Содержание групповых занятий учителя-логопеда в рамках реализации ФОП дошкольного образование
материал по логопедии

Мисько Анастасия Владимировна

Доклад на Методическом объединение учителей-логопедов и учителей-дефектологов Школы №1391 от 19.06.2024 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_po_fop_i_razvitie_rechi.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ

ГБОУ ШКОЛА №1391

19.06.2024

ДОКЛАД

Содержание групповых занятий учителя-логопеда в рамках реализации ФОП дошкольного образование

Мисько Анастасия Владимировна,

учитель-логопед высшей категории

 ГБОУ Школа №1391, г. Москва, РФ

В настоящее время одним из самых важных направлений в развитии и формировании личности является развития речи детей в дошкольном возрасте.

Целью работы по речевому развитию детей дошкольного возраста является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

Задачами по развитию речи являются:

  • Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей.
  • Развитие у детей понимание речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
  • Создание условий для развитие планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.
  • Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.
  • Поощрение детского словотворчества.

Именно поэтому речевое развитие, занимает важное место в ФОП ДО.

Специалистом, непосредственно занимающимся развитием речи, является учитель-логопед, его деятельность направлена методическую помощь воспитателям в реализации блока «речевое развитие», так и на логопедическую помощь с категориями воспитанников, требующих специально организованной работы. К данным категориям относятся воспитанники с ЗПРР, ФФН, ФН, ОНР разного уровня, ТНР и детей с ОВЗ и др.

Основные положения ФОП ДО - воспитание и развитие ребенка как гражданина Российской Федерации, а также на приобщение к духовным и культурным ценностям российского народа.

Новая программа во многом дублирует ФГОС.

Изменения, отличие ФГОС И ФОП ДО.

  • Возрастные группы - по году рождения.
  • Нормативы и требования для каждого возраста по каждому из пяти образовательных областей: для каждой возрастной группы указаны задачи и методы педагогической диагностики, нормативы и результаты работы.
  • Список литературы, музыки и мультфильмов, которые рекомендуется смотреть и обсуждать с детьми
  • Списки анимационных произведений для дошкольников 5 -7 лет советские мультфильмы и мультсериалы
  • Перечень основных государственных и народных праздников, которые рекомендуется включать в план воспитательной работы.
  • Четкие и подробные требования к работе с особыми категориями детей: поддержка детей с особыми образовательными потребностями (ООП); коррекционно-развивающая работа для детей мигрантов, у которых есть трудности с пониманием русского языка.

Требования к организации занятий по ФОП ДО.

Основные положения в ФОП ДО, относящиеся к организации занятий, прописаны в следующих разделах:

24.12. Занятие является формой организации обучения, наряду с экскурсиями, дидактическими играми, играми-путешествиями и другими. Оно может проводиться в виде образовательных ситуаций, тематических событий, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций, интегрирующих содержание образовательных областей, творческих и исследовательских проектов и так далее.

 24.13. При организации занятий педагог использует опыт, накопленный при проведении образовательной деятельности в рамках сформировавшихся подходов. Время проведения занятий, их продолжительность, длительность перерывов, суммарная образовательная нагрузка для детей дошкольного возраста определяются СанПиН 1.2.3685-21.

 24.14. Введение термина «занятие» не означает регламентацию процесса. Термин фиксирует форму организации образовательной деятельности. Содержание и педагогически обоснованную методику проведения занятий педагог может выбирать самостоятельно.

 Рекомендуемые формы образовательного процесс: игра-игровое, упражнения; игровая ситуация; викторина; проекты; беседа разговор; квест, мастерская; чтение; экспериментирование; моделирование.

Содержание занятий учителя-логопеда с дошкольниками.

В раннем возрасте: развитие понимания речи, развитие активной речи

В дошкольном возрасте. Формирование словаря (с возраста 3-4 лет разделена на обогащение словаря и активизацию словаря). Звуковая культура речи. Грамматический строй речи.  Связная речь. Интерес к художественной литературе. Подготовка детей к обучению грамоте (с 3-4 лет).

Особое внимание уделяется подготовке детей к обучению грамоте.

Формировать у детей умение производить анализ слов различной звуковой структуры, выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук), правильно употреблять соответствующие термины. Познакомить детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова. Знакомить детей с буквами; читать слоги, слова, простые предложения из 2-3 слов.

