Использование кинезитерапии на логопедических занятиях по обучению грамоте детей с речевыми нарушениями.
статья по логопедии (старшая группа)
Использование кинезитерапии на логопедических занятиях по обучению грамоте детей с речевыми нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kineziterapiya.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование кинезитерапии на логопедических занятиях по обучению грамоте детей с речевыми нарушениями.
Кинезитерапия - один из нетрадиционных методов воздействия в деятельности логопеда. При дифференцированном сочетании традиционных приёмов с нетрадиционными методами возрастает эффективность оздоровительной, коррекционной работы и в подготовке детей к обучению в школе.
В рамках деятельности образовательного процесса ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни дошкольника» на базе МДОУ – детского сада «Алёнка» г.Черногорска я реализую нетрадиционный метод - кинезитерапию.
Кинезитерапия – наука о развитии головного мозга через движение. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов у детей необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот.
Для успешного обучения и развития ребёнка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном возрасте межполушарного взаимодействия, т.е. мозолистого тела. Мозолистое тело координирует работу мозга и отвечает за передачу информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Страдает пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развивать и активизировать через кинезиологические упражнения, которые повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
Кинезитерапия существует уже двести лет и используется во всём мире. Болгарские учёные Л. Бонев, Л. Слынчев, Ст. Банков, впервые использовавшие термин «Кинезитерапия», отнесли её к неспецифическим действующим терапевтическим факторам.
Кинезитерапия основана на связи музыки и речи с движением в пространстве и во времени. На языке жеста, мимики, в позах и движениях отражается эмоциональное внутреннее состояние ребёнка. Психологическая разрядка основана на свободных движениях, без строгой регламентации. Широко применяются народные игры, танцы, песни и тексты. Кинезитерапия является невербальным способом коррекции психического состояния детей.
Ребёнок дошкольного возраста может свободно следовать взрослому в движении, используя свои подражательные способности. Здесь нет механизма копирования, но происходит слияние с образом, активная внутренняя переработка этого образа и самовыражения в движении. Мир движений открывается ребёнку как особая действительность, которая ждёт
исследования. Ребёнок сначала ощущает движение, а затем делает его управляемым. Данное звено как раз и опускается традиционной практикой формирования двигательной культуры. Детское движение ещё не успело претерпеть необходимый процесс развития, включающий построение образа, а его уже пытаются форсированно автоматизировать моторной практикой путём упражнений. Движение не становится произвольным.
В процессе формирования двигательного образа активизируется воображение. Ребёнок, подражая движению взрослого, активно работает над созданием внутреннего образа и творчески выражает его в собственном движении. С помощью воображения ребёнок строит не только новый образ, но и передаёт смысловое значение другому человеку. Двигательный опыт оформляется эстетическим образом. Движение становится своеобразным синтезом музыки и речи.
Среди различных видов кинезитерапии выделяется ЭВРИТМИЯ, которая соединяет не только музыку и движение, но и поэтическую речь.
В России возрождение эвритмии как терапевтического и художественного движения началось в 1990-х гг. в Москве и Санкт -Петербурге.
В процессе кинезитерапевтического эвритмического занятия решаю следующие задачи:
- Улучшение самочувствия, повышение двигательной активности;
- Переживание своей успешности, побуждение эмоций, интерес к окружающему;
- Самовыражение в движении, развитие фантазии и воображения;
- Улучшение межличностных отношений, повышение самооценки в дружеской ситуации, принятие себя, своей неповторимой индивидуальности;
- Формирование системы духовно-нравственных и общечеловеческих ценностей, укрепление чувства ответственности и справедливости.
Кинезитерапевтическое занятие для дошкольников провожу в форме увлекательной сказочной истории. Стихи и музыку выбираю в соответствии с временем года, это усиливает терапевтическое воздействие годового ритма.
Занятия по кинезитерапии провожу 1 раз в неделю, с повторением 4-5 раз. Элементы кинезитерапии включаю в занятия по обучению грамоте, в начале или в конце занятия для улучшения эмоционального состояния детей. А также на прогулке для закрепления временных понятий.
Этапы кинезитерапевтического занятия:
- Подготовка пространства и костюмов. Для проведения занятия необходимо просторное, светлое помещение. В качестве костюмов рекомендуются свободные туники из лёгкой ткани, которые одеваются поверх обычной одежды. Цвет туники поддерживает цели цветотерапии.
- Создание доверительной атмосферы и успокоения в общем кругу. Используются пальчиковые и жестовые игры.
- Музыкально-ритмический круг:
- Ритмические игры;
- Блок развития крупной моторики;
- Блок развития мелкой моторики;
- Пространственная ориентация;
- Социальные игры (взаимодействие с партнёром, групп детей, всей группы как единого коллектива);
- Импровизированные двигательные композиции с музыкальным сопровождением;
- Народные игры.
- Рефлексия. Кинезитерапевтическое занятие завершается фазой успокоения под музыкальное сопровождение.
Практика показывает, что в ходе кинезитерапевтического занятия в нашей группе укрепилась дружеская атмосфера, улучшилось эмоциональное состояние детей, сформировался позитивный настрой каждого ребёнка, улучшилось внимание. Это адаптировало детей к новым ситуациям игры, быстрому принятию решения и к их исполнению. Таким образом, наши воспитанники приобрели навыки для успешного обучения в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте детей с речевыми нарушениями (1-я часть)
В первой части презентации представлены игры и пособия, развивающие фонематический слух детей с речевыми нарушениями....
Обучение грамоте детей с речевыми нарушениями (2-я часть)
Во второй части презентации представлены игры, упражнения и пособия, используемые для развития фонематического восприятия детей с нарушениями речи....
Обучение грамоте детей с речевыми нарушениями (3-я часть)
В третьей части презентации говорится о звукослоговом анализе слов....
Обучение грамоте детей с речевыми нарушениями (4-я часть)
Четвертая часть презентации посвящена обучению детей делению слов на слоги и закреплению звукослоговогоанализа слов....
Обучение грамоте детей с речевыми нарушениями (5-я часть)
В пятой части презентации дети знакомятся с буквами....
« Использование речедвигательных упражнений на начальном этапе обучения грамоте детей-дошкольников с нарушением речи».
Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико – синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. И действительно, б...
Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 5-6 лет. Звуки [Б,Б’]. Буква Б.
Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 5-6 лет. Звуки [Б,Б’]. Буква Б....