Формирование коммуникативных умений посредством устного народного творчества
консультация по развитию речи (старшая группа) по теме

Наталья Николаевна Филатова

Формирование коммуникативных умений посредством устного народного творчества - семинар для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon seminar.ppt1009.5 КБ
Microsoft Office document icon seminar_doklad.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование коммуникативных умений посредством устного народного творчества

Слайд 2

Коммуникация – это процесс двухстороннего обмена информацией, ведущей к взаимопониманию.

Слайд 3

Коммуникативные умения – это освоенный человеком способ установления взаимоотношений между людьми - умение входить в контакт с незнакомым человеком - понимать его личные качества и намерения - предвидеть результаты его поведения - строить своё поведение

Слайд 4

Компоненты (М.И.Лисина) предмет общения самопознание и самооценка коммуникативные мотивы действия общения задачи общения средства общения продукты общения

Слайд 5

Младший дошкольный возраст 1. Дети должны знать сказки, рассказы, стихотворения в соответствии с возрастом, уметь отличать произведения разных жанров 2. Понимать эмоциональное состояние другого человека соответственно на это реагировать 3. Использовать прямую и косвенную речь; уметь общаться со взрослыми и сверстниками 4. Понимать сюжет спектакля; запоминать правила поведения в театре; знать различные виды театра (бибабо, пальчиковый, кукольный, вязанный, варежковый, теневой) 5. Иметь навыки пользования предметами театрально-игрового оборудования, бережно относиться к ним

Слайд 6

Аспекты: 1. Устное народное творчество, как часть национальной культуры, сконцентрировало мудрость, его духовную силу и красоту родного языка 2. Оно является действенным фактором социализации, куда входят и коммуникативные умения и развития личности 3. Устное народное творчество пробуждает первые образные представления детей о Родине и её культуре 4. Эффективность использования устного народного творчества в процессе формирования коммуникативных умений у старших дошкольников будет реализовываться при четком методическом руководстве педагогической работы в дошкольных учреждениях.

Слайд 7

Задачи формирования коммуникативных умений: - умение принимать участие в делах детского коллектива - понимать эмоциональное состояние - соотносить свои желания с интересами других людей - развивать и обогащать речь, как одно из важнейших средств коммуникации Пересказ сказок обучает и знакомит - с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, антонимами, синонимами, метафорами - совместный рассказ сказок предполагает умение договариваться между собой

Слайд 8

I этап Разъясняюще-мотивационный Цель: формировать правильное понимание иносказательного смысла слов и выражений, употребляемых в сказках, знание правил их употребления. II этап Теоретически и практически развивающий Цель: сформировать представление о вербальных и невербальных средствах, создающих образы в сказках III этап Репродуктивно-творческий Цель: Научить адекватному, точному и логичному использованию образных слов и выражений, пословиц и поговорок из сказок в коммуникативных ситуациях в самостоятельных высказываниях.

Слайд 9

Устное народное творчество является действенным средством в развитии коммуникативных умений дошкольника подготовила: воспитатель Н.Н.Филатова



Предварительный просмотр:

Семинар

Слайд 1

Тема: «Формирование коммуникативных умений посредством устного народного творчества»

             Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит этапы в своем коммуникативном развитии.
          Коммуникативное развитие ребенка осуществляется в социальной среде: в семье, в детском саду.  Но, несомненно, особую роль в развитии личности ребенка играет педагог: именно он способствует созданию такой микросреды, которая оказывает наиболее благоприятное воздействие на детей, на их психическое развитие, и управляет возникающими взаимоотношениями.

Слайд 2

Коммуникация – это  процесс двухстороннего обмена информацией, ведущей к взаимопониманию.

Слайд 3

           Коммуникативные умения – это освоенный человеком способ установления взаимоотношений между людьми, к ним относятся умение входить в контакт с незнакомым человеком, понимать его личные качества и намерения, предвидеть результаты его поведения и в соответствии с этим строить своё поведение.

Устное народное творчество раскрывает перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках, потешках, поговорках.

        В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской, согласно которой  «общение» и «коммуникативная деятельность» рассматриваются как синонимы. Ими отмечается, что развитие общения дошкольников со сверстниками, представляется как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности.

       

Слайд 4

 М.И. Лисиной в структуре общения, как коммуникативной деятельности выделены следующие компоненты: предмет общения, самопознание и самооценка, коммуникативные мотивы, действия общения, задачи общения, средства общения,  продукты общения.

Слайд 5

Формирование коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества»

 (что должен делать педагог)

1. Последовательно знакомить детей с различными жанрами художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение)

2. Обучать детей адекватному эмоциональному реагированию; формировать у детей умение передавать мимикой, позой, жестом, движением свои эмоции.

