Отчет учителя-логопеда по проекту "Маленький патриот
опыты и эксперименты по логопедии (старшая группа)
В течение года на логопункте велась работа по проекту, направленного на развитие речи детей 5-7 лет на основе духовно-нравственных ценностей русского народа, формировании любви к родному языку, культуре и традициям своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
отчет учителя-логопеда по проекту "Маленький партиот" | 27.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТЧЁТ ПО ПРОЕКТУ
«Маленький патриот»
(по работе с детьми-логопатами 5-7 лет)
Автор: учитель-логопед Стуенко Татьяна Геннадьевна
за 2023/2024уч.г.
В 2023-2024 году с 15 сентября по 30 мая мною велась работа по проекту «Маленький патриот».
Участниками проекта были дети-логопаты, родители, педагоги ДОУ.
Использовались следующие виды работы: индивидуальная, подгрупповая, групповая
Вид проекта: долгосрочный, социально-значимый (формирование национальных культурно-нравственных и социальных ценностей), информационно-познавательный.
Новизна проекта: образовательно-воспитательная, национальная культурно-нравственная направленность коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда.
В связи с важностью патриотического воспитания подрастающего поколения мною велась работа по воспитанию нравственных ценностей, уважения к себе и людям, давались представления о патриотизме, доброте, великодушии. Велась работа по восстановлению традиций своего народа, семейных ценностей, традиционного уклада жизни, исторической преемственности поколений, по сохранению, распространению и развитию национальной культуры, и воспитания бережного отношения к историческому наследию российского народа, детям давались достойные примеры современников нашей Отчизны,
Воспитывалось чувство ответственности за свои поступки и их последствия.
Также и ФОП ДО ставит своей целью - разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Целью проекта было использование системно-комплексного подхода в развитии грамотной правильной речи у дошкольников и формирование любви к родному языку, культуре и традициям своего народа.
Ставились и достигнуты в рамках возрастного развития следующие задачи:
- воспитание внимательного отношения к родному слову, приобщение детей к истокам народной культуры;
-обогащение, закрепление и активизация словаря, совершенствование грамматической правильности речи, формирования (диалогической, монологической) речи, развития связной речи;
-воспитание достойного гражданина, уважающего и любящего свою Родину, знающего культуру своего народа, воспитанного в духе патриотизма, имеющего моральные и духовные ценности;
- расширение представлений о русской национальной культуре, русских народных традициях, костюме, народном творчестве и фольклоре.
В ходе реализации проекта использовались следующие воспитательно-образовательные технологии:
- Технология проектирования - ориентирует на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: педагог – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители, что приводит к улучшению работы по взаимодействию с родителями и положительно сказывается на развитии личности ребёнка.
- В ходе реализации проекта коррекционно-развивающая логопедическая деятельность интегрировалась с образовательными областями-
-«Познание», «Социализация» , «Коммуникация», «Здоровье», «Безопасность» - «Художественная литература»
- Информационно коммуникативные технологии
- Технология сотрудничества и личностно – ориентированная технология
- Игровые технологии
- Мнемотехнологии (мнемотаблицы; использование анимации сказки для повышения эффективности запоминания сюжета)
- Технология проблемного обучения-Технология ТРИЗ
При реализации проекта использовались ознакомительные беседы, рассматривание картин русских художников, чтение и пересказ русских народных и авторских сказок, заучивание стихов, загадок, закличек, пословиц и поговорок.
В связи с присущей сказкам простоте, яркости, образности, особенности повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы, способность у детей связно рассказывать значительно возросла, здесь же сказки дают образцы русского литературного языка, а также служат мощным, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, с её помощью дети учились опосредованно преодолевать различные жизненные преграды, познавали мир, решались задачи.
Использовались следующие приемы работы по развитию связной речи:
- выборочный пересказ фрагментов прослушанных сказок;
- беседа по прослушанным сказкам - стимуляция полных ответов на отработанной в произношении лексике;
- Пересказ сказки по серии сюжетных картинок (моделирование, мнемотехники)
- Заучивание стихов, пословиц, поговорок, загадок и закличек.
Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые приходится преодолевать, рассматривание иллюстрации – всё это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.
Для реализации проекта был составлен календарно-тематический план согласно временам года, календарным праздникам, программе ДОУ, в каждой теме реализовались коррекционно-образовательные и воспитательные задачи.
Сентябрь. Тема недели «Мой город - мой дом! С Днем рождения мой город!»
Коррекционно-образовательные задачи: расширение словаря и знаний детей по теме.
познакомить детей с объектами родного города
Воспитательные задачи: воспитание любви к родному городу, прививать любовь к своей малой родине, знать день рождения города, воспитывать бережное отношение к городским объектам, учить правилам безопасного поведения в городе и соблюдению чистоты.
Работа велась по направлениям- «Я и моя Семья»; растения, животные и птицы родного края; национальные праздники и традиции, национальный фольклор, одежда, искусство, ремесло, профессии, на воспитание качеств сильного достойного уважающего других людей и их труд человека.
А также решались развивающие задачи:
- развитие познавательных интересов,
- развитие произвольной регуляции поведения,
- развитие речевого дыхания и голоса, развитие мелкой и общей моторики,
- развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления,
- развитие слухового и зрительного восприятия,
- развитие пространственных представлений.
В рамках проекта велась работа с родителями- проводилась беседа на тему «Воспитание достойных сыновей и дочерей Отечества» -немного истории о воспитании в русских семьях (родительское собрание)-сентябрь.
Проведены консультации на тему: «Развиваем речь детей средствами малых форм фольклора – песни, потешки, загадки, заклички». (Памятки для родителей)
«Художественно-речевое развитие детей дома». Рекомендации по подбору литературы для чтения дома с ребенком.
Рубрика «Советы логопеда» (консультации в чате с родителями детей логопатов) –
«Развиваем речь», «Что должен знать будущий школьник»;
«Создаем и вспоминаем семейные традиции»; «Что такое хорошо и что такое плохо»- нравственное воспитание ребенка в семье; «Сказка как средство патриотического воспитания».
Рубрика «Своими руками» - создание фотоальбома семьи «Это я и моя семья» (кто, что делает, увлечения, труд по профессии, мой дом);
-изготовление костюмов к праздникам или элементов одежды с использованием традиционных народных элементов» (кокошники, кепки, рубашки, штаны- использование тесьмы, бисера, вышивки), роспись одежды в народном стиле либо с элементами символики России.
-придумывание слоганов-надписей на одежду в духе «Я Россиянин», «Мой дом-Россия» «Я люблю тебя, Родина моя».
Рубрика «Занимаемся дома» – подготовка и раздача материала по темам недели для закрепления дома с родителями -закрепление тематического материала.
-«Смотрим и обсуждаем дома» - рекомендации по просмотру и обсуждению анимационных фильмов по сказкам дома с ребенком .
-Рекомендации по пополнению домашней библиотеки сказками народов России, чтение их дома детям, иллюстрирование понравившихся моментов и героев, посещение родителями с детьми музея г.Ртищево
-Составление игр-викторин по сказкам дома с детьми. (В течение учебного года согласно темам недели)
В результате реализации проекта «Маленький патриот»:
- Расширились представления и знания детей о своей стране, ее праздниках, русских народных традициях и обычаях, сформировано знание и чувство гордости за свою принадлежность к могущественной и сильной стране, и ее многонациональному народу, с его самобытной культурой и творчеством.
- Дети знают правила безопасной жизнедеятельности и уважительного экологического поведения в окружающем мире.
- Речевое развитие соответствует возрастной норме - дети имеют богатый словарный запас, безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями, речь чистая, грамматически правильная и выразительная.
- Дети с выражением рассказывают стихи, знают героев сказок, умеют их рассказывать, к месту используют пословицы и поговорки.
На протяжении всего проекта педагоги знакомили детей с русским народным творчеством и русскими народными подвижными играми согласно программе ДОУ.
В работе использовались современные развивающие программы и технологии: «Детство» Т.И. Бабаевой; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева; «Система патриотического воспитания в ДОУ» Александрова Е.Ю.; «Патриотическое воспитание дошкольников» Алешина Н.В., Слюнина, С. В. «Воспитание патриотизма у дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре».
Педагоги и родители участвовали в организации выставок детских работ, ярмарок города и ДОУ, создании мини- музеев и уголков патриотического воспитания в ДОУ.
Контроль за эффективностью работы по развитию речи детей осуществлялся через диагностику, которая проводится в начале года (сентябрь), и в конце года (май).
В результате дети получили первичные представления о культуре и ее истории, о роли музеев в сохранении культурных ценностей русского народа. Научились различать виды народно-прикладного искусства, жанра художественного и фольклорного творчества. Имеют представление о русских традициях и праздниках. У детей улучшилось внимание, усидчивость, расширился активный словарь, повысился интерес к русским народным подвижным и хороводным играм, к русской народной культуре в целом.
Таким образом, воспитание патриота своей Родины велось на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила Россия. Вместе с детьми регулярно прослеживалась связь между стариной и днем настоящим.
Детям даны осознания, что они сын или дочь своей матушки Родины. Взращивался внутренний посыл: Я – человек! Я живу на этой Земле! Здесь мой дом, мои близкие и дорогие люди. Я люблю эту Землю, мой родной край, все что живет и радуется вместе со мной. Я хочу научиться заботиться о них! Я танцую, пою, слушаю музыку своего народа! Я учусь мастерить, рисовать у лучших мастеров своей Земли! Мне читают сказки, легенды, былины о героях, их подвигах, о доброте и отваге, о вечной победе добра над злом! Это все – моя Родина!
Вывод:
Воспитание достойного гражданина, уважающего и любящего свою Родину, знающего культуру своего народа, воспитанного в духе патриотизма, имеющего моральные и духовные ценности имеет важное значение. В дошкольном возрасте ребенка добиться результатов можно, используя системно-комплексный подход через обогащение духовного мира детей, развитие патриотизма, уважения к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально- нравственных норм поведения в обществе. Большую помощь в этом оказывает народный фольклор, который развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию и является уникальным средством для передачи народной мудрости в воспитании детей.
Можно отметить высокую результативность развития детей в результате слаженной систематической работы учителя-логопеда-воспитателей –музыкального руководителя и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет учителя-логопеда по итогам учебного года во второй младшей группе
Данная форма отчета учителя-логопеда по итогам учебного года является авторской. В отчете представлены следующие разделы: -состояние общего речевого развития; - количественно-качественный анализ...
Творческий отчет учителя-логопеда за учебный год.
Пролетел ещё один учебный год, проведёны итоговые занятия. Самое время для аналитической деятельности - составления отчета за год работы. Я сост...
Годовой отчет учителя-логопеда
Годовой отчет за 2011-2012г.г.В старшей логопедической группе № 3 на начало учебного года: 11 человек(по протоколу №29 от24 марта 2011года):ОНР (2 уровень)+ ст. форма Дизартрии – 3 человекаОНР (3...
Годовой отчет учителя- логопеда
Анализ эффективности коррекционной работы учителя-логопеда....
Отчет учителя-логопеда за учебный год
Отчет учителя-логопеда за учебный год в логопедическо й группе!...
Отчеты. Годовой отчет учителя - логопеда ДОУ.
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен Годовой отчет учителя - логопеда ДОУ. Годовой отчет пишется в конце учебного года по по пунктам Годового плана и является приложением к Аналитическ...
Отчет учителя-логопеда Буняевой И. В. Тема : « Интеграция художественной литературы в коррекционно- логопедическую работу».
Использование произведений художественной литературы в коррекционной работе повышает заинтересованность дошкольников, способствует развитию логики изложения ,правильному структурному оформлению и ,как...