"Логопедический досуг. Наш семейный КВН."
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Самойленко Светлана Павловна

Логопедического досуг, направленный на повышение уровня коррекционно-педагогической  компетентности родителей дошкольников с ОВЗ посредством использования инновационных форм работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

“Синявинская средняя общеобразовательная школа”

(дошкольное отделение)

Логопедический досуг в старшей группе

(с участием родителей)

“Наш семейный КВН”

мероприятие-игра с

дошкольниками в рамках взаимодействия с

родителями

                                                                                                                       учитель-логопед

                                                                                         Самойленко Светлана Павловна

Синявино

Конспект логопедического досуга в старшей логопедической группе

(с участием родителей) 

«Наш семейный КВН»

Цель логопедического досуга: Повышение уровня коррекционно-педагогической  компетентности родителей дошкольников с ОВЗ посредством использования инновационных форм работы – логопедического досуга.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Познакомить родителей с методами и приемами коррекционного обучения детей;

- Расширять и активизировать словарь детей;

- Совершенствовать диалогическую речь, ее интонационную          выразительность;

Коррекционно-развивающие:

- Развивать фонематические процессы;

- Развивать мышление, творческое воображение,  внимание, память.

Воспитательные:

- Приобщать родителей к образовательному процессу;

- Прививать стремление познавать новое;

- Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимопомощи, умения слушать друг друга, чувства ответственности перед своей командой;

- Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного мероприятия.

Ход досуга:

Деятельность логопеда, воспитателя (в роли Рассеянного), воспитателя и жюри

Деятельность  детей и родителей

  1. Орг.момент.

Сбор внимания.

На экране: Эмблема КВН. “Звучит песня «Мы начинаем КВН…”

 Логопед:    Есть веселая игра,

                         Называется она – КВН!

                         Клуб веселых и находчивых!

                         Шутки, смех, вопрос, ответ –

                    Знает ту игру весь свет!

Сегодня мы с вами собрались на праздник ума и смекалки, находчивости и сообразительности, соревнования и взаимопомощи. Участники нашего КВН – дети старшей группы «Радуга» и их родители. Конечно, это команды не соперников, а друзей, людей, которые очень любят друг друга и помогают друг другу во всем. Наше соревнование – игра и замечательный повод, чтобы побыть всем вместе и интересно провести время!

  1. Вводная часть.

Приветствие. Представление команд. Речёвки.

Логопед: Итак,  мы начинаем КВН!

В состав каждой команды входят и дети и родители.

Логопед: Я хочу вам представить участников игры:

встречайте, команда «Знайки»   и их  капитан …

На экране: “Знайки”, эмблема.

 Логопед: Капитана прошу представить команду.

Родительский состав команды “Знайки” тоже поддерживает своих детей!

Логопед: Команда  «Умейки» и их капитан  …

На экране: “Умейки”, эмблема.

Логопед: Капитана прошу представить команду.

Родительский состав команды “Умейки” тоже поддерживает своих детей!

 Логопед:Спасибо за представление!

Попрошу команды занять свои места. 

Я хочу вам пожелать:

Чтобы дружными вы были,

Чтоб смеялись, не грустили,

Чтоб умели побеждать!

 Логопед: Мы познакомились с командами участников, а сейчас я представляю вам еще одну команду – команду справедливого и объективного жюри, которой придется сегодня принимать непростые, очень важные решения. Знакомьтесь:

 Жюри, как видите, у нас достойно уваженья.

Им приходилось, и не раз, оценивать сраженья.

На протяжении всего конкурса жюри будет оценивать правильность выполнения  конкурсных заданий, чтобы в конце игры назвать победителя!

  1. Основная часть.

1). Актуализация знаний о звуках и буквах, обобщающих понятиях, временных понятиях.

На экране: “ Первый конкурс «Разминка»”.

Логопед: Первый конкурс «Разминка»!

Я буду задавать вам вопросы, а вы будьте внимательными и отвечайте правильно. За каждый правильный ответ - один балл.

Логопед задаёт вопросы каждой команде по очереди:

ВОПРОСЫ:

“Знайки”

“Умейки”

1.Мы видим буквы или звуки?

2.Назовите гласные звуки в слове “шуба”?

3. Назовите одним словом: стол, стул, кровать, кресло.

4. Назовите, что “лишнее”: кошка, лиса, собака?

5. Угадайте, какое это время года: опадают листья, птицы улетают на юг, день становится короче.

6. В какое время суток мы приходим в детский сад?

1. Мы слышим буквы или звуки?

2. Назовите гласные звуки в слове “зима”?

3. Назовите одним словом: кастрюля, тарелка, кружка, сковорода.

4. Назовите, что “лишнее”: огурец, яблоко, груша?

