Использование игровой технологии «Мяч и речь» в работе по формированию речевых умений у детей 2-3 лет с задержкой речевого развития
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)
В статье представлена комплексная система работы, направленная на коррекцию речевого нарушения ребенка с ОВЗ, на его личностное развитие и сохранение психофизического здоровья с помощью игровой технологии «Мяч и речь».
Предлагаемая игровая технология «Мяч и речь» включает в себя дидактические (словесные, подвижные) и театрализованные игры с мячом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование игровой технологии «Мяч и речь» в работе по формированию речевых умений у детей 2-3 лет с задержкой речевого развития»
Одним из главных событий в развитии ребенка раннего возраста является овладение речью. Однако в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения речевого развития.
Проблема современной коррекционной педагогики заключается в развитии физического и психического здоровья детей с нарушениями речи, нормализации двигательной активности и профилактики гиподинамии, коррекции недостатков просодической, эмоциональной стороны речи и успешной социализации. В настоящее время эта проблема приобрела особую актуальность, ибо процесс воспитания и обучения требует постоянного совершенствования методов работы по формированию речи детей раннего возраста, которые в свою очередь способствуют общему развитию ребенка.
Все это поставило перед нами проблему поиска комплексной системы, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его психофизического здоровья. Одной из таких систем работы, на наш взгляд, является игровая технология «Мяч и речь».
Предлагаемая нами игровая технология «Мяч и речь» включает в себя дидактические (словесные, подвижные) и театрализованные игры с мячом. При этом мячи в данных играх используются разнообразные: обычные резиновые, мягкие набивные, сшитые из флисовой ткани (мячи-зверушки), массажные мячики разной жесткости.
В данной технологии, отмечает в своем исследовании И. В. Илюхина, заложены большие возможности для развития речевых навыков. Мяч – прекрасная игрушка, любимая детьми в любом возрасте. Игры с мячом занимают особое место в развитии координации ребенка, в развитии действий его маленьких ручек. Невозможно переоценить значение первых игр с мячом для здоровья крохи, развития его эмоциональной сферы, не говоря уже о физическом и интеллектуальном развитии малыша [5].
Движения маленьких пальчиков и ручек также влияют на развитие речи ребенка, поскольку нервные импульсы, поступающие в кору головного мозга, от двигающихся пальчиков и ручек стимулируют речевые зоны, значительно усиливая их активность.
Практическая значимость использования мячей в разнообразной совместной деятельности детей и педагога, как считают исследователи Т. А. Воробьева, И. В. Илюхина, О. И. Крупенчук, многогранна, так:
- в подвижных дидактических играх с мячом развивается речь, ориентировка в пространстве, познавательная и двигательная активность воспитанников;
- в играх с массажными мячиками рука ребенка готовится к самообслуживанию, рисованию, письму, развивается мелкая моторика кисти, одновременно с этим стимулируется речевая активность, так как на пальцах и ладонях есть «активные точки», которые передают импульсы в речевые центры;
- игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению ;
- игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гиперактивных детей; развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – легких, сердца, улучшают обмен веществ [3].
При составлении плана работы по формированию речевых умений в играх с мячом мы использовали материал, представленный в пособиях Т. А. Воробьёвой, О. И. Крупенчук, «Мяч и речь» [3], А. И. Смирновой «Школа мяча» [6] и игры-драматизации с «мячами-зверушками» по мотивам русских народных сказок.
Все игры и упражнения с мячом мы разделили на следующие виды:
- игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики;
- игры и упражнения с массажным мячом, направленные на развитие мелкой моторики;
- игры и упражнения с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве;
- игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия и закрепление правильного звукопроизношения;
- игры и упражнения с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи;
- игры-драматизации с мячами-зверушками, направленные на развитие связной, диалогической речи.
Распределение игр в зависимости от решаемых дидактических задач представлено в таблице 1.
