Отчет учителя-логопеда по проекту "Маленький патриот
опыты и эксперименты по логопедии (старшая группа)

В течение года на логопункте велась работа по проекту, направленного на развитие речи детей 5-7 лет на основе духовно-нравственных ценностей русского народа, формировании любви к родному языку, культуре и традициям своего народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТЧЁТ ПО  ПРОЕКТУ

«Маленький патриот»

(по работе с детьми-логопатами 5-7 лет)

Автор: учитель-логопед Стуенко Татьяна Геннадьевна

за 2023/2024уч.г.

      В 2023-2024 году с 15 сентября по 30 мая мною велась работа по проекту «Маленький патриот».

Участниками  проекта были  дети-логопаты,  родители, педагоги ДОУ. 

Использовались следующие виды работы: индивидуальная, подгрупповая, групповая

Вид проекта: долгосрочный, социально-значимый (формирование  национальных культурно-нравственных и социальных  ценностей), информационно-познавательный.

Новизна проекта: образовательно-воспитательная, национальная культурно-нравственная направленность коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда.

В связи с важностью патриотического воспитания подрастающего поколения мною велась работа по воспитанию нравственных ценностей,  уважения к себе и людям, давались  представления о патриотизме, доброте, великодушии. Велась  работа по восстановлению традиций своего народа, семейных ценностей, традиционного  уклада жизни, исторической преемственности поколений, по сохранению, распространению и развитию национальной культуры, и воспитания бережного отношения к историческому наследию российского народа, детям давались  достойные примеры современников нашей  Отчизны,

Воспитывалось чувство ответственности за свои поступки и их последствия.

Также и ФОП ДО ставит своей целью - разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

Целью проекта было использование  системно-комплексного подхода в развитии грамотной правильной речи у дошкольников и формирование любви к родному языку, культуре и традициям своего народа.

Ставились и достигнуты в рамках возрастного развития  следующие задачи: 

- воспитание внимательного отношения к родному слову, приобщение детей к истокам народной культуры;

-обогащение, закрепление и активизация словаря, совершенствование грамматической правильности речи,  формирования (диалогической, монологической) речиразвития связной речи; 

-воспитание достойного гражданина, уважающего и любящего свою Родину, знающего культуру своего народа, воспитанного в духе патриотизма, имеющего моральные и духовные ценности;

- расширение представлений о русской национальной культуре, русских народных традициях, костюме, народном творчестве и  фольклоре.

В ходе реализации проекта использовались следующие  воспитательно-образовательные технологии:

  • Технология  проектирования - ориентирует  на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: педагог – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители, что приводит к  улучшению работы по взаимодействию с родителями и положительно сказывается на   развитии личности ребёнка.  
  • В ходе реализации проекта коррекционно-развивающая логопедическая деятельность интегрировалась  с образовательными  областями-

-«Познание», «Социализация» , «Коммуникация», «Здоровье», «Безопасность» - «Художественная литература»  

  • Информационно коммуникативные  технологии
  • Технология сотрудничества и личностно – ориентированная технология
  • Игровые технологии
  • Мнемотехнологии (мнемотаблицы; использование анимации сказки для повышения эффективности запоминания сюжета)
  • Технология проблемного обучения-Технология ТРИЗ 

     При реализации проекта использовались ознакомительные беседы, рассматривание картин русских художников, чтение и пересказ русских народных и авторских сказок, заучивание стихов, загадок, закличек, пословиц и поговорок.

В связи с присущей сказкам простоте, яркости, образности, особенности повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы, способность у детей связно рассказывать значительно возросла, здесь же  сказки дают образцы русского литературного языка, а  также служат мощным, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, с её помощью дети учились опосредованно  преодолевать различные жизненные преграды, познавали  мир, решались задачи.

Использовались следующие приемы работы по развитию связной речи:

  • выборочный пересказ фрагментов прослушанных сказок;
  • беседа  по прослушанным сказкам - стимуляция полных ответов на отработанной в произношении лексике;
  • Пересказ сказки по серии сюжетных картинок (моделирование, мнемотехники)
  • Заучивание стихов, пословиц, поговорок, загадок  и закличек.

Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые приходится преодолевать, рассматривание иллюстрации – всё это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей. 

Для реализации проекта был составлен календарно-тематический план согласно временам года, календарным праздникам, программе ДОУ, в каждой теме реализовались коррекционно-образовательные и воспитательные задачи.

Сентябрь. Тема недели «Мой город - мой дом! С Днем рождения мой город!»

Коррекционно-образовательные задачи: расширение словаря и знаний детей по теме.

познакомить детей с объектами родного  города

Воспитательные задачи: воспитание любви к родному городу, прививать любовь к своей малой родине, знать день рождения города, воспитывать бережное отношение к городским объектам, учить правилам безопасного поведения в городе и соблюдению чистоты.

Работа велась по направлениям- «Я и моя Семья»; растения, животные и птицы родного края;  национальные праздники и традиции, национальный фольклор, одежда, искусство, ремесло, профессии, на воспитание качеств сильного достойного уважающего других людей и их труд   человека.

А также  решались развивающие задачи:

  • развитие познавательных интересов,
  • развитие произвольной регуляции поведения,
  • развитие речевого дыхания и голоса, развитие мелкой и общей моторики,
  • развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления,
  • развитие слухового и зрительного  восприятия,
  • развитие пространственных представлений.

В рамках проекта велась работа с родителями- проводилась беседа на тему «Воспитание достойных сыновей и дочерей Отечества» -немного истории о воспитании в русских семьях (родительское собрание)-сентябрь.

Проведены консультации на тему: «Развиваем речь детей средствами малых форм фольклора – песни, потешки, загадки, заклички». (Памятки для родителей)

«Художественно-речевое развитие детей дома». Рекомендации по подбору литературы для чтения дома с ребенком.

Рубрика «Советы логопеда» (консультации в чате с родителями детей логопатов) –

«Развиваем  речь», «Что должен знать будущий школьник»;

«Создаем и вспоминаем семейные традиции»;  «Что такое хорошо и что такое плохо»- нравственное воспитание ребенка в семье; «Сказка как средство патриотического воспитания».

Рубрика «Своими руками» - создание фотоальбома семьи «Это я и моя семья» (кто, что делает, увлечения, труд по профессии, мой дом);

-изготовление костюмов к праздникам или элементов одежды с использованием традиционных народных элементов» (кокошники, кепки, рубашки, штаны- использование  тесьмы, бисера, вышивки), роспись одежды в народном стиле либо с элементами символики России.

-придумывание слоганов-надписей на одежду в духе «Я Россиянин», «Мой дом-Россия» «Я люблю тебя, Родина моя».

Рубрика «Занимаемся дома» – подготовка и раздача материала по темам недели для закрепления дома с родителями  -закрепление тематического материала.

-«Смотрим и обсуждаем дома» - рекомендации по просмотру и обсуждению анимационных фильмов по сказкам дома с ребенком .

-Рекомендации по пополнению домашней библиотеки сказками народов России, чтение их дома детям, иллюстрирование понравившихся моментов и героев, посещение родителями с детьми музея г.Ртищево

-Составление игр-викторин по сказкам дома с детьми. (В течение учебного года согласно темам недели)

  В  результате реализации проекта «Маленький патриот»:

  • Расширились представления и знания детей о своей стране, ее праздниках, русских народных традициях и обычаях, сформировано знание и чувство гордости за свою принадлежность к могущественной и сильной стране, и ее многонациональному народу, с его самобытной культурой и творчеством.
  • Дети знают правила безопасной жизнедеятельности и уважительного экологического поведения в окружающем мире.
  • Речевое развитие соответствует возрастной норме - дети имеют богатый словарный запас, безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями, речь чистая, грамматически правильная и  выразительная.
  • Дети с выражением рассказывают стихи, знают героев сказок, умеют их рассказывать, к месту используют пословицы и поговорки.