5. Угадайте, какое это время года: прилетают птицы из тёплых стран, распускаются листочки, появляется травка.

6. В какое время суток мы уходим домой из детского сада?

Логопед: Молодцы!

Жюри подсчитывает количество правильно угаданных ответов.

2). Актуализация знаний по разным лексическим темам. Развитие логического мышления, слухового внимания.

На экране: “ Второй конкурс «Заморочки из мешочка»”.

Логопед: Второй конкурс называется  “Заморочки из мешочка”.

Логопед: Приглашаю по 2 игрока из каждой команды. Они по очереди будут доставать из мешочка  “заморочки” для своей команды, а я, соответственно, буду читать вопрос.

  1. Почему мышка убегает от кошки?

  1. Почему снег дома тает?
  2. Почему летом не катаются на коньках?
  3. Почему муха летает, а гусеница - нет?

  1. Кто выше: жираф или лошадь?
  2. Кто бегает быстрее: олень или черепаха?
  3. У кого ноги длиннее: у оленя или у ежика?
  4. У кого тело длиннее, у змеи или у червяка?
  5. Кто тяжелее: медведь или белка?
  6. Кто лучше лазает по деревьям: белка или медведь?

 Логопед: Молодцы! Вы правильно отвечали. Поэтому идем дальше.

3). Сюрпризный момент: появление героя. Развитие слухового внимания, логического мышления. Актуализация словаря и знаний в рамках разных лексических тем.

На экране: ?

Гудок паровоза, музыка, появляется Рассеянный.

Рассеянный:     

-       Это станция какая?

        Петербург или Ямская?

        Мне ребята говорят,

        Что попал я в детский сад.

        Это что за остановка?

        Синявино или Поповка?

        Но мне снова говорят,

        Что попал я в детский сад.

        Повторяю, что за шутки?!

        Еду я  вторые сутки…

        Помогите мне, друзья!

        Объясните мне, где я?

- У нас КВН!

Рассеянный:  А что это значит – “КА ВЭ ЭН”? Остановка?

Рассеянный: Ух ты, находчивые ребята! Конечно, ведь им мамочки помогают, все за них выполняют…

- Нет, Рассеянный, ты опять все перепутал. Наши ребята очень самостоятельные.

Рассеянный: Правда? Тогда вот у меня для них сложное задание есть! (достает их кармана листок) 

Справятся?

На экране: “Третий  конкурс «Доскажи словечко»”.

  Конкурс «Доскажи словечко»

Рассеянный: Загадки любят все на свете, любят взрослые и дети. Я начну загадку, а вы  договорите  словечко (команды отвечают по очереди):

1.        Зимой в берлоге видит сон

Лохматый, косолапый…(слон)…

2.        В теплой лужице своей

Громко квакал…(воробей)…

3.        С пальмы – вниз, на пальму снова

Ловко прыгает…(корова)…

4.        К цветку приставишь ухо,

А в нем жужжит, поет

Старательная…(муха)…нет пчела

И собирает мед.

4). Развитие зрительного анализа, синтеза и представлений, пространственных функций. Развитие буквенного гнозиса и праксиса.

На экране: “ Четвёртый конкурс «Допиши букву. Собери слово»”.

Логопед: Вы прекрасно справились с заданием  ребята!  А сейчас вас ждет конкурс настоящих знатоков грамоты (Четвёртый  конкурс «Допиши букву. Собери слово»)

Рассеянный: Я тоже очень, очень грамотный человек. Я знаю буквы и уже написал их.

Логопед:  Да, но ты, видимо, очень торопился и не дописал их.  Ребята, помогите  – допишите  знакомые  вам буквы. (буквы с недописанными элементами: а, о, и, у, ы, э, п, т, д, м, б, к).

- А пока ребята выполняют задание, родители  составят из данных им слогов как можно больше слов.

(

Логопед: Ребята закончили работу. Начиная с команды «Знайки», родители по очереди называют слова, не повторяясь при этом.

 5). Физкультминутка. Развитие фонематических представлений.

На экране:  МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА

Логопед: А сейчас ребята кладут свои буквы по кругу.  И мы поиграем в игру «Музыкальная буква». Дети под музыку идут по кругу. Музыка останавливается, дети берут букву, называют её и придумывают слово на эту букву.

6). Актуализация словаря антонимов. Развитие логического мышления, слухового внимания.

На экране: “ Пятый конкурс «Конкурс капитанов»”.

Логопед: Пятый  конкурc “Конкурс капитанов”  

Звучит музыка

  Логопед: А сейчас соревноваться будут наши капитаны. Вы должны собрать цепочку слов в картинках, чтобы каждое последующее слово начиналось на последний звук предыдущего.  (игра «Цепочка слов»).

В это время блиц – опрос для команд.

