проект " Логопедические сказки"
проект по логопедии (старшая группа)
В проекте представлено логопедическое воздействие в игровой,сказочной форме как наиболее универсальный и результативный метод коррекционной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 27.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Вид проекта: речевой, информационно – познавательный, творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный с января 2024 г. по декабрь 2024 г.
Участники проекта: дети подготовительной логопедической группы, воспитатель Ревенко Е.Е.,учитель-логопед ПавловаН.Ю., и родители.
Актуальность проекта:
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями речевого развития. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Необходимо развитие звуковой стороны, словарного запаса, грамматического, связной речи. Одним из видов инноваций в логопедической практике являются логосказки.
Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе.
Проект «Логопедические сказки» стал одним из важнейших компонентов в организации непрерывной образовательной деятельности в нашей группе. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт.
Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием. В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Е.Н. Винарская отмечает, что отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи эмоциональный дискомфорт. Поэтому учителю-логопеду и воспитателю в совместной деятельности необходимо обеспечивать положительный настрой и поддерживать интерес к выполняемым упражнениям, закреплять и совершенствовать в новой ситуации. Сказка является хорошим помощником в этой работе.
Методическая работа со сказкой имеет многовековую историю. Впервые термин «сказка» встречается в семнадцатом веке. Сказка являлась «одной забавой», достойная нижних слоёв общества. Позднее на основании исследований Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа была построена современная концепция работы над сказкой.
На современном этапе метод работы со сказкой активно разрабатывают многие известные педагоги и психологи (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева), Т.М. Грабенко, В.А. Гнездилов, Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская, М.А. Поваляева и др.). В институте сказкотерапии, который был открыт в Санкт-Петербурге, разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, которые имеют отклонения в развитии.
К. И. Чуковский отмечал, что взрослые мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами. По мнению Д. Родари, «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
Логопедические сказки – это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии.
Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Логосказки могут использовать учителя-логопеды и воспитатели в своей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Сказки проводятся как целое занятие, дидактическая игра, театрализованное представление. Логопедическая сказка требует активного участия детей в ходе повествования.
Существуют следующие виды логосказок:
1. Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику)
2. Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки).
3. Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки).
4. Лексико-грамматические (обогащают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий).
5. Сказки, способствующие формированию связной речи.
6. Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).
Также выделяют:
1. Логосказки дидактического плана с включениями различных упражнений, испытаний, выполнения проб и т. д. (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева).
- Артикуляционные.
- Фонетические.
- Сказки по обучению грамоте.
2. Логосказки, направленные на развитие полисенсорности ребенка с нарушением речи («сказка» плюс «предметная деятельность») (О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко), (11):
- Пальчиковые.
3. Логосказки-тренинги, насыщенные определёнными фонемами, словоформами, лексико-грамматическими категориями (авторские сказки учителей логопедов Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская)
- Лексико-грамматические.
4. Логосказки с моделированным содержанием (Т. А. Ткаченко).
- Сказки, способствующие формированию связной речи.
Цель: Коррекция звукопроизношения и развитие речи детей старшей логопедической группы, через использование логопедических сказок.
Задачи:
1. Научить при помощи логосказок развивать все стороны речи.
2. Развивать грамотную и связную речь детей.
3. Развивать речевые и творческие способности детей.
4. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
5. Воспитывать нравственные качества и умение действовать в коллективе.
6. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.
7. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
Методы реализации проекта
1. Наглядно-действенный метод:
- рассматривание книжных иллюстраций;
- проведение дидактических, подвижных игр;
- чтение педагогом художественной литературы;
- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
2. Словесно-образный метод:
- чтение сказок с последующей драматизацией;
- консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции, беседы;
- ответы на вопросы педагога, детей;
3. Практический метод:
- автоматизация звуков в самостоятельной речи;
- организация продуктивной деятельности: сочинение сказок, рисование иллюстраций к сказкам;
- изготовление персонажей к сказкам для настольного театра;
- оформление книги по сказкам и рисункам детей.
