Примерное планирование учителя-логопеда в старшей группе
календарно-тематическое планирование по логопедии
Примерное планирование работы логопеда в старшей группе
(Логопедическое заключение ОНР, ФФНР)
Обследование детей (сентябрь):
I период обучения (октябрь, ноябрь, декабрь)
Развитие общих речевых навыков:
Звукопроизношение:
Работа над слоговой структурой слова:
(индивидуально на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)
Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений:
Лексика:
Расширение и уточнение словаря по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Игрушки», «Деревья», «Перелетные птицы», «Дикие животные», «Посуда», «Продукты», «Мебель», «Зима», «Профессии», «Домашние животные и их детеныши», «Новогодний праздник»
Грамматический строй речи:
(по лексическим тема I периода обучения)
Развитие связной речи:
Развитие мелкой моторики:
Месяц | Дни недели | Занятие | Тема | Занятие | Тема | Конспекты по лексическим темам |
Сентябрь | IV неделя | Занятие № 1 | Осень | Занятие № 2 | Овощи | № 1, 20 |
Октябрь | I неделя | Занятие № 3 | Фрукты | Занятие № 4 | Ягоды | № 2, 23 |
Октябрь | II неделя | Занятие № 5 | Грибы | Занятие № 6 | Звуки А, У | № 3 |
Октябрь | III неделя | Занятие № 7 | Игрушки | Занятие № 8 | Звуки О, И | № 4 |
Октябрь | IV неделя | Занятие № 9 | Деревья | Занятие № 10 | Перелетные птицы | № 29, 5 |
Ноябрь | I неделя | Занятие № 11 | Дикие животные | Занятие № 12 | Звук Б | № 15 |
Ноябрь | II неделя | День независимости | Занятие № 13 | Звук Д |
| |
Ноябрь | III неделя | Занятие № 14 | Посуда | Занятие № 15 | Продукты | № 27, 18 |
Ноябрь | IV неделя | Занятие № 16 | Мебель | Занятие № 17 | Звук Г | № 19 |
Ноябрь-Декабрь | V неделя | Занятие № 18 | Зима | Занятие № 19 | Звук В | № 24 |
Декабрь | I неделя | Занятие № 20 | Профессии | Занятие № 21 | Звук Н | № 35 |
Декабрь | II неделя | День конституции | Занятие № 22 | Звук М |
| |
Декабрь | III неделя | Занятие № 23 | Домашние животные и их детеныши | Занятие № 24 | Гласные и согласные звуки | № 16 |
Декабрь | IV неделя | Занятие № 25 | Зима. Новый год. | Праздник: Новый год | № 6 |
II период обучения (январь, февраль, март)
Развитие общих речевых навыков:
Звукопроизношение:
Работа над слоговой структурой слова:
(индивидуально на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)
Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений:
Лексика:
Расширение и уточнение словаря по темам: «Зима», «Зимние забавы», «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Животные севера», «Животные жарких стран», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «День Защитника Отечества», «Весна», «Семья. Праздник 8 Марта», «Профессии наших мам», «Транспорт» (наземный, подземный, водный, воздушный)
Грамматический строй речи:
Развитие связной речи:
Развитие мелкой моторики:
Месяц | Дни недели | Занятие | Тема | Занятие | Тема | Конспекты по лексическим темам |
Январь | I неделя | Каникулы |
| Звук П |
| |
Январь | II неделя | Каникулы | Занятие № 26 | Звук Т |
| |
Январь | III неделя | Занятие № 27 | Зима. Зимние забавы | Занятие № 28 | Звук К | № 7 |
Январь | IV неделя | Занятие № 29 | Зимующие птицы | Занятие № 30 | Звук Ф | № 8 |
Январь | V неделя | Занятие № 31 | Животные Севера | Занятие № 32 | Звук Х | № 9 |
Февраль | I неделя | Занятие № 33 | Одежда | Занятие № 34 | Звуки С- С` | № 21а |
Февраль | II неделя | Занятие № 35 | Обувь | Занятие № 36 | Звуки З-З ` | № 21б |
Февраль | III неделя | Занятие № 37 | Головные уборы | Занятие № 38 | Звук Ц | № 22 |
Февраль | IV неделя | Занятие № 39 | День защитника Отечества | Занятие № 40 | Звуки С, З, Ц | № 25 |
Март | I неделя | Занятие № 41 | Весна | Занятие № 42 | Семья. 8 Марта | № 10, 13 |
Март | II неделя | Занятие № 43 | Профессии наших мам | Занятие № 44 | Транспорт (наземный, подземный, водный, воздушный) | № 11 |
Март | III неделя | Занятие № 45 | Дикие животные | Занятие № 46 | Звук Ш | № 12 |
Март | IV неделя | Занятие № 47 | Животные жарких стран | Занятие 48 | Звук Ж |
|
III период обучения (апрель, май, июнь)
Общие речевые навыки:
Звукопроизношение:
Работа над слоговой структурой слова:
Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений:
Лексика:
Расширение и уточнение словаря по темам: «Цветы», «Птицы», «Сад-огород», «Плоды и семена», «Рыбы», «Дом и его части», «Инструменты», «Праздник 9 Мая», «Насекомые», «Здравствуй лето»
Грамматический строй речи:
Развитие связной речи:
Развитие мелкой моторики:
Месяц | Дни недели | Занятие | Тема | Занятие | Тема | Конспекты по лексическим темам | |
Апрель | I неделя | Занятие № 49 | Цветы | Занятие № 50 | Дифференциация звуков Ж-З | № 32 | |
Апрель | II неделя | Занятие № 51 | Птицы | Занятие № 52 | Звук Щ | № 31 | |
Апрель | III неделя | Занятие № 53 | Сад-огород | Занятие № 54 | Звук Ч | № 33 | |
Апрель | IV неделя | Занятие № 55 | Плоды и семена | Занятие № 56 | Рыбы | № 29 | |
Май | I неделя | Занятие № 57 | Дом и его части | Занятие № 58 | Звук Й | № 34 | |
Май | II неделя | Занятие № 59 | Праздник 9 Мая | Занятие № 60 | Звук Л | № 28 | |
Май | III неделя | Занятие № 61 | Инструменты | Занятие № 62 | Звук Р | № 30 | |
Май | IV неделя | Занятие № 63 | Насекомые | Занятие № 64 | Дифференциация звуков Р-Л |
| |
Май | V неделя | Занятие № 65 | Дифференциация звуков Р-Л | Занятие № 67 | Здравствуй, лето | № 14 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
67f5bee516aaac3081d5b26ff0d59811.docx | 101.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерное планирование работы логопеда в старшей группе
(Логопедическое заключение ОНР, ФФНР)[1]
Обследование детей (сентябрь):
- Обследование состояния речи и неречевых психических функций
- Выявить структуру и механизм речевых нарушений
- Заполнить речевые карты на каждого ребенка
I период обучения (октябрь, ноябрь, декабрь)
Развитие общих речевых навыков:
- Выработать четкое, координированное движение органов речевого аппарата
- Учить детей делать короткий и бесшумный вдох, не поднимая плечи, спокойный и плавный выдох, не надувая щеки
- Работать над постановкой диафрагмального дыхания
- Работать над мягкой атакой голоса. Выработать у детей умение пользоваться громким и тихим голосом
Звукопроизношение:
- Уточнение произношения гласных звуков и наиболее легких согласных звуков: [м] - [м`], [б] – [б`], [д] – [д`], [н` - [н`], [в] – [в`], [г] – [г`], [п] – [п`], [т] – [т`], [ф] – [ф`], [к] – [к`], [х]
- Подготовка артикуляторного аппарата к постановке звуков
- Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа)
Работа над слоговой структурой слова:
(индивидуально на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)
- Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост)
- Работа над двусложными словами без стечения согласных (муха, домик)
- Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек)
Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений:
- Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки)
- Знакомство со звуками [б], [д], [г], [в], [н], [м]
- Выделение ударного гласного в словах
- Придумывание слов на гласные звуки
- Анализ звукосочетания: ау, уа, иа
- Звуковой анализ слов: ам, ум, му, мы, да, он, на, но, ну
- Определение наличия звука в слове (хлопни в ладоши, если есть звук в слове) – на материале изученных звуков
Лексика:
Расширение и уточнение словаря по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Игрушки», «Деревья», «Перелетные птицы», «Дикие животные», «Посуда», «Продукты», «Мебель», «Зима», «Профессии», «Домашние животные и их детеныши», «Новогодний праздник»
Грамматический строй речи:
(по лексическим тема I периода обучения)
- Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа
- Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число
- Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут)
- Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже
- Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои
- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи-фрукты» и т.п.