Для осуществления вышесказанных задач, учитель-логопед составляет Программу подгрупповых занятий, готовит календарное планирование, составляет планы-конспекты занятий

Разрабатывается программа на основании рекомендованных Методических пособий и программ. УМК рекомендованные для организации работы под редакцией: Т.А. Ткаченко, Н.В. Нищевой,Л.В. Лопатиной, Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой, Г.В. Чиркиной.

По Программе составляется календарно-тематическое планирование. И под каждую дату пишется план-конспект. Который учитывает: временной план и суть этапов общеобразовательного занятия.

Этап занятия

Содержание

Время

Младшая

Средняя

Старшая

Подготовительная

Введение

Организационный момент включает:

приветствие или ритуал начала занятия, которые могут организовываться в форме круга, настрой на занятия актуализацию имеющихся знаний детей

2 мин

3 мин

2 мин

3 мин

Основной

Знакомство с темой занятия в играх; в проблемных вопросах («Почему что-то случилось?»); через творческие заданиях т.п...

Активизирующие элементы (игры, продвижение по группе или учреждению, поиск предмета или задания и др..). Сюрпризные моменты (приглашение героя, награждения - медали, фишки).

Выполнение заданий и упражнений.

11 мин

15 мин

20 мин

23 мин

Заключительный

Подведение итога занятия, поощрение ребят. Со второго полугодия средней группы с детьми проводится рефлексия – выборочно дети отвечают на вопросы типа: («Что понравилось на занятии?», «Что не понравилось?», «Как ты думаешь, ты хорошо поработал?)

2 мин

2 мин

3 мин

4 мин

Итог

15 мин

20 мин

25 мин

30 мин

План-конспект занятия. Алгоритм оформления плана-конспекта включает:

  • титульный лист;
  • перечень целей (обучающих, развивающих и воспитательных) и задач их реализующих;
  • определение методов и приёмов, которые будут использованы;
  • описание сути планируемой индивидуальной работы;
  • описание предварительной работы педагога и ребят (например, выучить стихотворение или нарисовать по теме);
  • список наглядных материалов и оборудования;
  • описание хода занятия (по пунктам — введение этап, основной этап и заключение).

Непосредственное проведение занятия.

Обязательная часть работы учителя- логопеда - самоанализ. После проведения самоанализа, вносятся коррективы в планы-конспекты последующих занятий.

Благодаря данному подходу к организации занятий, учитель-логопед достигает высоких результатов в речевом развитии разных категорий дошкольников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Болотина Л.Р., Т.С. Комарова Дошкольная педагогика. М.: Академия, 1997
  2. Колесникова Л. Учение без утомления. // Дошкольное образование. -2008 – №5–56–60 с.
  3. Л. Павлова. Ранний возраст: значение игр-занятий в интеллектуальном развитии. // Дошкольное воспитание. – 2002 – №4–87–90 с.
  4. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2007
  5. ОТ рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детский сад «Семицветик» г. Белоярский» Проект «Организация сотрудничества с родителями в вопросах воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации стандарта дошкольного образования»

Проект организуется  с родителями, детьми и педагогами в подготовительной к щколе группе. Для эффективности проведения мероприятий используется интерактивный метод обучения....

Экологическое образование детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с ...

Конспект группового занятия учителя-логопеда с детьми старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме: «Зима. Новый год.»

Конспект группового занятия  учителя-логопеда с детьми старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме: «Зима. Новый год.»...

Конспект группового занятия учителя – логопеда и педагога – психолога с детьми старшей группы компенсирующей направленности на тему: «Домашние животные»

В конспекте представлены игры и упражнения  для закрепления  знаний  детей с ОНР о домашних животных и их детёнышах; совершенствования грамматического строя речи....

Конспект группового занятия учителя-логопеда с детьми старшей группы с ОНР по лексической теме: «Домашние птицы»

В конспекте представлены игры и упражнения  для закрепления  знаний  детей старшей группы с ОНР о перелетных птицах; совершенствования грамматического строя, связной речи....

Конспект группового занятия учителя-логопеда с детьми старшей группы с ОНР по лексической теме: «Дикие животные»

В конспекте представлены игры и упражнения  для закрепления  знаний  детей с ОНР о диких животных и их детёнышах; совершенствования грамматического строя и связной речи....

Конспект группового занятия учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста по лексической теме: «Зимняя одежда»

В конспекте представлены игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя и связной речи по лексической теме: "Зимняя одежда"...