Особенности взаимодействия с детьми с ОВЗ
консультация по логопедии (старшая группа)

Тюлькина Юлия Валерьевна

Зная особенности детей ОВЗ, мы можем выстроить с ними взаимодействие. Как? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_vzaimodeystviya_s_detmi_s_ovz.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

1)  Дети с ОВЗ. Особенности взаимодействия

2) Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Это не только дети - инвалиды.

3) К данной группе относятся и дети – инвалиды и дети, имеющие какие-либо ограничения в здоровье (обратите внимание на экран) и все эти дети требуют особого внимания и подхода к воспитанию и развитию.

В начале каждого учебного года проводится оценка индивидуального развития каждого воспитанника. Педагоги, в том числе специалисты учреждения, наблюдая за ребенком и используя различные методы диагностики, выявляют детей с проблемами в развитии.

Если вам кажется, что с ребенком что-то не так, в большинстве случаев вам совсем не кажется.

Важно не просмотреть, не упустить таких детей. Есть дети активные, эмоционально резко проявляющие себя, и мы в первую очередь обращаем на них внимание. А есть тихие детки, они сидят, никого не трогают и вроде как удобны этим, но нужно быть внимательным и к таким ребятам, обращать внимание на разные стороны их развития, анализировать, что это особенности темперамента или нарушения развития.  И еще случается, что педагоги отговаривают родителей перевести ребёнка в учреждение, где он получит специализированную помощь.  4)  Не понимая того, что ребёнок с ОВЗ нуждается в специальных педагогических условиях для системного, комплексного, непрерывного обучения, воспитания и коррекции имеющихся у него нарушений. Что это позволит выровнять стартовые возможности для поступления в школу и как следствие, успешно адаптироваться в школе, дальнейшей жизни.

Какие же эти дети, как увидеть, не пропустить их. Остановимся на психолого-педагогической характеристике детей с ОВЗ, на их типичных затруднениях.

5)   1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. В чем это проявляется: дети долго принимают и перерабатывают информацию. Они испытывают трудности в понимании инструкции. Поэтому темп выполнения заданий очень низкий, замедленный.

2. Снижена познавательная активность.  У этих деток недостаточно знаний об окружающем мире.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются несовершенством навыков и умений самоконтроля.

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное

6. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

6)     7. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы. Более подробно поговорим об этом позже.

8. Очень важно обращать внимание на игру детей. У детей с ОВЗ игровая деятельность однотипная, сюжетно-ролевая игра долго не появляется. У игры нет развития: собрал-разобрал, не игра, а манипуляция с предметами, игрушками.

9. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной утомляемости. Дети быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, испытывают трудности в сосредоточенности на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются выполнять задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство, появляются сопутствующие движения и действия, которые дополнительно отвлекают ребенка.  

10. Дети ОВЗ постоянно нуждаются в помощи взрослого.

12. Повышенная тревожность. Многие дети с ОВЗ отличаются повышенной впечатлительность (тревожностью): они болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении.

7)   13. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. Что может спровоцировать ребенка на истерику, агрессию? Обратите внимание на экран. 

8)   14. У детей с ОВЗ низкий уровень развития мелкой и крупной моторики. Высокий уровень психомышечного напряжения, нарушение координации движений.  

15. У детей с ОВЗ возникают трудности в планировании предстоящей работы, определения путей и средств достижения цели; контролировании деятельности, умении работать в определенном темпе.  

        Это общие особенности, которые относятся ко всем детям ОВЗ. Если рассматривать отдельно детей с задержкой психического развития, умственно отсталых детей, детей с расстройством аутистического центра, то, конечно, будут выдели более детальные особенности.

Немного выделю особенности детей с тяжелым нарушением речи, т.к. работаю с такими детьми, и дети с ТНР чаще встречаются в группах детского сада. Эти дети тоже относятся к категории ограниченных возможностей здоровья.

9)     У детей с ТНР первичным дефектом является общее недоразвитие речи. У детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом нарушено формирование всех компонентов речи: звуковая, лексико-грамматическая сторона, скудный словарный запас, нарушен фонематический слух, связная речь. Характерно нарушение произношения нескольких групп звуков.  Это могут быть замены, искажения звуков. Отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Испытывают трудности в преобразовании слов – употребить слово в уменьшительно-ласкательной форме, увеличительной форме, в форме единичного и множественного числа. 10)   Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке, а иногда не может повторить и за взрослым. Понимание речи приближено к норме, но отмечается недостаточное понимание значений слов. При составлении даже самостоятельного рассказа ребенок сбивается. Начинает передавать историю, переходит на эмоции, а суть рассказа может и не передать. При пересказе знакомой сказки может начать с середины, продолжить концовкой, а начало и не упомянуть. Обычно у детей с ТНР первично нарушение речи, а вторичными накладываются психологические особенности.

Зная особенности детей ОВЗ, мы можем выстроить с ними взаимодействие. Как? Прежде всего это:

11)  - Принимать ребенка таким, какой он есть, понимать, знать его особенности и учитывать их;

- Не сравнивать ребенка с окружающими. Сравнивать можно только достижения самого ребенка с его собственными;

- Как можно чаще общаться с ребенком.

С ребенком необходимо говорить спокойно, четко, последовательно и делать паузы, позволяющие ему понять, что именно было сказано. Обращаться к ребенку напрямую и простыми словами. Фразы должны быть короткими, состоящими из существительных и глаголов (принеси ложку, разложи карандаши.) При необходимости использовать вспомогательные жесты, указывайте на то, что вы хотите, чтобы ребенок увидел, взял, отнес и т.д.