- Согласование числительных два и пять с существительными
Развитие связной речи:
- Составление простых распространенных предложений
- Научить детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом
- Учить детей составлять описательные рассказы по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Деревья», «Перелетные птицы», «Дикие животные», «Посуда», «Мебель»
- Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений)
- Учить детей пересказывать небольшие рассказы и сказки (дословный и свободный пересказ)
Развитие мелкой моторики:
- Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода)
- Составление фигур, узоров из элементов (по образцу)
- Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой
Месяц | Дни недели | Занятие | Тема | Занятие | Тема | Конспекты по лексическим темам |
Сентябрь | IV неделя | Занятие № 1 | Осень | Занятие № 2 | Овощи | № 1, 20 |
Октябрь | I неделя | Занятие № 3 | Фрукты | Занятие № 4 | Ягоды | № 2, 23 |
Октябрь | II неделя | Занятие № 5 | Грибы | Занятие № 6 | Звуки А, У | № 3 |
Октябрь | III неделя | Занятие № 7 | Игрушки | Занятие № 8 | Звуки О, И | № 4 |
Октябрь | IV неделя | Занятие № 9 | Деревья | Занятие № 10 | Перелетные птицы | № 29, 5 |
Ноябрь | I неделя | Занятие № 11 | Дикие животные | Занятие № 12 | Звук Б | № 15 |
Ноябрь | II неделя | День независимости | Занятие № 13 | Звук Д |
| |
Ноябрь | III неделя | Занятие № 14 | Посуда | Занятие № 15 | Продукты | № 27, 18 |
Ноябрь | IV неделя | Занятие № 16 | Мебель | Занятие № 17 | Звук Г | № 19 |
Ноябрь-Декабрь | V неделя | Занятие № 18 | Зима | Занятие № 19 | Звук В | № 24 |
Декабрь | I неделя | Занятие № 20 | Профессии | Занятие № 21 | Звук Н | № 35 |
Декабрь | II неделя | День конституции | Занятие № 22 | Звук М |
| |
Декабрь | III неделя | Занятие № 23 | Домашние животные и их детеныши | Занятие № 24 | Гласные и согласные звуки | № 16 |
Декабрь | IV неделя | Занятие № 25 | Зима. Новый год. | Праздник: Новый год | № 6 |
II период обучения (январь, февраль, март)
Развитие общих речевых навыков:
- Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей
- Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной
Звукопроизношение:
- Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи звуков (индивидуальная работа)
- Автоматизация и дифференциация поставленных звуков
Работа над слоговой структурой слова:
(индивидуально на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)
- Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость)
- Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана)
Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений:
- Выделение гласных звуков в конце слова под ударением (пила, кино, усы, пишу, носки)
- Выделение гласных звуков в трех звуковых словах (мак, дом, сук, мышь, кит)
- Знакомство со звуками [п], [т], [к], [ф], [ч], [с] – [с`], [з] – [з`], [ц], [ш], [ж]
- Выделение твердых согласных звуков в начале и в конце слова (дом, лес)
Лексика:
Расширение и уточнение словаря по темам: «Зима», «Зимние забавы», «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Животные севера», «Животные жарких стран», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «День Защитника Отечества», «Весна», «Семья. Праздник 8 Марта», «Профессии наших мам», «Транспорт» (наземный, подземный, водный, воздушный)
Грамматический строй речи:
- Закрепить употребление падежных окончаний существительных единственного числа
- Закрепить употребление окончаний существительных в именительном падеже множественного числа
- Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже
- Практическое употребление простых предлогов места (в, на, за, под, над) и движения (в, из, к, от, по)
- Образование притяжательных прилагательных по теме «Дикие и домашние животные», образование относительных прилагательных по темам II периода обучения
- Образование глаголов движения с приставками
- Образование существительных единственного и множественного числа по теме «Дикие и домашние животные и их детеныши»
- Согласование числительных два и пять с существительными
Развитие связной речи:
- Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы
- Обучать пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин
Развитие мелкой моторики:
- Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев)
- Работа по развитию конструктивного праксиса
- Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по изучаемым темам)
- Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа с карандашом по клеткам в тетради
Месяц | Дни недели | Занятие | Тема | Занятие | Тема | Конспекты по лексическим темам |
Январь | I неделя | Каникулы |
| Звук П |
| |
Январь | II неделя | Каникулы | Занятие № 26 | Звук Т |
| |
Январь | III неделя | Занятие № 27 | Зима. Зимние забавы | Занятие № 28 | Звук К | № 7 |
Январь | IV неделя | Занятие № 29 | Зимующие птицы | Занятие № 30 | Звук Ф | № 8 |
Январь | V неделя | Занятие № 31 | Животные Севера | Занятие № 32 | Звук Х | № 9 |
Февраль | I неделя | Занятие № 33 | Одежда | Занятие № 34 | Звуки С- С` | № 21а |
Февраль | II неделя | Занятие № 35 | Обувь | Занятие № 36 | Звуки З-З ` | № 21б |
Февраль | III неделя | Занятие № 37 | Головные уборы | Занятие № 38 | Звук Ц | № 22 |
Февраль | IV неделя | Занятие № 39 | День защитника Отечества | Занятие № 40 | Звуки С, З, Ц | № 25 |
Март | I неделя | Занятие № 41 | Весна | Занятие № 42 | Семья. 8 Марта | № 10, 13 |
Март | II неделя | Занятие № 43 | Профессии наших мам | Занятие № 44 | Транспорт (наземный, подземный, водный, воздушный) | № 11 |
Март | III неделя | Занятие № 45 | Дикие животные | Занятие № 46 | Звук Ш | № 12 |
Март | IV неделя | Занятие № 47 | Животные жарких стран | Занятие 48 | Звук Ж |
|
III период обучения (апрель, май, июнь)
Общие речевые навыки:
- Продолжить работу над речевым дыханием
- Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи
Звукопроизношение:
- Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи звуков (индивидуальная работа)
- Автоматизация и дифференциация поставленных звуков
Работа над слоговой структурой слова:
- Закрепление слоговой структуры двухсложных слов со стечением согласных начале слова
- Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных (крапива, пылинка, карандаш)
Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений:
- Знакомство со звуками [щ], [ч], [й], [л] – [л`], [р] – [р`]
- Анализ трехзвуковых слов с гласными [а], [о], [у], [ы], [э], [и], составление схемы слова (ива, осы, уха, эхо, мак, кот, душ, сыр, кит и др.)
