Годовой отчет учителя-логопеда
материал по логопедии (старшая группа) на тему
Годовой отчет за 2011-2012г.г.
В старшей логопедической группе № 3 на начало учебного года:
11 человек(по протоколу №29 от24 марта 2011года):
ОНР (2 уровень)+ ст. форма Дизартрии – 3 человека
ОНР (3 уровень)+ ст.форма Дизартрии – 4 человека
ОНР (3 уровень) + Моторная Алалия – 1 человек
ФФН + ст. форма Дизартрии – 3 человека
Динамика на конец учебного года 2012г.
Выбыл – 1 человек
ОНР ( 3 уровень) + ст. форма Дизартрии – 6 человек
ФФН + ст.форма Дизартрии - 4 человека
Характеристика группы
В группу были набраны дети с Дизартрией (ОНР 2-3 уровня),у которых в течение года наблюдалась психо-эмоциональная неустойчивость, особенности психического развития, а также поведенческие особенности.
По результатам диагностики было выявлено, что процессы фонемообразования у всех детей не сформированы. Наблюдаются большие проблемы в лексико-грамматическом развитии языка. Характерны недостаточные умения пользоваться способами словообразования, словарь и общие представления ограничены, ошибки в грамматическом оформлении слов, словосочетаниях. Дети в общении пользуются фразовой речью, с употреблением простых предлогов, составных предлогов не употребляют.
Дети путают мужской и женский род, а также их окончания. В предложениях наблюдаются смысловые перестановки. Дети плохо запоминают и пересказывают текст. Не составляют рассказ по картинке и серии картинок.
Глагольная лексика отстает от нормы. Видо-родовые и синонимо-антонимические категории не сформированы. Произношение у всех дизартричное с дефектами по всем группам звуков. Фонематический слух не сформирован.
Коррекционно-логопедическая работа строилась на основе программы Каше Г.А., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.
Целью работы являлось воспитание у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, что обеспечивалось в результате разнопланового систематического воздействия, направленного на развитие речевых и неречевых процессов:
1. Развитие понимания речи;
2. Создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика и массаж, развитие речевого дыхания, постановка звуков раннего и среднего онтогенеза);
3. Развитие фонематического восприятия;
4. Развитие слоговой структуры слова;
5. Расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой;
6. Развитие грамматического строя речи (категории числа, рода и падежа);
7. Развитие фразовой и связной речи;
8. Развитие общей и мелкой моторики;
9. Развитие психических функций.
Коррекционное воздействие осуществлялось на основе запланированной работы учителя-логопеда:
Основные направления работы по фронтальным занятиям
Цель и темы занятий пронизывают все этапы, все виды работ.
Была максимальная насыщенность лексическим и грамматическим материалом по изучаемым звукам. Максимально сочетались игровые и учебные формы обучения. Повседневное закрепление навыков письма и чтения. Развитие связной речи по нарастающей сложности.
1. Формирование фонетической стороны речи:
- произношение изучаемого звука;
- развитие звукового восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;
- работа над слоговой структурой слова.
2. Формирование лексико-грамматических категорий :
- лексико-грамматические игры и упражнения на закрепление общего речевого навыка:
- работа над словом и предложением;
- активизация словаря.
За основу брались лексические темы, согласно годовому плану.
Проводились упражнения по преодолению неловкости общей и мелкой моторики в виде логоритмики на всех занятиях.
На протяжении всего года велась работа в тетрадях в крупную клетку на ориентировку, в виде графических диктантов.
Работа с родителями:
1. Было проведено 3 родительских собрания, с проведением занятий.
2. Дни открытых дверей, с присутствием родителей.
3. Индивидуальные консультации и беседы.
4. Велись индивидуальные тетради с заданиями.
За учебный год дети овладели навыками анализа и синтеза слов, навыками слогового чтения, письму печатными буквами, ориентировке на листе в клетку.
Трудности в автоматизации звуков и введение звуков в речь.
Направления деятельности и формы работы учителя-логопеда
1. Диагностико-проектная деятельность
1 | Первичное обследование устной речи и психических функций | Сентябрь Цель: Выявление нарушений устной речи |
2 | Знакомство с данными медицинского обследования, сбор анамнеза | Цель: Уточнение этиологии характера речевых нарушений |
3 | Комплектование групп и подгрупп | Цель: Заполнение речевых карт, составление перспективных планов работы с каждой группой |
4 | Повторное обследование устной речи | Цель:Заполнение речевых карт, |
2.Коррекционно-развивающая деятельность
| |||
1 | Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми по коррекции нарушений устной и письменной речи и развитию лексико-грамматического строя | В течение года: Цель: Коррекция речевых нарушений детей |
|
3.Консультативно-методическая деятельность
1 | Родительские собрания в логопедических группах
Занятия для родителей | Цель: Ознакомление родителей с результатом диагностики речевого развития детей, рассказывать о динамики развития ребенка Сентябрь «Характеристика детей с ОНР» «Что такое стертая форма Дизартрии?»
