Семейный логопедический досуг «Хочу говорить правильно!» в средне - старшей группе
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа) на тему
Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, привели к идее проведения логопедических досугов как итоговых занятий после изучения определенных тем. Кроме того, дети, таким образом, получают возможность психологически подготовиться к публичным выступлениям на праздниках в детском саду, что обычно их пугает и иногда становится причиной речевого негативизма.
Участие детей с речевой патологией в логопедических досугах помогает им раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогащает их новыми эмоциями, учит выполнять правила совместных игр или действий, в игровой форме закрепляются полученные знания, умения и навыки.Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynyy_logopedicheskiy_dosug.docx | 26.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Солодчинский детский сад»
Ольховского муниципального района
Волгоградской области
Семейный логопедический досуг
«Хочу говорить правильно!»
в средне - старшей группе
Солоцкая Наталья Викторовна,
Учитель-логопед
2014- 15 уч.год
Содержание и структура проведения логопедических досугов
Коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими недоразвитие речи, осуществляется в дошкольном учреждении в форме индивидуальных и подгрупповых занятий. Существуют различные методики преодоления речевого дефекта детей дошкольного возраста. Это комплексно-тематические методики (В. В. Коновален-ко, С.В.Коноваленко, Т. А. Ткаченко, Е.А. Пожиленко и др.) и развлекательно-игровые с использованием сказочных и приключенческих сюжетов.
Логопеды могут пользоваться различными авторскими методиками, примеряя к конкретным случаям их значимость и актуальность, а могут апробировать собственные, совершенствуя их год от года.
Обычно бывают успешными различные варианты организации занятий с использованием: - описанных в литературе, известных или придуманных (иногда с помощью детей) игр;
-литературных или придуманных персонажей;
- сказочных сюжетов;
- воображаемых путешествий, поездок, приключений;
- настольно-печатных игр;
- рисунков и других работ детей;
- игр-драматизаций.
Темы и сюжеты таких занятий могут планироваться с учетом пожеланий детей или развиваться сию минуту в форме совместного творчества логопеда и детей при ведущей и руководящей роли логопеда.
Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, привели к идее проведения логопедических досугов как итоговых занятий после изучения определенных тем. Кроме того, дети, таким образом, получают возможность психологически подготовиться к публичным выступлениям на праздниках в детском саду, что обычно их пугает и иногда становится причиной речевого негативизма.
Необычная форма занятий вызывает интерес у детей, помогает обобщать и закреплять полученные знания. Подбирая материал для занятия, логопед учитывает речевые возможности детей. Текст проговаривается на индивидуальных занятиях с логопедом, воспитателями и родителями.
Подбор хореографических элементов, разучивание движений, а также песенок, музыкальных шуток осуществляются музыкальным руководителем на занятиях по логоритмике.
К участию в таких занятиях можно приглашать родителей или детей из других групп.
Участие детей с речевой патологией в логопедических досугах помогает им раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогащает их новыми эмоциями, учит выполнять правила совместных игр или действий, в игровой форме закрепляются полученные знания, умения и навыки.
Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями. Работая логопедом в ДОУ более 10 лет, я пришла к выводу о необходимости привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, так как это во многом облегчает работу специалиста и ускоряет успехи ребенка.
Родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Следует указывать родителям, как важно правильно формировать речь детей, разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа, подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого в детском саду.
В работе я использую разнообразные формы: родительские собрания, просмотры фронтальных и индивидуальных занятий, консультации, семинары-практикумы. К проведению данных мероприятий стараюсь привлечь узких специалистов, воспитателей, детей, родителей, создавая единое сообщество.
Участвуя в образовательно-воспитательном процессе, родители постепенно становятся более активными, начинают ответственнее относиться к выполнению детьми домашних заданий. Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.
ЦЕЛИ.
• Повысить интерес родителей к логопедической работе ДОУ.
• Развивать артикуляционную моторику, дикцию, фантазию детей.
• Воспитывать уверенность в себе, умение держаться перед аудиторией.
* * *
Логопед. Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы приглашаем вас весело провести время. Нас ждут интересные задания, трудные испытания, шутки и веселье, хорошее настроение.
Появляется Мышка. Въезжает на машине.
Мышка. Пи-пи-пи! Это здесь учат плавильно говолить?
Доблое утло и солнцу и птицам!
Доблое утло улыбчивым лицам!
Логопед. Ой, что-то я ничего не пойму! Ты кто такая?
Мышка. Да это зе я! Мыска! Мне сказаи, сто у вас тут мозно научиться говоить! Вот я и пиехала!