         Поэтапно разъяснять и последовательно выполнять задания.  Необходимо делить инструкцию на несколько простых этапов. К примеру: Рассмотри и назови картинки, определи в каких словах есть звук С, в каких звук Ш, проведи дорожки к насосу и к шине.  После выполнения ребенком каждого этапа работы прерывать деятельность для того, чтобы сравнить полученный промежуточный результат с образцом и при необходимости исправить допущенные ошибки.

Сохраняйте постоянство в употреблении слов. Для ребенка «шапка» и «шапочка» - это могут быть совершенно разные понятия.

Для привлечения внимания (если ребенок не стабильно реагирует на свое имя, на обращение к нему) используйте сенсорные стимулы: звук, прикосновение.

12)    Нужно помнить и понимать – если ребенок не понимает речь, то она становится для него утомительной и раздражающей. Важно следить за темпом и четкостью речи. Не торопитесь. Если вы увидели, что ребенок не понял задание, повторите его, по другому сформулируйте.

Еще такой совет: если ребенок слышит, но не вслушивается и не реагирует на сказанное, то обратитесь к ребенку: «Ваня, посмотри на меня» и затем проговорите четко медленно задание.

Перед началом любой работы необходимо в доступной форме обозначить правила, которые следует выполнять в процессе всей деятельности (когда один говорит – другие слушают). Для того, чтобы убедиться, что ребенок понял правила, необходимо попросить его повторить их своими словами.

- Предусматривать смену видов деятельности во время проведения занятий. Включать в занятия подвижные и малоподвижные игры таким образом, чтобы они постоянно чередовались с настольными играми и выполнением заданий.

Предоставлять дополнительное время для завершения задания.

-  Дополнять печатные материалы видеоматериалами, обеспечить опору на наглядность. Помимо печатного задания перед ребенком, эффективно выставлять это задание на экране.

Важно:

- поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее; способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка, он должен знать, за что;

- не предъявлять ребенку повышенных требований;

- стараться делать замечания корректно и как можно реже, делать замечания в виде совета;

- «дозированная» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;

- создание «ситуации успеха». Поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества. Ведь каждый человек, даже взрослый, стремиться продолжать деятельность тогда, когда он чувствует свою успешность. Мотивация становится положительной только в том случае, если эта деятельность успешна, а способности ребёнка оцениваются объективно и позитивно.  Если сегодня что-то не получилось, то получится в следующий раз. Требуется постоянная похвала ребенка, даже если что – то получилось не так как требовалось. Вместе исправим, получится обязательно!

Это способствует развитию познавательного интереса.

При организации образовательного процесса с детьми ОВЗ следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход. Поэтому важно отрабатывать определенные моменты фронтальных занятий в индивидуальной работе. Ребенок так лучше воспринимает информацию.

13)      И, конечно, развитие всех речевых и психических процессов происходит не только в образовательной деятельности, но и в игровой деятельности. Предлагаю вам сейчас поиграть в словесные игры. Эти игры огромная находка для нас педагогов. В них можно играть всегда и везде: на прогулке, в свободные минутки перед приемом пищи, когда ждете возле музыкального, спортивного зала, у медицинской сестры на термометрии, когда что то вырезаете, мастерите, всегда и всюду.

Это универсальные и быстрые игры, не требующие подготовки. При этом игры со словами несут в себе огромный потенциал – они помогают развивать связную речь у ребенка, пополняют словарный запас, тренируют память, внимание, быстроту реакции, дети учатся быстро находить нужный ответ, точно и четко формулировать свои мысли. (Игры «Слушай, повторяй, слова не меняй», «Назови признак предмета», «Угадай по описанию», «Ищем предмет»).

Это были примеры игр общего речевого развития, а существуют игры, направленные на развитие фонематического слуха, который очень важен при обучении письму и чтению и на развитие речевого дыхания и речевого слуха. (Игры «Шаг вперед», «Поймай звук», «Определи первый, последний звук»)

В игры на развитие слухового внимания и речевого дыхания полезно играть с самого младшего возраста «Где позвонили», «Скажи, что ты слышишь», «Клоун», «Гроза».

14)     Если играть с детьми в такие игры каждый день,

мы воспитаем у детей желание заниматься умственным трудом,

что является важным в дальнейшем его развитии.

Главное, что должен знать и чувствовать ребёнок, - то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть надежный человек в лице педагога, который готов терпеливо поддержать и вести дальше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

«Особенности взаимодействия музыкального руководителя,инструктора по физической культуре, и воспитателя в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Структура взаимодействия музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и воспитателя  доу в работе с детьми с ОВЗ....

Карта наблюдения за особенностями взаимодействия с детьми

карту  можно использовать для наблюдения за особенностями взаимодействия педагога  с  детьми в ДОУ...

особенности взаимодействия с детьми имеющими трудности в общении

особенности взаимодействия с детьми имеющими трудности в общении...

Консультация "Особенности взаимодействия с детьми, имеющими трудности в общении"

Особенности взаимодействия с детьми, имеющими трудности в общенииПонятие, причины, основные направления работы, разрешающие и запрещающие действия по отношению к ребенку.АгрессивностьАгресси...

"Особенности взаимодействия с детьми с разными типами темперамента"

Говоря о темпераменте, как правило, подразумевают взрослого человека, сформировавшуюся личность. Однако проявления, характерные для того или иного типа темперамента, можно наблюдать и у дошкольников. ...

«Особенности взаимодействия с детьми, имеющими трудности в общении»

Общение — это важнейшая составляющая развития социально-личностных отношений. Отношения с другим людям зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детстве.Как научить ребенк...