Консультация "Особенности взаимодействия с детьми, имеющими трудности в общении"
консультация (младшая группа)

Строганова Нина Валерьевна

Особенности взаимодействия с детьми, имеющими трудности в общении

Понятие, причины, основные направления работы, разрешающие и запрещающие действия по отношению к ребенку.

Агрессивность

Агрессия – дремлющий гнев. Гнев – чувство сильного возмущения, негодования. Гнев – чудовище, которое дремлет и проявляется в агрессии.

Причины агрессивности:

Протест против действий взрослых, принуждающих его к чему – либо.

Стремление занять лидерское место в группе (не имея адекватных средств общения, ребенок кулаками стремится занять лидерское место).

Агрессивность может быть средством переживаний, связанных с обидой, ущемленным самолюбием.

Ребенок может заряжаться агрессивностью от родителей, которым подражает.

Причиной агрессивности могут быть унижения и оскорбления со стороны родителей.

Проявление нелюбви к ребенку, формирование у него ощущения беззащитности, опасности и враждебности окружающего мира.

Основные направления работы:

1.Работа с гневом;

2. Обучение навыкам распознавания и контроля эмоций,

3.  умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева;

Запрещающие действия по отношению к агрессивному ребенку:

· Любое действие ребенка сопровождать окриком, запретом;

· Физически наказывать;

· Читать нотации, если ребенок в чем – то неправ;

· Запрещать мальчикам играть в войну;

· Говорить ребенку: «Ты  - негодник! От тебя одни проблемы»;

· Использовать словесные оскорбления;

· Унижать ребенка, наказывая его;

Разрешающие действия  по отношению к агрессивному ребенку:

· Привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы;

· Сочинять совместно с ребенком сказки и истории;

· Использовать в работе с ребенком психогимнастические упражнения;

· Применять в работе с детьми ролевые игры.

· Использовать упражнения на релаксацию, массаж, растирание тела;

· Сделать все, чтобы заверить ребенка в своей любви, независимо от его успехов;

· Доверять ребенку, быть с ним честным, принимать таким, какой он есть;

· Создать для ребенка атмосферу тепла, доверия;

· Дать возможность выплеснуть накопившиеся эмоции;

· Организовать спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей.

· Использовать мягкие подушки, резиновые молотки, газеты;

· Использовать игры с песком, водой, глиной.

· Побуждать детей рассказывать о своих проблемах;

· Говорить ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение «я, а не «ты»;

· Наказывать только в том случае, если ребенок сам считает, что заслужил его;

· Разрядить обстановку во время эмоциональной вспышки ребенка уместной шуткой;

· Терпение и внимание к ребенку, к его нуждам и потребностям;

· Использовать наказания лишь в крайних случаях.

· Разрешить ребенку сделать что – то, что обычно не приветствуется нами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti_v_obshchenii.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности взаимодействия с детьми, имеющими трудности в общении

  1. Понятие
  2. Причины
  3. Основные направления работы
  4. Разрешающие и запрещающие действия по отношению к ребенку.

Агрессивность

Агрессия – дремлющий гнев. Гнев – чувство сильного возмущения, негодования. Гнев – чудовище, которое дремлет и проявляется в агрессии.

Причины агрессивности:

  1. Протест против действий взрослых, принуждающих его к чему – либо.
  2. Стремление занять лидерское место в группе (не имея адекватных средств общения, ребенок кулаками стремится занять лидерское место).
  3. Агрессивность может быть средством переживаний, связанных с обидой, ущемленным самолюбием.
  4. Ребенок может заряжаться агрессивностью от родителей, которым подражает.
  5. Причиной агрессивности могут быть унижения и оскорбления со стороны родителей.
  6. Проявление нелюбви к ребенку, формирование у него ощущения беззащитности, опасности и враждебности окружающего мира.