- Дифференциация на слух парных согласных [б] - [п], [в] - [ф], [г] - [к], [д] - [т], [ж] - [ш] в словах (бочка - почка, удочка - уточка и т.д.)
Лексика:
Расширение и уточнение словаря по темам: «Цветы», «Птицы», «Сад-огород», «Плоды и семена», «Рыбы», «Дом и его части», «Инструменты», «Праздник 9 Мая», «Насекомые», «Здравствуй лето»
Грамматический строй речи:
- Закрепление употребления падежных окончаний имен существительных единственного и множественного числа
- Согласование числительных два и пять с существительными
- Закрепление употребления простых предлогов. Употребление сложных предлогов: из -за, из-под, около, возле и др.
- Образование сравнительной степени прилагательных (длинный - длиннее –самый длинный)
- Образование наречий от прилагательных (быстрый - быстро и др.)
- Закрепление способов образования новых слов с помощью приставок и суффиксов
Развитие связной речи:
- Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта
- Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами
- Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов
Развитие мелкой моторики:
- Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев)
- Усложнение работы с карандашом
- Усложнение работы над конструктивным праксисом
Месяц | Дни недели | Занятие | Тема | Занятие | Тема | Конспекты по лексическим темам | |
Апрель | I неделя | Занятие № 49 | Цветы | Занятие № 50 | Дифференциация звуков Ж-З | № 32 | |
Апрель | II неделя | Занятие № 51 | Птицы | Занятие № 52 | Звук Щ | № 31 | |
Апрель | III неделя | Занятие № 53 | Сад-огород | Занятие № 54 | Звук Ч | № 33 | |
Апрель | IV неделя | Занятие № 55 | Плоды и семена | Занятие № 56 | Рыбы | № 29 | |
Май | I неделя | Занятие № 57 | Дом и его части | Занятие № 58 | Звук Й | № 34 | |
Май | II неделя | Занятие № 59 | Праздник 9 Мая | Занятие № 60 | Звук Л | № 28 | |
Май | III неделя | Занятие № 61 | Инструменты | Занятие № 62 | Звук Р | № 30 | |
Май | IV неделя | Занятие № 63 | Насекомые | Занятие № 64 | Дифференциация звуков Р-Л | ||
Май | V неделя | Занятие № 65 | Дифференциация звуков Р-Л | Занятие № 67 | Здравствуй, лето | № 14 |
«Утверждаю»
Заведующая МДОУ № ______
___________________________
*Распределение подгрупповой и индивидуальной работы с детьми
Логопедическое заключение: «Общее недоразвитие речи»
Подгруппы | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Подгрупповые занятия | |||||
ОНР (3 год обучения) | Тема: Лексика 9.00-9.30 | Тема: Звук 9.00-9.30 | |||
ОНР (2 год обучения) | Тема: Лексика 9.00-9.25 | Тема: Звук 9.00-9.25 | |||
Фронтальное занятие | Тема: Лексика 9.30-9.50 | Тема: Звук 9.30-9.50 | |||
Индивидуальные занятия | |||||
ОНР (3 год обучения) | Индивидуальная работа с самыми тяжелыми по звукопроизношению | Выборочная индивидуальная работа с самыми тяжелыми по звукопроизношению | Индивидуальная работа со всеми детьми | ||
ОНР (2 год обучения) | Индивидуальная работа | Индивидуальная работа | |||
ФФНР | Индивидуальная работа | Индивидуальная работа | Индивидуальная работа | Индивидуальная работа |
Примечание. Тема для всех групп может быть одна и та же, но подбор программных задач, дидактического и речевого материала разный (с учетом логопедического заключения)
План коррекционной работы на фронтальных занятиях
по лексическим темам
Месяц: ______________________________________________________________________
Разделы работы | Лексические темы: | |||
Общие речевые навыки | ||||
Общая моторика. Речь с движением | ||||
Мелкая моторика | ||||
Развитие лексики. Грамматика. Связная речь | ||||
Звукопроизношение | ||||
Зрительное и слуховое внимание | ||||
Развитие навыков языкового анализа. Слоговая структура | ||||
Грамота |
*Календарный план логопедических занятий
Число, месяц ______ _________ | ФРОНТАЛЬНО-ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ | Тип: ФП Л-Г СР | |||
Тема: ________________________________________________ ________________________________________________ | |||||
Программные задачи: ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Оборудование: ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ Ход занятия: 1. Организационный этап ___________________________________________ ___________________________________________________________________ 2. Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ 3. Динамическая пауза ______________________________________________ ___________________________________________________________________ 4. Этап закрепления полученных знаний на индивидуальном наглядном материале _________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ 5. Итог, оценка деятельности детей ___________________________________ | И.Ф. детей, недостаточно усвоивших материал занятия (для дополнительной индивидуальной работы) ____________________________________________________________________________________________________ | ||||
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПОДГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ | |||||
№ п/п | Время | И.Ф. детей | Программное содержание | ||
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 |
Структура логопедического занятия
В работе логопеда мы часто показываем занятия: открытое или повседневное. Многие логопеды сталкиваются с вопросом «Какова структура коррекционно-логопедического занятия?»
I. Структура открытого логопедического занятия
Организационно-сюжетная основа занятий может быть весьма разнообразной. Все зависит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам. Здесь предложены некоторые варианты организации занятий с использованием:
- сказочных сюжетов;
- элементов фольклора;
- воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;
- литературных персонажей;
- известных и придуманных игр;
- элементов сюжетно-дидактической игры;
- сюжетных и пейзажных картин;
- специально изготовленных пособий-рисунков, коллажей, мозаик, панно;
- настольно-печатных игр;
- сюжетов и героев мультфильмов.
При этом не обязательно использовать только общеизвестные сюжеты и темы. Сюжет можно придумать самим полностью либо использовать основу предложенного сюжета и развивать его по ходу занятия, если позволяют возможности совместного экспромта и творчества логопеда и детей.
