Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ТНР "Сказочный мир Корнея Чуковского"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ТНР "Сказочный мир Корнея Чуковского"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_skazochnyy_mir_korneya_chukovskogo.docx | 40.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД
в подготовительной группе компенсирующего вида для детей 6-7 лет с ТНР
«Сказочный мир Корнея Чуковского».
Составила: Учитель-логопед Великая Татьяна Валентиновна
Программное содержание
Цель: Развитие речевой активности детей с нарушением речи через сказку.
Образовательные задачи:
- Уточнение и расширение предметного словаря по темам: «Посуда». «Дикие животные» «Насекомые».
- Активизация словаря признаков и действий.
- Расширение словаря антонимов.
- Совершенствование грамматического строя речи:
- образование и употребление существительных в форме родительного падежа в ед. ч. без предлога;
- упражнять в согласовании прилагательных и существительных, существительных и глаголов по родам.
- Совершенствование навыков словообразования:
- образование относительных прилагательных от существительных;
- образование существительных при помощи суффиксов.
- Совершенствование навыков и умений работать со схемами, составление предложений с предлогами по схемам (употребление предлогов «на», «над», «под», «в», «с»)
Коррекционные:
- Автоматизация звук Р в словах и предложениях.
- Развитие речевого дыхания.
- Развитие тонкой и общей моторики.
- Развитие связной речи.
- Совершенствование навыков звукового анализа.
- Развитие фонематического слуха.
- Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, познавательной активности.
- Совершенствование навыков системного анализа (использование метода «Системный оператор» (технология ТРИЗ)
Воспитательные:
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.
- Воспитание гигиенических навыков.
- Воспитание интереса и любви к чтению.
- Воспитание бережного отношения к живой природе.
Предварительная работа: Беседа о творчестве К.И. Чуковского. Чтение сказок, их обсуждение, заучивание отрывков. Просмотр мультфильмов. Рассматривание иллюстраций к сказкам К. И. Чуковского.
Оборудование:
Магнитная доска, фланелеграф, пятиэкранная таблица «системный оператор» (технология ТРИЗ); звуковая линейка для определения позиции звука в слове; солнце с лучиками, воздушный шар и корзинка, объёмное «чудо-дерево».
Демонстрационный материал:
Портрет К.И. Чуковского. Книги: 6 сказок Чуковского. Плоскостные персонажи сказок: Федора, доктор Айболит, муха Цокотуха, Мойдодыр, Крокодил с солнцем, Бибигон.
Предметы посуды (деревянная, металлическая, пластиковая, стеклянная, глиняная, фарфоровая)
Раздаточный материал:
Предметные картинки (самовар, мыло, чернильница, солнце, таблетки, сковорода) с номерами (1-6)
Картинки животных (жираф, комар, корова, муравей, ворона, рысь, тигр).
6 пирогов (плоскостные), фрукты, ягоды для украшения пирогов на липучках, 6 тарелок одноразовых.
Картинки для работы с системным оператором (сказка «Мойдодыр»).
Игра с фонариками (фонарики (6 шт.) картинки детёныши с мамами (медведица с медвежонком, волчица с волчонком, зайчиха с зайчонком, лиса с лисёнком, ежиха с ежонком, белка с бельчонком).
Игра-вертушка «собери картинку» (чашка, чайник, тарелка, сахарница, кувшин, супница).
Предметные картинки, модели предлогов и слов-действий для составления схем предложений (по сказке «Приключения Бибигона»)
Структура занятия:
- Вводная часть. Приветствие. Воздушный шар со сказочными персонажами.
- Основная часть.
- П/Г «Воздушный шар».
- Дыхательное упражнение «Насос».
- Игра-вертушка «собери картинку» (посуда) (сказка «Федорино горе).
- Игра «помоги животным найти свою очередь» (определи позицию звука Р в слове) (сказка «Доктор Айболит»).
- Составление предложений с предлогами, (сказка «Приключения Бибигона»).
- Игра «Помоги Мухе украсить пироги» (словообразование) (сказка «Муха Цокотуха»).
- Метод «Системный оператор» (объект «Мойдодыр»)
Физминутка
- Игра с фонариками (образование названий детёнышей и мам диких животных) (сказка «Краденное солнце»)
- Заключительная часть. Рефлексия. Солнце.
Чудо-дерево (сюрпризы для детей)
Ход занятия
Приветствие.
Ребята у нас сегодня гости, давайте подарим гостям свои улыбки и скажем «Доброе утро!»
Вводная часть.
Звучит телефонный звонок. Разговор по телефону.
Л.: У меня зазвонил телефон.
Алло! Кто говорит?!
А что случилось?
На воздушном шарике?
Ветер?
Хорошо, если встретим, вернём.
До свидания!