Декабрь «Промежуточная диагностика знаний детей» (индивидуальное консультирование) В течение года: Ведение индивидуальных альбомов на каждого ребенка с лексическими темами, лексико-грамматическими играми, артикуляционной гимнастикой, постановкой и автоматизацией звуков Февраль: Занятие для родителей: «Знакомство со звуком К-Кь, с использованием ЛЕГО-элементов
Май «Итоги коррекционно-развивающего обучения». Диагностика
|
2 | Консультирование педагогов и родителей результатам обследования устной речи и психических функций детей | Цель: Обеспечение индивидуального подхода к ребёнку с учётом выявленных особенностей его речевого развития |
3 | Мероприятия по пропаганде логопедических знаний среди воспитателей, физработников, музыкальных работников и родителей (Формы работы логопеда: домашние задания, дни открытых дверей, родительские пятиминутки, консультации-практикумы, стендовый материал, беседы, тренинги, открытые занятия, презентации, лекции, выступления на родительских собраниях, ГМО) | Цель: Ознакомление воспитателей и родителей с актуальными проблемами коррекционного воспитания ребёнка Февраль: ГМО: Занятие-презентация «Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя по обучению грамоте с использованием ЛЕГО-элементов» |
4 | Взаимодействие с учителями, психологом, психотерапевтом | Цель: Комплексное воздействие на ребенка Ноябрь: Педсовет: «Современный портрет ребенка» (сообщение) Декабрь: Внутри сада: «Коляда» Март: «Методика работы с «Умными кубиками» (сообщение) В течение года: 1. Организовывалось совместное обследование детей; 2. Проводилось знакомство с результатами обследования речевой сферы; 3. Направление (с согласия родителей) к психологу МДОУ; 4. Направление на ПМПК (с согласия родителей) по представлениям логопеда и представлениям и заключениям педагога-психолога; 5. Совместное составление индивидуальных программ развития детей, обучающихся в коррекционных группах; 6. Совместное проведение и подбор игр на развитие мышления, памяти, внимания с добавлением в индивидуальный альбом ребенка. |
4. Методическая деятельность. Повышение профессиональной компетентности.
1 | Посещение курсов, лекций, методических объединений, обмен опытом | Повышение профессиональной компетентности |
2 | Работа с научной и публицистической литературой | Повышение профессиональной компетентности |
3 | Проведение наблюдений за динамикой речевых нарушений на логопедических занятиях, за влиянием определённых методов на речевое развитие и коррекцию речи ребёнка. | Выбор наиболее эффективных путей обучения и восстановления устной и письменной речи детей |
4 | Планирование методической работы на год |
|
5 | Составление перспективных планов работы с детьми | |
6 | Заполнение речевых карт |
|
7 | Заполнение журнала учета посещаемости |
|
8 | Составление конспектов занятий | В течение года |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Работа по улучшению оснащенности логопедического кабинета
1 | Изготовление и приобретение методических пособий, приобретение специальной литературы, компьютерное оснащение кабинета | Повышение эффективности коррекционной работы |
На начало года: На конец года:
Высокий - 0% Высокий – 17%
Средний – 18% Средний – 72%
Низкий – 82% Низкий – 17%
Средний показатель - 39% Средний показатель – 65%
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой отчет учителя- логопеда
Анализ эффективности коррекционной работы учителя-логопеда....
Отчеты. Годовой отчет учителя - логопеда ДОУ.
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен Годовой отчет учителя - логопеда ДОУ. Годовой отчет пишется в конце учебного года по по пунктам Годового плана и является приложением к Аналитическ...
Годовой отчет учителя-логопеда
Годовой отчет учителя-логопеда, работающего на логопункте в коррекционной школе....
Годовой отчет учителя-логопеда
Годовой отчет учителя-логопеда, работающего на логопункте в коррекционной школе....
Годовой отчет учителя-логопеда.
Отчет о проделанной работе за 2015-2016 учебный год....
Годовой отчет учителя- логопеда Веревкиной Т.Н.
Годовой отчет Учителя логопеда старшей логопедической группы компенсирующей направленности Веревкина Т.Н. за 2015-2016 учебный год...
годовой отчет учителя-логопеда на логопункте
Краткое содержание коррекционной логопедической работы по преодолению ФФНР и ОНР у детей, зачисленных на логопункт ДОУ....