Структура занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные элементы:
1. Оргмомент.
2. Сообщение темы занятия.
3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
4. Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях.
5. Произношение звуков в словах.
6. Физминутка.
7. Работа над произношением.
8. Произношение звука в связной речи.
9. Итог занятия.
Рассмотрим более детально задачи и варианты организации элементов сюжетно-тематических занятий.
1. Организационный. Его цель – введение в тему занятия, создание положительного настроя, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психоречевых функций. Основная задача логопеда – включить детей в работу с первых минут занятия. Оргмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.
Например, занятие на тему «Похищение буквы В» начинается с прочтения телеграммы. В другом варианте занятие на основе сюжета «Прогулка в лес» начинается с загадки. Затем следуют релаксационные упражнения, которые помогают снять повышенное мышечное напряжение у детей с дизартрией. В третьем варианте используется психогимнастика. Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата. Можно использовать элементы психогимностики. Психогимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего «я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.
2. Сообщение темы занятия. Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия. Перед детьми обычно выставляются игрушки, плоскостные фигурки или изображения персонажей – участников занятия. Дети знакомятся с ними, выделяют изучаемые звуки и названия персонажей.
Например, в занятии «Три поросенка» сообщение темы звучит так: «Сегодня мы будем сочинять сказку о Ниф-Нифе, Наф-Нафе, Нуф-Нуфе и изучать звуки Н, НЬ». Другой вариант: детям предлагается повторить и отгадать загадку, все слова которой содержат изучаемые звуки.
Таким образом, игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает у детей интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых или повторению пройденных звуков.
3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. На данном этапе реализуется следующие задачи:
- уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;
- показывается «профиль» звука на рисунке;
- уточняются акустические признаки звуков: согласные или гласные, твердые или мягкие, глухие или звонкие;
- находится образное сравнение звука (звук [Р] – рычание тигра);
- определяется их место в звуко-буквенном городе (в Синем, Красном или Зеленом замке они будут жить).
4. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях. Основной задачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности речи и мимики. Слоговые сочетания произносятся персонажем занятия.
5. Произношение звуков в словах. На этом этапе занятия решаются следующие задачи:
- развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
- уточнение и расширение лексического запаса;
- овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов;
- развитие слухового внимания и зрительной памяти;
- овладение простыми и сложными видами звуко-слогового анализа и синтеза.
Для решения этих задач важен подбор речевого и наглядного материала. Первый критерий подбора определяется темой и сюжетом занятий, второй – поставленной задачей. В работе по обогащению словаря детей и развитию фонематического восприятия обязательно выставляются предметы, игрушки и картинки. В процессе развития фонематических представлений наглядный материал не демонстрируется, а если и выставляется, то только после называния слов детьми. Здесь фонематические представления детей, базирующиеся на ранее известных образах предметов, позволяют активизировать мыслительные процессы и развивать память у детей.
Использование на одном занятии слов, включающих одну или несколько родовых групп (птицы, звери, посуда и т.д.), способствует развитию логической памяти, а применение речевого материала – слов, насыщенных изучаемым звуком (в начале, середине или в конце слова), – развивает звуковое чутье.
Параллельно с решением перечисленных задач на данном этапе ведется работа над усвоением грамматических категорий языка. Вопросы ставятся таким образом, чтобы дети смогли повторить одно и тоже слово в разных падежах, в единственном и множественном числе, в настоящем или прошедшем времени и с разными приставками.
Развитию слухового внимания способствуют словесные игры «Звук потерялся», «Звук заблудился», а также задания по восстановлению слов с переставленными звуками, угадывание слов по первому и последнему звуку и слогу и восстановление перепутанных слогов.
6. Физкультурная минутка тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминутки – это:
- снять усталость и напряжение;
- внести эмоциональный заряд;
- совершенствовать общую моторику;
- выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
При планировании физминутки необходимо помнить, что подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Этому же служат упражнения по имитации трудовых действий. Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Формы проведения физминуток разные. Это может быть и подвижная игра, и имитация трудовых действий, и произношение придуманных чистоговорок сопровождается действием и многое другое. Иногда развитие сюжета в физминутке связывается ситуативной цепочкой со словом из предыдущего этапа занятия. Физминутка может проводить и в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают состояние разных животных.
Физминутки можно проводить под музыку, связанную с темой занятий.
7. Работа над предложением. Успешному овладению детьми закономерностей необходимых связей слов в предложениях способствует предварительная работа над заданиями по словосочетаниям.
Установление закономерностей в усвоении необходимых связей слов в сочетаниях является базой для формирования лексико-грамматических конструкций предложений.
На данном этапе занятий решаются следующие задачи:
- установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;
- актуализация накопленного словаря;
- формирование связности и четкости высказываний;
- работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности умозаключений;
- анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения нарушений письменной речи (дисграфии, дислексии).
Приемы работы над предложением разнообразны, но в любом случае необходимо помнить, что задания должны соответствовать основному дидактическому правилу – от простого к сложному. На начальном этапе – это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем, задания усложняются: детям предлагают составлять предложения по набору слов или по опорным словам.
Созданию оживленной и творческой обстановки способствуют задания, в которых в «нескладушках-неладушках» и «небывальщинах» нужно исправить смысловые ошибки, намеренно допущенные логопедом.
Обязательным условием при выборе принципов и приемов организации заданий на этом этапе работы над предложением должна быть логическая и игровая связь с сюжетом занятия.
8. Произношение звука в связной речи. Основная часть этапа – совершенствование навыка правильного произношения звуков в связных текстах, т.е. доведение произношения звуков до автоматизма. Попутно решаются следующие задачи:
- развитие воображения и творческой фантазии;
- развитие словотворчества;
- развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов.
Необходимым и обязательным условием для заданий на данном этапе является смысловая и игровая связь с темой или сюжетом занятия и с заданиями предшествующего этапа.
Методы основных и попутных задач многообразны. В одних случаях используются задания с известными чистоговорками и поэтическими произведениями – диалогами и стихами. Причем необходимо, чтобы они были насыщены изучаемыми звуками, были занимательны, доступны и многообразны по интонационным характеристиками.
Задания на составление чистоговорок и стихов способствуют развитию ритма, чувству созвучия, рифмы. Дети обычно с увлечением воспринимают просьбу логопеда сочинить или исправить чистоговорки или стихи, которые почему-то не получаются у персонажей сюжета. Сначала они подсказывают отдельные слова и рифмы, а затем – целые фразы. Развитию связной речи способствует запланированное или экспромтное построение сюжета занятия. По ходу занятия дети предсказывают действия персонажей, придумывают для них диалоги и реплики, отвечают на вопросы и находят выход из проблемных ситуаций.
Если позволяет время, то можно организовать пересказ детьми сказок от имени персонажей с возможной театрализацией действий (имитацией движений, разыгрыванием сценок и т.д.), развивающихся по ходу сюжета.