3. Развивать и совершенствовать все стороны речи: добиваться правильного произношения звуков, расширять и активизировать словарь, развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологической речи.

4. Развивать интерес к устному народному творчеству как искусству; воспитывать навыки культуры, приобщать к театральному искусству через вовлечение в театральное творчество.

5. Совершенствовать предметно-развивающую среду для активизации словесного творчества; расширять материально-техническую базу, соответствующую требованиям программы.

 (что должны знать и уметь дети)

1. Дети должны знать сказки, рассказы, стихотворения в соответствии с возрастом, уметь отличать произведения разных жанров.

2. Понимать эмоциональное состояние другого человека соответственно на это реагировать.

3. Использовать прямую и косвенную речь; уметь общаться со взрослыми и сверстниками.

4. Понимать сюжет спектакля; запоминать правила поведения в театре; знать различные виды театра (бибабо, пальчиковый, кукольный, вязанный, варежковый, теневой) .

5. Иметь навыки пользования предметами театрально-игрового оборудования, бережно относиться к ним.

Содержание практической деятельности с детьми

- Показ кукольного театра

- Знакомство и обыгрывание потешек

- Игры-имитации отдельных действий человека, животных, птиц:

- Игры – имитации цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя: веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево.

- Показ сказок

- Инсценирование фрагментов сказок о животных

- чтение воспитателем сказок и побуждение детей показывать как  «говорят»  животные

Слайд 6

Значение русской народной сказки в формировании коммуникативных умений у старших дошкольников заключается в следующих аспектах:

1. Устное народное творчество, как часть национальной культуры, сконцентрировало мудрость, его духовную силу и красоту родного языка.

2. Оно  является действенным фактором социализации, куда входят и коммуникативные умения и развития личности.

3. Устное народное творчество пробуждает первые образные представления детей о Родине и её культуре.

4. Эффективность использования устного народного творчества в процессе формирования коммуникативных умений у старших дошкольников будет реализовываться при четком методическом руководстве педагогической работы в дошкольных учреждениях.

Слайд 7

          Участвуя в театрализованных играх и используя метод драматизации, педагогом решаются  основные задачи формирования коммуникативных умений: умение принимать участие в делах детского коллектива,  понимать эмоциональное состояние, соотносить свои желания с интересами других людей, развивать и обогащать речь, как одно из важнейших средств коммуникации.

Пересказ сказок обучает и знакомит  детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, антонимами, синонимами, метафорами. А совместный рассказ сказок  предполагает умение договариваться между собой.

Эффективность работы зависит от знания педагогом возрастной психологии и учетом особенностей развития ребенка на данном этапе. Поэтапное формирование коммуникативных умений посредством методов: драматизации,  инсценировки, выразительного чтения, творческих игр, взаимодействие детского сада и семьи, консультирование родителей.

Слайд 8

           Работа по формированию коммуникативных умений включает в себя три этапа.            

Первый этап. Разъясняюще - мотивационный

Цель: формировать правильное понимание иносказательного смысла слов и выражений, употребляемых в сказках, знание правил их употребления.

          Работа начинается с формирования у детей способности понимать содержание русских народных сказок, эмоционально на него откликаться, уметь выражать своё отношение к событиям и героям, а также оценивать значение выразительных средств для раскрытия эмоционального образа.

Второй этап. Теоретически и практически развивающий

      Цель: сформировать представление о вербальных и невербальных средствах, создающих образы в сказках образы.

Формирование точности речевых высказываний. Здесь использовалась игра «Да – нет»: педагог предлагает правильную или неправильную характеристику сказочного героя, совершенного им поступка и т.д. Дети либо соглашаются, либо не соглашаются с этим утверждением, при этом аргументировав свой ответ.

Формирование средств интонационной и лексической выразительности. Здесь использовался пересказ эпизодов сказок по ролям. Постепенно дети освоили представления об интонации как важном средстве выразительности, научились голосом передавать различные настроения, выражать вопрос, побуждение, жалобу, просьбу.

Приемы: Самостоятельное использование детьми средств лексической выразительности - игра « Как в сказках говорится»: детям предлагается набор карточек с изображением леса, поля и т.д. К каждой картинке ребёнок подбирает соответствующий эпитет из сказки.                      

Игры: «Вспомни имя героя сказки», «Подбери другу сказочное имя».

Цель: научить детей уважительно относиться к окружающим людям, спокойно отстаивать свою точку зрения.

Задание «Составь из слов пословицу или поговорку».

Цель: научить детей понимать важность каждого слова, научить грамматически правильно строить предложения.

Задание «Ответь на вопрос пословицей или поговоркой из сказки».

