребенок крепит прищепки к нескольким фигурам, объединенным в сюжет.
3. Проговариваются чистоговорки, скороговорки.
В конце любого этапа проводится речевая работа.
Примерные задания:
• Дать определение (расскажи, какой у тебя получился ежик? Представь и расскажи, какое это яблоко) .
• Образовать сущ. Р. п. ед. ч. или мн. ч. (чего нет у солнышка – лучиков. Чего не хватает у стрекозы – крыльев).
• Образовать сущ. с уменьшительно - ласкательными суффиксами («назови предметы перед тобой ласково: солнце – солнышко, луч -, трава -. , еж - … и др.) .
• Повтори чистоговорку. Например, при составлении фигуры «солнышко» в рамках автоматизации у ребенка звука С: со-со-со – засияло колесо; Са-са-са – солнце встало в небеса, и др.
• Придумать рассказ, сказку, стишок. В качестве темы рассказа может быть предложенная педагогом или выбранная ребенком. Например: «Сказка о веселом ежике», «Стрекоза и ежик» и др.
• Сделать осеннее (летнее, зимнее) дерево. В соответствии с темой занятия ребенок с помощью прищепок делает летнее дерево (зеленые прищепки, осеннее (желтые, красные, оранжевые прищепки, зимние (белыми прищепками изображаются снежинки). Затем ребенок рассказывает, почему он выбрал прищепки такого цвета, называет приметы этого времени года.
• Найти прищепке «домик» нужного цвета. Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, по краю которых наклеены цветные полоски; набор цветных прищепок. Можно предложить играть в эту игру сразу двум детям. Они берут по одному стаканчику, на которых цветные полоски наклеены в разном порядке, и крепят прищепки на полоску нужного цвета (красную прищепку на красную полоску и т. д.) В игру можно включить соревновательный момент: «Кто быстрее найдет домик прищепкам? ».
3) Выкладывание фигур из шнурков, рисование ниткой
Шнурки используются на логопедических занятиях не только для обучения завязывания узелков. С помощью них можно и рисовать.
На первом этапе ребенку предлагается образец, по которому нужно выложить на столе фигуру из шнурка. Фигуры могут быть следующие: «груша», «яблоко», «лодка», «бантик», «узор» и д. т. При кажущейся простоте данный вид работы труден для детей с неразвитой мелкой моторикой: шнурок норовит выскользнуть, повернуться в другую сторону, его длины поначалу не хватает для выкладывания фигуры.
При условии усвоения этого задания переходим к следующему этапу: нужно выложить фигуру при помощи шнурка, не имея перед глазами образца. Ребенку нужно подключить воображение, представить зрительный образ нужной фигуры и затем создать.
«Рисование ниткой» предлагается тем детям, кто освоил выполнение фигур из шнурков. Нитки – боле тонкий, чем шнурок, материал, поэтому для данной работы требуется еще большая сосредоточенность и концентрация внимания. Пальчики ребенка должны действовать осторожно, чтобы неловким движением не повредить хрупкую фигуру.
Поняв основы работы с ниткой по образцу, дети предлагают свои образы, сюжеты, которые они выкладывают.
4) Обведение трафаретов
Обведение трафаретов используется как часть заданий при рисунке штрихом. При данном виде работы дети учатся координировать свои движения рук: одна рука придерживает трафарет, в другой находится карандаш. Нужно обвести фигуру, чтобы трафарет не соскользнул, не сместился. Затем фигура, полученная при обведении, дорисовывается: например, собаке мы рисуем глаза, нос, рот, ошейник, штрихом показываем направление ворса на ее шерсти. Рыбкам мы рисуем глаза, чешую, рисунки на туловище и т. д.
При этом мы обязательно называет части того, что рисуем: части тела у животных (голова, лапы, хвост, спина, живот, уши); части тела у рыб (плавники, голова, хвост); части дерева (корень, ствол, ветки, листья) и т. д.
После того, как закончено обведение и штриховка, мы представляем и характер животного, какое оно: доброе или злое, грустное или веселое.