9. Итог занятия. На заключительной стадии подводятся итоги, т.е. определяется его результативность. Обязательное условие – передача положительных эмоций.
При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребенка, а реакция на неудачи должна быть с надеждой на успех в последующих занятиях, с убеждением, что отчаиваться не стоит – если активно работать, все получится!
Важно узнать и оценку детьми прошедшего занятия в ответах на вопросы: «Что вам понравилось? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным? Что бы вы хотели услышать в последующий раз?» и т.д. Ответы могут найти более близкий контакт с детьми и отобрать удачный принцип построения заданий для каждого этапа последующих занятий.
Итог занятия может быть предложен в игровой форме, где предусмотрен сюрприз.
В заключительном «аккорде» занятия должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получится еще лучше. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с логопедом.
II. Структура повседневного занятия
Структура логопедического занятия на этапе постановки звуков
Тема: «Постановка звука …»
Цели:
Образовательные (программные, обучающие): формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, о слове, о предложении; закрепление словаря или уточнение слов содержащих данный звук по теме (это может быть «игрушки», «транспорт», «мебель» и т.д.).
Коррекционные: развитие и совершенствование артикуляционной моторики; формирование правил ротового выдоха с учётом данной фонемы; развитие фонематического слуха и голоса; формирование условно-рефлекторных связей на данный артикуляционно-акустический образ.
Воспитательные: коррекция личности ребёнка в целом.
Оборудование: зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, игрушки; артикуляционный профиль, различные схемы.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная зарядка:
- общие артикуляционные упражнения;
- специальные артикуляционные упражнения;
- упражнения по развитию силы голоса и выдоха.
3. Объявление темы занятия.
4. Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием).
5. Анализ артикуляции по плану:
- положение губ;
- положение зубов;
- положение языка (кончика, спинки, корня);
- участие голосовых складок;
- характер выдыхаемой струи.
6. Закрепление изолированного звука: индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание.
7. Развитие фонематического слуха:
- опознавание звука в ряду изолированных звуков, отдалённых по артикуляционным и акустическим характеристикам;
- в слогах с учетом выше указанных рекомендаций;
- в словах;
- в предложениях;
- в тексте.
8. Закрепление произнесения звука в слогах.
9. Домашнее задание.
10. Итог занятия:
- повторение, какой звук отрабатывался на занятии;
- анализ основных положений артикуляции изучаемого звука;
- заключительное проговаривание (хоровое, индивидуальное).
11. Оценка работы ребёнка на занятии проводится с положительной психологической направленностью.
Структура логопедического занятия на этапе автоматизации звука
Тема: «Автоматизация звука [...]»
Цели:
Образовательные: закрепление знаний о механизме образования звука, его акустических особенностях. Закрепление словаря по теме: «Автоматизация звука...».
Коррекционные: развитие и укрепление речевой моторики. Закрепление условно-рефлекторных связей на данный артикуляционный уклад. Закрепление правильного произношения фонемы [...] в изолированном виде, в слогах, в словах, предложениях, в тексте. Развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы. Обучение звуко-слоговому анализу.
Воспитательные: воспитывать усидчивость, внимание, память, трудолюбие, целеустремлённость.
Оборудование: зеркало, вата, слоговые дорожки, карточки с буквами, предметные картинки, счётные палочки, игрушки, сюжетные картинки, тетрадь для домашнего задания, карандаш.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения).
- Объявление темы занятия.
- Произношение изолированного звука (хоровое, групповое, цепочкой, индивидуальное).
- Анализ артикуляции по плану.
- Характеристика звука (гласный – согласный, глухой – звонкий, твердый – мягкий).
- Связь звука с буквой.
- Развитие фонематического слуха.
- Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись, чтение.
- Закрепление звука в словах. Звуко-слоговой анализ слов с графической записью.
- Закрепление звука в предложении. Графическая запись предложения.
- Закрепление звука в тексте.
- Домашнее задание.
- Итог занятия.
- Оценка работы детей на занятии.
Структура логопедического занятия по дифференциации звуков
Тема: «Дифференциация звуков [...] – [...]»
Цели:
Образовательные: закрепление знаний о механизме образования звуков и их артикуляционных особенностях. Закрепление понятий о звуке, слоге, слове, предложении. Формирование навыков различения звуков (закрепление навыков различения звуков). Закрепление или уточнение словаря по теме.
Коррекционные: совершенствование речевой моторики, закрепление кинестетического (артикуляционного) образа звука. Развитие фонематического слуха и формирование навыков акустического различения звуков. Закрепление правильного произношения звуков в самостоятельной речи, разных речевых структурах (изолированно в слогах, словах, предложениях, тексте). Закрепление навыков звуко-слогового анализа с графической записью. Закрепление отличительных признаков звуков по артикуляционным и акустическим механизмам.
Воспитательные: коррекция личности ребёнка в целом. Воспитание положительных черт характера.
Оборудование: зеркала, предметы и сюжетные картинки, материал для графического анализа, артикуляционные профили звуков, слоговые таблицы, сравнительная схема, буквы разрезной азбуки.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Артикуляционная гимнастика (планируются только самые основные упражнения, моделирующие главные артикуляционные движения того или другого звука).
- Объявление темы занятия.
- Проговаривание изолированно звуков, которые различаются (хоровое, индивидуальное, с использованием звукоподражания).
- Анализ артикуляции звуков по плану, с выделением общих и различных моментов артикуляции.
- Характеристика звуков.
- Связь звуков и букв.
- Развитие фонематического слуха.
- Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов.
- Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звукослоговой и графический анализ слов.
- Дифференциация звуков в предложении. Анализ предложения с графической записью и выделением слов, содержащих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков.
- Дифференциация звуков в тексте.
- Домашнее задание.
- Итог занятия.
- Оценка работы детей на занятии.
Структура логопедического занятия при дизартрии
Тема: «Звук [...]»
Цели:
Образовательные (программные, обучающие): формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, о слове, о предложении; закрепление словаря или уточнение слов, содержащих данный звук по теме.
Коррекционные: развитие и совершенствование артикуляционной моторики. Коррекция артикуляционных нарушений: при спастичности – расслабление мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса. Коррекция речевого дыхания. Развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса. Тренировка мышц языка. Развитие и коррекция голоса. Коррекция речевого дыхания. Коррекция звукопроизношения. Развитие и уточнение пассивного словаря.
Воспитательные: воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля.
Оборудование: зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, может быть, «игрушки». Артикуляционный профиль, различные схемы, в которых звук отражается без нарушений.
Ход занятия:
1. Организационный момент с психотерапией.
2. Общее расслабление.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Массаж лица.
5. Развитие мимических мышц.
6. Развитие артикуляционной моторики.
7. Работа над развитием дыхания и голоса.
8. Коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация).
9. Формирование лексико-грамматической стороны речи.
10. Домашнее задание.
11. Итог занятия.
12. Оценка работы детей на занятии.