Логопед. Что-то, Мышка, мы тебя с трудом понимаем. Ты не выговариваешь половину звуков, говоришь быстро, неразборчиво. Тебе действительно нужно поработать над своей речью.
Мышка. Как это полаботать над лечью? Сто я долзна делать?
Логопед. Ребята, подскажите Мышке, что ей нужно делать, чтобы научиться правильно произносить звуки?
Дети. Делать гимнастику для пальчиков, язычка, проговаривать скороговорки, стихи.
Мышка. Как зе я этому научусь? Сто зе мне делать?
Логопед. Не печалься! Мы с ребятишками тебе поможем. И родители тебе помочь не откажутся. Они занимались со своими ребятишками, сами многому научились.
Мышка. Ой, как здолово! Сто нузно делать?
Логопед. А начнем мы с того, что разомнем свои пальчики.
Дети показывают пальчиковую гимнастику. Родители и Мышка выполняют вместе с ними.
Пальцы дружная семья,
Друг без друга им нельзя!
Вот - большой! А это – средний!
Безымянный, и последний,
Наш мизинец- малышок!
У! Указательный забыли!
Чтобы пальцы дружно жили,
будем их соединять,
И движенья выполнять!
Мы рога козы покажем,
И рога оленя даже,
Мы про зайку не забудем,
ушками водить мы будем.
Чтобы четко говорить-
Надо с пальцами дружить!
Мышка. Ой, как все интелесно! Я чувствую, как мои пальчики лазмялись и лвутся в бой!
Логопед. Вот и хорошо! Тогда со следующим заданием ты наверняка справишься.
Конкурс «Золушка»
Родитель и ребенок получают тарелочку, в которой насыпан вперемешку рис и горох. Необходимо быстрее всех выбрать все горошины и сложить их в стаканчик.
Мышка. У меня все получилось! Интелесно, что же дальсе?
Логопед. А теперь пора размять язычок. Слушайте внимательно сказку и выполняйте все упражнения.
Рот — домик, губы — двери.
А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,
Живет Веселый Язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка,
И немножко шалунишка.
(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение "Стрелочка".)
Наш Веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо...
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.
(Упражнения "Часики", "Змейка".)
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять,
На крылечке загорать.
(Упражнение "Улыбка", "Жало", "Стрелочка".)
На крылечке полежал,
На качели побежал.
Вверх взлетел он смело...
Но пора за дело.
(Упражнения "Лопаточка", "Качели".)
Поспешил к себе во двор,
Чтобы починить забор.
Быстро взялся он за дело,
И работа закипела.
(Упражнение "Заборчик".)
Гвозди, молоток и клещи —
Нужные плотнику вещи.
Молоток стучит "тук-тук!",
Язычку он лучший друг.
(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя "т-т-т".)
Вот и банка с краской рядом.
Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать,
Наш заборчик не узнать. (Упражнение "Маляр".)
Язычок наш кончил дело.
Отдыхать он может смело,
— Я с лошадкой погуляю,
На гармошке ей сыграю.
Погоняю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача —
Загонять в ворота мячик.
(Упражнения "Лошадка", "Гармошка", "Футбол".)
Скрылось солнце за горой,
Язычок пошел домой.
Дверь он запер на замок.
Лег в кроватку и умолк. (Упражнения "Горка", "Лопаточка".)
Мышка. Как же можно запомнить все эти уплажнения?
Логопед. Нужно повторять эти упражнения каждый день и тогда быстро их запомнишь.
Мышка. Неужели и родители, и дети уже запомнили все эти упражнения?
Логопед. Сейчас проверим. (Просит поочередно детей и родителей показать то или иное упражнение.)
Мышка (начинает нервничать). Ой! Кажется, кошка идет!
Логопед. Не бойся! Нет никакой кошки. Это наши детки-котятки поиграть захотели.
Дети изображают котят (речь с движением).
Осторожно, словно кошка,
От дивана до окошка
На носочках я пройдусь,
Лягу и в кольцо свернусь.
А теперь пора проснуться,
Распрямиться, потянуться.
Я легко с дивана спрыгну,
Спинку я дугою выгну.
А теперь крадусь, как кошка,
Спинку я прогну немножко.
Я из блюдца молочко
Полакаю язычком.
Лапкой грудку и животик
Я помою, словно котик.
И опять свернусь колечком,
Словно кот у теплой печки.
Мышка. Мне так все интересно! А еще что нужно делать, чтобы научиться выговаривать все звуки?
Логопед. Еще нужно проговаривать скороговорки. Мы сейчас предложим родителям проговорить скороговорки.
Родители получают листки со скороговорками и проговаривают их.
