Содержание групповых занятий учителя-логопеда в рамках реализации ФОП дошкольного образование
материал по логопедии
Доклад на Методическом объединение учителей-логопедов и учителей-дефектологов Школы №1391 от 19.06.2024
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo_po_fop_i_razvitie_rechi.docx | 31.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ
ГБОУ ШКОЛА №1391
19.06.2024
ДОКЛАД
Содержание групповых занятий учителя-логопеда в рамках реализации ФОП дошкольного образование
Мисько Анастасия Владимировна,
учитель-логопед высшей категории
ГБОУ Школа №1391, г. Москва, РФ
В настоящее время одним из самых важных направлений в развитии и формировании личности является развития речи детей в дошкольном возрасте.
Целью работы по речевому развитию детей дошкольного возраста является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Задачами по развитию речи являются:
- Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей.
- Развитие у детей понимание речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
- Создание условий для развитие планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.
- Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.
- Поощрение детского словотворчества.
Именно поэтому речевое развитие, занимает важное место в ФОП ДО.
Специалистом, непосредственно занимающимся развитием речи, является учитель-логопед, его деятельность направлена методическую помощь воспитателям в реализации блока «речевое развитие», так и на логопедическую помощь с категориями воспитанников, требующих специально организованной работы. К данным категориям относятся воспитанники с ЗПРР, ФФН, ФН, ОНР разного уровня, ТНР и детей с ОВЗ и др.
Основные положения ФОП ДО - воспитание и развитие ребенка как гражданина Российской Федерации, а также на приобщение к духовным и культурным ценностям российского народа.
Новая программа во многом дублирует ФГОС.
Изменения, отличие ФГОС И ФОП ДО.
- Возрастные группы - по году рождения.
- Нормативы и требования для каждого возраста по каждому из пяти образовательных областей: для каждой возрастной группы указаны задачи и методы педагогической диагностики, нормативы и результаты работы.
- Список литературы, музыки и мультфильмов, которые рекомендуется смотреть и обсуждать с детьми
- Списки анимационных произведений для дошкольников 5 -7 лет советские мультфильмы и мультсериалы
- Перечень основных государственных и народных праздников, которые рекомендуется включать в план воспитательной работы.
- Четкие и подробные требования к работе с особыми категориями детей: поддержка детей с особыми образовательными потребностями (ООП); коррекционно-развивающая работа для детей мигрантов, у которых есть трудности с пониманием русского языка.
Требования к организации занятий по ФОП ДО.
Основные положения в ФОП ДО, относящиеся к организации занятий, прописаны в следующих разделах:
24.12. Занятие является формой организации обучения, наряду с экскурсиями, дидактическими играми, играми-путешествиями и другими. Оно может проводиться в виде образовательных ситуаций, тематических событий, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций, интегрирующих содержание образовательных областей, творческих и исследовательских проектов и так далее.
24.13. При организации занятий педагог использует опыт, накопленный при проведении образовательной деятельности в рамках сформировавшихся подходов. Время проведения занятий, их продолжительность, длительность перерывов, суммарная образовательная нагрузка для детей дошкольного возраста определяются СанПиН 1.2.3685-21.
24.14. Введение термина «занятие» не означает регламентацию процесса. Термин фиксирует форму организации образовательной деятельности. Содержание и педагогически обоснованную методику проведения занятий педагог может выбирать самостоятельно.
Рекомендуемые формы образовательного процесс: игра-игровое, упражнения; игровая ситуация; викторина; проекты; беседа разговор; квест, мастерская; чтение; экспериментирование; моделирование.
Содержание занятий учителя-логопеда с дошкольниками.
В раннем возрасте: развитие понимания речи, развитие активной речи
В дошкольном возрасте. Формирование словаря (с возраста 3-4 лет разделена на обогащение словаря и активизацию словаря). Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Интерес к художественной литературе. Подготовка детей к обучению грамоте (с 3-4 лет).
Особое внимание уделяется подготовке детей к обучению грамоте.
Формировать у детей умение производить анализ слов различной звуковой структуры, выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук), правильно употреблять соответствующие термины. Познакомить детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова. Знакомить детей с буквами; читать слоги, слова, простые предложения из 2-3 слов.