Л.: Ребята, сказочные герои решили полетать на воздушном шарике, но подул сильный ветер, и их унесло в неизвестном направлении. Сообщили, что какой-то воздушный шар видели на территории нашего сада. Я предлагаю посмотреть в окно, а вдруг, увидим, что-нибудь интересное (подходим к окну, на подоконнике воздушный шар с корзинкой)
Л: Воздушный шар! Он приземлился на наш подоконник. Посмотрим, кто же путешествует в корзинке? (дети называют персонажей сказок и называют из каких сказок).
Дети: Мойдодыр, Муха Цокотуха, Федора, Доктор Айболит, Крокодил, Бибигон.
А кто же написал все эти чудесные сказки? (К.И. Чуковский)
Основная часть
Речь с движением и дыхательное упражнение.
(Ребята стоят вокруг воздушного шара)
Ребята, а шар совсем сдулся!
Целый день они летали. На большом воздушном шаре Вот и сдулся шар воздушный Стал теперь совсем ненужный, Но если шарик накачать, Будет он опять летать. | Поочерёдное соединение пальцев на обеих руках с большими пальцами Соединить пальцы обеих рук в «шар» Соединить ладошки «шар сдулся» Покачивание ладошек в стороны «Сделать шар» пальцами Поднять «шар» вверх |
Сейчас мы шар накачаем, (дети выполняют дыхательное упражнение «Насос»), вдох носом, выдох ртом, на выдохе произносим Т-РРРР (5 раз)
Л: Я пообещала, что всех сказочных персонажей мы вернём в свои сказки. А где живут сказки? (сказки живут в книгах)
Определяем очерёдность, дети выбирают картинки с предметами из сказок, на которых номер (мыло, чернильница, самовар, таблетки, сковорода, солнце)
Л: Кого первого мы будем возвращать в сказку?
1 Ребёнок: Мы будем возвращать в сказку Федору
Сказка «Федорино горе»
Л. Федора теперь аккуратная хозяйка, она всю посуду перемыла, перечистила:
Как называется посуду из дерева,? (посуда из дерева называется деревянная)
из металла (металлическая)
из стекла (стеклянная)
из пластика (пластиковая)
из глины (глиняная),
из фарфора (фарфоровая)
У Федоры разбилась вся фарфоровая посуда.
Поможем Федоре сделать посуду целой.
Дети собирают картинку (игра-вертушка), и называют посуду:
У меня фарфоровая чашка.
У меня фарфоровая сахарница.
У меня фарфоровая тарелка.
У меня фарфоровый чайник.
У меня фарфоровая конфетница.
У меня фарфоровый кувшин.
Федоре помогли. Кого дальше мы будем возвращать в сказку, выберет (2 ребёнок)
2 Ребёнок: Мы будем возвращать в сказку Доктора Айболита
Сказка «Доктор Айболит»
2 ребёнок находит книгу «Доктор Айболит» «возвращает» в сказку Айболита.
Л: Пока Айболит путешествовал, у него собралось очень много пациентов, а кто пациенты доктора Айболита? (животные, птицы и даже насекомые). Посмотрим, кто пришёл к доктору сегодня за помощью, поможем животным найти свою очередь. Надо назвать животное, определить, где находится в слове звук Р.
Л: К доктору пришёл муравей, у него болит голова. В слове муравей звук Р находится в середине.
Дети выполняют задание; В слове тигр звук Р находится в конце, поэтому я его поставлю в эту очередь.
Какой общий звук вы услышали в названиях животных (звук Р)
Дать характеристику (согласный, звонкий, в этих словах он твёрдый).
Доктор Айболит будет помогать животным, а мы отправляемся в следующую сказку.
Сказка «Приключения Бибигона»
3 ребёнок находит книгу « Приключение Бибигона» «возвращает» Бибигона в сказку.
Ребята, этот мальчик шалун попадал в разные ситуации, иногда смешные, иногда опасные. Давайте посмотрим, в какие же истории попадал Бибигон.
Дети садятся за столы.
Л: Рассмотрите картинки. Составьте предложение и схему. (Кто? Что делает? Где? или с кем?)
Ребята, я на выбор вам положила несколько вариантов моделей слов-действий и несколько предлогов, самостоятельно выберите, какой подойдёт вам.
Бибигон сидит на одуванчике. Бибигон летает на стрекозе.
Бибигон танцует с крысой. Бибигон сражается с индюком.
Бибигон скачет на утёнке. Бибигон упал в чернильницу.
Сказка «Муха Цокотуха»
У мухи день рождение, скоро соберутся гости, а она целый день летала и не успела приготовить пироги. Поможем мухе?
Надо украсить пироги фруктами и ягодами. Пироги будут с двойной начинкой, Я взяла яблоки и чернику, и приготовила яблочно-черничный пирог.
А вы ребята покажите своему товарищу пирог, и скажите, какой он друг другу. (работа в парах)
У меня яблочно-клубничный пирог, а у меня яблочно-малиновый пирог.
