Специфика работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения.
методическая разработка по логопедии

Анжелика Радиковна Хайретдинова

Учителю-логопеду важно знать специфику работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения, потому что это поможет ему эффективно выполнять свою работу и достичь лучших результатов в коррекции речевых нарушений, профилактике зрительного утомления и компенсации зрительной недостаточности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsifika_raboty_logopeda_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения.

 
Нарушения зрения отрицательно сказывается на:

-нервно-психическом статусе детей;

- двигательной активности и

- ориентировке в пространстве;

-развитии познавательной деятельности;

- общем речевом развитии.

Специфика речевых нарушений у детей со зрительной патологией:

-не понимают смысловую сторону слова;

-используют слова, усвоенные на чисто

вербальной основе;

-накапливают в речи слова без конкретного

содержания.

Ограничение визуального контроля за языковыми и невербальными средствами общения приводят к тому, что проблемы со звукопроизношением

встречаются в 2 раза чаще, чем у детей с нормой.

Особенности речевого развития детей с нарушениями зрения.

Первый уровень. Отмечаются единичные нарушения звукопроизношения, что не позволяет данный уровень, рассматривать в качестве речевой нормы.

опирается на общедидактические и тифлопедагогические принципы построения коррекционной помощи.

Второй уровень. Активный словарь ограничен, допускаются ошибки в соотнесении слова и образа предмета, в употреблении обобщающих понятий, грамматических категорий, а также в составлении предложений и развернутых рассказов. Нарушения звукопроизношения детей этого уровня выражаются в различных видах сигматизма, ротацизма, ламбдацизма, парасигматизма, параротацизма, параламбдацизма. Отмечается также недостаточная сформированность слуховой и произносительной дифференциации звуков и фонематических представлений. Фонематический анализ не сформирован                                                                                   Третий уровень. Экспрессивная речь отличается бедностью словаря. На низком уровне находятся соотнесенность слова и образа предмета и знание обобщающих понятий. Связная речь аграмматична, состоит из перечислений и одно-двухсловных предложений. Нет развернутых рассказов. Множественные нарушения звукопроизношения. Недостаточно сформирована слуховая и произносительная дифференциация звуков. На низком уровне находится формирование фонематического анализа и синтеза.

Четвертый уровень. Экспрессивная речь крайне ограничена, имеются значительные нарушения в соотнесении слова — образа предмета и обобщающих понятий. Связная речь состоит из отдельных слов. Отмечаются эхолалии. С заданиями, направленными на выявление качественной стороны грамматического строя речи, дети не справляются, не выполняют они и задания на слуховую дифференциацию звуков. Отмечается полная несформированность процессов фонематического анализа и синтеза

Особенности логопедической работы с детьмиимеющими нарушения зрения :

-Использование стимульного материала в зависимости от зрительной патологии ребенка.

-Учет зрительной нагрузки,включение в занятия гимнастики для глаз.

-Переключение со зрительного восприятия на тактильное и слуховое.

-Размещение детей на занятии с учетом рекомендаций тифлопедагога.

-Индивидуализация подхода к коррекции речи у детей с нарушениеми зрения.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АДАПТАЦИИ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ :

-Иллюстративный материал максимально реальный и четкий

-Для наглядных пособий использовать красный, оранжевый и желтый цвета

-Нельзя использовать картины с блестящей поверхностью.

-Картины вешать на уровне глаз

-При фронтальной демонстрации картин детям можно выходить к доске для лучшего

рассматривания

-Для раздаточного материала лучше использовать силуэтные рисунки

-Раздаточный материал при сходящемся косоглазии (направление взора вверх и

вдаль, высокой близорукости, нистагме располагать на подставке,

-при расходящемся косоглазии (направление взора вниз и вблизи) наглядный материал

лучше положить на стол.

-Если ребенку врач назначает окклюдор, то ребенок стоит у доски со стороны открытого глаза (наклейка на левом глазу, ребенок стоит справа.

Наклейка на правом глазу, ребенок стоит от доски слева).

-Необходимо помнить, что для детей с нарушениями зрения характерна аномалия синего и фиолетового цветов.

Острота зрения - Размер пособий

0,4 и выше 2 см

0,2-0,3 2-3 см

0,05-0,1 3-4 с

0,01-0,04 4-5 см

Посадка детей за столы:

1. Дети с низкой остротой зрения занимают первые места.

2. При светобоязни нужно посадить ребенка так, чтобы не было прямого раздражающего попадании света в глаза.

3. При сходящем косоглазии место ребенка на занятиях в центре.

4. При разной остроте зрения обоих глаз ребенка необходимо посадить лучше видящим глазом к центру.

5. Рабочая поверхность при расходящемся косоглазии должна быть горизонтальной, а при сходящемся – вертикальной, при миопии, глаукоме – вертикальной

6. Расстояние от глаз ребенка до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см.

7. Темп занятий должен быть снижен.

8. Обязательно проводить специальную гимнастику для глаз, физкультминутки и минуты отдыха.

Совместная работа логопеда, воспитателя, тифлопедагога создает систему, которая обеспечивает речевую базу для школьного обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых форм взаимодействия с родителями в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения

Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компе...

«Модель системы коррекционно-развивающей деятельности в ДОУ с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения».

Коррекционно-развивающая деятельность с детьми осуществляется в тесной взаимосвязи с комплексом лечебно-восстановительного процесса на основе максимального сближения медицинских и педагогических сре...

Горизонтальный пластический балет - технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста имеющих нарушения зрения.

Горизонтальный пластический балет - технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста имеющих  нарушения зрения....

«Специфика овладения навыками ориентировки детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения»

Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; у них значительно хуже развиты пространственные представления, словесные об...

Особенности работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения.

Речевые нарушения у детей с нарушением зрения встречаются гораздо чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников. Эти нарушения имеют различную форму и степень тяжести....

Видео картотека как способ развития связной речи в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи.

Видео картотека (мультипликационная) по лексическим темам.Работа с видеокартотекой происходит следующим образом: К сборникам мультфильмов подобраннных  соответственно определенной лексическо...