Утром, присев на пригорке,
Учат сороки скороговорки.
Кар-р-р! Картошка, картонка, карета, картуз.
Кар-р-р! Карниз, карамель, карапуз.
Вез на горку Саня за собою сани.
Ехал с горки Саня, а на Сане сани.
Шел Егор через двор
С топором чинить забор.
Как у нас семья большая
Да веселая:
Два у лавки стоят,
Два учиться хотят,
Два Степана у сметаны
Объедаются,
Две Дашки у кашки
Питаются,
Две Ульки в люльке,
Одна Маша не наша,
Да и та хороша.
Братья сеяли пшеницу,
Да возили в град-столицу:
Знать, столица та была
Недалече от села.
Вот телеграмма от гиппопотама.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
По вторникам над мостовой
Летал воздушный шар пустой.
У храпуна - хоромы дома.
Храпит храпун в своих хоромах.
В океане плыл диван.
А на нем лежал Иван.
Так приятно в океане
Плавать,
Лежа на диване.
Вероника, Вероника,
Вареников навари-ка.
Варе и Валерику - по паре вареников.
А Толе и Боре
И того поболе!
Дорог Алику рогалик,
Алле дал рогалик Алик,
Галя Алика ругала -
А рогалик ела Алла.
Дали Маше сыворотку из-под простокваши.
Сшит колпак, связан колпак,
Да не по-колпаковски.
Мышка.Здорово! Я уже научилась говорить правильно!!!!!! А я теперь и стихи сочинять смогу?
Логопед. Попробуй, конечно! А чтобы мышке было легче, ребята, подскажем ей последние словечки.
Рисуют дружно малыши
у них в руках …
Носит яркий гребешок
наш веселый …
Вот бежит малышка
серенькая …
Зашуршали тихо шины -
это едет к нам …
Мама просит Машу:
«Свари братишке …
Мышка моется под душем,
моет хвостик, моет …
Мышка. Очень мне понравилось у вас. А самое главное, я научилась правильно говорить! Я к вам обязательно в следующий раз приеду в гости ! А сейчас мне пора возвращаться домой. Ребята, помогите мне, пожалуйста, завести мотор моей машины.
(Дети выполняют упражнение «Заведи мотор»)
Логопед. Вот и пришло время нам прощаться. Спасибо всем за участие! Надеюсь, вы хорошо провели свой досуг?! До встречи!
Литература
Т.Б. Буденная « Логопедическая гимнастика». С-Петербург «Детство-Пресс», 2009г.
Н.А.Рычкова «Логопедическая ритмика», Москва, «Гном-Пресс», 2010г.
З.А. Репина, В.И. Буйко «Уроки логопедии», «Литур», Екатеринбург , 2009г.
Е.А. Алифанова, Н.Е. Егорова «Логопедические рифмовки и миниатюры», Москва, «Гном-Пресс»,2009г.
Гоголева М.Ю. «Логоритмика в детском саду». Старшая и подготовительная группы. Ярославль, «Академия развития», 2010г
В.П. Лапковская, Н.П. Володькова «Логопедия», «Речевые развлечения в детском саду». Сборник сценариев для работы с детьми 5-7 лет». Издательство «Мозаика- синтез» , Москва. 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Хочу говорить правильно!"
Развитие всех компонентов устной речи, в том числе и её грамматического строя – одна из задач образовательной области «Коммуникация» основной общеобразовательной программы детского сада. В дошкольном ...
Программа логопедического кружка " Учусь говорить правильно"
Программа логопедического кружка " Учусь говорить правильно"...
Логопедическая минутка "Будем говорить правильно!" Для детей старшего дошкольного возраста.
Логопедическая минутка "Будем говорить правильно!" Для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект логопедического занятия по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе для детей с ОНР.
Конспект логопедического занятия по формированию правильного звукопроизношения в старшей группе для детей с ОНР.Конспект разработала учитель-логопедМДОУ « Одуванчик» г.о. ВосходОрешкина Ма...
Логопедический проект «Учимся говорить правильно» как средство повышения педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития
Логопедический проект "Учимся говорить правильно" направлен на повышенире уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей....
Сценарий спортивного досуга для детей и родителей средних, старших групп на тему: «Путешествие в зимний лес»
Создание у детей и родителей радостного настроения в непринужденной обстановке. Обогащение родителей знаниями, практическими умениями в организации и проведении досуга с детьми....
Семейный клуб Тема: "Учимся говорить правильно"
Традиционно на заседании семейного клуба "Семь-Я" в подготовительной группе №3 участники (родители и дети) собрались за чайными столиками. Очередная встреча была посвящена развитию речи ребе...