Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ТНР "Сказочный мир Корнея Чуковского"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Великая Татьяна Валентиновна

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ТНР "Сказочный мир Корнея Чуковского"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД

в подготовительной группе компенсирующего вида для детей 6-7 лет с ТНР

«Сказочный мир Корнея Чуковского».

Составила: Учитель-логопед Великая Татьяна Валентиновна

Программное содержание

Цель: Развитие речевой активности детей с нарушением речи через сказку.

Образовательные задачи:

  • Уточнение и расширение предметного словаря по темам: «Посуда». «Дикие животные» «Насекомые».
  • Активизация словаря признаков и действий.  
  • Расширение словаря антонимов.
  • Совершенствование грамматического строя речи:

- образование и употребление существительных в форме родительного падежа в ед. ч. без предлога;

-  упражнять в согласовании прилагательных и существительных, существительных и глаголов по родам.

  • Совершенствование навыков словообразования:

- образование относительных прилагательных от существительных;

- образование существительных при помощи суффиксов.

  • Совершенствование навыков и умений работать со схемами, составление предложений с предлогами по схемам (употребление предлогов «на», «над», «под»,  «в», «с»)

Коррекционные:

  • Автоматизация звук Р в словах и предложениях.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Развитие тонкой и общей моторики.
  • Развитие связной речи.
  • Совершенствование навыков звукового анализа.
  • Развитие фонематического слуха.  
  • Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, познавательной активности.
  • Совершенствование навыков системного анализа (использование метода «Системный оператор» (технология ТРИЗ)

Воспитательные:

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.
  • Воспитание гигиенических навыков.
  • Воспитание интереса и любви к чтению.
  • Воспитание бережного отношения к живой природе.

Предварительная работа: Беседа о творчестве К.И. Чуковского. Чтение сказок, их обсуждение, заучивание отрывков. Просмотр мультфильмов. Рассматривание иллюстраций к сказкам К. И. Чуковского.

Оборудование: 

Магнитная доска, фланелеграф,  пятиэкранная таблица «системный оператор» (технология ТРИЗ); звуковая линейка для определения позиции звука в слове; солнце с лучиками, воздушный шар и корзинка, объёмное «чудо-дерево».

Демонстрационный материал:

Портрет К.И. Чуковского. Книги: 6 сказок Чуковского. Плоскостные персонажи сказок: Федора, доктор Айболит,  муха Цокотуха, Мойдодыр, Крокодил с солнцем, Бибигон.  

Предметы посуды (деревянная, металлическая,  пластиковая, стеклянная, глиняная, фарфоровая)

Раздаточный материал:

Предметные картинки  (самовар, мыло, чернильница, солнце, таблетки, сковорода) с номерами (1-6)

Картинки животных (жираф, комар, корова, муравей, ворона,  рысь, тигр).

6 пирогов (плоскостные), фрукты,  ягоды для украшения пирогов на липучках, 6 тарелок одноразовых.

Картинки для работы с системным оператором (сказка «Мойдодыр»).

Игра с фонариками (фонарики (6 шт.) картинки детёныши с мамами (медведица с медвежонком, волчица с волчонком, зайчиха с зайчонком, лиса с лисёнком, ежиха с ежонком, белка с бельчонком).

Игра-вертушка «собери картинку»  (чашка, чайник, тарелка, сахарница, кувшин, супница).

Предметные картинки,  модели предлогов и слов-действий для составления схем предложений (по сказке «Приключения Бибигона»)  

Структура занятия:

  1. Вводная часть. Приветствие. Воздушный шар со сказочными персонажами.
  2. Основная часть.
  • П/Г  «Воздушный шар».
  • Дыхательное упражнение «Насос».
  • Игра-вертушка «собери картинку» (посуда) (сказка «Федорино горе).
  • Игра «помоги животным найти свою очередь» (определи позицию звука Р в слове)  (сказка «Доктор Айболит»).
  • Составление предложений с предлогами, (сказка «Приключения Бибигона»).
  • Игра «Помоги Мухе украсить пироги» (словообразование)  (сказка «Муха Цокотуха»).  
  • Метод «Системный оператор» (объект «Мойдодыр»)

Физминутка  

  • Игра с фонариками (образование названий детёнышей и мам диких животных) (сказка «Краденное солнце»)
  • Заключительная часть. Рефлексия.  Солнце.
    Чудо-дерево (сюрпризы для детей)

Ход занятия

Приветствие.

Ребята у нас сегодня гости, давайте подарим гостям свои улыбки и скажем «Доброе утро!»

Вводная часть.

Звучит телефонный звонок. Разговор по телефону.

Л.: У меня зазвонил телефон.

Алло! Кто говорит?!

А что случилось?

На воздушном шарике?

Ветер?

Хорошо, если встретим, вернём.

До свидания!

