Занятие по формированию лексико-грамматических категорий
учебно-методический материал по логопедии (средняя группа)

Гринь Светлана Витальевна

Занятие для детей средней группы с тяжелыми нарушениями речи "Дикие животные и их детеныши "Предлог "В"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikie_zhivotnye_i_ih_detenyshi1.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Вид занятия: формирование лексико-грамматических категорий

и развитию связной речи.

Тип занятия: фронтальное.

Тема занятия: Дикие животные и их детеныши. Предлог «В».

Цель занятия: Понимание и правильное употребление предлога «В».

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить детей с предлогом «в» и его схемой;
  • упражнять в правильном употреблении предлога «в» с существительными в предложном падежах;
  • познакомить с местом обитания диких животных;
  • закрепить обобщающее понятие «дикие животные».

Развивающие: 

  •  развивать зрительное восприятие, логическое мышление;
  • развивать мелкую и общую моторику.

Воспитательные:

  • воспитывать положительную установку на участие в совместной деятельности.

Коррекционные:

  • устранение аграмматизмов при построении предложно-падежных конструкций с предлогом «в».

Речевой материал: берлога, логово, дупло, нора.

Оборудование: предметные картинки, презентация «Где живут дикие животные?», схема предлога, игрушка Машенька.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Логопед предлагает детям выполнить движения в игре:

        Мы сначала будем топать,

        А потом мы будем хлопать,

        А потом мы повернёмся

        И друг другу улыбнёмся.

        И сядем.

- Сначала сядут девочки, а потом – мальчики.

II. Основной этап

1. Введение в тему 

- Сегодня к нам снова в гости пришла Машенька. Поздоровайтесь с ней. Машенька говорит:

- Ребята, я потеряла своих друзей. Может быть, вы их видели? У меня остались только их фотографии. (выставляются картинки с изображением диких животных)

- Ребята, вы их узнали? Назовите их.

- Как их всех можно назвать одним словом? (дикие животные) 

- Почему этих животных называют дикими? (Дикие животные живут в лесу, подальше от человека. Они сами находят себе еду, сами устраивают свое жилище).

- Машенька, нам знакомы твои друзья. Только здесь в детском саду их нет. Куда нужно отправиться, чтобы их найти? (в лес)

- Давайте отправимся с вами в лес: «Раз, два, три - вот и в лес мы пришли».

2. Изучение нового

- Вот мы с вами и в лесу. Сейчас я вам покажу, где можно найти диких животных. Будьте внимательны и запоминайте все, что увидите.

Просмотр презентации «Где живут дикие животные?»

Лиса

- Видите, под елочкой кто-то вырыл глубокую яму. Это – НОРА. В норе живет ЛИСА. Как вы думаете, для чего лисе нужна нора?

Белка

- Пойдем дальше. Смотрите наверху в дереве есть дыра. Это – ДУПЛО. В дупле живет БЕЛКА. Как вы думаете, почему белка выбрала для себя дупло? (Там зимой тепло. Можно хранить запасенные на зиму шишки, орехи, ягоды).

Медведь

- Пойдем дальше.  Вот кто-то живет под старой елью. Там огромная яма, сверху прикрыта ветками, снегом. Это – БЕРЛОГА. В ней живет МЕДВЕДЬ.

Волк

- Пойдемте дальше. Смотрите, здесь среди поваленных деревьев, тоже чей-то дом. Это – ЛОГОВО. В логове живет волк. Днем волк спит, а ночью выходит на охоту.

Ёж

- Пойдемте дальше. Смотрите, большая куча листьев. Это тоже чей-то дом. Как вы думаете чей? (Ежа). Правильно, ёж живет в листьях.

Заяц

- Скажите, всех диких животных мы нашли? (Нет, не нашли зайца.)

- Где же живет заяц?  У зайца дома нет. Он ночует в тихом месте под кустом. Каждую ночь в новом месте.

- Как заяц готовится к зиме?

- Вот мы и нашли всех диких животных. Нам пора возвращаться в детский сад: «Раз, два, покружитесь – дружно в детский сад вернитесь».

3. Пальчиковая гимнастика

Дикие животные

Водятся в лесу,

(Последовательно соединять пальцы правой руки с большим.)

Здесь увидеть можно

Волка и лису,

(Последовательно соединять пальцы левой руки с большим.)

Зайца и медведя,

Белку, кабана.

(Последовательно соединять пальцы правой и левой рук.)

Прячет всех надёжно

(Сжимать и разжимать пальцы в кулак на обеих руках.)

Лесная тишина.

(На уровне лица растопырить пальцы обеих рук – «спрятаться»)        

4. Знакомство с предлогом «В»

- Вспомните и скажите, где живут животные? (лиса в норе, белка в дупле, медведь в берлоге, волк в логове, ёж в листьях, заяц под кустом)

- Послушайте, как я скажу, и догадайтесь, какое маленькое слово помогло нам найти животных: В норе, В дупле, В берлоге, В логове, В листьях. (В)

- Когда предмет находится внутри чего-то, мы произносим маленькое слово «В». Демонстрируется карточка со схемой предлога «В». Дети рассматривают и запоминают изображение.

image008.jpg

Упражнение «Где Машенька?»

- Машенька решила поиграть с нами в прятки. Скажите, где Машенька. А поможет вам маленькое слово «В». (в коробке, в машине, в шкафу, в домике)

Упражнение «Услышь  маленькое  слово «В»»

- Если услышите маленькое слово «В», поднимите его схему вверх.

В, на, в, под, в, под, на, в, в, на

5. Физкультминутка

- Устала Машенька сидеть, давайте поиграем: вспомним и покажем, каких диких животных мы встретили в лесу.

Дети изображают названных зверей: шагают вперевалочку, как медведь; прыгают, как белочка; шевелят ушами, как заяц; заметают следы, как лиса; крадутся, как волк.

6. Упражнение «Кто где живет?»

- Чтобы Машенька не забыла, где живут дикие животные, давайте напишем про них. (дети выкладывают предложения с помощью предметных картинок и схемы предлога «В»)

- Давайте прочитаем про животных по карточкам.

III. Итог

- Молодцы, вы помогли Машеньке не только найти ее друзей, но запомнить, где они живут.

- С каким маленьким словом познакомились?

- Что понравилось делать на занятии?

- Вы замечательно занимались, все молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий по теме "Осень". Звук О

Занятие в средней логопедической группе. Провдится в парке. Направлено на развитие речи, активизацию словаря, совершенствование навыеков словообразования. развитие артикуляционной и мелкой моторики....

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР

Предлагаю конспект занятия, стержень которого стихотворный текст, ведь поэзия является уникальным средством развития фонематического слуха. Оно представляет собой маленький поэтический спектакль, кото...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР"Цветик-семицветик"

Представлен  конспект занятия  по формированию лексико-грамматических кактегорий у детей с ОНР. Игровая форма представленного материала позволяет повысить мотивационную готовность логопатов ...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Посуда»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Посуда»...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»

Конспект  занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...