Ожидаемые результаты:
Развитие речи дошкольников – логопатов:
• успешное овладение грамотной и связной речью;
• выразительное интонирование детьми голосов героев сказок;
• использование образных выражений при пересказе сказок;
• выразительная передача мимикой и движениями эмоциональных состояний героев сказок;
• грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка;
• совершенствование звуковой стороны речи;
• усиление интереса к занятиям;
• доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу;
•повышение культурного уровня старших дошкольников.
Этапы реализации проекта: 1 этап - организационно- подготовительный,
2 этап – основной – практический, 3 этап – заключительный - итог проекта:
I этап проекта (подготовительный):
1. Определение и выбор темы.
2. Изучение учебно-методической литературы:
Гербова В. В. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» - М.: Просвещение
Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т. А. Шуйская «Логосказки» Санкт-Петербург
«Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения Пособие для руководителей и практикующих работников ДОУ» Л.С. Киселёва, Т.А. Данилова, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова Издательство Аркти Москва 2006 г.
О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа» Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2016
Гудинов В.В. Тематические загадки для дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. - М.: Книголюб, 2004 г.
Арбекова Н. Е. «Развиваем связную речь у детей с ОНР» Гном, 2017 г.
3. Изучение опыта работы коллег средствами информационных ресурсов.
3. Подготовка материальной и методической базы.
4. Подбор дидактического материала по следующим видам логосказок:
Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику).
Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки).
Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки).
Лексико-грамматические (обогащают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий).
Сказки, способствующие формированию связной речи.
Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).
5. Определение личного вклада каждого участника проекта.
II этап проекта (основной):
1. Разработка цикла авторских сказок и апробация их в проекте.
2. Артикуляционные сказки «Лиса и колобок», пальчиковые «Рукавичка», Лексико-грамматические сказки «Про посуду» (словообразование). Сказки для обучения грамоте о звуках и буквах «Теремок букв».
3. Драматизация сказок: «Заюшкина избушка», «Теремок».
3. Оформление сборников логосказок родителями и детьми.
4. Оформление выставок рисунков детей.
5.Развлечение «В гости к сказкам».
6. Проведение консультаций для педагогов и родителей.
III. Заключительный этап:
1.Выставка работ по теме проекта.
2.Картотека логопедических сказок
3.Презентация проекта.
Результаты проекта: Поставленные задачи выполнены, цель достигнута. Проект является эффективным, оптимизирует педагогический процесс. Воспитанники успешно овладели грамотной и связной речью. Правильнее употребляют лексико-грамматические категории. У детей значительно улучшилось звукопроизношение. Появилась мотивация к занятиям. Создалось плодотворное, конструктивное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса.
Используемая литература
Гербова В. В. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» - М.: Просвещение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный творческий проект «Здравствуй, сказка». (старшая логопедическая группа)
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению мной был разработа...
проект "Логопедические сказки"
Цель: Коррекция звукопроизношения и развитие речи детей старшей и подготовительной логопедической группы, через использование логопедических сказок и сказкотерапии....
Проект "В логопедические сказки играем-речь развиваем"
Совместная с воспитателем коррекционно-образовательная работа с детьми и родителями...
Развлечение в подготовительной логопедической группе «В гостях у сказки» (Презентация проекта "Здравствуй, сказка")
Цели: побуждение детей к эмоциональной отзывчивости на состояние сверстников, героев сказок; активизация и совершенствование словарного запаса, грамматического строя речи. Задачи. 1. Формировать умени...
Проект «Новогодняя сказка» старшая логопедическая группа
Данный проект был началом к разработке и апробации новой формы организации театрализованной игры. Почему именно театрализованная игра? Во-первых, театрализация является мощным ...
Проект «Логопедические сказки как метод коррекции речевых нарушений»
Цель проекта: коррекция нарушений в речевом развитии детей через использование логопедических сказок.Задачи проекта:· Повышение мотивации и интереса де...
Проект "Логопедические сказки".
Цель проекта: коррекция всех сторон речевого развития детей дошкольного возраста (произношение, словарь, грамматика, связная речь), через использование инновационного метода коррекции речевых нар...