Годовой отчет учителя-логопеда
материал по логопедии (старшая группа) на тему

Гусева Ольга Владимировна

Годовой отчет за 2011-2012г.г.

В старшей логопедической группе № 3 на начало учебного года:

 11 человек(по протоколу №29 от24 марта 2011года):

ОНР (2 уровень)+ ст. форма Дизартрии – 3 человека

ОНР (3 уровень)+ ст.форма Дизартрии – 4 человека

ОНР (3 уровень) + Моторная Алалия – 1 человек

ФФН + ст. форма Дизартрии – 3 человека

 

Динамика на конец учебного года 2012г.

Выбыл – 1 человек

ОНР ( 3 уровень) + ст. форма Дизартрии – 6 человек

ФФН + ст.форма Дизартрии -  4 человека

Характеристика группы

В группу  были набраны дети с Дизартрией (ОНР 2-3 уровня),у  которых  в течение года наблюдалась психо-эмоциональная неустойчивость, особенности психического развития, а также поведенческие особенности.

По результатам диагностики было выявлено, что процессы фонемообразования у всех детей не сформированы. Наблюдаются большие проблемы в лексико-грамматическом развитии языка. Характерны недостаточные умения пользоваться способами словообразования, словарь и общие представления ограничены, ошибки в грамматическом оформлении слов, словосочетаниях. Дети в общении пользуются фразовой речью, с употреблением простых предлогов, составных предлогов не употребляют.

Дети путают  мужской и женский род, а также их окончания. В предложениях наблюдаются смысловые перестановки. Дети плохо запоминают и пересказывают текст. Не составляют рассказ по картинке и серии картинок.

Глагольная лексика отстает от нормы. Видо-родовые и синонимо-антонимические категории не сформированы. Произношение у всех дизартричное  с дефектами по всем группам звуков. Фонематический слух не сформирован.

Коррекционно-логопедическая работа строилась на основе программы  Каше Г.А., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.

Целью работы являлось воспитание  у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, что обеспечивалось в результате разнопланового систематического воздействия, направленного на развитие  речевых и неречевых процессов:

1.     Развитие понимания речи;

2.     Создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика и массаж, развитие речевого дыхания, постановка звуков раннего и среднего онтогенеза);

3.     Развитие фонематического восприятия;

4.     Развитие слоговой структуры слова;

5.     Расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой;

6.     Развитие грамматического строя речи (категории числа, рода и падежа);

7.     Развитие фразовой и связной речи;

8.     Развитие общей и мелкой моторики;

9.     Развитие психических функций.

Коррекционное воздействие осуществлялось на основе  запланированной работы учителя-логопеда:

Основные направления работы по фронтальным занятиям

Цель и темы занятий пронизывают все этапы, все виды работ.

Была максимальная насыщенность лексическим и грамматическим материалом по изучаемым звукам. Максимально сочетались игровые и учебные формы обучения. Повседневное закрепление навыков письма и чтения. Развитие связной речи по нарастающей сложности.

1.     Формирование фонетической стороны речи:

- произношение изучаемого звука;

- развитие  звукового восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;

- работа над слоговой структурой слова.

2. Формирование лексико-грамматических категорий :

- лексико-грамматические игры и упражнения на закрепление общего речевого навыка:

- работа над словом и предложением;

- активизация словаря.

За основу брались лексические темы, согласно годовому плану.

 

Проводились упражнения по преодолению неловкости общей и мелкой моторики в виде логоритмики на всех занятиях.

На протяжении всего года велась работа в тетрадях в крупную клетку на ориентировку, в виде графических диктантов.

 

Работа с родителями:

1.     Было проведено 3 родительских собрания, с проведением занятий.

2.     Дни открытых дверей, с присутствием родителей.

3.     Индивидуальные консультации и беседы.

4.     Велись индивидуальные тетради с заданиями.

 

За учебный год дети овладели навыками анализа и синтеза слов, навыками слогового чтения, письму печатными буквами, ориентировке на листе в клетку.

Трудности в автоматизации звуков  и  введение звуков в речь.

 

Направления деятельности и формы работы учителя-логопеда

1.     Диагностико-проектная деятельность

 

1

Первичное обследование устной речи и психических функций

Сентябрь

Цель: Выявление  нарушений устной речи

2

Знакомство с данными медицинского об­следования, сбор анамнеза

Цель: Уточнение   этиологии   характера речевых нарушений

3

Комплектование групп и подгрупп

Цель: Заполнение речевых карт, состав­ление перспективных планов рабо­ты с каждой группой

4

Повторное обследование устной   речи

 Цель:Заполнение речевых карт,

 

2.Коррекционно-развивающая деятельность

 

1

Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми по коррекции нарушений устной и письменной речи и развитию лексико-грамматического строя

 В течение года:

Цель: Коррекция    речевых    нарушений детей

 

 

3.Консультативно-методическая деятельность

1

Родительские собрания в логопедических группах

 

 

 

 

 

Занятия для родителей

 Цель: Ознакомление родителей с резуль­татом диагностики речевого разви­тия детей, рассказывать о динамики развития ребенка

Сентябрь

 «Характеристика детей с ОНР»

«Что такое стертая форма Дизартрии?»

