Специфика работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения.
методическая разработка по логопедии
Учителю-логопеду важно знать специфику работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения, потому что это поможет ему эффективно выполнять свою работу и достичь лучших результатов в коррекции речевых нарушений, профилактике зрительного утомления и компенсации зрительной недостаточности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifika_raboty_logopeda_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx | 19.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфика работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения.
Нарушения зрения отрицательно сказывается на:
-нервно-психическом статусе детей;
- двигательной активности и
- ориентировке в пространстве;
-развитии познавательной деятельности;
- общем речевом развитии.
Специфика речевых нарушений у детей со зрительной патологией:
-не понимают смысловую сторону слова;
-используют слова, усвоенные на чисто
вербальной основе;
-накапливают в речи слова без конкретного
содержания.
Ограничение визуального контроля за языковыми и невербальными средствами общения приводят к тому, что проблемы со звукопроизношением
встречаются в 2 раза чаще, чем у детей с нормой.
Особенности речевого развития детей с нарушениями зрения.
Первый уровень. Отмечаются единичные нарушения звукопроизношения, что не позволяет данный уровень, рассматривать в качестве речевой нормы.
опирается на общедидактические и тифлопедагогические принципы построения коррекционной помощи.
Второй уровень. Активный словарь ограничен, допускаются ошибки в соотнесении слова и образа предмета, в употреблении обобщающих понятий, грамматических категорий, а также в составлении предложений и развернутых рассказов. Нарушения звукопроизношения детей этого уровня выражаются в различных видах сигматизма, ротацизма, ламбдацизма, парасигматизма, параротацизма, параламбдацизма. Отмечается также недостаточная сформированность слуховой и произносительной дифференциации звуков и фонематических представлений. Фонематический анализ не сформирован Третий уровень. Экспрессивная речь отличается бедностью словаря. На низком уровне находятся соотнесенность слова и образа предмета и знание обобщающих понятий. Связная речь аграмматична, состоит из перечислений и одно-двухсловных предложений. Нет развернутых рассказов. Множественные нарушения звукопроизношения. Недостаточно сформирована слуховая и произносительная дифференциация звуков. На низком уровне находится формирование фонематического анализа и синтеза.
Четвертый уровень. Экспрессивная речь крайне ограничена, имеются значительные нарушения в соотнесении слова — образа предмета и обобщающих понятий. Связная речь состоит из отдельных слов. Отмечаются эхолалии. С заданиями, направленными на выявление качественной стороны грамматического строя речи, дети не справляются, не выполняют они и задания на слуховую дифференциацию звуков. Отмечается полная несформированность процессов фонематического анализа и синтеза
Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения :
-Использование стимульного материала в зависимости от зрительной патологии ребенка.
-Учет зрительной нагрузки,включение в занятия гимнастики для глаз.
-Переключение со зрительного восприятия на тактильное и слуховое.
-Размещение детей на занятии с учетом рекомендаций тифлопедагога.
-Индивидуализация подхода к коррекции речи у детей с нарушениеми зрения.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АДАПТАЦИИ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ :
-Иллюстративный материал максимально реальный и четкий
-Для наглядных пособий использовать красный, оранжевый и желтый цвета
-Нельзя использовать картины с блестящей поверхностью.
-Картины вешать на уровне глаз
-При фронтальной демонстрации картин детям можно выходить к доске для лучшего
рассматривания
-Для раздаточного материала лучше использовать силуэтные рисунки
-Раздаточный материал при сходящемся косоглазии (направление взора вверх и
вдаль, высокой близорукости, нистагме располагать на подставке,
-при расходящемся косоглазии (направление взора вниз и вблизи) наглядный материал
лучше положить на стол.
-Если ребенку врач назначает окклюдор, то ребенок стоит у доски со стороны открытого глаза (наклейка на левом глазу, ребенок стоит справа.
Наклейка на правом глазу, ребенок стоит от доски слева).
-Необходимо помнить, что для детей с нарушениями зрения характерна аномалия синего и фиолетового цветов.
Острота зрения - Размер пособий
0,4 и выше 2 см
0,2-0,3 2-3 см
0,05-0,1 3-4 с
0,01-0,04 4-5 см
Посадка детей за столы:
1. Дети с низкой остротой зрения занимают первые места.
2. При светобоязни нужно посадить ребенка так, чтобы не было прямого раздражающего попадании света в глаза.
3. При сходящем косоглазии место ребенка на занятиях в центре.
4. При разной остроте зрения обоих глаз ребенка необходимо посадить лучше видящим глазом к центру.
5. Рабочая поверхность при расходящемся косоглазии должна быть горизонтальной, а при сходящемся – вертикальной, при миопии, глаукоме – вертикальной
6. Расстояние от глаз ребенка до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см.
7. Темп занятий должен быть снижен.
8. Обязательно проводить специальную гимнастику для глаз, физкультминутки и минуты отдыха.
Совместная работа логопеда, воспитателя, тифлопедагога создает систему, которая обеспечивает речевую базу для школьного обучения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование новых форм взаимодействия с родителями в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения
Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компе...
Рекомендации по проведению логопедической работы по формированию и коррекции грамматического строя с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение зрения.
В статье подобраны рекомендации для логопедов, воспитателей и родителей, имеющих детей с нарушением зрения....
«Модель системы коррекционно-развивающей деятельности в ДОУ с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения».
Коррекционно-развивающая деятельность с детьми осуществляется в тесной взаимосвязи с комплексом лечебно-восстановительного процесса на основе максимального сближения медицинских и педагогических сре...
Горизонтальный пластический балет - технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста имеющих нарушения зрения.
Горизонтальный пластический балет - технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста имеющих нарушения зрения....
«Специфика овладения навыками ориентировки детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения»
Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; у них значительно хуже развиты пространственные представления, словесные об...
Особенности работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения.
Речевые нарушения у детей с нарушением зрения встречаются гораздо чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников. Эти нарушения имеют различную форму и степень тяжести....
Видео картотека как способ развития связной речи в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи.
Видео картотека (мультипликационная) по лексическим темам.Работа с видеокартотекой происходит следующим образом: К сборникам мультфильмов подобраннных соответственно определенной лексическо...