Формирование коммуникативных умений посредством устного народного творчества
консультация по развитию речи (старшая группа) по теме
Формирование коммуникативных умений посредством устного народного творчества - семинар для педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.ppt | 1009.5 КБ |
seminar_doklad.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Коммуникация – это процесс двухстороннего обмена информацией, ведущей к взаимопониманию.
Коммуникативные умения – это освоенный человеком способ установления взаимоотношений между людьми - умение входить в контакт с незнакомым человеком - понимать его личные качества и намерения - предвидеть результаты его поведения - строить своё поведение
Компоненты (М.И.Лисина) предмет общения самопознание и самооценка коммуникативные мотивы действия общения задачи общения средства общения продукты общения
Младший дошкольный возраст 1. Дети должны знать сказки, рассказы, стихотворения в соответствии с возрастом, уметь отличать произведения разных жанров 2. Понимать эмоциональное состояние другого человека соответственно на это реагировать 3. Использовать прямую и косвенную речь; уметь общаться со взрослыми и сверстниками 4. Понимать сюжет спектакля; запоминать правила поведения в театре; знать различные виды театра (бибабо, пальчиковый, кукольный, вязанный, варежковый, теневой) 5. Иметь навыки пользования предметами театрально-игрового оборудования, бережно относиться к ним
Аспекты: 1. Устное народное творчество, как часть национальной культуры, сконцентрировало мудрость, его духовную силу и красоту родного языка 2. Оно является действенным фактором социализации, куда входят и коммуникативные умения и развития личности 3. Устное народное творчество пробуждает первые образные представления детей о Родине и её культуре 4. Эффективность использования устного народного творчества в процессе формирования коммуникативных умений у старших дошкольников будет реализовываться при четком методическом руководстве педагогической работы в дошкольных учреждениях.
Задачи формирования коммуникативных умений: - умение принимать участие в делах детского коллектива - понимать эмоциональное состояние - соотносить свои желания с интересами других людей - развивать и обогащать речь, как одно из важнейших средств коммуникации Пересказ сказок обучает и знакомит - с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, антонимами, синонимами, метафорами - совместный рассказ сказок предполагает умение договариваться между собой
I этап Разъясняюще-мотивационный Цель: формировать правильное понимание иносказательного смысла слов и выражений, употребляемых в сказках, знание правил их употребления. II этап Теоретически и практически развивающий Цель: сформировать представление о вербальных и невербальных средствах, создающих образы в сказках III этап Репродуктивно-творческий Цель: Научить адекватному, точному и логичному использованию образных слов и выражений, пословиц и поговорок из сказок в коммуникативных ситуациях в самостоятельных высказываниях.
Устное народное творчество является действенным средством в развитии коммуникативных умений дошкольника подготовила: воспитатель Н.Н.Филатова
Предварительный просмотр:
Семинар
Слайд 1
Тема: «Формирование коммуникативных умений посредством устного народного творчества»
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит этапы в своем коммуникативном развитии.
Коммуникативное развитие ребенка осуществляется в социальной среде: в семье, в детском саду. Но, несомненно, особую роль в развитии личности ребенка играет педагог: именно он способствует созданию такой микросреды, которая оказывает наиболее благоприятное воздействие на детей, на их психическое развитие, и управляет возникающими взаимоотношениями.
Слайд 2
Коммуникация – это процесс двухстороннего обмена информацией, ведущей к взаимопониманию.
Слайд 3
Коммуникативные умения – это освоенный человеком способ установления взаимоотношений между людьми, к ним относятся умение входить в контакт с незнакомым человеком, понимать его личные качества и намерения, предвидеть результаты его поведения и в соответствии с этим строить своё поведение.
Устное народное творчество раскрывает перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках, потешках, поговорках.
В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской, согласно которой «общение» и «коммуникативная деятельность» рассматриваются как синонимы. Ими отмечается, что развитие общения дошкольников со сверстниками, представляется как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности.
Слайд 4
М.И. Лисиной в структуре общения, как коммуникативной деятельности выделены следующие компоненты: предмет общения, самопознание и самооценка, коммуникативные мотивы, действия общения, задачи общения, средства общения, продукты общения.
Слайд 5
Формирование коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества»
(что должен делать педагог)
1. Последовательно знакомить детей с различными жанрами художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение)
2. Обучать детей адекватному эмоциональному реагированию; формировать у детей умение передавать мимикой, позой, жестом, движением свои эмоции.
3. Развивать и совершенствовать все стороны речи: добиваться правильного произношения звуков, расширять и активизировать словарь, развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологической речи.