Блиц -опрос команде “Знайки”

Блиц -опрос команде “Умейки”

1. Лодка плывёт, а машина -....

2. Птицы живут в гнёздах, а люди в -...

3. Лимоны кислые, а сахар -...

4. Дорога широкая, а тропинка -…

5. Подушка мягкая, а доска -...

6. Мальчик молодой, а дедушка -...

7. Сосна высокая, а кустик - …

1. Мышка маленькая, а слон - …

2. Булочка мягкая, а сухарик - …

3. Буратино весёлый. а Пьеро - …

4. Ведьма злая, а Фея -..

5. Колготки длинные, а носки -…

6. Летом тепло, а зимой -...

7. Утром завтракаем, а вечером -...

Логопед: Проверяем, как справились с заданиями наши капитаны.

Логопед вслух произносит составленные капитанами цепочки слов.

 

7). Развитие слухового внимания. Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.

На экране: “Шестой конкурс «Ты – мне, я - тебе»”.

Логопед: Шестой конкурс «Ты – мне, я - тебе».

Дети и родители встают парами. Родитель кидает ребёнку мяч, называя слово.

8).

На экране: “Седьмой конкурс «Скороговорки»”.

Логопед: Седьмой  конкурc “Скороговорки”

В этом туре участвуют и ваши родители. Задание: четко и без ошибок произнести скороговорку, выделяя нужный звук, при этом изобразить ее содержание мимикой и жестами.


       

9).

На экране: “Восьмой конкурс «Обьяснялки»”.

Логопед: Восьмой  конкурc “Объяснялки”

В заключительном туре нашей игры посоревнуются родители. Задание: объяснить, что означает выражение. Например, «Раздувать из мухи слона» - это превратить мелкую неприятность в огромную проблему.


Логопед раздаёт командам родителей карточки с выражениями (по 2 каждой команде):

  • «Бить баклуши». (Праздно проводить время, бездельничать. Первоначально означало: раскалывать, разбивать осиновый чурбан на баклуши (чурки) для изготовления мелких изделий, т.е. делать очень несложное дело.)
  • «Искать иголку в стоге сена». (О том, что найти очень трудно, практически невозможно.)
  • «Как белка в колесе». (Беспрерывно суетиться, хлопотать без результатов.)
  • «Медвежья услуга». (Неумелая, неловкая услуга, которая вместо помощи приносит вред.)

10).

На экране: “Девятый конкурс «Угадалки»”.

Логопед: Девятый  конкурc “Угадалки” (конкурс для детей)

- Сейчас я вам загадаю загадки. На экране вы видите отгадки. Если вы отгадаете правильно загадку, картинка даст сигнал. После этого в названии картинки нужно будет определить первый звук, и не экране появится соответствующая буква. Загадки команде “Знайки”:

-  Темной он покрыт корой.

   Лист красивый вырезной.

   А на кончиках ветвей

   Зреет много желудей.

На экране: картинка с изображением дуба мигает.

Логопед: Какой первый звук в слове “дуб”?

- Вы правильно отгадали! На экране появится соответствующая буква!

На экране: картинка с изображением дуба и буква д опускаются вниз.

- Крыльев нет,

  Но эта птица

  Полетит –

  И прилунится.

На экране: картинка с изображением ракеты мигает.

Логопед: Какой первый звук в слове “ракета”?

На экране: картинка с изображением ракеты и буква р опускаются вниз.

- Пестрая птичка

  Любит водичку.

  Ест червячков

  И разных жучков.

  Может нырять

  И в небе летать.

  Ходит вразвалочку-спотыкалочку.

На экране: картинка с изображением утки мигает.

Логопед: Какой первый звук в слове “утка”?

На экране: картинка с изображением утки и буква у опускаются вниз.

Логопед: Загадки команде “Умейки”:

- В золотой клубочек

  Спрятался дубочек.

На экране: картинка с изображением жёлудь мигает.

Логопед: Какой первый звук в слове “жёлудь”?

На экране: картинка с изображением барабан и буква б опускаются вниз.

- Деревянные подружки

  Пляшут на его макушке.

  Бьют его, а он гремит –

  В ногу всем шагать велит.

На экране: картинка с изображением барабана мигает.

Логопед: Какой первый звук в слове “барабан”?

На экране: картинка с изображением барабана и буква б опускаются вниз.

- Фрукт оранжевого цвета,

   Словно солнце жарким летом.

   Сходим с мамой в магазин,

    Купим сочный ...?
На экране: картинка с изображением  апельсина мигает.

Логопед: Какой первый звук в слове “апельсин”?

На экране: картинка с изображением апельсина и буква а опускаются вниз.

Логопед: А сейчас давайте прочитаем, какое слово получится из этих букв?

  1. Заключительная часть.

Подведение итогов занятия.

