Индивидуальный образовательный маршрут на воспитанника
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника ребенка с ТНР муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ефимовский детский сад комбинированного вида»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nsportal_iom.docx | 31.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ефимовский детский сад комбинированного вида»
Принято на заседании ПМПк МБДОУ «Ефимовский д.с. к.в»
Протокол от______________ № ___ Согласовано с родителями (законными представителями) ________________ /__________________ | УТВЕЖДЕНО: Заведующий МБДОУ «Ефимовский д.с.к.в.» _____________ О.С. Прокопьева Приказ № ____ от ___________________ |
Индивидуальный образовательный маршрут
воспитанника
Фамилия, имя, отчество ребёнка: |
Дата рождения: |
Возрастная группа: |
Учебный год: |
Срок реализации: |
пгт Ефимовский
- Пояснительная записка
Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника ребенка с ТНР муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ефимовский детский сад комбинированного вида» (далее – ИОМ) разработан в соответствии с:
- Федеральным законом от №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
- Приказом Министерства образования и науки РФ от №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования",
- Приказом Министерства просвещения РФ от №1022 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования";
- СанПиН от "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях;
- Основной образовательной программы МБДОУ "Ефимовский детский сад комбинированного вида (далее - ДОУ)", разработанная в 2023 году;
- АОП для детей с ТНР на 2023 учебный год
ИОМ разработан с учетом рекомендаций Территориальной психолого-медико- педагогической комиссии Бокситогорского муниципального района Ленинградской области (далее ТПМПК).
2. Заключение ТПМПК, результаты диагностики
ФИО ребенка: ________________
Результаты ТПМПК: является ребенком с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями в развитии), нуждается в создании специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации для детей с ОВЗ от_________________
Образовательная программа: Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР
Уровень образования: дошкольный
Направления коррекционной работы: Коррекция и развитие всех компонентов речи
Заключение учителя - логопеда ДОУ: ТНР, ОНР 2, дизартрия.
3. Цели и задачи ИОМ
Цель ИОМ: сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.
Задачи:
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
- развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);
- уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников;
- оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) воспитанника ребенка с ОВЗ по педагогическим, социальным и другим вопросам.
4. Организация коррекционно-развивающей работы
Обучение воспитанника осуществляется по Адаптированной образовательной программе для детей с ТНР ДОУ. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога строится на основании настоящего ИОМ.
Организация коррекционной работы учителя-логопеда включает в себя взаимосвязанные направления:
- диагностическая работы обеспечивает своевременное выявление нарушений в речевом развитии ребенка проведение обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения.
- коррекционно-развивающая работы обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков ребенка в условиях детского сада, способствует формировании коммуникативных, личностных, познавательных навыков. Использование специальных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой обучения;
-консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников.
Форма организации обучения – индивидуальная продолжительность не более 10 минут, 2-3 раза в неделю.
5. Содержание индивидуального образовательного маршрута.
Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития
п/п | Направление коррекционной работы | задачи |
1. | Развитие общей моторики | -Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений). - Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно воспроизводить серию движений). -Совершенствовать ритмическое чувство. -Совершенствовать пространственную организацию (гнозис). -Объединение отдельных двигательных актов в единый двигательный комплекс, добиваясь плавности переключения движений -Формирование пространственных представлений с опорой на правую руку -Статические упражнения с функциональными нагрузками -Совершенствование пространственной организации движений |
2. | Развитие мелкой моторики | -Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений ). -Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно воспроизводить серию движений). -Динамические упражнения с функциональными нагрузками в движениях, выполняемых последовательно. -Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений (пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой и конструктором, обводка и штриховка фигур и т.д.). -Работа по развитию конструктивного праксиса, моделирование букв. -Формирование графомоторных навыков. -Формирование различного вида захвата. |
3. | Развитие артикуляционной моторики | -Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы; -Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность; -Учить спокойно, открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении. -Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ. -Отрабатывать движение нижней губы вниз и обратно в исходное положение. -Отрабатывать движения языка вверх с одновременным выполнением более тонких движений. -Отрабатывать движение верхней губы вниз и обратно в исходное положение. -Развивать мышечную силу и подвижность губ. -Отрабатывать движения языка вниз, развивая его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки. -Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк. -Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений. -Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). -Учить удерживать язык распластанным, широким. -Способствовать расслаблению мышц языка, усилению кровоснабжения мышц языка. |