4. Развивать интерес к устному народному творчеству как искусству; воспитывать навыки культуры, приобщать к театральному искусству через вовлечение в театральное творчество.
5. Совершенствовать предметно-развивающую среду для активизации словесного творчества; расширять материально-техническую базу, соответствующую требованиям программы.
(что должны знать и уметь дети)
1. Дети должны знать сказки, рассказы, стихотворения в соответствии с возрастом, уметь отличать произведения разных жанров.
2. Понимать эмоциональное состояние другого человека соответственно на это реагировать.
3. Использовать прямую и косвенную речь; уметь общаться со взрослыми и сверстниками.
4. Понимать сюжет спектакля; запоминать правила поведения в театре; знать различные виды театра (бибабо, пальчиковый, кукольный, вязанный, варежковый, теневой) .
5. Иметь навыки пользования предметами театрально-игрового оборудования, бережно относиться к ним.
Содержание практической деятельности с детьми
- Показ кукольного театра
- Знакомство и обыгрывание потешек
- Игры-имитации отдельных действий человека, животных, птиц:
- Игры – имитации цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя: веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево.
- Показ сказок
- Инсценирование фрагментов сказок о животных
- чтение воспитателем сказок и побуждение детей показывать как «говорят» животные
Слайд 6
Значение русской народной сказки в формировании коммуникативных умений у старших дошкольников заключается в следующих аспектах:
1. Устное народное творчество, как часть национальной культуры, сконцентрировало мудрость, его духовную силу и красоту родного языка.
2. Оно является действенным фактором социализации, куда входят и коммуникативные умения и развития личности.
3. Устное народное творчество пробуждает первые образные представления детей о Родине и её культуре.
4. Эффективность использования устного народного творчества в процессе формирования коммуникативных умений у старших дошкольников будет реализовываться при четком методическом руководстве педагогической работы в дошкольных учреждениях.
Слайд 7
Участвуя в театрализованных играх и используя метод драматизации, педагогом решаются основные задачи формирования коммуникативных умений: умение принимать участие в делах детского коллектива, понимать эмоциональное состояние, соотносить свои желания с интересами других людей, развивать и обогащать речь, как одно из важнейших средств коммуникации.
Пересказ сказок обучает и знакомит детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, антонимами, синонимами, метафорами. А совместный рассказ сказок предполагает умение договариваться между собой.
Эффективность работы зависит от знания педагогом возрастной психологии и учетом особенностей развития ребенка на данном этапе. Поэтапное формирование коммуникативных умений посредством методов: драматизации, инсценировки, выразительного чтения, творческих игр, взаимодействие детского сада и семьи, консультирование родителей.
Слайд 8
Работа по формированию коммуникативных умений включает в себя три этапа.
Первый этап. Разъясняюще - мотивационный
Цель: формировать правильное понимание иносказательного смысла слов и выражений, употребляемых в сказках, знание правил их употребления.
Работа начинается с формирования у детей способности понимать содержание русских народных сказок, эмоционально на него откликаться, уметь выражать своё отношение к событиям и героям, а также оценивать значение выразительных средств для раскрытия эмоционального образа.
Второй этап. Теоретически и практически развивающий
Цель: сформировать представление о вербальных и невербальных средствах, создающих образы в сказках образы.
Формирование точности речевых высказываний. Здесь использовалась игра «Да – нет»: педагог предлагает правильную или неправильную характеристику сказочного героя, совершенного им поступка и т.д. Дети либо соглашаются, либо не соглашаются с этим утверждением, при этом аргументировав свой ответ.
Формирование средств интонационной и лексической выразительности. Здесь использовался пересказ эпизодов сказок по ролям. Постепенно дети освоили представления об интонации как важном средстве выразительности, научились голосом передавать различные настроения, выражать вопрос, побуждение, жалобу, просьбу.
Приемы: Самостоятельное использование детьми средств лексической выразительности - игра « Как в сказках говорится»: детям предлагается набор карточек с изображением леса, поля и т.д. К каждой картинке ребёнок подбирает соответствующий эпитет из сказки.
Игры: «Вспомни имя героя сказки», «Подбери другу сказочное имя».
Цель: научить детей уважительно относиться к окружающим людям, спокойно отстаивать свою точку зрения.
Задание «Составь из слов пословицу или поговорку».
Цель: научить детей понимать важность каждого слова, научить грамматически правильно строить предложения.
Задание «Ответь на вопрос пословицей или поговоркой из сказки».
Цель: Закрепить умение понимать смысл и использовать пословицы и поговорки в речи.
Формирование невербальных средств общения.