У меня яблочно-вишнёвый пирог, а у меня яблочно-персиковый пирог.
У меня яблочно-банановый пирог, а у меня яблочно-апельсиновый пирог.
Очень красивые получились пироги, надеюсь и вкусные, гостям понравятся.
Мухе помогли. Поможем следующему герою.
Сказка «Мойдодыр»
5 ребёнок находит книгу и «возвращает» в сказку Мойдодыра.
Подходим к таблице «системный оператор» (дети садятся на стульчики)
Наш объект сегодня Мойдодыр (картинку ставим в центральное окошко)
Кто такой Мойдодыр? (Это умывальник)
Если мы рассмотрим что-то, это что-то для чего-то.
Какая основная функция умывальника, для чего он нужен? (чтобы умываться).
Чуковский наделил Мойдодыра качествами живого человека, что он умеет делать? (говорить, ходить, испытывать разные эмоции)
А где мы его встречаем в сказке? (в квартире, доме). (поставить картинку с изображением дома в верхнее окошко) А у нас в квартире есть умывальник? Где он находится? Где ещё мы можем увидеть умывальник? (в кафе, магазине, поезде и т.д.)
Из каких частей состоит умывальник? (раковина, кран, тумба) (картинку ставим в нижнее окошко)
Возвращаемся в центральное окошко. Кто ещё кроме Мойдодыра есть в сказке? (мальчик). Но на этой картинке мальчика нет, а где он (он уже убежал от Мойдодыра) (показываю картинку мальчика и крокодила). Давайте вспомним, а что было до этого, т.е. вернёмся в прошлое (ставим картинку в левое окошко.) Мойдодыр увидел грязного мальчика и поругал его, и мальчик убежал.
Возвращаемся опять в центральное окошко. А теперь посмотрим, а что же было в сказке дальше, т.е. отправляемся в будущее (ставим картинку в правое окошко (мальчик уже умылся и Мойдодыр очень рад и доволен.)
На этой картинке, мальчик какой? (грязный), а на этой (чистый)
На этой картинке он неряшливый, а здесь (опрятный)
Здесь он грустный, а здесь? (весёлый)
Мойдодыр на этой картинке какой? (злой, сердитый)
А на этой картинке? (добрый)
Встали перед стульчиками и покажем, что нужно делать, чтобы оставаться опрятными и здоровыми.
Физ/минутка «Мойдодыр» (выполняем движения)
Рано утром мы проснулись,
Потянулись. улыбнулись.
Быстро в ванную идём,
Щёки моем, шею трём.
А потом, почистив зубы
К Мойдодыру попадём.
Мы ещё лучше узнали Мойдодыра. А теперь отправляемся в следующую сказку.
Сказка «Краденное солнце»
6 ребёнок «возвращает» героя в книгу « Краденное солнце»
Крокодилу стало стыдно, он решил вернуть солнце. Пока солнце не светило, было темно, и мамы потеряли своих малышей. Что может помочь, когда темно? (свечки, фонарики).
Посмотрим, смогли, мамы найти своих малышей?
Надо посветить фонариком и назвать маму и детёныша.
Игра с фонариком.
Медведица нашла медвежонка.
Лиса нашла лисёнка.
Зайчиха нашла зайчонка.
Белка нашла бельчонка.
Ежиха нашла ежонка.
Волчица нашла волчонка.
Все малыши в безопасности.
Мы вернули крокодила в сказку, а он вернул солнце на небо.
Заключительная часть.
А нас будет радовать своё солнышко, давайте определим, какое солнышко будет весёлое или грустное (весёлое). Каждый поставит лучик и вспомним, в каких сказках мы сегодня побывали? А кто написал эти чудесные сказки? (Ответы детей)
Пока мы занимались, у нас выросло чудо-дерево, Вы помните, что росло в сказке Чуковского на чудо-дереве? (сапоги и, туфли). А на нашем дереве выросли угощения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"
Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР "Развитие кругозора в процессе познавательной и исследовательской деятельности"
конспект логопедического занятия развитие кругозора в процессе познавательной и исследовательской деятельности....
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР
Данный конспект предназначен для проведения занятий с детьми с ОНР...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР Тема: «Домашние животные»
Коррекционно-развивающие задачи: 1.Систематизировать знания детей о домашних животных и их детенышах. 2.Учить детей согласовывать числительные с существительными. 3.Развивать логическое мышление ...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с Общим недоразвитием речи 3-4 уровня речевого развития
В данном конспекты отражена работа по развитию лексико-грамматических категорий...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: "Звук и буква "Г"
Знакомство детей со звуком и буквой "Г"...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: «Многозначные слова»
Данное занятие помогает уточнить и обогатить словарный запас, привлечь внимание детей к лексическому значению слов, познакомить с многозначными словами, развивать внимание и мышление....