КОНСПЕКТ ООД ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «БАБОЧКА» «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВЕСЕННЮЮ ПОЛЯНКУ»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 19
КОНСПЕКТ ООД ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «БАБОЧКА»
«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВЕСЕННЮЮ ПОЛЯНКУ»
Подготовила: учитель-логопед Азнабаева В.Г.
2024 г.
Конспект
открытого итогового логопедического занятия
в старшей группе для детей с ТНР
Занятие «Путешествие на весеннюю полянку».
Цель: Закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь».
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи: Закрепление представлений о весне и её приметах; совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых распространённых предложений); совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в Р.п., Д.п., В.п. единственного числа; подбор прилагательных к существительному); автоматизация правильного произношения звука «Ж»; совершенствование умения правильно артикулировать, чисто произносить звуки в словах; развитие фонематического восприятия (определение звонкости – глухости звуков); упражнение в подборе слов-антонимов; автоматизация правильного произношения поставленных звуков; совершенствование навыка чтения слов, совершенствование навыка звукового анализа слов из трёх звуков; совершенствование навыка слогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие задачи: развитие диалогической речи (формирование умения отвечать на вопросы по картине); развитие словесно-логического мышления, связной речи; развитие фонематического восприятия (дифференциация гласных, мягких и твёрдых согласных); развитие общих речевых навыков (чёткости дикции, выразительности речи); развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти; развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные задач: Воспитание коммуникативных навыков, доброжелательности, отзывчивости.
Оборудование и материалы: компьютер, телевизор, видео «Весна…пробуждение природы», картинки-приметы весны и несколько картинок других времён год, презентация «Путешествие на весеннюю полянку»; карточки – символы для определения звонкости-глухости (13 штук); разноцветные фонарики – символы: красные, зелёные, синие для определения гласных, твердых и мягких согласных(13 штук); домики для слогового анализа слов (3 домика с разным количеством окошек); мячик, тарелочки (19 штук), призы, карандаши трёх цветов (синие, красные, зелёные); тарелочки (13 штук).
Ход образовательной деятельности
1.Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона]
Логопед: Ребята, хочу поздравить вас, ведь скоро вы переходите в подготовительную группу. И по такому замечательному поводу, я приглашаю вас отправиться в необычное путешествие, где ждут вас настоящие испытания. Задания будут сложными, но интересными. Вы готовы к путешествию? Тогда удачи.
Логопед: Чтобы нам выполнить все задания, давайте отгадаем загадку.
Игра «Приметы весны». [Закрепление представлений о весне и её приметах. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в Р.п., Д.п., В.п. единственного числа)]
О каком времени года говорится в загадке? (текст загадки сопровождается видео, начало 20 сек. – 1минута 20 секунд)
Если снег под солнцем тает,
Птицы с юга прилетают,
Природа снова оживает
Вечером светлее стало,
Солнце ярче засияло,
Сосульки о зиме рыдают,
Почки пухнут, зеленеют.
Ручейки бегут, звенят,
С речкой встретиться хотят,
Снег в проталинах чернеет,
Вся земля обновлена,
Ведь опять пришла...
(весна) |
|
Логопед: Ребята, о каком времени года говорилось в загадке? (О весне).
-А какие времена года вы ещё знаете?
Закончите мои предложения словом «весна»:
Мы ждали (что?) (весну). Долго не было (чего?) (весны). Мы рады (чему?) (весне). Мы сняли тёплую одежду (когда?) (весной). Мы любим (что?) (весну).
2. Упражнение « Что лишнее?» [Развитие словесно-логического мышления, связной речи; развитие общих речевых навыков (чёткости дикции, выразительности речи)]
(На доске картинки-приметы весны и несколько картинок других времён года)
- Ребята, а вы знаете приметы весны? Здесь на картинках нарисованы приметы разных времён года. Давайте внимательно посмотрим и уберем те картинки, которые не подходят к весне. Мы оставили только весенние приметы, давайте назовем их. (Дети называют приметы весны по картинкам).
Логопед: Весной солнышко светит ярче и теплее. А вот наше солнышко какое-то грустное, печальное, совсем не улыбается… Чего не хватает у солнца? (Не хватает лучей)
- Давайте соберем все солнечные лучи, и солнце вновь заулыбается. Но это будет непросто. На каждом лучике нарисованы картинки, которые надо будет назвать одним словом. Тогда лучик сможет вернуться к солнышку (слайды с № 3 - № 8 в презентации «Путешествие на весеннюю полянку»).
