Занятие по формированию лексико-грамматических категорий
учебно-методический материал по логопедии (средняя группа)
Занятие для детей средней группы с тяжелыми нарушениями речи "Дикие животные и их детеныши "Предлог "В"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dikie_zhivotnye_i_ih_detenyshi1.docx | 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Вид занятия: формирование лексико-грамматических категорий
и развитию связной речи.
Тип занятия: фронтальное.
Тема занятия: Дикие животные и их детеныши. Предлог «В».
Цель занятия: Понимание и правильное употребление предлога «В».
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с предлогом «в» и его схемой;
- упражнять в правильном употреблении предлога «в» с существительными в предложном падежах;
- познакомить с местом обитания диких животных;
- закрепить обобщающее понятие «дикие животные».
Развивающие:
- развивать зрительное восприятие, логическое мышление;
- развивать мелкую и общую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать положительную установку на участие в совместной деятельности.
Коррекционные:
- устранение аграмматизмов при построении предложно-падежных конструкций с предлогом «в».
Речевой материал: берлога, логово, дупло, нора.
Оборудование: предметные картинки, презентация «Где живут дикие животные?», схема предлога, игрушка Машенька.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Логопед предлагает детям выполнить движения в игре:
Мы сначала будем топать,
А потом мы будем хлопать,
А потом мы повернёмся
И друг другу улыбнёмся.
И сядем.
- Сначала сядут девочки, а потом – мальчики.
II. Основной этап
1. Введение в тему
- Сегодня к нам снова в гости пришла Машенька. Поздоровайтесь с ней. Машенька говорит:
- Ребята, я потеряла своих друзей. Может быть, вы их видели? У меня остались только их фотографии. (выставляются картинки с изображением диких животных)
- Ребята, вы их узнали? Назовите их.
- Как их всех можно назвать одним словом? (дикие животные)
- Почему этих животных называют дикими? (Дикие животные живут в лесу, подальше от человека. Они сами находят себе еду, сами устраивают свое жилище).
- Машенька, нам знакомы твои друзья. Только здесь в детском саду их нет. Куда нужно отправиться, чтобы их найти? (в лес)
- Давайте отправимся с вами в лес: «Раз, два, три - вот и в лес мы пришли».
2. Изучение нового
- Вот мы с вами и в лесу. Сейчас я вам покажу, где можно найти диких животных. Будьте внимательны и запоминайте все, что увидите.
Просмотр презентации «Где живут дикие животные?»
Лиса
- Видите, под елочкой кто-то вырыл глубокую яму. Это – НОРА. В норе живет ЛИСА. Как вы думаете, для чего лисе нужна нора?
Белка
- Пойдем дальше. Смотрите наверху в дереве есть дыра. Это – ДУПЛО. В дупле живет БЕЛКА. Как вы думаете, почему белка выбрала для себя дупло? (Там зимой тепло. Можно хранить запасенные на зиму шишки, орехи, ягоды).
Медведь
- Пойдем дальше. Вот кто-то живет под старой елью. Там огромная яма, сверху прикрыта ветками, снегом. Это – БЕРЛОГА. В ней живет МЕДВЕДЬ.
Волк
- Пойдемте дальше. Смотрите, здесь среди поваленных деревьев, тоже чей-то дом. Это – ЛОГОВО. В логове живет волк. Днем волк спит, а ночью выходит на охоту.
Ёж
- Пойдемте дальше. Смотрите, большая куча листьев. Это тоже чей-то дом. Как вы думаете чей? (Ежа). Правильно, ёж живет в листьях.
Заяц
- Скажите, всех диких животных мы нашли? (Нет, не нашли зайца.)
- Где же живет заяц? У зайца дома нет. Он ночует в тихом месте под кустом. Каждую ночь в новом месте.
- Как заяц готовится к зиме?
- Вот мы и нашли всех диких животных. Нам пора возвращаться в детский сад: «Раз, два, покружитесь – дружно в детский сад вернитесь».
3. Пальчиковая гимнастика
Дикие животные
Водятся в лесу,
(Последовательно соединять пальцы правой руки с большим.)
Здесь увидеть можно
Волка и лису,
(Последовательно соединять пальцы левой руки с большим.)
Зайца и медведя,
Белку, кабана.
(Последовательно соединять пальцы правой и левой рук.)
Прячет всех надёжно
(Сжимать и разжимать пальцы в кулак на обеих руках.)
Лесная тишина.
(На уровне лица растопырить пальцы обеих рук – «спрятаться»)
4. Знакомство с предлогом «В»
- Вспомните и скажите, где живут животные? (лиса в норе, белка в дупле, медведь в берлоге, волк в логове, ёж в листьях, заяц под кустом)
- Послушайте, как я скажу, и догадайтесь, какое маленькое слово помогло нам найти животных: В норе, В дупле, В берлоге, В логове, В листьях. (В)
- Когда предмет находится внутри чего-то, мы произносим маленькое слово «В». Демонстрируется карточка со схемой предлога «В». Дети рассматривают и запоминают изображение.
Упражнение «Где Машенька?»
- Машенька решила поиграть с нами в прятки. Скажите, где Машенька. А поможет вам маленькое слово «В». (в коробке, в машине, в шкафу, в домике)
Упражнение «Услышь маленькое слово «В»»
- Если услышите маленькое слово «В», поднимите его схему вверх.
В, на, в, под, в, под, на, в, в, на
5. Физкультминутка
- Устала Машенька сидеть, давайте поиграем: вспомним и покажем, каких диких животных мы встретили в лесу.
Дети изображают названных зверей: шагают вперевалочку, как медведь; прыгают, как белочка; шевелят ушами, как заяц; заметают следы, как лиса; крадутся, как волк.
6. Упражнение «Кто где живет?»
- Чтобы Машенька не забыла, где живут дикие животные, давайте напишем про них. (дети выкладывают предложения с помощью предметных картинок и схемы предлога «В»)
- Давайте прочитаем про животных по карточкам.
III. Итог
- Молодцы, вы помогли Машеньке не только найти ее друзей, но запомнить, где они живут.
- С каким маленьким словом познакомились?
- Что понравилось делать на занятии?
- Вы замечательно занимались, все молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме "Грибы" в средней группе
Материал для логопедов, для работы с детьми имеющими ОНР....
Занятие по формированию лексико-грамматических категорий по теме "Осень". Звук О
Занятие в средней логопедической группе. Провдится в парке. Направлено на развитие речи, активизацию словаря, совершенствование навыеков словообразования. развитие артикуляционной и мелкой моторики....
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР
Предлагаю конспект занятия, стержень которого стихотворный текст, ведь поэзия является уникальным средством развития фонематического слуха. Оно представляет собой маленький поэтический спектакль, кото...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР"Цветик-семицветик"
Представлен конспект занятия по формированию лексико-грамматических кактегорий у детей с ОНР. Игровая форма представленного материала позволяет повысить мотивационную готовность логопатов ...
Игровой калейдоскоп "Путешествие в сказочный осенний лес" занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ЗПР
Аттестационное занятие обобщающего характера по теме "Осень"....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Посуда»
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Посуда»...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»
Конспект занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...