Л.: Ребята, сказочные герои решили полетать на воздушном шарике, но подул сильный ветер, и их унесло в неизвестном направлении. Сообщили, что какой-то воздушный шар видели на территории нашего сада. Я предлагаю посмотреть в окно, а вдруг, увидим, что-нибудь интересное (подходим к окну, на подоконнике воздушный шар с  корзинкой)

Л:   Воздушный шар!  Он приземлился на наш подоконник. Посмотрим,  кто же путешествует в корзинке? (дети называют персонажей сказок и называют из каких сказок).

Дети: Мойдодыр, Муха Цокотуха, Федора, Доктор Айболит, Крокодил, Бибигон.

А кто же написал все эти чудесные сказки? (К.И. Чуковский)

Основная часть

Речь с движением и дыхательное упражнение. 

(Ребята стоят вокруг воздушного шара)

Ребята, а шар  совсем сдулся!

Целый  день они летали.

На большом воздушном шаре

Вот и сдулся шар воздушный

Стал теперь совсем ненужный,

Но если шарик накачать,

Будет он опять летать.

Поочерёдное соединение пальцев на обеих руках с большими пальцами

Соединить пальцы обеих рук в «шар»

Соединить ладошки «шар сдулся»

Покачивание ладошек в стороны

«Сделать шар» пальцами

Поднять «шар» вверх

Сейчас мы шар  накачаем, (дети выполняют дыхательное упражнение «Насос»), вдох носом, выдох ртом, на выдохе произносим Т-РРРР (5 раз)

Л: Я пообещала, что всех сказочных персонажей мы вернём  в свои сказки. А где живут сказки? (сказки живут в  книгах)

Определяем очерёдность, дети выбирают картинки с предметами из сказок, на которых номер  (мыло, чернильница, самовар, таблетки, сковорода, солнце)

Л: Кого первого мы будем возвращать в сказку?

1 Ребёнок: Мы будем возвращать в сказку Федору

Сказка «Федорино горе»

Л. Федора теперь аккуратная хозяйка, она всю посуду перемыла, перечистила:

Как  называется посуду из дерева,? (посуда из дерева  называется деревянная)

из металла (металлическая)

из стекла (стеклянная)

из пластика (пластиковая)

из глины (глиняная),

из фарфора (фарфоровая)

У Федоры разбилась вся фарфоровая посуда.  

Поможем Федоре сделать посуду целой.

Дети собирают картинку (игра-вертушка), и называют посуду:

У меня  фарфоровая чашка.

У меня фарфоровая сахарница.

У меня фарфоровая тарелка.

У меня фарфоровый чайник.

У меня фарфоровая конфетница.

У меня фарфоровый кувшин.

Федоре помогли. Кого дальше мы будем возвращать в сказку, выберет (2 ребёнок)

2 Ребёнок: Мы будем возвращать в сказку Доктора Айболита

Сказка «Доктор Айболит»

2 ребёнок находит книгу «Доктор Айболит» «возвращает» в сказку Айболита.

Л: Пока Айболит путешествовал, у него собралось очень много пациентов,  а кто пациенты доктора Айболита? (животные, птицы и даже насекомые). Посмотрим, кто пришёл к доктору сегодня за помощью, поможем животным найти  свою очередь. Надо назвать животное, определить, где находится в слове звук Р.  

Л: К доктору пришёл муравей, у него болит голова. В слове муравей звук Р находится в середине.

Дети выполняют задание; В слове тигр звук  Р находится в конце, поэтому я его поставлю в эту очередь.

Какой общий звук вы услышали в названиях животных (звук Р)

Дать характеристику (согласный, звонкий, в этих словах он твёрдый).

Доктор Айболит будет помогать животным, а мы отправляемся в следующую сказку.

Сказка «Приключения Бибигона»

3 ребёнок находит книгу « Приключение Бибигона» «возвращает» Бибигона в сказку.

Ребята, этот мальчик шалун попадал в разные ситуации, иногда смешные, иногда опасные. Давайте посмотрим,  в какие же истории попадал  Бибигон.

Дети садятся за столы.

Л: Рассмотрите картинки. Составьте предложение и  схему. (Кто?  Что делает? Где? или с кем?)

Ребята, я на выбор вам положила несколько вариантов  моделей слов-действий и несколько предлогов, самостоятельно выберите, какой подойдёт вам.

Бибигон сидит на одуванчике.  Бибигон летает на стрекозе.

Бибигон танцует с крысой.    Бибигон сражается с индюком.

Бибигон скачет на утёнке.  Бибигон упал в чернильницу.

Сказка «Муха Цокотуха»

У мухи день рождение, скоро соберутся гости, а она целый день летала и не успела приготовить пироги. Поможем мухе?

Надо украсить пироги фруктами и ягодами.   Пироги будут с двойной начинкой, Я взяла  яблоки и чернику, и  приготовила  яблочно-черничный  пирог.