Рассеянный: Вот это молодцы! Со всеми заданиями справились. Я даже не думал, что в детском саду есть такие умные, дружные  дети и родители.

Мне понравилось у вас,

Вы играли просто - класс!        

А теперь мне пора,

Да забыл я куда!

Логопед:  Вот какой Рассеянный

                  С улицы Бассейной!

Рассеянный:   Да – да. Вспомнил я куда!

                         На Бассейную пора.

                         Так что, дети, до свиданья,

                          До свиданья, детвора!

Рассеянный уходит по музыку.

Логопед:

Но вот, игру заканчивать пора.

Мы все надеемся, что с ней,

Вы стали чуточку дружней,

А теперь  давайте вместе

Про дружбу споем  песню

Все участники поют Песня «Вместе весело шагать»

Логопед: Сейчас наступает самый важный момент. Слово предоставляется нашему жюри.

Жюри: Кто бы ни оказался впереди, мы с уверенностью можем сказать: сегодня победила дружба, смекалка и находчивость.

Жюри награждает детей подарками.

Логопед: Спасибо  жюри за теплые слова и достойные награды.  Спасибо вам дорогие ребята и уважаемы родители  за находчивость и  смекалку. Спасибо нашим гостям за внимание!

Воспитатели:  Пусть наша встреча  запомнится  надолго  и станет доброй традицией. До новых встреч!

Участники (родители и дети) встают, машут. Капитан делает шаг вперёд.

Капитан: “Наш девиз…”

Дети: “Ясно, четко говорим, потому что не спешим.

Родители: “Знайки” - умницы у нас и команда просто класс!

Участники (родители и дети) встают, машут. Капитан делает шаг вперёд.

Капитан: “Наш девиз…”

Дети: “Говорим всегда красиво, смело и неторопливо.

Родители:  Мы команда хоть   куда,

Вместе мы – одна семья!

Члены жюри встают, машут.

Дети отвечают на вопросы.

- Мышка боится, что кошка её съест.

- Потому что дома тепло.

- Потому что летом нет льда.

- У мухи есть крылья, а у гусеницы – нет.

- Жираф.

- Олень.

- У ёжика.

- У змеи.

- Белка.

- Белка.

- В детском саду.

  • Игра, клуб веселых и находчивых.

- Медведь.

- Нет, лягушонок.

-Нет, обезьяна!

- Нет, пчела!

Дети дописывают элементы букв.

Родители составляют слова.

Родители называют слова.

Дети под музыку идут по кругу. Музыка останавливается, дети берут букву, называют её и придумывают слово на эту букву.

Капитаны команд подходят к разным столам, на которых разложены картинки и собирают цепочки.

Дети отвечают на вопросы.

Дети и родители встают парами. Родитель кидает ребёнку мяч, называя слово.

Родители получают карточки с написанными скороговорками и выполняют задание:

“Знайки”

- Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон.

- Носорог бодает рогом, не дразните носорога.

- Испугались медвежонка

  Ёж с ежихой и ежонком.

“Умейки”

- Кол около стола

  Стол около кола.

- Топоры остры до поры

   До поры остры топоры.

- Три козы среди лозы

  Схоронились от грозы.

  Вот и кончилась гроза.

  Козы здесь, а где лоза?

Родители выполняют задания.

- Дуб.

- Звук [д].

- Ракета.

 

- Звук [р].

- Утка.

- Звук [у].

- Желудь

- Звук [ж].

- Барабан!

- Звук [б].

- Апельсин!

- Звук [а].

- ДРУЖБА!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический досуг с участием детей старшей логопедической группы и родителей "Наш семейный КВН"

Логопедический досуг позволяет:Вызвать живой интерес у детей и родителей;Раскрепоститься и преодолеть барьер в общении со взрослыми;Развивать творческие возможности, познавательную активность, коммуни...

Семейный логопедический досуг «Хочу говорить правильно!» в средне - старшей группе

 Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, привели  к идее проведения логопедических досугов как итоговых занятий после изучения определенных тем. Кроме...

Творческая работа: Сценарий семейного досуга "Цветок семейного счастья" Муниципального этапа V Всероссийского конкурса "Семья-основа государства"

Что такое семья? На этот вопрос пытались ответить дети старшей группы в ходе коллективного, долгосрочного, творческого, детско-родительского проекта " Я и моя семья". Презентация проекта пришла в форм...

Семейный досуг. Организация семейного отдыха.

Рекомендации для родителей по организации семейного отдыха с детьми....

КОНСПЕКТ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА «ВЕЧЕР СЕМЕЙНОГО ОТДЫХА»

Содержание семейного досуга определяется интересами каждого члена семьи. Правильно организованный семейный досуг, выполняет восстановительную функцию семьи, т. е. имеет своей целью восстанов...