Открытое занятие. Транспорт (наземный) ПДД "Звуки С-Сь"
материал по логопедии
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО
протоколом заседания аттестационной комиссии комитета
образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
№6/20 от 18.06.2020 года
МОДЕЛЬ 2
Технологическая карта НОД
ФИО педагога: Фоменко И.А
Должность в ДОУ: учитель – логопед
Группа: старшая группа компенсирующей направленности № 9
Дата проведения НОД: 06.04.2022
Тема занятия согласно учебно-тематическому плану программы:
Транспорт (наземный). ПДД Звуки «С-СЬ»
Задачи НОД:
Коррекционно - образовательные:
Закрепить знания детей о наземном транспорте.
Уточнить артикуляцию и характеристику звуков «С - СЬ»
Упражнять в определении позиции звуков «С – СЬ» в слове.
Закреплять умения согласовывать существительные с местоимением мой моя моё; существительные с прилагательными; числительные с существительными.
Совершенствовать связную речь детей
Закрепить у детей знания о правилах дорожного движения.
Коррекционно - развивающие:
Развивать фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук, ориентировку в пространстве, умение действовать по сигналу.
Развивать словесно-логическое мышление, внимание, воображение.
Коррекционно - воспитательные:
Воспитывать волевые качества, уверенность в своих силах.
Воспитывать интерес к познавательной деятельности.
Характеристика этапов НОД:
1.Мотивационный этап.
Вводная часть: предполагает организацию детей на предстоящую деятельность, стимулирует интерес к ней, создаёт эмоциональный настрой детей.
2.Содержательный этап.
Основная часть: направлена на выполнение всех поставленных коррекционных задач создание условий для раскрытия умственных и практических умений каждого ребёнка. В данной части осуществляется индивидуализация обучения. Важным условием является достижения положительного результата всеми детьми.
3.Рефлексивный этап.
Заключительная часть (рефлексия) направлена на оценку результатов деятельности детей и подведению итога работы.
Название, содержание и цель этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников |
Организационный этап. Эмоциональный настрой детей на занятие | Приветствие детей, установление контакта и положительного настроя на занятие. Педагог проводит под музыку мимическую гимнастику. | Приветствуют учителя - логопеда. Выполняют мимическую гимнастику. |
Мотивационно - ориентировочный этап Привлечение внимания детей. Формирование представлений о предстоящей деятельности | Педагог предлагает воспитанникам совместно составить визуальный план – схему предстоящего занятия с использованием пиктограмм. Логопед выстраивает карточки пиктограммы на доске (с учётом поставленных коррекционных задач) и предлагает детям приступить к реализации данного плана. | Дети выбирают из предложенных карточек любимые виды деятельности ( речевые игры, загадки, мнемотаблицы, песочница, разрезные картинки, сухой бассейн, физкультминутка, описательный рассказ) Осознают и принимают поставленную задачу. |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Актуализация имеющихся знаний и представлений | Педагог предлагает детям отгадать загадки и вспомнить виды наземного транспорта. Дом по улице идёт, На работу всех везёт, Носит обувь из резины, А питается бензином. (Автобус) Едет он, усатый, Полный и пузатый, Люди в нём сидят. Смотрят и шумят. (Троллейбус) Шуршат четыре шины В дороге у … (машины) - Как назвать все слова – отгадки, одним словом? Артикуляция звуков С_Сь Логопед спрашивает детей, каким звуком заканчиваются слова (Автобус и троллейбус) Обращает внимание детей о наличии во рту преграды и об отсутствии работы голоса. Затем просит сравнить звуки «С» и «Сь», используя мнемотаблицы: «Артикуляция звуков С и СЬ» | Дети отгадывают загадки и называют обобщающее слово – транспорт. Дети определяют последний звук в словах автобус и троллейбус. Называют звук и дают ему характеристику (звук согласный, твёрдый, глухой) Затем проговаривает звуки С - СЬ, обращая внимание на положение органов артикуляции. Дети сравнивают два этих звука, опорой на мнемотаблицу делают вывод и дают общую характеристику этим звукам. |
Поисковый этап. Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация), определённого объёма знаний и представлений о свойствах объектов, связях, способах действий.
Смена видов деятельности, предупреждение утомляемости детей. Физкультминутка. | Логопед проводит речевые игры, игры в песочнице и сухом бассейне, Совершенствуя на данном этапе лексико - грамматические категории, фонематическое восприятие, мелкую моторику воспитанников. Игровое задание «Напиши буквы в песочнице» Учитель – логопед мотивирует детей проверить свои возможности, вспомнить, и написать букву «С» на песке, а затем назвать слово, которое начинается на звук «С» или «СЬ» Игровые задание в сухом бассейне Педагог предлагает выбрать в сухом бассейне игрушки, которые мы можем отнести к наземному транспорту. Затем логопед выборочно проводит лексико-грамматические игры - игра «Жадина» (Чей автобус? Чьё такси?) - игра «Какой? Какая?» (Какой поезд? Какой трамвай?) - игра «Посчитай-ка» (Посчитай машины, велосипеды).
