Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической группе на тему: «Знакомство с звуком Л, Ль. Буквой Л.»
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Щербакова Олеся Владимировна

Данный конспект познакомит дошкольников с новыми звуками и буквой. Научит правильно произносить звук , дифференцировать его на слух и в произношении, пополнить словарный запас детей словами с изученным звуком. А также развивает фонематическое восприятие, наблюдательность, логическое мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической группе на тему: «Знакомство с звуком Л, Ль.  Буквой Л.»

Цель: познакомить со звуками (Л), (Ль) и буквой Л.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков Л и Ль;

-формировать «согласный звук», умение выделять звук в словах;

-учить различать звуки по твердости-мягкости;

-учить анализу и синтезу слов;

-совершенствовать навыки аналитико- синтетической деятельности на уровне слова и предложения;

-учить самостоятельно анализировать слова;

-пополнить словарный запас детей словами с изученным звуком;

Коррекционно- развивающие:

-развивать слуховую память и внимание;

-развивать фонематический слух;

Коррекционно- воспитательные;

- воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.

Оборудование: звуковые человечки, домики, символы звуков, схемы предложений, карточки с картинками на звук Л и Ль, паровоз с вагонами(напечатанный), косточки, шишки на каждого ребенка, полоски белые, тарелки с схемами предложений, презентация, ручки, тетради.

1. Организационный момент

Подходите скорее ко мне (Дети встают в круг и говорят девиз)

-Говорим красиво, четко, внятно.

Чтобы было всем понятно.

2. Артикуляционная гимнастика

-Мы с вами знаем, что язык — это мышца, которую нужно тренировать, для того чтобы как мы уже сказали говорить красиво, четко. Давайте сделаем с вами Артикуляционную гимнастику.

Заборчик, Окно, Лопатка, Вкусное варенье, Лошадка (распечатанный «Дракоша» с языком)

Проходи и вставайте возле своих стульчиков. Давайте с вами вспомним...

3. Что такое звуки и буквы?

- Буквы мы? (видим и пишем)

- Звуки? (говорим и слышим)

- Какие бывают звуки? (гласны и согласные)

Гласные это? (Это те, звуки, которые не встречают на своём пути преграды, а согласные встречают)

- Какие бывают преграды? (зубы, губы)

- А какие бывают согласные звуки? (ТВЕРДЫЕ и МЯГКИЕ, ГЛУХИЕ и ЗВОНКИЕ)

- Как мы можем определить звонкий звук или нет? (потрогать горло)

С каким звуком и буквой мы познакомились на прошлом занятии, вспоминайте. Правильно это звук Й, Придумайте любое слово, где есть этот звук, называйте и присаживайтесь за стол.

 -Молодцы, ребята!

4. Знакомство со звуком [Л] и [ЛЬ] . 

Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком и буквой для того, чтобы узнать с каким отгадайте загадку, назовите первый звук в слове:

Сама не ем,

А людей кормлю. (Ложка)

-Правильно! Когда мы произносим этот звук губки слегка в улыбке; зубки сближены; узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам. Произнесите этот звук.

-Посмотрите на наших звуковых человечков и охарактеризуйте этот звук.

Этот звук какой? (согласный- язычок создает преграду воздуху), он бывает твердым Л произнесите, а братик его мягким, как он звучит? -Ль

- Подставите руку к горлышку, произнесите этот звук и скажите звонкий он или глухой? Горло дрожит, то есть работает, значит он звонкий. Поэтому наши звуковые человечки с колокольчиком в руках.

5. Фонематическое упражнение

- Если услышишь звук Л, нужно поднять кружочек- символ звука синего цвета, а если услышишь звук Ль, какого цвета кружок поднимем? Символ какого звука?

Слова: л, г, ль, мь, бь, ль з, л...; ла, ма, му, лу...; ля, лю, ми

ласка, ложка, пила, кошка, стол, башня, полка, лист, Поля, машина, уголь...

 -Молодцы, очень внимательные.  

5. Задания на интерактивной доске.

Игра «Из круга вон»

-Вокруг буквы «Л» должны остаться только те животные, в которых есть звук Л.

Определи, кто останется в кругу, а кто уйдет.

-Давайте уберем лишних животных из круга в которых нет звук Л.

Игра «Поиск картинок с звуком Л и Ль»

- А теперь называйте предметы, в названиях которых есть звук Л и Ль, а я буду нажимать на них и проверять, подходят эти картинки или нет.

6. Речевая зарядка с массажем ладоней

- Вставайте возле стульчиков. Приготовьте-ка, ребята, язычки для зарядки. Чтобы руки не были без дела, возьмите шишки. Проговаривая слоги и слова за мной, прокатываем шишки в ладонях.

Ла-ла-ла - Мила плачет у стола.

Ло-ло-ло - мяч попал в стекло.