Структура логопедического занятия по коррекции ОНР III уровня
Тема: «..(по плану)..»
Цели: (то же).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
3. Развитие зрительно-пространственной ориентации:
- развитие общей моторики;
- развитие мелкой моторики.
4. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.
5. Развитие артикуляционной моторики.
6. Развитие дыхания, голоса.
7. Объявление темы:
- активизация пассивного и уточнение активного словаря по теме: «(по плану)..»;
- задания на обобщение и классификацию по теме: «(по плану)..».
8. Развитие фонематического слуха (в словах на данную тему).
9. Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слогов.
10. Работа со словами по теме. Звуковой анализ слов с графической записью.
11. Работа над предложением (по теме). Графический анализ предложения и его запись.
12. Домашнее задание.
13. Итог занятия.
14. Оценка работы детей на занятиях.
Примечание: цели, структура и объем занятий могут варьироваться в зависимости от структуры дефекта и возможностей детей.
Анализ и самоанализ современного логопедического занятия
Качество и эффективность логопедического урока или занятия во многом зависят от умения учителя-логопеда анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Поэтому важным элементом педагогической деятельности является анализ и самоанализ своего занятия. Анализ собственной работы — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации специалиста. Качество анализа и самоанализа зависит от многих факторов и прежде всего от привычки учителя-логопеда к рефлексии своих действий и тех результатов, к которым они привели или могут привести.
Анализ занятия помогает логопеду взглянуть на свой труд как бы со стороны, оценить собственные силы, увидеть достижения и недостатки своей работы. По словам Ю А Конаржевского, анализ является важнейшим средством стимулирования самообразования педагога. С этим нельзя не согласиться, так как содержательная сторона процесса самообразования учителя-логопеда в значительной мере формируется на основании выводов педагогического анализа его занятий. Пробелы в дидактическом, методическом, профессионально-содержательном образовании логопеда, обнаруженные руководителем образовательного учреждения или коллегами в ходе посещения и анализа занятий, должны быть восполнены логопедом путем самопознания, в основу содержания которого ложатся полученные рекомендации.
Значение педагогического анализа занятия состоит еще и в том, что он является средством развития у логопеда способности оценивать свой труд и свое поведение путем самоанализа. Именно через педагогический анализ у логопедов должно быть сформировано умение оценивать свою работу по конечному результату. Это одно из важнейших качеств педагога, однако чтобы приобрести его, логопед должен быть не только исключительно внимательным к своему труду, но у него должно быть обостренное чувство самокритичности. Последнее необходимо не только воспитать, но и все время поддерживать и развивать.
В педагогической литературе описаны различные подходы к анализу урока. При множестве этих подходов отсутствуют единые требования к проведению анализа логопедического занятия. Поэтому хотелось бы предложить наиболее оптимальную, на наш взгляд, схему анализа и самоанализа логопедического занятия.
Схема анализа логопедического занятия
Ф.И.О. логопеда _______________________________________________________________
Город (район) ___________________ ДОУ ___________________ дата _________________
Этап работы___________________________________________________________________
Форма занятия (индивидуальное, фронтальное, подгрупповое)
Тема_________________________________________________________________________
Возраст, количество детей_______________________________________________________
Анализирующий_______________________________________________________________
Цель посещения_______________________________________________________________
1. Анализ целей занятия
- соответствие целей занятия особенностям учебного материала;
- место данного занятия в системе занятий по теме;
- место данной темы в общей системе логопедической работы;
- уровень подготовленности группы (ребенка);
- постановка и доведение целей занятия до детей, (ребенка).
2. Степень достижения целей занятия
- образовательной;
- коррекционно-развивающей;
- воспитательной.
3. Анализ структуры и организации занятия
- соответствие структуры занятия его целям продуманность выбора типа занятия, его структуры;
- логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия;
- четкость перехода от одного этапа к другому;
- продолжительность занятия и целесообразность распределения времени между этапами занятия;
- рациональность выбора форм обучения;
- наличие плана занятия и организация его выполнения логопедом;
- соответствие фактического хода занятия запланированному;
- отступления от конспекта, их причины;
- оборудование занятия;
- рациональная организация работы логопеда, реализация дидактических принципов обучения – от простого к сложному.
4. Анализ содержания занятия
- соответствие содержания занятия требованиям государственных программ, перспективному плану работы, речевым и возрастным особенностям ребенка (группы детей;
- полнота, достоверность доступность изложения;
- степень нравственного влияния, воспитательная направленность занятия;
- связь занятия с жизнью;
- подведение детей к восприятию новых знаний;
- формирование новых понятий;
- актуализация опорных знаний;
- организация самостоятельной работы детей;
- характер тренировочных упражнений (степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности детей);
- инструкции и помощь логопеда;
- степень усвоения нового материала (эффективность);
- согласованность данного занятия с предыдущим обучением и связь с последующим;
- повторение (организация, формы приемы, объем);
- подведение итогов занятия и деятельности детей (ребенка).
5. Оценка коррекционной направленности занятия
- развитие понимания речи;
- воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности;
- формирование практических навыков словообразования и слово изменения;
- формирование правильного произношения звуков;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- закрепление навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры;
- контроль за внятностью и выразительностью речи;
- подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза;
- обучение самостоятельному высказыванию;
- усвоение элементов языковой системы при непосредственном общении;
- включение заданий с опорой на несколько анализаторов;
- упражнения на развитие высших психических функций;
- упражнения на развитие общей и мелкой моторики.
6. Анализ методики проведения занятия
- определение обоснованности и правильности отбора методов приемов и средств обучения;
- соответствие методов, приемов и средств обучения содержанию материала, поставленным целям занятия, возможностям группы (ребенка);
- разнообразие приемов и методов, применяемых логопедом;
- эмоциональность подачи материала;
- доступность и четкость инструкций, эффективность помощи логопеда;
- эффективность использования наглядных пособий, дидактического и раздаточного материала, ТСО;
- оценка методической вооруженности и педагогической техники логопеда.
7. Анализ работы и поведения детей на занятии
- общая оценка работы группы (ребенка);
- внимание и прилежание в начале занятия и на его основных этапах;
- интерес к занятию;
- активность детей (ребенка);
- формирование у детей общеучебных и специальных умений и навыков;
- выполнение единых требований;
- индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми;
- качество выполнения заданий, умение детей (ребенка) применять знания в различных ситуациях и степень овладения практическими навыками;
- глубина, осознанность и прочность знаний;
- умение детей применять знания в различных ситуациях;
- степень овладения практическими навыками;
- характер проверки знаний детей логопедом;
- работа над ошибочными ответами.
8. Оценка санитарно-гигиенических условий занятия
- температурный режим;
- физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
- освещение;
- предупреждение утомления и переутомления;
- смена видов деятельности;
- своевременное и качественное проведение физкультурных пауз;
- соблюдение правильной рабочей позы;
- соответствие мебели росту ребенка;
- создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания;
- посильность нагрузки речевого и дидактического материала;
- целесообразное ослабление напряженности в конце занятия.