Физминутка игра «Светофор» Ребята, сейчас на светофоре будут зажигаться огоньки, давайте поиграем и повторим правила дорожного движения. Красный цвет – стоим, желтый цвет – готовимся (хлопаем в ладоши), зелёный цвет – идем (шаг на месте). | Дети пишут в песочнице букву С, а затем вспоминают и называют слова, которые начинаются на звук «С» или «Сь». Предполагаемые ответы детей: санки самолёт, салют, сом, сено, снеговик салфетка, сын, сапоги, собака и т.д. Дети выбирают в сухом бассейне из фасоли мелкие игрушки, которые можно отнести к наземному транспорту. (Автобус, гоночная машина, автомобиль, троллейбус, маршрутное такси, велосипед и т.д.) . Предполагаемые ответы детей: Игра «Жадина» - Мой автобус - Моя машина. - Моё такси. Игра «Какой? Какая?» -Автобус быстрый, красный.. - Поезд желтый, скоростной, железный Игра «Посчитай – ка» - Один велосипед, два велосипеда.. пять велосипедов. Дети играют в игру и выполняют задания: на красный цвет – стоят на месте, на желтый цвет - хлопают в ладони, на зелёный цвет шагают на месте. |
Самостоятельное применение на практике имеющихся знаний, представлений. | Игровое задание «Собери картинку» Педагог раздаёт детям конверты и предлагает собрать разрезные картинки. Игровое задание «Составь рассказ» Учитель – логопед просить составить детей краткий описательный рассказ о транспортном средстве ( с опорой на мнемотаблицу). | Индивидуальная работа. Дети собирают из частей разрезные картинки по изучаемой лексической теме. Дети составляют краткие описательные рассказы, каждый про свой вид транспорта. Предполагаемые ответы детей: - Вот грузовик, он красного цвета .Грузовик это наземный вид транспорта. У него есть: кабина, двери, сиденье, руль, кузов, фары, четыре колеса. . |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Заключительный этап. Подведение итогов занятия. Обобщение полученного детьми опыта | Беседа: Что вы делали? Чем было интересно заниматься? В какую игру вы бы хотели поиграть снова? Почему? Какое задание было трудным? Почему? О чём сегодня расскажете своим друзьям, родителям? | Совместно с педагогом дети осмысливают процесс изучения и закрепления материала. Делают выводы, вспоминают, в какие игры было интересно играть. Предполагаемые ответы детей: - Мне было интересно собирать разрезную картинку и рассказывать про грузовик. - Мне понравилось находить игрушки в бассейне. - Я люблю отгадывать загадки. - Мне было сложно составлять рассказ. |
Рефлексивно - оценочный этап Формирование первичных навыков самооценки, самоанализа деятельности и её результатов | Оценочная игра «Дорога успеха» Педагог предлагает оценить каждому ребёнку свою работу на занятии. Дети, если вам было легко выполнять задания и всё получалось, возьмите картинку с изображением большого автомобиля. А если вы испытывали трудности и боялись ошибиться, то возьмите картинку с изображением маленького автомобиля, в знак того, что вам есть к чему стремиться. Поставьте ваши машины на «Дорогу успеха». | Выполняя игровое задание дети (раскладывают автомобили разного размера на дорогу) и самостоятельно оценивают свою деятельность на занятии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытое занятее "транспорт"
Коррекционно-образовательные цели:Уточнение и расширение представления о транспорте и его назначении.Формирование понятий пассажирский и грузовой транспортФормирование понятий наземный, водный, железн...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе. На тему: " Наземный транспорт"
Продолжать знакомить детй с окружающим миром, с разнообразным видом транспорта....
Конспект открытого занятия «Транспорт»
Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Транспорт»Программное содержание:• Обогащать представления детей о видах транспорта...
Открытое занятие "Транспорт. Самолет"
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим для детей средней группы...
Открытое занятие "Транспорт"
Закрепить представление детей о наземном транспорте, названиями частей машины; с профессией водитель....
Конспект открытого занятия "Транспорт нашего города"
Обобщить и систематизировать представления детей о различных видах транспорта родного города.расширять знания детей о наземном транспорте;уточнить понятия: транспорт, виды наземного транспорта: грузов...