Технологическая карта индивидуального занятия по автоматизации звука [Ч]
картотека по логопедии (старшая группа)

Задыхина Марина Николаевна

Технологическая карта индивидуального занятия по автоматизации звука [Ч]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10.docx29.96 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта индивидуального занятия по автоматизации звука [Ч]

 

https://logopeddoma.ru/_pu/3/21696720.jpg

Цель: закрепить правильное произношение [Ч] в словах и предложениях.

Задачи:

  • отработать правильное положение органов артикуляции при произнесении [Ч]; расширить словарь.
  • развивать внимание, усидчивость, интерес к занятиям.
  • работать над расслаблением мышечного тонуса артикуляционного аппарата;

Класс:….

Оборудование для учителя: Картинки, карточки для мимических упражнений, карточки для рефлексии.

Оборудование для учащихся: зеркала.

План индивидуального занятия:

  1. Организационный этап. (Психологический настрой) – 1 мин.
  2. Подготовительный этап – 10 мин.
  3. Основная часть - Операционно-исполнительский этап – 20 мин
  4. Оценочно-рефлексивный этап. Самооценка детьми собственной деятельности Подведение итогов урока - 1 мин.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы обучения, КРР

1.Организационный момент

-Здравствуй! Меня зовут Маргарита Витальевна. Я рада приветствовать тебя на нашем занятии. А на какое занятие ты пришел сегодня? Как ты думаешь, чему мы будем учиться на индивидуальном занятии? Какие органы артикуляции нам помогают правильно и красиво говорить?

Приветствует учителя. Настраивается на занятие, отвечают на вопросы, заданные учителем.

Метод  формирование готовности к восприятию учебного материала

2.Подготовительный

 

 

 

 

 

 

 

Мимические упражнения

 

 

Упражнение на

дыхание.


 

 

Упражнения для развития силы голоса.

 

 

 

 

Пальчиковая гимнастика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Артикуляционная гимнастика.

- Организует подготовительную часть.

-Сегодня к нам в гости пришел пушистый зверёк, а какой нужно отгадать загадку:

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - …

- Верно, это лиса, а хочешь ли ты узнать его имя? Но чтобы узнать имя лисички нам нужно выполнить упражнения которые он принёс нам.

1. Выполним упражнения для мышц лица.

Покажите мимикой лица выражение мальчика на картинках.

-Чему учились, выполняя это упражнения?

2. -Давай угостим Лису чаем, она его очень любит. Но чай очень горячи, нужно его остудить, подув на него.

- Дуем правильно, щёки не надуваем, спинку ровно держим, плечики не поднимаем.

- Дети чему учились, выполняя это упражнения?

 

3. Лиса, приглашает полетать на воздушном шаре давайте представим, что мы летим на воздушном шаре.

- Сейчас мы попробуем с помощью звука а, воспроизвести удаление и приближение воздушного шара. Если шар удаляется, то и мы становимся тише. Если приближается, то мы становимся громче.

- Дети чему учились, выполняя это упражнения?

4.Разомнем теперь наши пальчики.
- Раз, два, три, четыре, пять

(Загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

(«Идём» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили,

(«Лепим» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались,

(Проводим указательным пальцем пр. р. по ладони лр.)

А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли. (Движения вообpажамой ложкой, руки под щёки)

- Дети чему учились, выполняя это упражнения?

 

5. Выполним артикуляционную гимнастику

- Возьмите зеркала:

«Грибочек»

«Киска»

«Чашечка»

«Лошадка»

Улыбнуться-открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать в спокойном состоянии.

«Почистим нижние зубы»

«Часики»

- Какие упражнения мы сейчас выполняли

Отгадывает загадку

-Лиса

 

- Выполняют упражнения поэтапно.

 

 

 

 

-повторяет мимические упражнения мимические упражнения.

-Разминать мышцы лица

 

2. «Горячий чай.

- Дети с помощью дыхания дуют на кружку, чтобы остудить чай.

- Правильно дышать.

 

3. Выполняют упражнение «воздушные шары».

- а-а-а-а-а-а-а.

Дети произносят звуки от тихого к громкому и наоборот.

- Мы учились громко и тихо говорить.

4. Выполняют пальчиковую гимнастику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Разминать руки

 

5.Выполняют упражнения с учителем.

 

 

 

 

 

 

 

-Артикуляционные.

 

 

Наглядный

 

 

 

Практический

 

 

 

 

 

Словесный

 

 

 

 

 

 

 

Практический

 

 

Словесный

 

 

 

 

Практический показ по образцу с указаниями

 

 

3.Оснавная часть

1. Сообщение темы

 

 

 

 

 

2. Работа с профилем

 

 

 

 

 

 

3. Развитие фонематического слуха

 

 

 

 

 

4. Чтение слогов.

 

 

 

 

 

 

 

 5.Работа с картинками

 

 

6.Выполнение звукобуквенного анализа

 

7.Соглосование числительных и существительного

 

8.Составление словосочетаний

 

9.Составление предложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Какой ты молодец! Ты выполнил её упражнения и теперь она разрешает мне сказать своё имя. Нашу лису зовут Чуча.

