Конспект НОД по обучению грамоте (старшая логопедическая группа) по теме «Звук и буква С»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Коррекционно-развивающее занятие, направленное на формирование фонетико-фонематических процессов и обучение грамоте с использованием технологий наглядного моделирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.docx | 27.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 116»
Конспект занятия по обучению грамоте
в старшей логопедической группе
по теме «Звук и буква С»
учитель-логопед
Деменко Н.В.
Рязань 2014 год
Тема: «Звук и буква С »
Цель: формировать знания о звуке и букве С.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- познакомить детей со звуком и буквой С;
- научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам.
Коррекционно - развивающие:
- развивать фонематические процессы;
- упражнять в соотнесении слов со схемами;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- продолжать учить составлять предложения по заданному слову;
- развивать связную речь.
Коррекционно – воспитательные:
- Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.
Оборудование: игрушка Сова, зеркала, предметные картинки, в названиях которых присутствует звук С, шкатулка, мяч, игра «Один-много», карандаши, тетради.
Речевой материал: мнемодорожки чистоговорок со звуком С, загадки
Ход занятия:
Организационный момент
Логопед: Ребята я очень рада видеть вас.
Поздоровайтесь с друзьями,
Улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг.
А теперь соседу справа
Мячик ты передавай.
Друга называй по имени,
Утра доброго желай
(Стук в дверь).
Л.: Дети, к нам в гости прилетела Мудрая Сова.
Актуализация имеющихся знаний
Сова: Мне рассказали, что вы узнали много звуков. Я хочу в этом убедиться.
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
- Почему звуки называются гласными? (они поются, мы их поем голосом)
- Какие гласные звуки вы знаете? (поем и наматываем клубочек: а, о, у)
- А остальные звуки какие? (согласные)
- Какие бывают согласные? (твердые и мягкие, звонкие и глухие)
Сообщение темы занятия
С.: Молодцы, все помните. А я хочу познакомить вас с новым звуком. С каким? - догадайтесь сами.
- Слушайте внимательно:
У Сони самовар. Соня открывает краник самовара и смотрит, как оттуда льется вода. Льется водичка в стакан, и Соня слышит: с-с-…
- Какой звук слышит Соня, когда льется вода из самовара?
- Какой первый звук в слове СССОНЯ? — СССАМОВАР? СССТАКАН?
С.: Сегодня мы познакомимся со звуком С.
Звук С живет в насосе. Воздух выходит из насоса и сердито свистит: с-с-с.
Представьте себе, что вы превратились в насосы, и вам надо накачать мячики.
Упражнение на дыхание «Насос»
Дети по очереди, а затем все вместе, подражая действию насоса, накачивают мячик, длительно произнося звук с. (резкое отрывистое произнесение звука вслед за взрослым).
Характеристика звука С по артикуляционным и акустическим признакам
Сова предлагает, смотря в зеркало, длительно произнести звук с и обратить внимание на положение губ.
Губы улыбаются, видны зубы.
- А теперь еще раз долго, сердито посвистим, покажем, как воздух выходит из насоса, и скажем, куда спрятался кончик языка (кончик языка спрятался за нижние зубы).
- Какая струйка воздуха выходит, когда мы произносим звук С: холодная или теплая? Поднесите руку ко рту и скажите с-с-с.
(если кто-либо скажет, что струйка воздуха теплая – сравнить Х и С).
- Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук С. Гласный он или согласный? Попробуем его петь. Что происходит? (звук встречает преграду - это согласный звук).
- Звонкий или глухой этот звук? Почему? Приложим руку к горлышку. Дрожит голосок? (звук глухой).
- Сердито произносим звук (это твердый звук).
Какой фишкой будем обозначать звук С?
Игра «Поймай звук»
С.: Хлопните, когда услышите звук С.
Детям демонстрируются картинки и произносятся слова:
Сумка, санки, вата, слон, лук, стекло, поезд, автобус…
Игра «Эхо»
Детям предлагается воспринять на слух и повторить за логопедом серию слогов:
са-са-са, су-су-су, са-со-су, су-со-са-сы.
С.: Мои совята тоже приготовили для вас игру.
«Где спрятался звук?» (Определение позиции звука С в словах).