9. Оценка самоанализа, сделанного логопедом в ходе ответов на вопросы, поставленных проверяющим
10. Результаты занятия
- оптимальность обучающих действий логопеда;
- достижение целей, задач занятия;
- качество знаний, умений, навыков, полученных детьми;
- тенденции в речевом развитии и коррекционном процессе в целом.
11. Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы других логопедов
12. Недостатки занятия
- диагностика причин;
- предложения по их устранению.
13. Личность логопеда
- собранность и внимательность логопеда на занятии;
- самообладание и самоорганизация;
- стиль и тон в работе;
- речь логопеда (ясность, точность, выразительность, эмоциональность);
- соотношение речи логопеда и детей (ребенка);
- доброжелательное отношение к детям;
- соблюдение норм педагогической этики;
- мастерство педагогического общения;
- знание материала занятия.
14. Общие выводы и предложения
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15.Рекомендации логопеду по самообразованию на основании выводов и предложений
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интерпретация полученных в ходе анализа данных
Шкала оценки: 1 балл — низкий уровень, 2 балла — средний уровень, 3 балла — высокий уровень.
Сложите все баллы и сравните сумму с «ключом»:
114 и менее баллов — низкий уровень проведения логопедического занятия:
- При подготовке к занятию логопедом не были учтены возрастные, характерологические особенности и речевые возможности детей (ребенка).
- Структура занятия однообразная. При отборе содержания, возможно, не учтены требования программы. В ходе занятия игнорировалась самостоятельная работа детей. Познавательная активность детей низкая. Индивидуальный подход не реализован. Отмечается нерациональный расход времени. Логопед отдает предпочтение словесному методу. Возможно игнорирование трудностей детей и непонимание причин их наличия, демонстрация обезличенного подхода (безразличие к внутреннему миру ребенка). Педагог не обнаружил твердых знаний. Наблюдалось механическое перенесение логопедом чужого опыта в свою работу, отсутствие четкой системы работы. Затрудняло проведение занятия несоблюдение санитарно-гигиенических норм.
Рекомендации: чтобы преодолеть недостатки в организации и проведении такого логопедического занятия, педагогу стоит прислушаться к рекомендациям коллег и администрации, пройти стажировку у опытного логопеда, составить программу самообразования и систематически повышать уровень своей квалификации на курсах повышения квалификации.
145—200 баллов — средний уровень проведения логопедического занятия:
- Возможно, при подготовке и проведении данного занятия были учтены речевые возможности не всех детей. Структура занятия и отбор содержания соответствуют требованиям программы обучения. Логопед продемонстрировал однообразные методы обучения и неумение отдельных детей работать по предложенным методам.
- Возможно, педагогу так и не удалось установить контакт с детьми (отдельным ребенком), несмотря на то, что на занятии был создан благоприятный психологический климат. К концу занятия отмечается снижение познавательной активности детей. Для перевода детей к более деятельному состоянию логопед сочетает индивидуальную работу с фронтальной. Могли иметь место переоценка познавательных возможностей детей, невнимательное выслушивание логопедом отвечающего ребенка.
- Эмоциональное поведение педагога на занятии способствует усвоению основных знаний и умений. На занятии были соблюдены основные требования к санитарно-гигиеническому режиму. Логопед работает по системе, пытается выработать собственный стиль работы.
Рекомендации: Педагогу следует прислушаться к советам и замечаниям коллег и администрации, закрепить наиболее успешные моменты своей работы, целенаправленно работать по преодолению недостатков занятия через посещение занятий более опытных логопедов, чтение специальной литературы и повышение квалификации на курсах повышения квалификации.
201—252 балла — высокий уровень проведения логопедического занятия:
- При постановке целей занятия и его планировании логопедом были учтены возрастные и характерологические особенности детей. Структура занятия соответствует целям обучения, воспитания и коррекции. Содержание занятия соответствует требованиям программы. Логопедом выработаны свой собственный стиль и система работы.
- На занятии представлено оптимальное чередование различных видов работы, сочетание индивидуальной работы с фронтальной. Творческое переосмысление логопедом методов, приемов и средств, обучение детей проходило соответственно, складывающейся учебной ситуации. Разнообразие методов, занимательность изложения, богатство интонаций, выразительная мимика педагога способствовали росту интереса детей к занятию. Логопед умело и своевременно поощряет деятельность детей.
- Успешному проведению занятия способствуют оптимальные санитарно-гигиенические условия.
Рекомендации: Данное логопедическое занятие можно рекомендовать для внедрения в практику других логопедов.
Схема самоанализа логопедического занятия
1. Место разбираемого занятия в системе занятий по изучаемой теме.
2. Обоснование целей и выполнение намеченного плана занятия.
3. Характеристика логопедом ребенка (группы).
4. Мотивировка отбора материала для данного занятия.
5. Психологическая и педагогическая оценка системы заданий и упражнений, выполненных детьми на занятии.
6. Мотивировка выбора методов занятия, оценка соответствия данных методов целям и содержанию занятия.
7. Удовлетворенность или неудовлетворенность логопеда занятием (его отдельными частями).
8. Меры, намечаемые логопедом по устранению отмеченных недостатков.
9. Оценка и обоснование достигнутых на занятии результатов.
10. Самооценка как одно из условий творческой работы логопеда.
Этот перечень вопросов, на которые рекомендуется отвечать себе после каждого занятия, конечно, не является исчерпывающим. Возможно проведение анализа и самоанализа не по всем параметрам, а, например, по двум-трем из перечисленных. Это зависит от того, что является главным для логопеда на данный момент. Важно только, чтобы самоанализ занятия проходил сразу же после его завершения, под влиянием свежих впечатлений вынесенных с занятия. Такой самоанализ есть уже начало подготовки логопеда к новому занятию.
От вдумчивого педагогического анализа и самоанализа зависит повседневное совершенствование логопедического занятия и культура всего педагогического процесса в образовательном учреждении...