Для осуществления вышесказанных задач, учитель-логопед составляет Программу подгрупповых занятий, готовит календарное планирование, составляет планы-конспекты занятий
Разрабатывается программа на основании рекомендованных Методических пособий и программ. УМК рекомендованные для организации работы под редакцией: Т.А. Ткаченко, Н.В. Нищевой,Л.В. Лопатиной, Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой, Г.В. Чиркиной.
По Программе составляется календарно-тематическое планирование. И под каждую дату пишется план-конспект. Который учитывает: временной план и суть этапов общеобразовательного занятия.
Этап занятия | Содержание | Время | |||
Младшая | Средняя | Старшая | Подготовительная | ||
Введение | Организационный момент включает: приветствие или ритуал начала занятия, которые могут организовываться в форме круга, настрой на занятия актуализацию имеющихся знаний детей | 2 мин | 3 мин | 2 мин | 3 мин |
Основной | Знакомство с темой занятия в играх; в проблемных вопросах («Почему что-то случилось?»); через творческие заданиях т.п... Активизирующие элементы (игры, продвижение по группе или учреждению, поиск предмета или задания и др..). Сюрпризные моменты (приглашение героя, награждения - медали, фишки). Выполнение заданий и упражнений. | 11 мин | 15 мин | 20 мин | 23 мин |
Заключительный | Подведение итога занятия, поощрение ребят. Со второго полугодия средней группы с детьми проводится рефлексия – выборочно дети отвечают на вопросы типа: («Что понравилось на занятии?», «Что не понравилось?», «Как ты думаешь, ты хорошо поработал?) | 2 мин | 2 мин | 3 мин | 4 мин |
Итог | 15 мин | 20 мин | 25 мин | 30 мин |
План-конспект занятия. Алгоритм оформления плана-конспекта включает:
- титульный лист;
- перечень целей (обучающих, развивающих и воспитательных) и задач их реализующих;
- определение методов и приёмов, которые будут использованы;
- описание сути планируемой индивидуальной работы;
- описание предварительной работы педагога и ребят (например, выучить стихотворение или нарисовать по теме);
- список наглядных материалов и оборудования;
- описание хода занятия (по пунктам — введение этап, основной этап и заключение).
Непосредственное проведение занятия.
Обязательная часть работы учителя- логопеда - самоанализ. После проведения самоанализа, вносятся коррективы в планы-конспекты последующих занятий.
Благодаря данному подходу к организации занятий, учитель-логопед достигает высоких результатов в речевом развитии разных категорий дошкольников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Болотина Л.Р., Т.С. Комарова Дошкольная педагогика. М.: Академия, 1997
- Колесникова Л. Учение без утомления. // Дошкольное образование. -2008 – №5–56–60 с.
- Л. Павлова. Ранний возраст: значение игр-занятий в интеллектуальном развитии. // Дошкольное воспитание. – 2002 – №4–87–90 с.
- Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2007
- ОТ рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Детский сад «Семицветик» г. Белоярский» Проект «Организация сотрудничества с родителями в вопросах воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации стандарта дошкольного образования»
Проект организуется с родителями, детьми и педагогами в подготовительной к щколе группе. Для эффективности проведения мероприятий используется интерактивный метод обучения....
Экологическое образование детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с ...
Конспект группового занятия учителя-логопеда с детьми старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме: «Зима. Новый год.»
Конспект группового занятия учителя-логопеда с детьми старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме: «Зима. Новый год.»...
Конспект группового занятия учителя – логопеда и педагога – психолога с детьми старшей группы компенсирующей направленности на тему: «Домашние животные»
В конспекте представлены игры и упражнения для закрепления знаний детей с ОНР о домашних животных и их детёнышах; совершенствования грамматического строя речи....
Конспект группового занятия учителя-логопеда с детьми старшей группы с ОНР по лексической теме: «Домашние птицы»
В конспекте представлены игры и упражнения для закрепления знаний детей старшей группы с ОНР о перелетных птицах; совершенствования грамматического строя, связной речи....
Конспект группового занятия учителя-логопеда с детьми старшей группы с ОНР по лексической теме: «Дикие животные»
В конспекте представлены игры и упражнения для закрепления знаний детей с ОНР о диких животных и их детёнышах; совершенствования грамматического строя и связной речи....
Конспект группового занятия учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста по лексической теме: «Зимняя одежда»
В конспекте представлены игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя и связной речи по лексической теме: "Зимняя одежда"...