Основные направления работы:

1.Работа с гневом;

2. Обучение навыкам распознавания и контроля эмоций,

3.  умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева;

Запрещающие действия по отношению к агрессивному ребенку:

  • Любое действие ребенка сопровождать окриком, запретом;
  • Физически наказывать;
  • Читать нотации, если ребенок в чем – то неправ;
  • Запрещать мальчикам играть в войну;
  • Говорить ребенку: «Ты  - негодник! От тебя одни проблемы»;
  • Использовать словесные оскорбления;
  • Унижать ребенка, наказывая его;

Разрешающие действия  по отношению к агрессивному ребенку:

  • Привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы;
  • Сочинять совместно с ребенком сказки и истории;
  • Использовать в работе с ребенком психогимнастические упражнения;
  • Применять в работе с детьми ролевые игры.
  • Использовать упражнения на релаксацию, массаж, растирание тела;
  • Сделать все, чтобы заверить ребенка в своей любви, независимо от его успехов;
  • Доверять ребенку, быть с ним честным, принимать таким, какой он есть;
  • Создать для ребенка атмосферу тепла, доверия;
  • Дать возможность выплеснуть накопившиеся эмоции;
  • Организовать спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей.
  • Использовать мягкие подушки, резиновые молотки, газеты;
  • Использовать игры с песком, водой, глиной.
  • Побуждать детей рассказывать о своих проблемах;
  • Говорить ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение «я, а не «ты»;
  • Наказывать только в том случае, если ребенок сам считает, что заслужил его;
  • Разрядить обстановку во время эмоциональной вспышки ребенка уместной шуткой;
  • Терпение и внимание к ребенку, к его нуждам и потребностям;
  • Использовать наказания лишь в крайних случаях.
  • Разрешить ребенку сделать что – то, что обычно не приветствуется нами.

Тревожность

«Индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких которые к этому не предрасполагают».

Причины тревожности:

1. Противоречивые требования, предъявляемыми родителями, либо родителями и детским садом.

2. Неадекватные требования (чаще всего, завышенные).

3. Негативные требования, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение

Основные направления работы:

1. Повышение самооценки.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного напряжения.

Разрешающие действия по отношению к тревожному ребенку:

  • Обращаться к ребенку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечать их в присутствии других детей;
  • Сравнивать достижения ребенка с его же результатами;
  • Обращаясь к ребенку с просьбой, желательно установить с ним контакт глаз;
  • Сочинять совместно с ребенком сказки и истории;
  • Использовать в работе с ребенком психогимнастические упражнения;
  • Применять в работе с детьми ролевые игры.
  • Использовать упражнения на релаксацию, массаж, растирание тела;
  • Сделать все, чтобы заверить ребенка в своей любви, независимо от его успехов;
  • Создать для ребенка атмосферу тепла, доверия;
  • Использовать игры с песком, водой, глиной.
  • Побуждать детей рассказывать о своих проблемах;
  • Говорить ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение «я, а не «ты»;
  • Давать посильные для ребенка задания;
  • Общаться с ребенком осторожно и деликатно;
  • Принимать ребенка таким, какой он есть;
  • Улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте;
  • Избегать переутомления ребенка;
  • Использовать наказания лишь в крайних случаях;

           Запрещающие действия по отношению к тревожному ребенку:

  • Проводить  состязания и такие виды деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних с достижениями других.
  • Проводить какие – либо виды работ, учитывающие скорость;
  • Подгонять и торопить детей;
  • Предъявлять ребенку требования, соответствовать которым он не в силах;
  • Сравнивать ребенка с окружающими;

   Замкнутость 

 нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими людьми, возрастании трудностей установления новых социальных отношений.

      Причины:

      1. Длительный стресс( например: развод родителей).

       2. Недостаток эмоционального общения (например: длительное пребывание в больнице; нежданное, нежелательное рождение; отсутствие родительской любви);

       3. Патологические особенности эмоциональной сферы (сверхвозбудимость, инертность психических процессов и т.д.).

      Основные направления коррекционной работы с замкнутыми детьми:.

  1. Выявление и устранение причин, приведших к этому нарушению;
  2. Восстановление потребности ребенка в общении, контактах с взрослыми и сверстниками;
  3. Гармонизация отношений ребенка в семье и группе сверстников;
  4. Обучение навыкам общения и установлению контакта.

Запрещающие действия по отношению к замкнутому ребенку.