2.3. Документация консультативно-методического блока работы
учителя-логопеда
*Плановые консультации
(лекции, беседы, открытые занятия) для педагогического коллектива
№ п\п | Дата | Тема | План |
1. | Ознакомление воспитателей с результатами логопедического обследования | ||
2. | Проведение открытых занятий для педагогов ДОУ | ||
3. | Консультация: «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста» | ||
4. | Консультация: «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков» | ||
5. | Консультация: «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста» | ||
6. | Консультация: «Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста» | ||
7. | Доклад: «Диагностика речевого развития ребенка-дошкольника» |
Текущие консультации для педагогического коллектива
№ п\п | Дата | Тема | План |
1. | |||
2. | |||
3. |
*Взаимопосещение и анализ занятий
специалистов МДОУ № __ на 20___ /20___ учебный год
№ п\п | Дата | Тема и цель занятия | План занятия | Анализ занятия и рекомендации специалисту |
*Плановые консультации
(собрания, семинары, беседы, открытые занятия) для родителей
№ п\п | Дата | Тема | План |
1. | Сбор анамнестических данных | ||
2. | Родительские собрания | ||
3. | Открытые логопедические занятия | ||
4. | Тренинги: «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях»; «Учим детей произносить шипящие звуки»; «Звуки [р], [р`] – трудности обучения произношению» | ||
5. | Изготовление средств наглядной агитации | ||
6. | Консультации: «Почему ребенок говорит неправильно?»; «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения»; «Играем пальчиками и развиваем речь» | ||
7. | Беседы: «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников»; «Развитие связной речи детей в семье» | ||
8. | Индивидуальные беседы | ||
9. | Анкетирование родителей |
*План работы учителя-логопеда с родителями на 20___ /20___ учебный год
Цель: привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка; создание условий для сознательного включения родителей в коррекционный процесс
№ п\п | Виды работ | Сроки |
1. 2. 3. | Собрания Тема: «Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы» Тема: «Динамика речевого продвижения каждого ребенка» Тема: «Итоги коррекционной работы за год» | Начало сентября 2-я половина января Конец мая |
1. 2. 3. | Открытые логопедические занятия Тема: Тема: Тема: | Ноябрь Февраль Май |
Индивидуальные беседы | В течение учебного года | |
Консультации | В течение учебного года | |
1. 2. 3. 4. | Наглядная агитация Папка-передвижка «Артикуляционная гимнастика» Газета «Развитие мелкой моторики» Стенд «Развитие речевого дыхания у детей с нарушением речи» Ширма «Развитие внимания и памяти» | Сентябрь Декабрь Март Май |
1. 2. 3. | Тренинги «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях» «Учим детей произносить шипящие звуки» «Звуки [р], [р`] – трудности обучения произношению» | Октябрь Декабрь Февраль |
Утренник «Лето, лето – красота!» | Май |
Рекомендуемые темы родительских собраний:
1. Первая младшая группа:
- Задачи и содержание логопедической работы с детьми.
- Развитие речи и ориентировка в окружающем мире.
2. Вторая младшая группа:
- Особенности психофизического развития детей 4-го года жизни и основные задачи воспитания.
- Развитие речи – важное условие умственного развития ребенка.
3. Средняя группа:
- Особенности развития детей 5-го года жизни и основные задачи воспитания.
- Роль игры во всестороннем развитии и воспитании.
4. Старшая группа:
- Психофизические особенности развития детей 6-го года жизни и основные задачи воспитания.
- Развитие правильной речи – важное условие умственного воспитания и подготовки к школе.
- Роль книги в эстетическом воспитании детей.
- Роль художественной литературы в нравственном воспитании.
5. Подготовительная группа:
- Развитие речи.
- Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе.
- Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму.
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в опросе по теме: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».
Пожалуйста, отметьте вариант ответа, совпадающий с вашей точкой зрения.
Вопрос № 1. Интересует ли Вас тема опроса?
- считаю важной
- считаю второстепенной
- не интересует совсем
Вопрос № 2. Какую проблему развития звуковой культуры речи Вы считаете наиболее актуальной для своего ребенка?
- правильное речевое дыхание
- выразительное и правильное интонирование речи
- правильное произношение звуков родного языка
- владение культурой речи
- звуковая культура речи не является проблемой для моего ребенка
Вопрос № 3. Есть ли у вашего ребенка нарушение в речевом развитии?
- да
- нет
- не обращал(а) внимания
Вопрос № 4. Если у ребенка есть нарушения в развитии звуковой стороны речи, что, по Вашему мнению, целесообразнее делать?
- обратиться за советом к воспитателю
- заниматься с ребенком самостоятельно
- проконсультироваться у логопеда
- регулярно заниматься с логопедом
- не обращать внимания
- другое____________________________________________________________
Вопрос № 5. Как Вы думаете, повлияет ли неправильное звукопроизношение на жизнь ребенка в настоящем и будущем?
- нет
- затруднит со сверстниками в детском саду
- помешает полноценному общению с людьми в будущем
- послужит причиной будущих грамматических ошибок при обучении в школе
Вопрос № 6. Какова, по Вашему мнению, степень участия семьи, родителей в работе над звуковой культурой речи?
- достаточно занятий с воспитателем и логопедом
- родители иногда должны заниматься с детьми
- родители должны принимать деятельное участие в этой работе, выполняя рекомендации специалистов
Вопрос № 7. Какую дополнительную помощь в работе с Вашим ребенком Вы хотели бы получить от специалистов детского сада?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!
После анкетирования необходимо сделать анализ анкет. Для этого целесообразно использовать следующую таблицу:
Вопросы анкеты | Возрастные группы | ||||
Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к группа | ||
Кол-во (%) | Кол-во (%) | Кол-во (%) | Кол-во (%) | ||
Всего приняло участие в опросе | |||||
Вопрос № 1 | а) | ||||
б) | |||||
в) | |||||
Вопрос № 2 | а) | ||||
б) | |||||
в) | |||||
г) | |||||
Вопрос № 3 | а) | ||||
б) | |||||
в) | |||||
Вопрос № 4 | а) | ||||
б) | |||||
в) | |||||
г) | |||||
д) | |||||
е) | |||||
Вопрос № 5 | а) | ||||
б) | |||||
в) | |||||
г) | |||||
Вопрос № 6 | а) | ||||
б) | |||||
в) | |||||
Вопрос № 7 Наиболее распространенные просьбы родителей |
Собранные таким образом сведения помогут подготовиться к родительским собраниям, правильно отобрать материал к консультации для родителей, оформить наглядную информацию для них в каждой возрастной группе.
Кроме того, ответы родителей на вопрос №7 позволяют сделать выводы об эффективности работы воспитателей в направлении развития звуковой культуры речи.
[1] Составитель: Н.В. Серебрякова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Журнал взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя. Старшая группа (1 период).
Предлагаю вашему вниманию вариант журнала взаимосвязи воспитателя и учителя-логопеда....
Перспективное планирование работы учителя - логопеда в ДОУ (старшая группа).
Перспективное планирование работы учителя - логопеда в ДОУ (старшая группа)....
Тематическое планирование учителя – логопеда подготовительная к школе группа
Тематическое планирование...
Перспективное планирование учителя-логопеда для детей старшей группы с ЗПР
В публикации приведено перспективное планирование учителя-логопеда для детей старшей группы с ЗПР первого года обучения....
Примерное планирование воспитательно – образовательной работы старшей группы на 2016 - 2017 учебный год июль
Примерное планирование воспитательно – образовательной работы старшей группына 2016 - 2017 учебный год июль...
Примерное планирование образовательной работы в старшей группе по теме "Мы читаем"
Представлено планирование образовательной работы на неделю по 5 образовательным областям....
Применение кинезиологических технологий в работе учителя-логопеда с детьми старшей группы комбинированной группы
Для коррекционной педагогики большое значение имеет применение кинезиологических упражнений, которые направлены на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и ...