(На каждом лучике по три п/картинки. Дети должны назвать картинки и подобрать обобщающее слово. Например: апельсин, груша, яблоко – ФРУКТЫ и т.д.)
3.Упражнение «Подбери слова» [Совершенствование грамматического строя речи (подбор прилагательных к существительному)]
Логопед: Молодцы! Вот теперь солнышко радостно нам улыбнулось. А давайте скажем, какое солнышко получилось? (слайды с № 9 в презентации «Путешествие на весеннюю полянку»).
(Дети подбирают и называют определения к слову «солнышко»)
весеннее, радостное, теплое, светлое, ласковое…
4. Упражнение «Жуки» [Координация речи с движением, автоматизация правильного произношения звука «Ж», совершенствование умения правильно артикулировать, чисто произносить звуки в словах]
Логопед предлагает детям выйти на ковёр, встать перед экраном телевизора и выполнить знакомое упражнение
Логопед: Весной на прогулке мы можем увидеть много насекомых. Давайте поиграем в игру «Жуки»
1. Туки-туки-туки-тук
прилетел к нам добрый жук
И на носик приземлился
Ж-ж-ж-ж
2. Туки-туки-туки-тук
прилетел к нам добрый жук
И на плечи приземлился
Ж-ж-ж-ж
3. Туки-туки-туки-тук
прилетел к нам добрый жук
И на щёчки приземлился
Ж-ж-ж-ж
4. Туки-туки-туки-тук
прилетел к нам добрый жук
И на ушки приземлился
Ж-ж-ж-ж
5. Игра «Звонкий-глухой» [Развитие фонематического восприятия (определение звонкости – глухости звуков)]
Логопед. Что означает колокольчик на картинке (показывает в формате А 4 картинку с изображением колокольчика) – звонкий звук, а какой звук означает картинка с наушниками (показывает в формате А 4 картинку с изображением наушников) – звук глухой.
Итак, мы сейчас произносили звук ж-ж-ж, поднимите соответствующий символ, а звук ш-ш-ш-ш – какой? Правильно глухой. Поднимите соответствующий символ. А ещё весной можно услышать комариков, они звенят з-з-з, какой это звук? Правильно – звонкий, какой символ надо показать? А ручейки текут со звуком с-с-с, какой это звук? Правильно глухой, какой символ надо показать? Молодцы!
6. Игра с мячом «Скажи наоборот» [Упражнение в подборе слов-антонимов.]
Логопед: В солнечную погоду мы можем играть с солнечными лучиками-зайчиками.
Один солнечный зайчик просто чудак!
Он все делает не так!
- Его любимая игра «Скажи наоборот». Давайте сыграем в эту игру?
Дети становятся в круг. Логопед бросает ребенку мяч и называет слово, ребенок ловит мяч, называет слово антоним и возвращает мяч.
Большой – маленький, Короткий – длинный, Громкий – тихий, Горячий – холодный, Широкий – узкий, Слабый – сильный, Твердый – мягкий, | Чистый – грязный, Горький – сладкий, Высоко – низко, Холодно – жарко, Весело – грустно, Много – мало, Прилетел – улетел. |
- Упражнение «Разноцветные фонарики» [Развитие фонематического восприятия (дифференциация гласных, мягких и твёрдых согласных)]
Логопед. Солнечные зайчики любят играть с разноцветными фонариками. Поднимите синий фонарик, когда вы слышите твёрдые согласные звуки, зелёный фонарик, когда вы слышите мягкие согласные звуки и красный фонарик – когда услышите гласные звуки.
- А, О, У, И, М, П, Вь
8. Д/и «Рассели по домикам» [Совершенствование навыка слогового анализа слов]
Логопед. Давайте разделим на слоги слова (туча, бабочка, жук). Я буду называть слово, а вы будете делить его на слоги и пальчиками показывать количество слогов. И дальше мы расселим наши слова по домикам.
9.Упражнение «Солнышко» [Развитие навыков звукового анализа (определение места звука в слове)]
Я хочу предложить вам поиграть с солнечными зайчиками. Возьмите синие панельки, а солнышком вы будете показывать на каком месте в произнесённом мною словом находятся разные звуки.
Логопед произносит слово ДОМ, и спрашивает детей: где находится звук О в слове дом, звук Д в слове дом, звук М в слове дом?
10. Упражнение «В детском садике…» [Координация речи с движением]
Для нас детский сад - как второй дом. Давайте покажем нашим гостям, как живется нам здесь. поиграем в игру «В детском садике ребятки»
В детском садике ребятки
Могут ловко встать на пятки
Постоять и покружиться
Вправо, влево наклониться
Снова встать и улыбнуться
И друг другу улыбнуться!
11. Упражнение «Какая буква лишняя?» [Развитие навыков звуко-буквенного анализа]
Логопед: Какая буква в ряду лишняя? (слайды 15-20)
ОУМ (буква м)
КНА (буква А)
ПТЖ (буква Ж)
12. Игра-упражнение «Вот так!» [Координация речи с движением; совершенствование навыка чтения]
Логопед: Ребята, солнышко прислало нам письмо. Давайте прочитаем! (слайд № 21). Дети читают: Вот так!
Молодцы! Ребята, давайте научим солнышко игре: «Вот так!»
На вопрос логопеда дети отвечают хором: «Вот так» и показывают жестом нужное движение.
- Как живёшь? - Вот так! | Большой палец вверх. |
- Как идёшь? - Вот так! | Два пальца шагают по другой ладони |
- А бежишь? - Вот так! | Согнуть руки в локтях и показать, как работают руки при беге. |
- Ночью спишь? - Вот так! | Руки «лодочкой» на щеку и положить на них голову |
- Как берёшь? - Вот так! | Хватательные движения. |
- А даёшь? - Вот так! | Руки перед собой, ладони вверх |
- Как грозишь? - Вот так! | Грозить указательным пальчиком |
- А шалишь? - Вот так! | Надуть щёки и разом стукнуть по ним |
12. Окончание занятия. [Оценка работы детей]
Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, а потом оценивает их работу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_v_starshey_gruppe_2.docx | 470.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 19
КОНСПЕКТ ООД ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «БАБОЧКА»
«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВЕСЕННЮЮ ПОЛЯНКУ»
Подготовила: учитель-логопед Азнабаева В.Г.
2024 г.
Конспект
открытого итогового логопедического занятия
в старшей группе для детей с ТНР
Занятие «Путешествие на весеннюю полянку».
Цель: Закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь».
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи: Закрепление представлений о весне и её приметах; совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых распространённых предложений); совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в Р.п., Д.п., В.п. единственного числа; подбор прилагательных к существительному); автоматизация правильного произношения звука «Ж»; совершенствование умения правильно артикулировать, чисто произносить звуки в словах; развитие фонематического восприятия (определение звонкости – глухости звуков); упражнение в подборе слов-антонимов; автоматизация правильного произношения поставленных звуков; совершенствование навыка чтения слов, совершенствование навыка звукового анализа слов из трёх звуков; совершенствование навыка слогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие задачи: развитие диалогической речи (формирование умения отвечать на вопросы по картине); развитие словесно-логического мышления, связной речи; развитие фонематического восприятия (дифференциация гласных, мягких и твёрдых согласных); развитие общих речевых навыков (чёткости дикции, выразительности речи); развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти; развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные задач: Воспитание коммуникативных навыков, доброжелательности, отзывчивости.
Оборудование и материалы: компьютер, телевизор, видео «Весна…пробуждение природы», картинки-приметы весны и несколько картинок других времён год, презентация «Путешествие на весеннюю полянку»; карточки – символы для определения звонкости-глухости (13 штук); разноцветные фонарики – символы: красные, зелёные, синие для определения гласных, твердых и мягких согласных(13 штук); домики для слогового анализа слов (3 домика с разным количеством окошек); мячик, тарелочки (19 штук), призы, карандаши трёх цветов (синие, красные, зелёные); тарелочки (13 штук).
Ход образовательной деятельности
#1054;рганизационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона]
Логопед: Ребята, хочу поздравить вас, ведь скоро вы переходите в подготовительную группу. И по такому замечательному поводу, я приглашаю вас отправиться в необычное путешествие, где ждут вас настоящие испытания. Задания будут сложными, но интересными. Вы готовы к путешествию? Тогда удачи.
Логопед: Чтобы нам выполнить все задания, давайте отгадаем загадку.
Игра «Приметы весны». [Закрепление представлений о весне и её приметах. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в Р.п., Д.п., В.п. единственного числа)]
О каком времени года говорится в загадке? (текст загадки сопровождается видео, начало 20 сек. – 1минута 20 секунд)
Если снег под солнцем тает,
Птицы с юга прилетают,
Природа снова оживает
Вечером светлее стало,
Солнце ярче засияло,
Сосульки о зиме рыдают,
Почки пухнут, зеленеют.
Ручейки бегут, звенят,
С речкой встретиться хотят,
Снег в проталинах чернеет,
Вся земля обновлена,
Ведь опять пришла...
(весна) |
Логопед: Ребята, о каком времени года говорилось в загадке? (О весне).
-А какие времена года вы ещё знаете?
Закончите мои предложения словом «весна»:
Мы ждали (что?) (весну). Долго не было (чего?) (весны). Мы рады (чему?) (весне). Мы сняли тёплую одежду (когда?) (весной). Мы любим (что?) (весну).
2. Упражнение « Что лишнее?» [Развитие словесно-логического мышления, связной речи; развитие общих речевых навыков (чёткости дикции, выразительности речи)]
(На доске картинки-приметы весны и несколько картинок других времён года)
- Ребята, а вы знаете приметы весны? Здесь на картинках нарисованы приметы разных времён года. Давайте внимательно посмотрим и уберем те картинки, которые не подходят к весне. Мы оставили только весенние приметы, давайте назовем их. (Дети называют приметы весны по картинкам).
Логопед: Весной солнышко светит ярче и теплее. А вот наше солнышко какое-то грустное, печальное, совсем не улыбается… Чего не хватает у солнца? (Не хватает лучей)
- Давайте соберем все солнечные лучи, и солнце вновь заулыбается. Но это будет непросто. На каждом лучике нарисованы картинки, которые надо будет назвать одним словом. Тогда лучик сможет вернуться к солнышку (слайды с № 3 - № 8 в презентации «Путешествие на весеннюю полянку»).
(На каждом лучике по три п/картинки. Дети должны назвать картинки и подобрать обобщающее слово. Например: апельсин, груша, яблоко – ФРУКТЫ и т.д.)
#1059;пражнение «Подбери слова» [Совершенствование грамматического строя речи (подбор прилагательных к существительному)]
Логопед: Молодцы! Вот теперь солнышко радостно нам улыбнулось. А давайте скажем, какое солнышко получилось? (слайды с № 9 в презентации «Путешествие на весеннюю полянку»).
(Дети подбирают и называют определения к слову «солнышко»)
весеннее, радостное, теплое, светлое, ласковое…
4. Упражнение «Жуки» [Координация речи с движением, автоматизация правильного произношения звука «Ж», совершенствование умения правильно артикулировать, чисто произносить звуки в словах]
Логопед предлагает детям выйти на ковёр, встать перед экраном телевизора и выполнить знакомое упражнение
Логопед: Весной на прогулке мы можем увидеть много насекомых. Давайте поиграем в игру «Жуки»
1. Туки-туки-туки-тук
прилетел к нам добрый жук
И на носик приземлился
Ж-ж-ж-ж
2. Туки-туки-туки-тук
прилетел к нам добрый жук
И на плечи приземлился
Ж-ж-ж-ж
3. Туки-туки-туки-тук
прилетел к нам добрый жук
И на щёчки приземлился
Ж-ж-ж-ж
4. Туки-туки-туки-тук
прилетел к нам добрый жук
И на ушки приземлился
Ж-ж-ж-ж
5. Игра «Звонкий-глухой» [Развитие фонематического восприятия (определение звонкости – глухости звуков)]
Логопед. Что означает колокольчик на картинке (показывает в формате А 4 картинку с изображением колокольчика) – звонкий звук, а какой звук означает картинка с наушниками (показывает в формате А 4 картинку с изображением наушников) – звук глухой.
Итак, мы сейчас произносили звук ж-ж-ж, поднимите соответствующий символ, а звук ш-ш-ш-ш – какой? Правильно глухой. Поднимите соответствующий символ. А ещё весной можно услышать комариков, они звенят з-з-з, какой это звук? Правильно – звонкий, какой символ надо показать? А ручейки текут со звуком с-с-с, какой это звук? Правильно глухой, какой символ надо показать? Молодцы!
6. Игра с мячом «Скажи наоборот» [Упражнение в подборе слов-антонимов.]
Логопед: В солнечную погоду мы можем играть с солнечными лучиками-зайчиками.
Один солнечный зайчик просто чудак!
Он все делает не так!
- Его любимая игра «Скажи наоборот». Давайте сыграем в эту игру?
Дети становятся в круг. Логопед бросает ребенку мяч и называет слово, ребенок ловит мяч, называет слово антоним и возвращает мяч.