  1. Избегать прямых вопросов, заглядываний в глаза, тормошений с целью выведения из задумчивого состояния;
  2. Много говорить с ребенком;
  3. Оказывать давление на ребенка;
  4. Форсировать восстановление потребности ребенка в контактах с окружающими людьми;

Разрешающие действия по отношению к замкнутому ребенку:

  1. Создавать условия, в которых ребенок чувствовал бы себя спокойно и безопасно;
  2. Постепенно приобщать ребенка к общению;
  3. Подчеркивать преимущества и полезность общения;
  4. Быть для ребенка примером эффективно общающегося человека;
  5. Постепенно усложнять формы контактов;
  6. Строго дозировать контакты с ребенком, чувствовать, когда ребенок перестает в них нуждаться;
  7. Быть терпеливым и готовым к длительной работе с ребенком.

Гиперактивность

Причины гиперактивного поведения :

1.Генетические факторы,

2.Особенности строения и функционирования головного мозга,

 3.Родовые травмы,

 4.Инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни.

     5,  Минимальная мозговая дисфункция (ММД).

Основные направления работы с гиперактивным детьми:

 1. Выработка единой стратегии воспитания ребенка.

2. Обучение умению выплескивать энергию приемлемыми способами.

3. Развитие  зрительно – тактильного восприятия.

 Запрещающие действия по отношению к гиперактивному ребенку:

  • Любое действие ребенка сопровождать окриком, запретом;
  • Физически наказывать;
  • Требовать быть внимательным, усидчивым и одновременно сдержанным;
  • Подавлять двигательную активность;
  • Читать нотации, если ребенок в чем – то неправ;
  • Говорить ребенку: «Ты  - негодник! От тебя одни проблемы»;
  • Использовать словесные оскорбления;
  • Предъявлять ребенку требования, соответствовать которым он не в силах;
  • Угрожать детям невыполнимыми наказаниями: ( «Замолчи, а то рот заклею»! Уйду от тебя! Убью тебя!»);
  • Унижать ребенка, наказывая его.

Разрешающие действия по отношению к гиперактивному ребенку:

  • Снизить количество замечаний;
  • Ласковые прикосновения;
  • Быть последовательным в своих действиях, не запрещать ребенку без всяких причин то, что разрешалось раньше.
  • Требовать от ребенка только то, что он может выполнить;
  • Доверять ребенку, быть с ним честным, принимать таким, какой он есть;
  • Создать для ребенка атмосферу тепла, доверия;
  • Разрешить ребенку сделать что – то, что, может быть, обычно не приветствуется;
  • Организовать спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей.
  • Использовать игры с песком, водой, глиной.
  • Использовать позитивные способы контроля поведения ребенка: просьбы и мягкое физическое манипулирование (отвлечь ребенка, взять за руку и отвести ит.д.);
  • Наказывать только в том случае, если ребенок сам считает, что заслужил его;
  • Терпение и внимание к ребенку, к его нуждам и потребностям;
  • Принимать ребенка таким, какой он есть;
  • Делать ребенку как можно меньше замечаний;
  • Использовать наказания лишь в крайних случаях;
  • Работать с ребенком вначале дня, а не вечером;
  • Давать короткие, четкие и конкретные инструкции;
  • Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее;
  • Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха;
  • Посадить ребенка вовремя занятий рядом с взрослым;
  • Предоставлять ребенку возможность  выбора;
  • Уменьшить рабочую нагрузку ребенка;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплекс мероприятий с ребенком, имеющим трудности в общении.

подборка игр для работы с детьми, имеющие трудности в общении...

Особенности работы с детьми, имеющими трудности в общении

Статья о том как провильно работать с детьми, которые имеют отклонения в поведении, общении как со взрослыми так и с детьми....

Картотека игр для дошкольников имеющих трудности в общении.

Картотека игр для дошкольников имеющих трудности в общении....

особенности взаимодействия с детьми имеющими трудности в общении

особенности взаимодействия с детьми имеющими трудности в общении...

Взаимодействие с детьми, имеющими трудности в общении

Непослушных детей, а тем более детей, "отбившихся от рук", принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и т.п. На самом же деле, в число "трудных" обычно попадают дети н...

Помощь педагогам в работе с детьми, имеющими трудности в общении

Данная презентация призвана обратить  внимание воспитателей на пособие, позволяющее выстроить системную работу по профилактике и коррекции  отклоняющегося поведения воспитанников. В пособии ...

«Особенности взаимодействия с детьми, имеющими трудности в общении»

Общение — это важнейшая составляющая развития социально-личностных отношений. Отношения с другим людям зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детстве.Как научить ребенк...