- Давайте вместе проговорим Чу-Ча

-Молодец, а теперь послушайте, какой звук я выделяю голосом?

-Чуча

- Какой звук я выделяла голосом?

- Кто догадался какой звук у нас на занятии будет дежурным

- Сейчас мы возьмём зеркала и произнесём звук [ч].

- Как располагаются губы, зубы и язык?

 

 

-А какой звук [Ч], дайте характеристику?

-Каким сигналом обозначен?

-Молодец.

-Какому звуку давал характеристику?

 

-А сейчас поиграем в игру «поймай звук».

( ч,п,жз,к,ч,с,р,ч)

-Будем учиться выделять звук [ч] в слогах.

(чу,за, чо, на, ча)

-А теперь выделим звук [ч] в словах.

(чаша, дом, яблоко, чары, жаба, конь,чешки ).

Среди чего мы выделяли звук?

-Будем учиться читать слоги со звуком [ч]: ЧУ-ЧА- ЧО

-А теперь прочтем обратный слог.

-Чему учились выполняя задание?

 

.

На доске расположены картинки:

чашка, чайник, чай, чеснок.

-Назовите, что изображено на картинках?

-Какая картинка лишняя?

-Почему?

-Сейчас я предлагаю сделать звуковой анализ слова «Чашки».

- что изображено на слайде?

-А теперь образуй согласование числительного с существительным. (Пример : Одна чашка)

-Чему учились выполняя задание?

 

-Будем учиться составлять словосочетания по нашим картинкам

-Чайник какой?

-Чай какой?

-Черешня какая?

-Черепаха какая?

Чему учились, выполняя задание?

 

-Будем учиться составлять предложения с этими словосочетаниями.

-Чайник

-Чай

-Черешня

-Черепаха

-Чему учились выполняя это задание?

 

Проговаривает.

-Дежурным звуком на занятии будет звук [ч].

-Звук [ч].

-Произносят звук [ч].

Произносит перед зеркалом звук ч.

-Губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка касается нёба. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит.

Звук [Ч'] - согласный, глухой, всегда мягкий. Звук обозначается зелёным цветом.

 

-Звуку ч

 

Ловит звук ч.

Выделяет звук ч в слогах.

 

 

Выделяет звук ч в словах.

 

-Среди слов.

Читает слоги.

 

-  выделял звук [ч] среди слогов, слов и звуков и читал.

 

 

Рассматривает картинки.

-Лишняя картинка чеснок.

-Это овощ.

 

 

-Две чашки.

-Три чашки.

-Четыре чашки.

-Пять чашек.

- Мы учились согласовывать числительное с существительным.

Составляет словосочетания.

-Чайник красный.

Чай горячий.

Черешня вкусная.

Черепаха зелёная.

-составлять словосочетания.

 

 

Мама купила новый чайник.

Чай был вкусным.

Черешня очень сладкая

Черепаха танцует танец.

 

-составлять предложения.

Художественное слово

 

 

 

 

Практический

Показ

 

 

Словесный

 

 

 

Словесный

 

 

Словесный

 

 

 

Наглядный

Практический

 

 

 

 

Практический

 

 

 

 

Словесный

с пояснением

 

 

 

 

 

Словесный

4. Рефлексия учебной деятельности

Подводит итог занятия.
-Ты молодец. Мне было очень приятно с тобой работать. Ты был внимательным, активным, сосредоточенным и очень старательным. С кем ты познакомился? Чему было посвящено наше занятие? Какие органы артикуляции помогают нам правильно и красиво говорить? Наше занятие было полезным? Прикрепи фигурку звука [ч] на подходящее место в «Замке»

 

Слушает учителя, отвечает на вопросы. Оценивает свою деятельность на занятии.

- Прощается с учителем.

Устный опрос

Оценивание своей деятельности

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие по автоматизации звука"Р"."Путешествие по стране звуков"

В увлекательной игровой форме проходит процесс автоматизации звука....

Индивидуальное занятие по автоматизации звука С в словах, фразах (в рамках РМО учителей - логопедов) "Я дружу со звуком С"

Открытое индивидуальное занятие по автоматизации звука С в словах, фразах  для учителей-логопедов ДОУ...

Технологическая карта логопедического занятия по автоматизации звука [С].

Тема. Фонема [С] и «семантическое поле» слова «Снег».Цель. Создание условий для закрепления правильного произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях.Задачи.Образовател...

Технологическая карта логопедического занятия по автоматизации звука Р

В данном материале представлена технологическая карта занятия с включением материала для детей , которые быстрее усваиват тему или есть 1-2 ребенка более старшего возраста...

Технологическая карта логопедического занятия тема: «Автоматизация звука [Р] в словах» Лексическая тема: «Весна. Признаки весны».

Ф.И.О.учителя-логопедаХаланова Нина БорисовнаВозрастная группаПодготовительная группа Форма организации,количество участниковПодгрупповое занятие, 2 человекаЛогопедическое заключениеОНР (III уров...

Технологическая карта индивидуального занятия "Постановка звука Ш"

Конспект занятия по постановке звука с применением биоэнергопластики (сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата)...