Конспект группового занятия учителя-логопеда с детьми старшей группы с ОНР по лексической теме: «Домашние птицы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
В конспекте представлены игры и упражнения для закрепления знаний детей старшей группы с ОНР о перелетных птицах; совершенствования грамматического строя, связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domashnie_ptitsy.docx | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект группового занятия учителя-логопеда с детьми старшей группы с ОНР по лексической теме: «Домашние птицы».
Цели:
коррекционно-образовательные: уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Домашние птицы». Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными, образование существительных множественного числа, образование существительных с помощью суффиксов -онок, -енок, упражнять в употреблении предлога -под);
коррекционно-развивающие: развивать связную речь, мыслительную деятельность, способность к самостоятельным выводам, общие речевые навыки, зрительное и слуховое внимание, развивать тонкую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением;
воспитательные: воспитывать бережное отношение к птицам; формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.
Оборудование: картинки с изображением домашних птиц, мяч, диск с записью танца утят, сюжетная картинка «Птичий двор».
Ход занятия:
- Организационный момент.
Логопед: – Какое сейчас время года? (Осень.) Назовите осенние месяцы, признаки осени. Назовите осеннюю одежду, обувь, головные уборы.
2. Артикуляционная гимнастика.
«Блинчик»
«Качели»
«Горка»
«Часики»
- Объявление темы занятия.
Логопед предлагает детям послушать стихотворение «На птичьем дворе».
Наши уточки с утра — кря-кря-кря,
А индюк среди двора — бал-бал-бал,
Наши гуси у пруда — га-га-га,
Наши курочки в окно — ко-ко-ко,
А как Петя-петушок ранним-рано поутру нам споет ку-ка-ре-ку.
Логопед: «Кого я называла в этом стихотворении?» Дети перечисляют.
На доску выставляются картинки — курица, утка, индюк, гусь.
«Как можно одним словом назвать всех, кого вы видите на этих картинках? Кто это? — Это птицы. — Почему вы решили, что это птицы? — Потому что у них есть клюв, крылья, тело, покрытое перьями, 2 ноги. — Живут эти птицы рядом с человеком, он ухаживает за ними. Значит, это какие птицы? — Домашние птицы».
- Расширение глагольного словаря.
- Игра «Что делает?»
Дети делятся на две команды. Игра проходит в форме соревнования. Кто назовет больше слов, отвечая на вопрос.
Гусь (что делает?) — гогочет, плавает, ходит, стоит, лежит, ест, щиплет, несет, высиживает, шипит...
Курица (что делает?) — бегает, клюет, разгребает, пьет, несет, высиживает, ест, взлетает, ходит, созывает, квохчет, кудахчет, клохчет...
Выясняют, какие слова относятся только к курице (кудахчет, квохчет...).
Какие только к гусю (шипит, гогочет...).
4. Развитие лексико-грамматических категорий.
- Игра «Сосчитай до пяти»
Один цыпленок, два цыпленка...
Один гусенок, два гусенка,…
Одна утка, две утки,…
- Дидактическая игра «Один — много» (с мячом)
утка — утки,
цыпленок — цыплята, и т.д.
- Дидактическая игра «Птичья семья»
Логопед выставляет картинку цыпленка, дети называют его родителей. Картинки петуха и курицы ставят рядом. Еще раз называют всю семью. Аналогично: утка — селезень — утенок, гусыня — гусь — гусенок, индюшка — индюк — индюшонок.
5. Речь с движением «Танец утят»
6. Пальчиковая гимнастика «Птичий двор»
Возле дома, на горе, Гуляют птицы во дворе. Птицы очень важные – Не дикие, домашние: Утки с утятами, Гусыни с гусятами, Курицы с цыплятами, Индюшки с индюшатами, Птичница их позвала, Всем насыпала зерна. Птицы прибежали, Все зерно склевали. | - дети изображают домик из пальцев рук; - сжимают пальцы рук в кулаки; - загибают по очереди пальцы на обеих руках одновременно; - дети «зовут к себе птиц»; - имитация движения «сыплем зерно»; - шагают пальчиками по столу; - имитация движения « клюем зерно» |
7. Сравнение двух птиц: гусь — курица.
На доске большие картины, на которых изображены гусь и курица.
Логопед: «Давайте посмотрим, чем похожи эти птицы? — У обеих есть крылья, клювы, ноги, шея, туловище, тело, покрытое перьями... — А теперь найдем отличия. — Гусь больше, курица меньше. Гусь весь белый, курица пестренькая. Шея у гуся длинная, у курицы — короткая. Клюв у гуся тупой, у курицы острый. У гуся лапы толще, у курицы тоньше».
8. Употребление предлога под.
Сюжетная картинка «Птичий двор»
Логопед: «Гуляли по двору индюк, курица, гусь, утка. Вдруг откуда ни возьмись выскочила собака. Она громко залаяла. Все перепугались и бросились прятаться. Курица забилась под крыльцо, утка влезла под дрова, индюк забежал под скамейку, а гусь уселся под куст. Сидят, ждут, когда непрошеный гость уйдет со двора. Кто гулял во дворе? Кого испугались птицы? Куда спрятались?»
9. Итог занятия.
- Каких домашних птиц вы запомнили?
- Вспомнить, в какие игры играли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по лексической теме "Игрушки".
Конспект предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста в логопедических, а также массовых группах. Одной из задач занятия является знакомство детей с мнемотаблицами, умением составлят...
Конспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы»
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением....
План – конспект проведения организованной деятельности с детьми старшей группы комбинированной направленности на тему: «Как узнать птиц?»
Конспект занятия по экологии. Познакомить детей с представлениями о птицах, их различии , мнстек обитания через различнын методы и приемы....
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием ИКТ Тема: «Перелетные птицы»
Цель: Систематизация и обобщение ранее приобретенных знаний о перелетных птицах.Задачи:Образовательные:- закреплять знания и дать новые представление о перелётных птицах (внешний вид, среда обит...
Конспект интегрированной музыкальной коррекционно- образовательной деятельности с детьми старшей группы (ТНР) по лексической теме «Игрушки»
Цель: Обобщать знания детей об игрушках. Образовательные задачи: уточнять и развивать знания детей об игрушках. Коррекционно ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи. Тема: «В гостях у писателя С.Я.Маршака».
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по развитию речи.Тема: «В гостях у писателя С.Я.Маршака»....
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности «Журавушка» Тема: «Весёлая скакалочка»
Конспект занятия по физической культуре в старшей группе.Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе двигательной активности «Веселая скакалочка»Задачи:- создать условия дл...