(На карточках в форме совят наклеены картинки со звуком С)
Игра с мячом: «Добавь звук (слог)»
Добавим С в начале слова и получим новые слова:
Мех - (смех)
мел - (смел)
тройка - (стройка),
наряд - (снаряд)
клад – (склад)
мешок - (смешок)
Добавим С в конце слова и получим новые слова:
Ри (с)
Вку (с)
Но (с)
(Работа над многозначностью слова: нос у человека, у корабля, у чайника- носик)
«Добавь слово СОК»
Пе (сок) ле ( ) голо ( )
Ку( ) воло ( ) бро ( )
Но( ) коло ( )
С.: Дети, когда я собиралась к вам в гости, мои лесные друзья приготовили для вас шкатулку с сюрпризом. Давайте посмотрим, что в ней?
Загадки:
Не говорит, не поет,
А кто к хозяину идет,
Она знать дает. (Собака)
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)
Под крышей — четыре ножки,
На крыше — суп да ложки. (Стол)
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут ее – (лиса)
Уродилась я на славу – голова бела, кудрява.
Кому нравятся щи –
Меня в них поищи (капуста)
Гладишь - ласкается,
Дразнишь – кусается (пес)
Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым кустом.(редис)
Днем спит,
Ночью летает.( СОВА)
Кос-кос-кос,
В саду вырос (абрикос)
Ок-ок
Мы любим вкусный (Сок)
С.: Какой звук мы слышим во всех отгадках?
«Какой бывает сок?» (Работа над словообразованием)
Сок из абрикосов – абрикосовый
Из ананаса – ананасовый
Из смородины – смородиновый и т.д.
Составление предложений с заданным словом. Составление схемы предложения.
Составьте предложение со словом сок.
Соня пьет сок.
Сколько слов в вашем предложении?
Какое первое слово? Обозначим его полоской. Выложите схему всего предложения. В конце ставим точку.
Задание: Распространить предложения.
Соня пьет ананасовый сок.
Соня пьет свежий ананасовый сок.
Соня пьет вкусный свежий ананасовый сок.
Соня пьет вкусный свежий ананасовый сок с печеньем.
Заучивание чистоговорки:
(С использование мнемотаблицы)
Са-са-са — вот летит оса.
Су-су-су — не боюсь осу.
Сы-сы-сы — нет осы.
Знакомство с буквой С.
Л.: Звук С на письме обозначается буквой С. Рассмотрите букву С. На что она похожа?
- Сделайте из большого и указательного пальцев левой руки букву С.
- Нарисуйте букву С в воздухе.
- Напечатайте букву С в тетради.
Подведение итогов
Какой звук мы сегодня изучали?
Какой это звук? (согл., тверд, глухой)
С какой буквой познакомились?
Сова: Молодцы, ребята, вы меня очень порадовали своими знаниями. Я приготовила для вас подарок – игру «Один - много». До скорой встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки [м] [м\']. Буква М.»
Учит детей различать на слух звуки [м], [м\'], определять место звука в слове (начало, середина, конец). Формирует звуко-буквенный анализ и синтез. Развивает фонематическое восприятие и представление, ...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему:"Звук [ Ц ] и буква Ц.
В рамках краткосрочного психолого-педагогического проекта " Чудо-дерево сказок Чуковского" представлен конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему"...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звуки [в]-[вь], буква В»
Фронтальная непосредственно - образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Звук [ а ] и буква А".
Предлагаю вашему вниманию конспект занятия, которое откроет детям путь в увлекательный путь обучения чтению. Конспект вводит в обучение грамоте, даёт первичные представления о делении звуков на гласны...
Конспект коррекционно-развивающей деятельности в старшей логопедической группе по теме: «звуки [х] [хь]. Буква Х»
Цель: создание условий для закрепления навыков правильного произношения звуков [х], [хь]. Знакомства с буквой Х. Задачи:Коррекционно-образовательные:-Закрепление у детей представле...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Звук [ Ц ] и буква Ц.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Звук [ Ц ] и буква Ц....
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме «Звуки м, мь. Буква М»
Развивать: - слуховую память, внимание, восприятие;- умение концентрировать внимание;- слухоречевую память, фонематическое восприятие;- мимику;- просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонаци...