Технологическая карта логопедического занятия по автоматизации звука [С].
материал по логопедии (подготовительная группа)
Тема. Фонема [С] и «семантическое поле» слова «Снег».
Цель. Создание условий для закрепления правильного произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях.
Задачи.
Образовательные:
- расширять «семантическое поле» слова «Снег», развивать валентности слов и функции словоизменения;
- закреплять знания детей об окружающем мире.
Коррекционные:
- закреплять навык правильного произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях;
- совершенствовать навык звукового анализа;
- уточнять и расширять словарь через формирование «семантического поля» слова «снег»;
- развивать функции словообразования и словоизменения;
Воспитательная:
воспитывать потребность в новых знаниях, любознательность, формировать умение взаимодействовать друг с другом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_k_konkursnomu_zadaniyu_pedagogicheskaya_nahodka.pdf | 1009.59 КБ |
konkursnoe_zadanie_pedagogcheskaya_nahodka.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Конкурсное задание «Педагогическая находка»
Технологическая карта логопедического занятия
по автоматизации звука [С]
учителя – логопеда МБОУ «Лицей им. Г.Ф. Атякшева»
Мокшиной Ольги Игоревны
г. Югорск
2018
Тема. Фонема [С] и «семантическое поле» слова «Снег».
Цель. Создание условий для закрепления правильного произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях.
Задачи.
Образовательные:
- расширять «семантическое поле» слова «Снег», развивать валентности слов и функции словоизменения;
- закреплять знания детей об окружающем мире.
Коррекционные:
- закреплять навык правильного произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях;
- совершенствовать навык звукового анализа;
- уточнять и расширять словарь через формирование «семантического поля» слова «снег»;
- развивать функции словообразования и словоизменения;
Воспитательная:
воспитывать потребность в новых знаниях, любознательность, формировать умение взаимодействовать друг с другом.
Оборудование: зеркало, схема образования звука [с] (приложение), иллюстративные материалы (нарисованный снеговик, пособие семантическое поле, карточки обозначающие слова-родственники, слова-действия, слова-признаки, синонимы, антонимы, карточки с буквами карточки с контурным изображением, тарелочки с манной крупой или песком, коктейльные трубочки, искусственный снег (пена для бритья смешанная с содой.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие (общение взрослых и детей; совместная деятельность); познавательное развитие (познание окружающего мира); развитие любознательности к разнообразным объектам окружающего мира; речевое развитие (активизация словаря, развитие умения высказывать свое мнение, слушать мнение других, умение формулировать выводы); физическое развитие (развитие мелкой моторики, умение выполнять действия по словесной инструкции).
Методы приёмы:
- словесные: беседа, договаривание подходящих по смыслу слов;
- практические: артикуляционная гимнастика, дыхательное упражнение, изолированное произнесение звука с опорой на схему, определение места звука в слове, письмо в воздухе, упражнение на формирование правильного захвата;
- наглядные: семантическая карта, иллюстративные материалы, схема образования звука [с]; показ положения органов артикуляции при произнесении звука [с].
Ход занятия.
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | ||
Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность детей | ||
Вводная часть | |||
Эмоциональный настрой детей. Мотивация на совместную деятельность | - Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Мы спокойны, веселы, мы приветливы и ласковы! | Дети здороваются, улыбаются друг другу, педагогу. | |
Игровая ситуация, побуждающая интерес. | - Ребята, сегодня, когда я к вам шла, мне на ладошку прилетела снежинка, послушайте, что на ней было написано: Снеговик наш заболел! | Ответы детей. | |
Актуализация знаний детей. | - Что случилось со снеговиком, если он съел теплую кашу? - Ребята, снеговик состоит из чего? | Снеговик начал таить. Снеговик состоит из снега. | |
Включение детей в целеполагание. | - Как мы можем помочь снеговику? - Я приглашаю вас в путешествие, на поиск снежков, для того чтобы помочь снеговику выздороветь. - Что мы сможем сделать, когда получим снежки? - С собой в путешествие мы возьмём карту, поля, которой охраняют гномы. Выполнив их задания, мы заработаем снежок для снеговика. Сегодня это будет снежная карта, так как мы отправляемся в снежное путешествие. | Мы можем понести ему снег. С помощью снежков мы закроем протаявшие места. | |
Выполнение артикуляционной гимнастики. | - Как же мы попадем к снеговику, да и на чем? Если в сказку всем сердцем поверить, в мир волшебный раскроются двери. Вы туда без труда попадёте на волшебном ковре-самолёте. На летучем большом корабле Или с Бабой – Ягой на метле На плоту по Молочной реке И верхом на Коньке-горбунке Можно в сказку влететь на Жар-птице Можно как Колобок закатиться Можно въехать как Слон – на Еже Ой! Мы, кажется, в сказке уже? | Выполняют артикуляционный комплекс: «Окошко» «Широкий язычок» «Чашечка» «Метла» - язычок вправо-влево «Широкий язычок вперёд-назад» «Лошадка» «Крыло» – язычок вверх-вниз. «Круговая дорога» «Накажем язычок» | |
Основная часть | |||
Мыслительная и речевая деятельность детей. Выделение главного слова. Определение значения слова (лексическое значение | - Посмотрите, ребята, снеговик стоит совсем грустный, подтаявший. - Первое задание от главного гнома. Ребята, из чего сделан снеговик? - Объясните, что такое снег? Снег – это осадки в виде белых хлопьев, которые выпадают зимой и покрывают землю. - Какие осадки вы еще знаете? - Давайте прикрепим рядом с главным, большим гномом картинку снега. | Снеговик сделан из снега. Ответы детей. Ответы детей (дождь, град). Прикрепляют символы-картинки | |
Анализ артикуляции звука [с] | Произнесите слово «Снег». Слово снег начинается, с какого звука? - Давайте вспомним, как получается звук [с]. | Слово снег начинается со звука [с]. Язык опускаем вниз за нижние зубы, зубки «заборчиком», воздух выходит, холодный, воздуху мешают выйти свободно язычок и зубки. Звук глухой, согласный, твердый. | |
Самостоятельная деятельность детей. | - Давайте подуем как зимний холодный ветерок. - Звук [с] обозначается на письме буквой С. - А кто знает, как выглядит эта буква? - Найдите себе карточку с буквой С. | Изолированное произнесение звука [с]. Находят букву С среди других букв. | |
Выделение звука [с] из начала слова. | - В слове снег, где находится звук [с]? | Определяют место звука в слове. Кладут снежинку в начало в схемы. | |
Развитие фонематического слуха | - Ребята, смотрите какие сугробы, они не обычные. Что вы заметили? - На какие фигуры похожи сугробы? Давайте поиграем в игру «Поймай снежинку». Если в названии сугроба есть звук [с], то положим снежинку себе на ладошку, а если звука нет, то снежинку не берем. Вот и первый снежок для нашего снеговика. | Сугробы похожи на фигуры. Самолет, туча, самокат, Машина, велосипед, ракета, Скамейка, лодка, санки. Дети берут снежинку, если в слове слышен звук [с]. Прикрепляют снежок к снеговику | |
Мыслительная и речевая деятельность детей, образование родственных слов | - Ребята, давайте посмотрим в карту, какое задание нам приготовили гномы? Очень мы похожие, Как родственники схожие. Мы живём одной семьёй, Поиграть хотим с тобой. - Подберите родные слова к слову «Снег» и тогда снега станет больше. Ваша задача добавлять подходящие слова, все эти слова связаны со словом снег. Тихо, тих, как во сне, Падает на землю …. С неба всё скользят пушинки – Серебристые…. Вот веселье для ребят – Всё сильнее…. Все бегут вперегонки, Все хотят играть в…. Словно в белый пуховик Нарядился…. Рядом – снежная фигурка – Эта девочка…. На снегу-то, посмотри – С красной грудкой…. Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил…. Педагог выставляет на каждое слово картинку – символ. Давайте назовем еще раз все снежные слова вместе. Все эти слова – слова – родственники, они имеют похожую часть и связаны между собой по смыслу. Приклеивают картинки на семантическую карту. Если все снежные слова собрать, получится большой снежок. | Рассматривают символ родственных слов в карте. Ответы детей: снег, снежинки, снегопад, снежки. Снеговик, Снегурка, снегири, снег | |
Развитие навыков словообразования и словоизменения. | - Давайте назовём ласково родные слова. Посмотрите, снегирь прилетел! Куда он сел? Откуда слетел? Куда спрятался? Откуда вылетел? Где летает? Получают снежок для снеговика. | Снег – снежок, Снегурка- Снегурочка, снегирь – снегирёк, снеговик – снеговичок. На снеговика. Со снеговика. За снеговика. Из-за снеговика. Над снеговиком. | |
Игровая ситуация. Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений. Мыслительная и речевая деятельность детей, образование слов-действий. | - Давайте снова посмотрим карту, какой гном нам приготовил задание? Этот гном, что-то делает, что именно? Это же гном-действие, значит, мы тоже должны будем что-то сделать. Нам нужно выкопать из-под снега карточки. И назвать слова-действия. Называют действия. Получают снежок для снеговика. | Добывает драгоценности. Мы должны назвать слова-действия к слову снег. Дети называют слова-действия: идет, лежит, тает, кружится, метет, летит, блестит, хрустит, скрипит. | |
Мыслительная и речевая деятельность детей, подбор слов, обозначающих признаки предметов. | - Заглянем в карту? Какой гном следующий? Как вы думаете, что это за гном? По-моему, он какой-то сонный. Понятно… нам надо подобрать слова-признаки к слову снег. Нам с вами надо сделать снежинку-паутинку. Передавайте моток другу и называйте слова-признаки, какой снег? Педагог задает вопрос, ребенок отвечает - По температуре снег какой? По весу снег какой? Если снег блестит? Если снег липнет? Если снег тает? По цвету снег какой? Если на снегу мусор, то он какой? Перекатывают моток ленты друг другу, из мотка по ходу разматывания выпадают картинки с признаками. -Ребята, давайте еще раз назовем какой снег и прикрепим наши картинки гному-признаку. Получают снежок, прикрепляют к снеговику. | Дети называют слова-признаки: снег холодный, снег лёгкий, снег блестящий, снег липкий, снег талый, снег чистый, белый, снег грязный, снег первый, снег. | |
Дыхательная гимнастика. Мыслительная и речевая деятельность детей, подбор слов, обозначающих слова-антонимы. | - Заглянем в карту? Какой гном следующий? Как вы думаете, что это за гном стоит вверх ногами? Трубочки в стакане и крупа насыпана в тарелочках (манная крупа или песок). А, это гном-наоборот. Он для нас приготовил предметы, что мы можем с ними сделать? Нам нужно подуть в трубочки, чтобы открылись картинки с символами, и придумать к ним слово с противоположным значением – наоборот. Педагог называет слово, а ребенок называет противоположное по смыслу слово. Получают снежок. | Ответы детей: мы можем подуть в трубочку Дети подбирают антонимы. сухой – мокрый, горячий – холодный, идет – лежит, грязный – чистый, тяжёлый – лёгкий, замерз – растаял, поздний – ранний, | |
Мыслительная и речевая деятельность детей, подбор слов, обозначающих слова-синонимы. | - Заглянем в карту? Какой гном еще приготовил для нас задание? Это гномы-братья, один равен другому. Нам надо растопить у них льдинки и тогда мы получим картинки-символы и назовем это слово по-другому: лёгкий, холодный, мокрый, блестит, грязный, замёрз, снег, ранний. Получают снежок. | Дети называют синонимы: Лёгкий - невесомый, холодный - ледяной, мокрый - сырой, блестит - сверкает, грязный – чёрный, замёрз – заледенел, снег – осадки, ранний - преждевременный. | |
Заключительная часть | |||
Рефлексия. | - Вот и подошло наше путешествие к концу. Получилось у нас вылечить снеговика? Как вы догадались, что снеговику стало легче? Давайте расскажем снеговику как мы его спасали. Что было сложным в снежном путешествии? Что запомнилось больше всего? Снеговик с вами прощается и благодарит вас за помощь. | Снеговик стал весёлый. Рассказ по семантической карте. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников Звук И
Представленный материал будет особенно интересен начинающим логопедам в качестве варианта занятия по формированию фонетико-фонематических представлений....
Технологическая карта логопедического занятия по автоматизации звука [Р]. Тема. Фонема [р] и «семантическое поле» слова «радуга».
Тема. Фонема [Р] и "семантическое поле" слова "радуга"....
Технологическая карта логопедического занятия по автоматизации звука Р
В данном материале представлена технологическая карта занятия с включением материала для детей , которые быстрее усваиват тему или есть 1-2 ребенка более старшего возраста...
Технологическая карта логопедического занятия «Как дети учили Машу звук Ш произносить. Автоматизация звука Ш»
Умение правильно произносить звуки способствует формированию положительных коммуникативных навыков и стремлению общаться (ты говоришь правильно – тебя понимают окружающие)...
Технологическая карта логопедического занятия "Буква Д звук [ д ] ( с использование массажных мячей)".
Материал содержит подробную технологическую карту подгруппового логопедического занятия с использованием массажных мячей....
Технологическая карта логопедического занятия тема: «Автоматизация звука [Р] в словах» Лексическая тема: «Весна. Признаки весны».
Ф.И.О.учителя-логопедаХаланова Нина БорисовнаВозрастная группаПодготовительная группа Форма организации,количество участниковПодгрупповое занятие, 2 человекаЛогопедическое заключениеОНР (III уров...
Технологическая карта индивидуального занятия по автоматизации звука [Ч]
Технологическая карта индивидуального занятия по автоматизации звука [Ч]...