Таблица 1. Игры и упражнения с мячом
Задачи | Название игры (упражнения) |
Развитие мелкой моторики | 1. Комплекс «Разминка» 2. «Разноцветные шары» 3. «Дождик» 4.«Плывет, едет, скачет» 5. «Спираль» 6. «Угощение», «Чьи детки», «Чей домик» и др. соответствующие лексической теме 7. «Путешествие колобка» |
Развитие ориентировки в пространстве | «Вратарь» «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти» «Мячик прыгает по мне по груди и по спине» «Попади в ворота» «Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг» «Справа, слева, впереди — в обруч точно попади» «Кошечки с мячиком» |
Формирование правильного звукопроизношения (произношении гласных звуков). Развитие общей моторики | «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук» «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой» «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» «Стучалочка» |
Обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Развитие общей моторики | «Логопеду мяч бросай и животных называй» «Животные и их детеныши» «Кто как разговаривает» «Чей домик?» «Кто где живет?» «Скажи ласково» «Где мяч?» «Действия животных» |
Развитие связной, диалогической речи. | Игры-драматизации с мячами-зверушками: «Путешествие Колобка», «Теремок», «Репка», «Кот, петух и лиса», «Зайкина избушка». |
Следует отметить что, разнообразные игры с мячом мы использовали как на занятиях (познавательных, музыкальных, физкультурных), так и в других видах деятельности детей (на прогулке, в игровой деятельности), что позволяло намного быстрее и прочнее усвоить изученный лексический материал.
Для проведения настольных дидактических игр с массажными мячиками мы изготовили универсальные пособия, представляющие собой пластиковую основу (панно) с наклеенными на нее прозрачными окошками-кармашками. Кармашки соединены между собой разноцветными дорожками различной конфигурации (прямые, волнообразные, зигзагообразные) вырезанные из самоклеющейся пленки. Использование разнообразных картинок, вставляемых в кармашки, в зависимости от задач, которые мы хотели решить в ходе проведения игр (обогащение словаря по лексическим темам, расширение представлений об окружающем мире, развитие мелкой моторики и т. д.) сделало наше пособие универсальным в коррекционной работе с детьми (<Рисунок 1>, <Рисунок 2>,<Рисунок 3>).
Так, к примеру, в игре «Чей малыш?» ребенку сначала нужно было выбрать нужные картинки, вставить их в противоположные кармашки и прокатить массажный мячик по намеченным дорожкам снизу вверх или слева направо пальцами правой или левой руки, одновременно сопровождая движения речью (ответом). В игре «Плывет, едет, скачет» дети прокатывали шарик по дорожкам усложненной конфигурации, сопровождая движения стихотворениями:
Машина
Как у синей у машины
Об асфальт шуршали шины.
Едет-едет по дорожке
И пыхтит четвероножка.
На ногах — четыре шины,
А зовут ее —машина <Рисунок 4>.
В театрализованной игре «Путешествие колобка» воспитанники учились составлять веселые рассказы о приключениях колобка, сопровождая свою речь движениями рук – прокатывание «мяча-колобка» по дорожкам, учились вести диалоги между персонажами сказки <Рисунок 5>.
В подвижных играх с мячом и в театрализованных играх мы использовали резиновые мячи и мячи, сшитые из мягкой ткани – «мячи-зверушки» (заяц, волк, медведь, лиса, мышка, лягушка). Использование такого необычного игрового материала позволяло превращать обучающее задание в занимательную игру, а также помогало детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер <Рисунки 6, 7>.
В подвижных играх с перебрасыванием мяча, например «Мяч бросай и животных называй», дети учились употреблять обобщающие слова, в зависимости от лексической темы («Мяч бросай, четко фрукты называй», « Мяч бросай, транспорт быстро называй» и т.д.). В игре «Животные и их детеныши» происходило закрепление в речи детей названий детенышей животных, закрепление навыков словообразования. Так, бросая мяч ребенку, или прокатывая, сидя на ковре, педагог называл какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называл детеныша этого животного. Таким образом, у воспитанников расширялся словарный запас, развивалось умение соотносить родовые и видовые понятия, развивалась ловкость, внимание, память.
В играх с мячом, направленных на формирование правильного звукопроизношения, осуществлялась работа над гласными звуками. В таких играх, как: «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук», «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой» и др. дети тренировались в четком произношении гласных звуков и выделении их из звукового ряда. В других играх закреплялось плавное, длительное пропевание гласных звуков. Например, в игре «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» ребенку предлагалось пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делал вдох и плавно катил шар товарищу, пропевая гласный звук: а – а – а – а. При этом мы обращали внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно. Таким образом, данные эти игры способствовали отработке плавного выдоха, что очень важно в работе над звукопроизношением.
Постепенно в процессе проведения игр с мячом нами было замечено, что речь детей становилась более четкой, ритмичной, яркой. Кроме того, развивалась память ребенка, так как он запоминал определенные положения руки, последовательность движений. В результате освоения всех упражнений с мячом кисти рук и пальцев детей приобретали силу, хорошую подвижность и гибкость.