Ли-ли-ли - малину мы нашли.

Ля-ля-ля - это круглая земля.

7. Упражнение «Найди место звука в слове» (Совершенствование звукового анализа).

- Где может находиться звук в слове? (в начале, середине, конце). Берите звуковые домики и кружочки. Посмотрите пожалуйста на доску кто на ней? Кто ни будь придумайте предложения с этим словом….  (у меня в руках домик и кружочки, показываю и проверяем)- сделать одну ошибку 

8. Звукослоговой анализ слов.

-Уберите звуковые домики и пододвиньте полоски. Давайте выложим несколько слов. Вы самостоятельно, а я я буду делать это на доске - полотне, а потом проверим

Слова:  стол, лисы 

(один ребенок делает анализ слова на доске, потом проверяет у других детей)

9. Определение слогов в слове (паровозик с вагонами и картинки с звуком Л.)

-Подойдите к этому столу, я вам раздаю карточки, и вы должны определить сколько слогов в этом слове и поместить в нужный вагон нашего поезда.

10. Физминутка

Давайте встанем в кружок и немного разомнемся.

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку.

Поворот, наклон, прыжок

Улыбнись, давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И на стульчик ты садись.

11. Знакомство с буквой Л

- А сейчас присаживайтесь за столы и давайте познакомимся с буквой ЛЭ, посмотрите на что похожа буква? Повторяйте и запоминайте за мной.  

Л уставилась на цаплю:

«Мы похожи как две капли:

Ноги длинные у цапли,

Как у буквы Л, не так ли?»

-Сейчас из пальчиков сделаем эту букву: указательный и средний пальцы правой руки, слегка раздвинув, опустить вниз, а остальные пальцы сжать в кулачок, а теперь так же другой рукой, вот такая буква ЛЭ.

-Теперь предлагаю вам выложить эту букву из косточек, можно две, одну большую и другую маленькую.

-Посмотрите у буквы есть вершина, от нее сверху вниз идут линии в разные стороны, посмотрите на стрелочки.

-Молодцы ребята, я вам сейчас покажу, как писать печатную букву по клеткам, а вы внимательно следите за моей рукой. У буквы ЛЭ есть две одинаковые стороны, посмотрите. У нее как я уже сказала есть вершина- это цент буквы, она находиться в середине клетки и уже от нее идут линии вниз в угол в одну строну, потом отрываю руку и возвращаюсь опять к вершине и провожу линию в низ, в другой угол. Эту букву пишем сверху вниз.

-От куда начинаем писать букву ЛЭ? (сверху-вниз)

-Берите ручки и приступайте к написанию буквы, образец еще есть у вас в тетради.

12. Работа в тетрадях.

Прочитайте слово, написанное на доске, отступите одну клетку вниз от буквы ЛЭ перепишите это слово в свою тетрадь. Слово- КУКЛА

А теперь посмотрите, кто изображен на картинке? (СЛОН) отступаем одну клетку вправо от написанного слова, и пишем слово слон. Что изображено на этой картинке? (ЛИМОН) напишите это слово, отступив одну клетку вправо.

13. Работа с предложениями  

На полотне есть предложение, прочитайте его. Сколько слов в нем? Почему предложение написано с большой буквы? Что означает точка в конце? Какие еще слова мы обязательно будем писать с большой буквы? Давайте составим схему этого предложения, пододвигайте полоски и схемы предложений.

1.  Лиза шла в магазин.     2.Папа подарил Володе набор пилок.  3. Лида мыла куклу. 

(один ребенок составляет предложение из слов на доске и делает схему предложения, а ребята состоятельно и проверяем). 

13. Игра\ «Шершавые буквы»

-Давайте поиграем в последнюю вашу любимую игру

14. Итог

-С каким звуком мы познакомились? Какой это звук? Правильно, молодцы!

15. Рефлексия

Составитель:

учитель-логопед Щербакова О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению грамоте (старшая логопедическая группа) по теме «Звук и буква С»

Коррекционно-развивающее занятие, направленное на формирование фонетико-фонематических процессов и обучение грамоте с использованием технологий наглядного моделирования...

Конспект открытого показа ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Знакомство со звуками З-Зь и буквой З».

В материале представлен конспект открытого показа организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Знакомство со звуками З-Зь и...

Открытое занятие обучение грамоте в старшей группе на тему: "Знакомство со звуком и буквой П"

Современная начальная школа требует от будущих первоклассников развитого фонематического слуха, умения производить звуковой и слоговой анализ слов, предложений, читать слова, простые предложения и тек...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Знакомство с звуком [А]"

Методическая разработка Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Знакомство с звуком [А]"...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада (знакомство со звуком Ш)

Конспект занятия составлен в игровой форме с целью закрепления у детей умения находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, продолжать учить детей произносить слова с выделением нужного зву...