А вы ребята покажите своему товарищу пирог, и скажите, какой он друг другу. (работа в парах)

У меня яблочно-клубничный пирог, а у меня яблочно-малиновый пирог.

У меня яблочно-вишнёвый пирог, а у меня яблочно-персиковый пирог.

У меня яблочно-банановый пирог, а у меня яблочно-апельсиновый пирог.

Очень красивые получились пироги,  надеюсь и вкусные, гостям понравятся.

Мухе помогли. Поможем следующему герою.

Сказка «Мойдодыр»

5 ребёнок находит книгу и «возвращает» в сказку Мойдодыра.

Подходим к таблице «системный оператор» (дети садятся на стульчики)

Наш объект сегодня Мойдодыр (картинку ставим в центральное окошко)

Кто такой Мойдодыр? (Это умывальник)

Если мы рассмотрим что-то, это что-то для чего-то.

Какая основная функция умывальника, для чего он нужен? (чтобы умываться).

Чуковский наделил Мойдодыра качествами живого человека, что он умеет делать? (говорить, ходить, испытывать разные эмоции)

А где мы его встречаем в сказке? (в квартире, доме). (поставить картинку с изображением дома в верхнее окошко) А у нас в квартире есть умывальник? Где он находится? Где ещё мы можем увидеть умывальник? (в кафе, магазине, поезде и т.д.)

Из каких частей  состоит умывальник? (раковина, кран, тумба) (картинку ставим в нижнее окошко)

Возвращаемся в центральное окошко.  Кто ещё кроме Мойдодыра есть в сказке? (мальчик). Но на этой картинке мальчика нет, а где он (он уже убежал от Мойдодыра) (показываю картинку мальчика и крокодила). Давайте вспомним, а что было до этого, т.е. вернёмся в прошлое (ставим картинку в левое окошко.) Мойдодыр увидел грязного мальчика и поругал его, и мальчик  убежал.

Возвращаемся опять в центральное окошко. А теперь посмотрим, а что же было в сказке дальше, т.е. отправляемся в будущее (ставим картинку в правое окошко (мальчик уже умылся и Мойдодыр очень рад и доволен.)

На этой картинке, мальчик  какой? (грязный), а на этой (чистый)

На этой картинке он неряшливый, а здесь (опрятный)

Здесь он грустный, а здесь? (весёлый)

Мойдодыр на этой картинке какой? (злой, сердитый)

А на этой картинке? (добрый)  

Встали перед стульчиками и покажем, что нужно делать, чтобы оставаться опрятными и здоровыми.

Физ/минутка «Мойдодыр» (выполняем движения)

Рано утром мы проснулись,

Потянулись. улыбнулись.

Быстро в ванную идём,

Щёки моем, шею трём.

А потом, почистив зубы

К Мойдодыру попадём.

Мы ещё лучше узнали Мойдодыра. А теперь отправляемся в следующую сказку.

Сказка «Краденное солнце»  

6 ребёнок «возвращает» героя в  книгу « Краденное солнце»

Крокодилу стало стыдно, он решил вернуть солнце. Пока солнце не светило, было темно, и мамы потеряли своих малышей. Что может помочь, когда темно? (свечки, фонарики).

Посмотрим, смогли, мамы найти своих малышей?

Надо посветить фонариком и назвать маму и детёныша.

Игра с фонариком.

Медведица нашла медвежонка.

Лиса нашла лисёнка.

Зайчиха нашла зайчонка.

Белка нашла бельчонка.

Ежиха нашла ежонка.

Волчица нашла волчонка.

Все малыши в безопасности.

Мы вернули крокодила в сказку, а он вернул солнце на небо.

Заключительная часть.

А  нас будет радовать своё солнышко, давайте определим, какое солнышко будет весёлое или грустное (весёлое). Каждый поставит лучик  и вспомним, в каких сказках мы сегодня побывали? А кто написал эти чудесные сказки? (Ответы детей)

Пока мы занимались, у нас выросло чудо-дерево, Вы помните, что росло  в сказке Чуковского на чудо-дереве? (сапоги и, туфли). А на нашем дереве выросли угощения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"

Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут  осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР "Развитие кругозора в процессе познавательной и исследовательской деятельности"

конспект логопедического занятия развитие кругозора в процессе познавательной и исследовательской деятельности....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР

Данный конспект предназначен для проведения занятий с детьми с ОНР...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР Тема: «Домашние животные»

Коррекционно-развивающие задачи: 1.Систематизировать знания детей о домашних животных и их детенышах. 2.Учить детей согласовывать числительные с существительными. 3.Развивать логическое мышление ...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: «Многозначные слова»

Данное занятие помогает уточнить и обогатить словарный запас, привлечь внимание детей к лексическому значению слов, познакомить с многозначными словами, развивать внимание и мышление....