 

Декабрь

«Промежуточная диагностика знаний детей» (индивидуальное консультирование)

В течение года:

Ведение индивидуальных альбомов на каждого ребенка с лексическими темами, лексико-грамматическими играми, артикуляционной гимнастикой, постановкой и автоматизацией звуков

Февраль:

Занятие для родителей:

«Знакомство со звуком К-Кь, с использованием ЛЕГО-элементов

 

 

 

Май

«Итоги коррекционно-развивающего обучения».

 Диагностика

 

 

 

2

Консультирование педагогов и родителей результатам обследования устной речи и психических функций детей

Цель: Обеспечение       индивидуального подхода к ребёнку с учётом выяв­ленных особенностей его речевого развития

3

Мероприятия по пропаганде логопедичес­ких знаний среди воспитателей, физработников, музыкальных работников и родителей (Формы работы логопеда: домашние задания, дни открытых дверей, родительские пятиминутки, консультации-практикумы,  стендовый материал, беседы,  тренинги, открытые занятия, презентации,  лекции, выступления на роди­тельских собраниях, ГМО)

Цель: Ознакомление воспитателей и родителей   с  актуальными   проблема­ми   коррекционного   воспитания ребёнка

Февраль:

ГМО:

Занятие-презентация

 «Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя по обучению грамоте с использованием ЛЕГО-элементов»

4

Взаимодействие с учителями, психологом, психотерапевтом

 Цель: Комплексное воздействие на ребенка

Ноябрь:

Педсовет:

«Современный портрет ребенка» (сообщение)

Декабрь:

Внутри сада:

«Коляда»

 Март:

«Методика работы с «Умными  кубиками» (сообщение)

 В течение года:

1.     Организовывалось совместное обследование детей;

2.     Проводилось знакомство с результатами обследования речевой сферы;

3.     Направление (с согласия родителей) к психологу МДОУ;

4.     Направление  на ПМПК  (с согласия родителей) по представлениям логопеда и представлениям и заключениям педагога-психолога;

5.     Совместное составление индивидуальных программ развития детей, обучающихся в коррекционных группах;

6.     Совместное проведение и подбор игр на развитие мышления, памяти, внимания с добавлением в индивидуальный альбом ребенка.

 

 

 

 

 

4. Методическая деятельность. Повышение профессиональной компетентности.

1

Посещение курсов, лекций, методических объединений, обмен опытом

Повышение      профессиональной компетентности

2

 Работа с научной и публицистической ли­тературой

Повышение      профессиональной компетентности

3

Проведение   наблюдений  за  динамикой речевых нарушений на логопедических занятиях, за влиянием определённых ме­тодов на речевое развитие и коррекцию речи ребёнка.

Выбор наиболее эффективных пу­тей обучения и восстановления ус­тной и письменной речи детей

4

Планирование методической работы на год

 

5

Составление перспективных планов работы с детьми

 

6

Заполнение речевых карт

 

 

7

Заполнение журнала учета посещаемости

 

8

Составление конспектов занятий

 В течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Работа по улучшению оснащенности логопедического кабинета 

1

Изготовление и приобретение методичес­ких пособий, приобретение специальной литературы, компьютерное оснащение кабинета

Повышение эффективности  коррекционной работы

 

На начало года:                                               На конец года:

Высокий -  0%                                     Высокий – 17%

Средний – 18%                                   Средний – 72%

Низкий – 82%                                      Низкий – 17%

Средний показатель   - 39%               Средний показатель – 65%

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой отчет учителя- логопеда

Анализ эффективности коррекционной работы учителя-логопеда....

Отчеты. Годовой отчет учителя - логопеда ДОУ.

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен Годовой отчет учителя - логопеда ДОУ. Годовой отчет пишется в конце учебного года по по пунктам Годового плана и является приложением к Аналитическ...

Годовой отчет учителя-логопеда

Годовой отчет учителя-логопеда, работающего на логопункте в коррекционной школе....

Годовой отчет учителя-логопеда

Годовой отчет учителя-логопеда, работающего на логопункте в коррекционной школе....

Годовой отчет учителя-логопеда.

Отчет о проделанной работе за 2015-2016 учебный год....

Годовой отчет учителя- логопеда Веревкиной Т.Н.

  Годовой отчет Учителя логопеда  старшей логопедической группы  компенсирующей направленности Веревкина Т.Н.  за 2015-2016 учебный год...

годовой отчет учителя-логопеда на логопункте

Краткое содержание коррекционной логопедической работы по преодолению ФФНР и ОНР у детей, зачисленных на логопункт ДОУ....