Детям нравится придумывать рассказы о том, что они нарисовали. Задача логопеда при этом – не только выслушать ребенка, но и направлять сюжет для выстраивания его в логический рассказ, а не в поток несвязных предложений, т. к. дети с ОНР испытывают трудности при составлении связного рассказа.
Слова в построенных ими предложениях зачастую неверно синтаксически и грамматически оформлены, могут подменяться и путаться значения слов. В этом случае педагог исправляет неточности, ребенок произносит исправленное предложение еще раз.
5) Нанизывание катушек, собирание бус
Нанизывание катушек, собирание бус предлагается детям, освоившим работу со шнурками, умеющим завязывать узелки. Проводится в виде игры: «Сделай бусы для куклы», «Сделай бусы для мамы», «Соберем браслет», «Соберем узор».
Сначала ребенку предлагается собрать узор по образцу, катушки из-под ниток разного цвета выкладываются с учетом получения симметричного рисунка. Ребенок надевает катушки или бусины крупного размера на нитку. Затем концы шнурка завязываются на два узелка, чтобы бусы не рассыпались. Бусы можно примерить самому ребенку или надеть на куклу, игрушку.
Затем ребенку предлагается собрать красивый узор, самому составив его из россыпи катушек или бусин.
После того, как ребенок соберет бусы, проговариваются чистоговорки с включением в них автоматизируемого у ребенка звука.
Например: ша-ша-ша – наша Маша хороша;
ра-ра-ра – одену бусы я с утра;
су-су-су – в бусах видели лису;
ла-ла-ла – бусинка мала, и др.
6) Собирание развивающих пазлов
В арсенале логопеда имеются развивающие пазлы фабричного производства, которые используются на индивидуальных логопедических занятиях. Чаще данный вид работы предлагается дошкольникам с ОНР, ЛГНР, так как тематика пазлов предполагает расширение и уточнение словаря, закрепление правильного употребления грамматических форм.
7) Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры
Пальчиковые игры дают возможность родителям и педагогам играть с детьми, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Персонажи и образы наших пальчиковых игр - паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица – нравятся детям, они с удовольствием повторяют за логопедом тексты и движения.
На этапе автоматизации звука у дошкольников я использую пальчиковых кукол. (Например, при автоматизации звука «Л» - сказки «Курочка Ряба», «Колобок»).
За время работы следует отметить, что движения пальцев рук у детей стали более точными, скоординированными, дети быстрее могут сложить пальчиками нужную фигуру, появляется интонационная окрашенность речи у детей со стертой дизартрией, повышается интерес к занятиям, преодолевается речевой негативизм. В начале знакомства с пальчиковыми играми дети с трудом запоминают стихотворные тексты, сосредотачиваясь на пальчиках. После нескольких занятий с такими упражнениями дети запоминают тексты и проговаривают их вместе с логопедом. На данном этапе берутся стишки, содержащие автоматизируемый у данного ребенка звук.
8) Использование сухого бассейна
Массаж пальцев рук благотворно влияет на развитие мелкой моторики, на подвижность пальчиков, обостряет тактильные ощущения и успокаивает нервную систему. Как же организовать массаж пальцев рук на индивидуальных логопедических занятиях? Выход нашелся в использовании сухого бассейна. Он представляет собой пластиковую коробку из-под торта, наполненную горохом. Разработаны задания, позволяющие проводить массаж пальцев рук в форме игры и попутно развивать речь детей:
Нарисуй на горохе прямую (извилистую) дорожку. Прошагай по ней пальчиками (указательным и средним, повторяя на каждом шаге (проговаривается автоматизируемый звук, слог или слово с ним).
Представь, что тебе нужно замесить тесто (ребенок погружает в горох обе руки и имитирует замес теста) .
Найди спрятанную игрушку и наощупь определи, что это (перед этим логопед прячет фигурку в горохе так, чтобы ребенок ее не видел) .
Найди игрушки, но достань только ту, в которой есть звук… (называется автоматизируемый звук – работа по развитию фонематического слуха).
Нарисуй на горохе букву или цифру.
Сухой бассейн используется периодически в зависимости от индивидуальности ребенка. Так, детям с неустойчивым вниманием и повышенной возбудимостью этот вид работы предлагается чаще, так как отмечено успокаивающее действие сухого бассейна. Дело в том, что на кончиках пальцев находится большое количество нервных окончаний.
При перебирании пальчиками гороха, у ребенка улучшается микроциркуляция крови; монотонные действия концентрируют внимание, а в целом этот вид деятельности доставляет ребенку положительные эмоции, приятные ощущения.
Из опыта работы отмечено, что детям никогда не надоедает играть в сухом бассейне. Они сами становятся инициаторами новых игр.
Данный вид работы – мобильная структура, в которую можно вносить изменения, дополнения, исправления. Ее можно использовать для детей с нарушениями речи и для детей с нормальным уровнем речевого развития; в детском саду и в домашних условиях.
За 4 года, что я работаю по данной разработке, отмечается стойкий положительный эффект у детей с ОНР. Родители и воспитатели таких детей отмечают, что ребята «догнали» своих сверстников с нормальным речевым развитием, уровень развития мелкой моторики, фонематического слуха и звукопроизношения поднялся с низкого до среднего.
Литература
1. Александрова Т. В. Сказки на кончиках пальцев //Дошкольная педагогика. Октябрь, 2008
2. Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. – М. 2006
3. Байда Е., Илюхина Н. Счетные палочки //Дошкольное воспитание, 1/2009
4. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук. М., 2006
5. Воробьева В. А. Воспитание сенсомоторной культуры детей с нарушениями речи //Дошкольная педагогика/Май Июнь/2006
6. Горбушина С. Б. // Дошкольная педагогика/Ноябрь/2007
7. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. М., 2004
8. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М., 1978
9. Комаишко С. В. Мир под рукой: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у дошкольников //Логопед, 1/2007
10. Крупенчук О. И. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией //Дошкольная педагогика//Ноябрь Декабрь/2005
11. Метельская Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях, М., 2008
12. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика. М., 2002.
13. Хвостовцев А. Ю. Развиваем мелкую моторику. Комплекс упражнений «Умные ручки». Новосибирск, 2009
14. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб. 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики руки на тему: "Путешествие в подводный мир"
Занятие направлено на развитие мелкой моторики через исследовательскую деятельность детей по подводному миру....
Консультация для воспитателей "Влияние развития мелкой моторики руки на речь детей раннего возраста"
Консультация для воспитателей "Влияние развития мелкой моторики руки на речь детей раннего возраста"Освоение родного языка является важнейшим достижением преддошкольника.Словарь ребенка особенно...
Взаимосвязь развития мелкой моторики руки и речи детей.
Взаимосвязь развития мелкой моторики руки и речи детей.Изучение уровня развития мелкой моторики в стенах дошкольного учреждения, является стандартной процедурой. Она входит в блок диагностики степени ...
Игротренинг для родителей по развитию мелкой моторики "Рука развивает речь"
Данный практикум проводится с родителями детей среднего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. В ходе мероприятия раскрывается положительное воздействие мелкой моторики пальцев рук на разв...
«Говорящая фасоль» как средство развития мелкой моторики и закрепления звукопроизношения на логопедических занятиях
Уже много лет в своей работе, я использую на своих занятиях фасоль, как альтернативу пескотерапии.Самое главное отличие и безусловное преимущество в использовании фасоли, это отсутствие проявления алл...
Опыт работы по развитию мелкой моторики По теме: «Пальчиковая живопись, как инструмент развития мелкой моторики руку детей дошкольного возраста»
Публикация на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....
Проект «Подготовка руки дошкольника к письму и совершенствование речи посредством развития мелкой моторики руки»
В современном образовании приоритетным является создание условий для всесторонней подготовки ребенка к школе, в частности, формирования его руки к письму. Уровень подготовки руки н...