Большой – маленький, Короткий – длинный, Громкий – тихий, Горячий – холодный, Широкий – узкий, Слабый – сильный, Твердый – мягкий, | Чистый – грязный, Горький – сладкий, Высоко – низко, Холодно – жарко, Весело – грустно, Много – мало, Прилетел – улетел. |
- Упражнение «Разноцветные фонарики» [Развитие фонематического восприятия (дифференциация гласных, мягких и твёрдых согласных)]
Логопед. Солнечные зайчики любят играть с разноцветными фонариками. Поднимите синий фонарик, когда вы слышите твёрдые согласные звуки, зелёный фонарик, когда вы слышите мягкие согласные звуки и красный фонарик – когда услышите гласные звуки.
- А, О, У, И, М, П, Вь
8. Д/и «Рассели по домикам» [Совершенствование навыка слогового анализа слов]
Логопед. Давайте разделим на слоги слова (туча, бабочка, жук). Я буду называть слово, а вы будете делить его на слоги и пальчиками показывать количество слогов. И дальше мы расселим наши слова по домикам.
#1059;пражнение «Солнышко» [Развитие навыков звукового анализа (определение места звука в слове)]
Я хочу предложить вам поиграть с солнечными зайчиками. Возьмите синие панельки, а солнышком вы будете показывать на каком месте в произнесённом мною словом находятся разные звуки.
Логопед произносит слово ДОМ, и спрашивает детей: где находится звук О в слове дом, звук Д в слове дом, звук М в слове дом?
10. Упражнение «В детском садике…» [Координация речи с движением]
Для нас детский сад - как второй дом. Давайте покажем нашим гостям, как живется нам здесь. поиграем в игру «В детском садике ребятки»
В детском садике ребятки
Могут ловко встать на пятки
Постоять и покружиться
Вправо, влево наклониться
Снова встать и улыбнуться
И друг другу улыбнуться!
11. Упражнение «Какая буква лишняя?» [Развитие навыков звуко-буквенного анализа]
Логопед: Какая буква в ряду лишняя? (слайды 15-20)
ОУМ (буква м)
КНА (буква А)
ПТЖ (буква Ж)
12. Игра-упражнение «Вот так!» [Координация речи с движением; совершенствование навыка чтения]
Логопед: Ребята, солнышко прислало нам письмо. Давайте прочитаем! (слайд № 21). Дети читают: Вот так!
Молодцы! Ребята, давайте научим солнышко игре: «Вот так!»
На вопрос логопеда дети отвечают хором: «Вот так» и показывают жестом нужное движение.
- Как живёшь? - Вот так! | Большой палец вверх. |
- Как идёшь? - Вот так! | Два пальца шагают по другой ладони |
- А бежишь? - Вот так! | Согнуть руки в локтях и показать, как работают руки при беге. |
- Ночью спишь? - Вот так! | Руки «лодочкой» на щеку и положить на них голову |
- Как берёшь? - Вот так! | Хватательные движения. |
- А даёшь? - Вот так! | Руки перед собой, ладони вверх |
- Как грозишь? - Вот так! | Грозить указательным пальчиком |
- А шалишь? - Вот так! | Надуть щёки и разом стукнуть по ним |
12. Окончание занятия. [Оценка работы детей]
Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, а потом оценивает их работу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООДпо теме «Сила волшебного слова»
Цель: продолжать формировать навыки культурного поведения в повседне...
Конспект итогового занятия по речевому развитию в I младшей группе Тема: «Прогулка на весеннюю полянку»
Тема“Прогулка на внесению полянку ”Программа«От рождения до школы»ВозрастПервая младшая группаОсновная образ. область«Речевое развитие»Интеграция с др. областями«Познавательное развитие», “художествен...
План-конспект НОД по познавательному развитию на тему: «На весенней полянке»
Образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы...
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию+предметное рисование "Весенняя полянка" для детей средней группы
Данное занятие углубляет знания ребенка о весенних явлениях и признаках; направлено на развитие связной речи ребенка, внимания, памяти, мелкой моторики рук....
Конспект НОД в первой младшей группе «Чудеса на весенней полянке»
Программное содержание: Активизировать познавательный интерес детей через сенсомоторную деятельность; закрепить знания цветов ( красный, синий, жёлтый, зелёный); побуждать называть цвета; ...
Конспект тематического музыкального занятия в средней группе "На весенней полянке"
Данное занятие разработано для детей средней группы....
НОД по речевому развитиюво второй группе раннего возраста «Кошка с котятами»
Развитие речи детей через познание окружающего мира...