Горизонтальный пластический балет - технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста имеющих нарушения зрения.
консультация

Шевелева Светлана Александровна

Горизонтальный пластический балет - технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста имеющих  нарушения зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Горизонтальный пластический балет - технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста имеющих  нарушения зрения.

Проблема сохранения и укрепления здоровья ребёнка в современных условиях является приоритетной. На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья. [1, с. 21].  Это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья, приведут к положительным результатам. Среди множества факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени сформированности его естественной потребности в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.

По сравнению с нормально видящими сверстниками,  дошкольники  с нарушенным зрением характеризуются меньшей подвижностью, нечеткостью координации движений, снижением темпа их выполнения, ловкости, ритмичности[1, с. 20]. Дети данной категории испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении упражнений на равновесие. Это обусловлено недостаточным зрительным контролем, низкой остротой зрения, характером нарушения зрения. Врачами – ортопедами было выявлено, что 96% дошкольников с нарушением зрения имеют нарушения осанки. Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья являются особой категорией, поэтому перед нами возникла необходимость поиска разнообразных форм  работы по данному направлению. Если занятия физическими упражнениями для нормально видящих детей – это способ активного развития, то для ребенка с нарушением зрения физическая культура является основным средством устранения отклонений в двигательной системе. В связи с этим привлечение обучающихся к активным занятиям физической культурой рассматривается как важное звено в комплексе коррекционно-развивающей работы. Положительными особенностями применения физических упражнений являются:

- универсальность (в организме нет ни одного органа, который не реагировал бы на движение);

- отсутствие отрицательного побочного действия (при использовании оптимальных физических нагрузок);

- возможность длительного применения, которое не имеет ограничений, переходя из  профилактического в общеоздоровительное и тренировочное.

Своевременное использование системы физического воспитания как эффективного средства коррекции и компенсации нарушенных функций позволяет предупредить появление вторичных отклонений в развитии детей с нарушениями зрения.

Необходимо в практической деятельности определить как сохранные, так и нарушенные двигательные способности. При оценке  двигательной сферы дошкольника с ОВЗ обязательно будут присутствовать как те, так и другие. Важно  не только выявить эти особенности, но и достаточно точно подобрать соответствующие упражнения. В целях создания целостной системы здоровьесбережения дошкольников со зрительными патологиями очень важной  является организация  развивающей двигательной среды. Достаточно актуальным является целесообразный подбор инновационных образовательных программ в соответствии с федеральным образовательным  стандартом дошкольного образования ДО, с приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий.    Острота проблемы состоит в том, что дошкольники с нарушением зрения  нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтён весь комплекс соматических, физических проблем.

Необходимость работы в данном направлении возникла по ряду причин:

- нарушение зрения отрицательно влияет на овладение детьми движениями, ориентировкой в пространстве, сказывается на общем физическом развитии детей и состоянии здоровья;

- ограничение двигательной активности  вследствие нарушений зрения, в результате чего возникает ряд вторичных отклонений и не только в физическом развитии, но и ослабляются познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление) .

Пластический балет- это направление оздоровительной  направленности строится на использовании новой технологии, которая включает в себя режим «горизонтальных поз». Он как нельзя лучше подходит для работы с дошкольниками 6-7 лет,  имеющими нарушения зрительных функций[2, с. 2], так как он проходит в щадящем режиме.

Занятия пластическим балетом способствуют развитию силы и, статической выносливости отдельных мышечных групп, ловкости и подвижности в суставах, а так же повышению общей работоспособности и выносливости. Они являются отличным средством развития и укрепления опорно-двигательного аппарата. С помощью упражнений пластического балета можно избирательно воздействовать на отдельные мышечные группы и суставы, ликвидировать недостатки физического развития и моторики у дошкольников с нарушением зрения.

Такое направление, как пластический  балет включает в себя  элементы танца. Через музыку и движение дошкольники с нарушением зрения быстрее овладевают основными движениями, устраняются недостатки физического   и функционального  развития. У обучающихся улучшается координация движений, общая моторика, развивается гибкость.

