Формирование речевых умений связного устного высказывания у детей с ОНР.
консультация по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_rechevyh_umeniy_svyaznogo_ustnogo_vyskazyvaniya_u_detey_s_onr.docx | 22.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Связная речь - смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции - являясь средством коммуникации, помогает ребенку устанавливать связь с окружающими людьми и, что немаловажно, регулирует поведение ребенка в социуме.
Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
Основная функция связной речи – коммуникативная, которая осуществляется в двух основных формах: монолог и диалог.
Диалогическая речь (диалог) – процесс непосредственного речевого общения, характеризующийся поочередно сменяющими одна другую репликами двух или более лиц.
Основная функция связной речи – коммуникативная, которая осуществляется в двух основных формах: монолог и диалог.
Диалогическая речь (диалог) – процесс непосредственного речевого общения, характеризующийся поочередно сменяющими одна другую репликами двух или более лиц.
Монологическая речь (монолог) – процесс непосредственного общения, характеризующийся речью одного лица.
Успешность обучения в школе во многом зависит от уровня овладения детей связной речью. Умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.
У детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, наблюдается значительное отставание в формировании навыков описательно-повествовательной речи. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Исследования показали, что объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания.
Логопедическая коррекция при общем недоразвитии речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, просодики, лексико-грамматического строя, связной речи, мелкой моторики рук.
В число задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР, входит научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Эта задача решается путем совершенствование монологической речи, различными видами речевой деятельности пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.
Игра - основной вид деятельности дошкольника, именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Ну, а словесные игры имеют большое значение в речевом развитии детей. Они построены на словах и действиях играющих. Эти игры учат опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах, углублять знания о них, требуют использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Эти игры особенно важны для детей, так как способствуют подготовке к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.
Игры способствуют формированию и развитие фонематического восприятия, а также в развитии лексико-грамматических категорий и связной речи
«Испорченный телефон»
«Светофор
«Вершки- корешки»
«Фрукты- овощи»
«Новоселье»
Лото «В мире растений»
«Летает, а не птица»
«Размытое письмо»
«Живые слова»
«Дополни предложение»
«Придумай предложение»
«Кто больше заметит небылиц»
«Где начало рассказа?»
«Найди картинке место»
«Исправь ошибку»
«Какая картинка не нужна?»
Игры на закрепление полученных знаний и навыков детей.
«Составь слово»
«Разгадай ребус»
«Из слов – предложение»
«Четвёртый лишний»
«Верно ли это?»
«Найди лишнее слово»
«Зачем нам эти вещи»
«Составь два рассказа»
«Поиск пропавших деталей»
игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора:
«Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает» «Садовник»
Игры для освоения правил словообразования
«Назови ласково»
«Что для чего?»
«Чьи хвосты?»
«Что из чего сделано?»
В процессе изучения лексической темы дети играют в сюжетные игры, при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи.
Диалог- сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге бывает трудней, чем строить монологическое высказывание. Участие в диалоге требует слаженных умений: слушать и правильно понимать мысль, формировать в ответ собственное суждение, правильно выражать средствами языка, следить за правильностью языковой формы, слушать свою речь чтобы контролировать ее нормативность.
В играх ребенок попадает в ситуацию, где он должен применять на практике все полученные знания.
Сюжетно-ролевые игра является именно той самой игровой ситуацией, где происходит целенаправленное обучение диалогической речи.
Сюжетно-ролевые игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносит слова, усваивать грамматические нормы.
Театрализованная деятельность - является разновидностью ведущей игровой деятельности, так же в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании речевых навыков.
Метод мнемотехники и метод наглядного моделирования могут быть использованы во всех направлениях логопедической работы.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение) научиться работать с ними.
При обучении звуковому анализу детьми используют фишки зеленого, красного и синего цветов для обозначения звуков. При определении звонкости и глухости звуков дети пользуются символами колокольчиков (один из них звенит, другой молчит, учатся графически изображать предложение, используя слова модели.
Так, в ходе работы над формированием произносительной стороны речи картинками-символами обозначают: упражнения артикуляционной гимнастики, звуки («песенки звуков» картинка насос- звук с, самолет звук л).
В процессе обучения связной монологической речи мнемотехника служит средством планирования высказывания. Метод мнемотехники может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
• пересказ;
• составление рассказов по серии картин и сюжетной картине;
• рассказ-описание, рассказ-сравнение, описательные загадки;
Схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Помогают мнемосхемы
Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Работу на занятиях по мнемотаблицам строится в три этапа.
1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.
Мнемотехника многофункциональна. На основе ее основе можно составить разнообразные дидактические игры.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает устанавливать связь с окружающими людьми, определяет и регулирует формы нормы поведения в обществе, что является решающим фактором для развития личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра с картинками для детей раннего возраста по формированию речевых умений.
Дидактическая игра с картинками для детей раннего возраста по формированию речевых умений. ЛОТОИгра разработана мною...
Технология формирования связной устной речи у детей Ткаченко Т.А.
Технология формирования связной устной речи у детей Ткаченко Т.А. Презентация....
Организация работы по формированию речевых умений и навыков у детей с ОВЗ
В соответствие с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является способность ребёнка достаточно хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения св...
Формирование коммуникативных умений посредством устного народного творчества
Формирование коммуникативных умений посредством устного народного творчества - семинар для педагогов....
К вопросам развития связных повествовательных высказываний у детей старшего дошкольного возраста
Материал посвящен изучению особенностей формирования у детей старшего дошкольного возраста связных повествовательных высказываний, а так же, разработке методики формирования связных повествовательных ...
Использование игровой технологии «Мяч и речь» в работе по формированию речевых умений у детей 2-3 лет с задержкой речевого развития
В статье представлена комплексная система работы, направленная на коррекцию речевого нарушения ребенка с ОВЗ, на его личностное развитие и сохранение психофизического здоровья с помощью игровой технол...
Консультация для родителей. «Игровые приёмы как средство формирования связной устной речи у детей с ТНР»
Все родители мечтают о том, чтобы их ребѐнок говорил правильно и красиво. К сожалению, иногда случается, что ребёнок растѐт, но говорить полными предложениями, последовательно излагать свои мысли у не...