       Цель: Закрепить умение понимать смысл и использовать пословицы и поговорки в речи.

Формирование невербальных средств общения.

Цель: Учить понимать жесты и выразительные движения, мимические движения, сочетающиеся или не сочетающиеся со словесной инструкцией; понимание эмоционального состояния и умение рассказать о нём.

Приемы:  Подражание мимике, жестам взрослого; Игра « О чём нам рассказал молчаливый герой?»

Постепенно дети стали усваивать многообразие связи: между содержанием произведения и сменой настроений героев, эмоциональным состоянием и особенностями голоса, невербального поведения. Это обеспечивало целостность восприятия текста и выбор соответствующих средств коммуникации.

Формирование умения детей работать совместно.

Когда дети научились содержательно взаимодействовать с двумя-тремя друзьями, им предлагалось объединиться для некоторых дел по-другому, в соответствии с замыслом. Это помогало детям найти новые эмоциональные контакты, служило поддержанию атмосферы симпатии и уважения друг к другу. Кроме того, некоторые дети, привыкшие в своей компании играть одну и туже роль, например, лидера или исполнителя, нуждались в смене ролей и партнёрских взаимоотношений.

Третий этап. Репродуктивно-творческий

Цель: Научить адекватному, точному и логичному использованию образных слов и выражений, пословиц и поговорок из сказок в коммуникативных ситуациях в самостоятельных высказываниях.

 Здесь ребенок выступает как импровизатор, умеющий оценивать выразительную речь и ориентироваться в коммуникативной ситуации.

Приёмы работы, использованные на третьем этапе: творческие игры-драматизации, театрализованные игры, постановка спектаклей детьми, посещение детьми совместно с родителями спектаклей и их обсуждение, проблемная ситуация, построение высказывания по предложенному начальному предложению, сочинение письма герою сказки, сочинение собственных сказок, с использованием пословиц и поговорок.

Задачи драматизации – полноценно выразить индивидуальность героя,  

что предполагает усвоение и передачу особенностей его речи почти в идентичной речевой ситуации.   В процессе драматизации  русских  народных сказок дети усваивали характерные для сказок языковые средства, обогащали интонационный, лексический, синтаксический строй речи; учились взаимодействовать друг с другом.                                                                                        

       Проблемная ситуация – такое затруднительное положение, которое вызывает познавательный вопрос и требует активной мыслительной деятельности для его решения. Например, детям предлагались такие проблемные ситуации: если бы в сказке  «Заяц-хваста» волк не испугался и не убежал, что бы тогда произошло?, если бы в сказке  «Кот и лиса» обиженные звери собрались и решили проучить нахального кота, как они смогли бы это сделать?

       Задача составления писем – умение выражать различные эмоциональные чувства, что указывает на взаимосвязь речевого и нравственного развития.

        При сочинении собственных сказок перед детьми ставились задачи:

  1. Представить, о чём говориться в твоей сказке.
  2. Выбери настроение, вспомни, как оно менялось на протяжении сказки.
  3. Подумай о голосе, старайся говорить плавно, мелодично.
  4. Вспомни красивые слова и выражения, пословицы и поговорки, используй их правильно и точно.
  5. Когда начнёшь рассказывать, понаблюдай: интересно ли слушателям?

       У детей появилось стремление к точному употреблению образных слов и выражений на основе понимания их прямого и переносного смысла.

            В целом, для формирования коммуникативных умений посредством русской народной сказки у детей старшего дошкольного возраста используются приёмы игровой, творческой терапии, ситуации, направленные на развитие мотивационной сферы общения, наращивание словаря, как стимулятора речевого общения, создание положительного эмоционального отношения детей к процессу коммуникации.    

           Коммуникативное развитие ребенка осуществляется в социальной среде: в семье, в детском саду.  Но, несомненно, особую роль в развитии личности ребенка играет педагог: именно он способствует созданию такой микросреды, которая оказывает наиболее благоприятное воздействие на детей, на их психическое развитие, и управляет возникающими взаимоотношениями. СЛАЙД 9

И устное народное творчество является действенным средством в развитии коммуникативных умений дошкольника 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры речи детей посредством устного народного творчества

В статье представлен опыт работы по формированию культуры речи детей в непосредственной образовательной деятельности....

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА.

Произведения народного фольклора - источник народной мудрости, нравственная проповедь, формирующая православное мировоззрение. Народное поэтическое слово – образец духовного служения людям. Это богатс...

Проект «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества»

laquo;Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества»...

Формирование связной речи и обогащение словаря младших дошкольников посредством устного народного творчества

Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Через речь мы общаемся, обмениваемся опытом, регулируем деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для целостног...