Цель: Учить понимать жесты и выразительные движения, мимические движения, сочетающиеся или не сочетающиеся со словесной инструкцией; понимание эмоционального состояния и умение рассказать о нём.
Приемы: Подражание мимике, жестам взрослого; Игра « О чём нам рассказал молчаливый герой?»
Постепенно дети стали усваивать многообразие связи: между содержанием произведения и сменой настроений героев, эмоциональным состоянием и особенностями голоса, невербального поведения. Это обеспечивало целостность восприятия текста и выбор соответствующих средств коммуникации.
Формирование умения детей работать совместно.
Когда дети научились содержательно взаимодействовать с двумя-тремя друзьями, им предлагалось объединиться для некоторых дел по-другому, в соответствии с замыслом. Это помогало детям найти новые эмоциональные контакты, служило поддержанию атмосферы симпатии и уважения друг к другу. Кроме того, некоторые дети, привыкшие в своей компании играть одну и туже роль, например, лидера или исполнителя, нуждались в смене ролей и партнёрских взаимоотношений.
Третий этап. Репродуктивно-творческий
Цель: Научить адекватному, точному и логичному использованию образных слов и выражений, пословиц и поговорок из сказок в коммуникативных ситуациях в самостоятельных высказываниях.
Здесь ребенок выступает как импровизатор, умеющий оценивать выразительную речь и ориентироваться в коммуникативной ситуации.
Приёмы работы, использованные на третьем этапе: творческие игры-драматизации, театрализованные игры, постановка спектаклей детьми, посещение детьми совместно с родителями спектаклей и их обсуждение, проблемная ситуация, построение высказывания по предложенному начальному предложению, сочинение письма герою сказки, сочинение собственных сказок, с использованием пословиц и поговорок.
Задачи драматизации – полноценно выразить индивидуальность героя,
что предполагает усвоение и передачу особенностей его речи почти в идентичной речевой ситуации. В процессе драматизации русских народных сказок дети усваивали характерные для сказок языковые средства, обогащали интонационный, лексический, синтаксический строй речи; учились взаимодействовать друг с другом.
Проблемная ситуация – такое затруднительное положение, которое вызывает познавательный вопрос и требует активной мыслительной деятельности для его решения. Например, детям предлагались такие проблемные ситуации: если бы в сказке «Заяц-хваста» волк не испугался и не убежал, что бы тогда произошло?, если бы в сказке «Кот и лиса» обиженные звери собрались и решили проучить нахального кота, как они смогли бы это сделать?
Задача составления писем – умение выражать различные эмоциональные чувства, что указывает на взаимосвязь речевого и нравственного развития.
При сочинении собственных сказок перед детьми ставились задачи:
- Представить, о чём говориться в твоей сказке.
- Выбери настроение, вспомни, как оно менялось на протяжении сказки.
- Подумай о голосе, старайся говорить плавно, мелодично.
- Вспомни красивые слова и выражения, пословицы и поговорки, используй их правильно и точно.
- Когда начнёшь рассказывать, понаблюдай: интересно ли слушателям?
У детей появилось стремление к точному употреблению образных слов и выражений на основе понимания их прямого и переносного смысла.
В целом, для формирования коммуникативных умений посредством русской народной сказки у детей старшего дошкольного возраста используются приёмы игровой, творческой терапии, ситуации, направленные на развитие мотивационной сферы общения, наращивание словаря, как стимулятора речевого общения, создание положительного эмоционального отношения детей к процессу коммуникации.
Коммуникативное развитие ребенка осуществляется в социальной среде: в семье, в детском саду. Но, несомненно, особую роль в развитии личности ребенка играет педагог: именно он способствует созданию такой микросреды, которая оказывает наиболее благоприятное воздействие на детей, на их психическое развитие, и управляет возникающими взаимоотношениями. СЛАЙД 9
И устное народное творчество является действенным средством в развитии коммуникативных умений дошкольника
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование культуры речи детей посредством устного народного творчества
В статье представлен опыт работы по формированию культуры речи детей в непосредственной образовательной деятельности....
ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА.
Произведения народного фольклора - источник народной мудрости, нравственная проповедь, формирующая православное мировоззрение. Народное поэтическое слово – образец духовного служения людям. Это богатс...
Проект «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества»
laquo;Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества»...
Формирование связной речи и обогащение словаря младших дошкольников посредством устного народного творчества
Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Через речь мы общаемся, обмениваемся опытом, регулируем деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для целостног...
План по самообразованию воспитателя на тему "Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста посредством устного народного творчества"
План по самообразованию на 2021 - 2022 учебный год....