Коррекционно-развивающая работа с детьми планировалась в тесном взаимодействии с родителями. В процессе общения с семьями воспитанников нами было выяснено, что они заинтересованы в вопросах преодоления речевых нарушений у своих детей, замечают в их речи недостатки и готовы помогать усваивать правильную речь. С этой целью в группе нами был проведен семинар-практикум с родителями воспитанников на тему «Использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии речевых навыков у детей 2-3 лет. Игры с мячом», на котором родители учились использовать различные виды мячей в совместной деятельности с ребенком для формирования речевых умений, развития общей и мелкой моторики, развития познавательных процессов (восприятие, память, внимание, мышление).
Представленный опыт применения использования разнообразных игр с мячом показал, что технология «Мяч и речь» эффективна в коррекционной деятельности с детьми с нарушениями речи.
Так, анализ наблюдений за речевой деятельностью детей выявил значительные положительные сдвиги в их речевом развитии, а именно:
- у детей расширилось понимание обращенной речи, развилась речевая активность;
- воспитанники стали пользоваться фразой для выражения просьб, желаний, стали участвовать в простом диалоге;
- у детей наблюдается положительная динамика в артикуляционной, мелкой, общей моторике;
- у малышей расширился словарный запас (названия многих окружающих предметов и явлений, значение обобщающих слов).
Таким образом, использование разнообразных игровых приемов технологии «Мяч и речь», оптимизирует процесс коррекции речи и способствует оздоровлению всего организма ребенка, имеющего задержку речевого развития. Так происходит интеграция: речь + движение + здоровье.
Список литературы
1. Адашкевичене Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М.,1992.
2. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья, 2000. Т. 7. № 2. С.21–28.
3. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. – СПб.: КАРО, 2003. – 96с.
4. Добророднова О. В., Константинова С. Л., Медведева Е. Л. Здоровьесберегающие мероприятия в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников // Логопед. – 2012. – № 4. – С. 19-24
5. Илюхина И. В. Мяч и речь – технология коррекции речевых нарушений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / И. В. Илюхина, Н. А. Семочкина, А. А. Рангаева // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 58-60.
6. Смирнова А. И. «Влияние физических упражнений на развитие общей и мелкой моторики «Школа мяча». — Тольятти.: Издательство Фонда «Развитие через образование», 2004.
7. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. Для воспитателей дет.сада / под ред. В. В.Гербовой.-2-е издание., испр. – М.: Просвещение, 1988. – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задачи и содержание работы по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста Журнал «Дошкольное образование»
Дошкольный возраст — период активного познания мира и человеческих отношений. Чем младше ребенок, тем больше влияния можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит нам...
Использование дидактического синквейна в рамках работы по формированию лексико-грамматических категорий с целью активации и актуализации собственного речевого высказывания у детей с ОНР.
В данном материале представлена инновационная технология СИНКВЕЙН , использование которой дает возможность решить проблемы в области речевого развития детей с ОНР....
Использование дидактического синквейна в рамках работы по формированию лексико-грамматических категорий с целью активации и актуализации собственного речевого высказывания у детей с ОНР.
В данном материале описывается актуальность инновационной технологии, решаемые задачи и способы работы в этом направлении....
«Система работы по формированию коммуникативных умений у детей с ОНР в ходе режимных моментов»
В презентаци представлена система работы воспитателя по развитию у детей с речевыми нарушениями коммуникативных умений в ходе режимных моментов методом бесед (ситуативных и по лексическим темам), а та...
Развитие конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста с Задержкой Психического Развития в процессе занятий оригами.
Исследование заключается в изучении возможности использования оригами как вспомогательного средства в коррекции недостатков и дальнейшего развития конструктивных умений у детей старшего дошкольного в...
План работы по формированию счетных умений у детей пятого года жизни
Дидактические игры – наиболее доступный вид деятельности, это способ переработки полученных представлений из окружающего мира.Формированию математических представлений у детей пятого года жизни ...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием игровой технологии В. В. Воскобовича на тему: «Путешествие в Фиолетовый лес» для детей 2-3 лет
Конспектобразовательной деятельности по познавательному развитию сиспользованием игровой технологии В. В. ВоскобовичаНа тему: «Путешествие в Фиолетовый лес»для детей 2-3 лет...