4. | Просодика: голосовые функции, темп течи, интонация, речевое дыхание | -Воспитание длительного ротового выдоха. - Отработка слитности нескольких гласных. - Работа над модуляцией голоса (повышение и понижение голоса) - Воспитание правильного темпа и ритма речи. - Воспитание интонационной выразительности речи. - Выработка умения пользоваться громким и тихим голосом. - Развитие и совершенствование музыкально-ритмических способностей. |
5. | Мимика | Формирование умения произвольно принимать мимические позы (удивление, радость, испуг, грусть, сердитое лицо). |
6. | Фонематические процессы | - Совершенствование умения составлять слова из последовательно произносимых звуков (слова из 4 звуков) - Закрепление навыка определения последовательности и количества слов в предложении. - Совершенствование слухового контроля за качеством собственного звукопроизношения - Совершенствование навыка подбора слов на заданное количество звуков. |
7. | Формирование правильного звукопроизношения. | -Постановка звука «Ц», автоматизация звука в обратных слогах, словах с ударением на слоге( цапля, цыпленок, яйцо и т.д) |
8. | Лексика | -Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов. -Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (спи — спит, спят, спали, спала). -Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи. -Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой — моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия). -Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы). |
9. | Работа над слоговой структурой малознакомых и труднопроизносимых слов | -Работа по нормализации ритмической стороны речи на материале неречевых звуков (воспроизведение ритмов) - Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слова |
10. | Совершенствование грамматического строя речи | -Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. - Образование множественного числа существительных. - Практическое употребление в речи простых предлогов: на, в, за, у, к, с, по, над. - Согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже. - Образование относительных прилагательных. |
11. | Формирование навыка связной речи | -Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами. - Формирование навыка составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий. - Формирование умений и навыков составления простых предложений по схемам, по картинкам. - Закрепление навыка построения предложений из 3-4 слов. |
12. | Совершенствование психологической базы речи | -расширение объема зрительной и слуховой памяти; -развитие вербального мышления |
13. | Формирование произносительной стороны речи | Уточнять у ребенка произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [т’], [л], [л’], [ф], [ф’], [в], [в’], [б], [б’], : [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [ы], [с], [с’], [з], [з’] . |
6. Планируемые результаты освоения программы
Дети должны уметь:
свободно составлять рассказы, пересказы;
владеть навыками творческого рассказывания;
адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т. д.;
понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;
овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;
оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;
овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.
Помимо этого, у детей должны быть достаточно развиты и другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:
фонематическое восприятие,
первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза,
графо-моторные навыки,
элементарные навыки письма и чтения (печатания букв а, о, у, ы, б, п, т, к, л, м, с, з, ш, слогов, слов и коротких предложений)
7. Мониторинг развития ребенка
Диагностика индивидуального развития детей 5-6 лет с ТНР (Н.В. Верещагина)
№ | Специалист | Уровень развития на начало реализации ИОМ (октябрь) | Уровень развития на конец учебного года (май) | Динамика |
1. | Учитель-логопед |
Динамика коррекционного обучения
За прошедший период с ____________________ по __________________
Произошли следующие изменения: ________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Результаты реализации ИОМ
Заключение:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации: _________________________________________________________________________________
Учитель-логопед | Л.В. Городилова |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника подготовительной группы .
Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника МДОУ Двуреченский детский сад общеразвивающего видаВозраст ребенка: 6 летПол: мужскойПроблема: недостаточно развитый, ...
Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника
МБДОУ детского сада комбинированного вида «Солнышко» Возраст ребенка: 4лет 2 месяца ...
Индивидуальный образовательный маршрут на воспитанника ДОУ
Индивидуальный образовательный маршрут на воспитанника...
Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника младшей группы
Индивидуальный образовательный маршрут на период с декабря 2015 г. по февраль 2016г. ...
Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника
Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанникаДата рождения ребенка: 20 ноября 2010 г.р.Возраст ребенка: 5 летПол: женскийПроблема: грамматически неправильная речь ребенка.Цель индивидуальног...
Презентация на тему:«Разработка проекта индивидуального образовательного маршрута для воспитанника на основе данных мониторинга освоения образовательных областей»
Проект индивидуального образовательного маршрута воспитанника 2 младшей группы...
Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника младшей группы
Индивидуальный образовательный маршрут на период с декабря 2015 г. по февраль 2016г....