      Новизна данной технологии заключается в том, что педагог вместе с детьми при помощи рисунка движений, через элементы пластики, эстетической гимнастики и элементов йоги воспроизводят окружающий их мир. При этом учитываются индивидуальные соматические и  физические возможности детей с нарушением зрения.

      Практическая значимость  технологии пластического балета состоит в систематическом применении умеренных по интенсивности упражнений с регулируемой физической нагрузкой, способствующих укреплению здоровья  обучающихся со зрительными нарушениями.

   Эта технология предусмотривает  построение оздоровительного  процесса на основе интеграции образовательных областей: (физического,социально-коммуникативного, познавательного, художественно-эстетического развития) как важного принципа организации работы с дошкольниками в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

    Применение в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ этой технологии гарантирует детям со зрительными нарушениями правильное развитие функциональных систем организма и служит  профилактикой  нарушений опорно-двигательного аппарата. У обучающихся улучшается координация движений, общая моторика, развивается гибкость.

    Пластический балет учит дошкольников:

- преодолевать недостатки двигательных качеств: точность, координацию движений, гибкость, общую выносливость;

- формировать и закреплять навыки правильной осанки, достигать ее стабилизации при выполнении жизненно необходимых положений и движений;

- развивать у дошкольников навыки самостоятельной пространственной ориентировки;

- воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества движений;

- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Методика этой технологии заключается в том что все упражнения выполняются в лежаче – горизонтированных позах (упражнения в положении лёжа на спине, на животе, упражнения на боку, упражнения в переворачиваниях со спины на живот и наоборот, упражнения в упоре сзади, ползание по-пластунски, на средних и высоких четвереньках, упражнения в положении сидя, на низких и высоких коленях). Не исключаются движения и в положении стоя. Слово «пластический» отражает характер движений, рекомендуемых в «горизонтальном пластическом балете» [3, с. 24]. Все движения, преимущественно в начале программы  плавные, мягкие, пластичные. Они словно растягиваются по времени. В программе исключены быстрые, резкие, инерционные движения, которые противопоказаны дошкольникам с  глубоким нарушением зрения. Слово «балет» сразу подчеркивает, что физические упражнения выполняются под соответствующую музыку, с использованием элементов хореографии. Движения в горизонтальном пластическом балете должны быть красивыми, изящными, законченными, с сохранением необходимых поз, жестов, мимики.

 Относительно медленный, плавный стиль движений под музыку благоприятно сказывается на снятии зрительного утомления. Все упражнения сопровождаются текстом-сказкой, которая  позволяет, развивать интеллект и формировать у детей необходимые духовные качества.

                          Литература

1.Сековец Л.С Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушением зрения. Москва, 2008.

2.Ефименко Н.Е Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. Москва, 2009.

3. Ефименко. Физическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Методические рекомендации - ДРОФА, 2014.

4. Деркунская, В.А. Образовательная область «Здоровье» / В.А. Деркунская. – С-Пб.: Детство-Пресс , 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование инновационных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста, как средство развития двигательной активности детей».

Так как же сделать физкультурное занятие радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника?Выход нашла, соединив положительные качества традиционной программы и внедрения  инноваци...

опыт работы на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста».

Исходная ситуацияКонцепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает ...

"Горизонтальный пластический балет как одна из форм оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста"

Горизонтальный пластический балет позволяет отойти от традиционных физкультурных занятий, объединив положительные черты художественной гимнастики, балета, аэробики, музыкального занятия. Он оказывает ...

Здоровьесберегающие технологии в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста. Технология музыкального воздействия.

Здоровьесберегающие технологии в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста. Технология музыкального воздействия....

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...

Из опыта работы "Здоровьесберегающие технологии как система музыкально-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста"

Используя здоровьесберегающие технологии в системе музыкально – оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста решаются следующие задачи:-развитие специальных музыкальных способностей: коо...