На протяжении всего проекта педагоги  знакомили детей с русским народным творчеством и русскими народными подвижными играми согласно программе ДОУ.

В работе использовались современные развивающие программы и технологии: «Детство» Т.И. Бабаевой; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева; «Система патриотического воспитания в ДОУ» Александрова Е.Ю.; «Патриотическое воспитание дошкольников» Алешина Н.В.,  Слюнина, С. В. «Воспитание патриотизма у дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре».

      Педагоги  и родители участвовали в организации выставок детских работ, ярмарок  города и ДОУ, создании  мини- музеев  и  уголков патриотического воспитания в ДОУ.

Контроль за эффективностью работы по развитию речи  детей  осуществлялся через диагностику, которая проводится в начале года (сентябрь), и в конце года (май).

В результате дети получили первичные представления о культуре и ее истории, о роли музеев в сохранении культурных ценностей русского народа. Научились различать виды народно-прикладного искусства, жанра художественного и фольклорного творчества. Имеют представление о русских традициях и праздниках. У детей улучшилось внимание, усидчивость, расширился активный словарь, повысился интерес к русским народным подвижным и хороводным играм, к русской народной культуре в целом.

Таким образом, воспитание патриота своей Родины велось на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила Россия. Вместе с детьми регулярно прослеживалась связь между стариной и днем настоящим.

Детям даны осознания, что они сын или дочь своей матушки Родины. Взращивался  внутренний посыл: Я – человек! Я живу на этой Земле! Здесь мой дом, мои близкие и дорогие люди. Я люблю эту Землю, мой родной край, все что живет и радуется вместе со мной. Я хочу научиться заботиться о них! Я танцую, пою, слушаю музыку своего народа! Я учусь мастерить, рисовать у лучших мастеров своей Земли! Мне читают сказки, легенды, былины о героях, их подвигах, о доброте и отваге, о вечной победе добра над злом! Это все – моя Родина!

 

Вывод:

Воспитание достойного гражданина, уважающего и любящего свою Родину, знающего культуру своего народа, воспитанного в духе патриотизма, имеющего моральные и духовные ценности имеет важное значение. В дошкольном  возрасте ребенка добиться результатов можно, используя  системно-комплексный подход  через обогащение духовного мира детей, развитие патриотизма, уважения к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально- нравственных норм поведения в обществе. Большую помощь в этом оказывает народный фольклор, который  развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию и является уникальным средством для передачи народной мудрости в воспитании детей. 

Можно отметить высокую результативность развития детей в результате слаженной систематической работы учителя-логопеда-воспитателей –музыкального руководителя  и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет учителя-логопеда по итогам учебного года во второй младшей группе

Данная форма отчета учителя-логопеда по итогам учебного года является авторской. В отчете представлены следующие разделы: -состояние общего речевого развития; - количественно-качественный анализ...

Творческий отчет учителя-логопеда за учебный год.

 Пролетел ещё один учебный год, проведёны итоговые занятия.    Самое время для аналитической деятельности - составления отчета за год работы.     Я сост...

Годовой отчет учителя-логопеда

Годовой отчет за 2011-2012г.г.В старшей логопедической группе № 3 на начало учебного года: 11 человек(по протоколу №29 от24 марта 2011года):ОНР (2 уровень)+ ст. форма Дизартрии – 3 человекаОНР (3...

Годовой отчет учителя- логопеда

Анализ эффективности коррекционной работы учителя-логопеда....

Отчет учителя-логопеда за учебный год

Отчет учителя-логопеда за учебный год в логопедическо й группе!...

Отчеты. Годовой отчет учителя - логопеда ДОУ.

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен Годовой отчет учителя - логопеда ДОУ. Годовой отчет пишется в конце учебного года по по пунктам Годового плана и является приложением к Аналитическ...

Отчет учителя-логопеда Буняевой И. В. Тема : « Интеграция художественной литературы в коррекционно- логопедическую работу».

Использование произведений художественной литературы в коррекционной работе повышает заинтересованность дошкольников, способствует развитию логики изложения ,правильному структурному оформлению и ,как...