Игровой калейдоскоп "Путешествие в сказочный осенний лес" занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ЗПР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Аттестационное занятие обобщающего характера по теме "Осень".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_att.osen_.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Путешествие в сказочный осенний лес».
Форма: игровой калейдоскоп
Дата проведения: 17.10.2012г.
Программное содержание:
-коррекционно-образовательные задачи: учить называть основные признаки осени (похолодание, изменение окраски листьев на деревьях, опадение листьев, частые дожди; изменения в одежде людей; сбор урожая; перелет птиц на юг и т. д.; закрепить понятия «ранняя осень», «поздняя осень», учить дифференцировать эти понятия и вспомнить основные признаки ранней и поздней осени; учить составлять рассказы по картинкам, преобразовывать слова в единственном числе во множественное, формировать умение согласовывать существительные с числительными, закрепить названия диких животных, деревьев;
- коррекционно- развивающие задачи: способствовать развитию мыслительной деятельности, связной речи, формировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков; развивать внимание, зрительную память;
-коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любовь к осени, замечать ее красоту.
Словарь: осень- осенний, наступила, разноцветные, золотая, ранняя, поздняя, листопад, волк-волчонок, лиса-лисенок, медведь-медвежонок, заяц-зайчонок, белка- бельчонок, клен -кленовый, береза- березовый, рябина- рябиновый, тополь -тополиный, падают, опадают, улетают, короче, длиннее, запасаются, питаются, защищаются, сентябрь, октябрь, ноябрь, лист -листья, дерево- деревья, туча- тучи, гриб- грибы, зонт- зонты, птица- птицы, пейзаж.
Оборудование:. листья различных деревьев, корзина, иллюстрации животных- белки с бельчонком, волка с волчонком, медведя с медвежонком, зайца с зайчонком, лисы с лисенком, ноутбук, медиапроектор и флеш- накопитель с презентацией, игрушки-грибы, нитки, бусинки, диск с музыкой.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественного слова, социализация, художественное творчество, здоровье, музыка, труд.
Методические приемы: релаксационная минута, игровая мотивация, словесная игра, чтение стихотворения, составление детьми рассказа по картинкам, физкультминутка, беседа, работа с компьютером, дыхательная гимнастика, дидактическое упражнение, пальчиковая гимнастика, ниткография, продуктивная деятельность, анализ.
Предварительная работа: заучивание стихотворения И.Бунина «Листопад», сбор листьев с детьми на прогулке.
Форма организации: подгрупповая.
Ход занятия.
1. Организационный момент. «Минута релаксации».
- Ребята, сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие, но для начала нам нужно подготовиться к нему, ведь оно будет долгим и очень интересным!
Какой сегодня чудный день!
Прогоним мы тоску и лень.
Руками потрясли.
Вот мы здоровы и бодры.
2. Игровая мотивация.
- А путешествие мы совершим в сказочный осенний лес. Как выдумаете, что же мы там увидим?
- Деревья, животных.
3. Словесная игра.
- Верно, сегодня я, когда шла в детский сад, набрала в корзину много разных листьев и вместе с вами мы сейчас узнаем ,с какого же дерева они упали.
- Посмотрите, какие они красивые, резные, разноцветные. Каждый из вас выберет по одному листочку и скажет, с какого он дерева и какого цвета.
- Это лист клена, он желтого цвета.
- Если это лист клена, значит какой он?
-Кленовый.
-Верно, молодец!
- А этот лист откуда упал?
- С березы, он тоже зеленого цвета. Этот лист березовый.
- А у тебя какой лист?
- Рябиновый, красного цвета.
- А у тебя?
- Тополиный.
-Молодцы, какие ребята, они пригодятся нам, чтобы попасть в сказочный лес. Теперь поднимите листья над собой, закройте глаза и под музыку аккуратненько покружимся, когда музыка закончится, можно глазки открывать.
(Звучит музыка).
- Посмотрите, дети, куда это мы попали?
- В лес.
-А какой это лес?
- Сказочный, осенний.
- Правильно, посмотрите-ка вокруг какое время года тут?
-Осень.
-Верно, мы ее еще можем как назвать?
-Золотая.
-Молодцы, почему ее называют золотой?
- Листья кругом лежат желтые, как золото.
4. Чтение ребенком стихотворения И.Бунина «Листопад».
-Умнички. Сейчас Юля нам расскажет стихотворение Ивана Бунина «Листопад», мы ее внимательно послушаем.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...
-Молодец, Юля. Давайте мы с вами назовем основные признаки осени.
- Листья падают, птицы улетают в теплые края, солнце реже светит, дожди часто идут, дни стали короче, а ночи длиннее, люди урожай собрали, люди стали одеваться теплее, в осеннюю одежду.
5. Составление детьми рассказа по картинкам.
- Верно. Сейчас мы с вами отправимся гулять по лесу. Ребята, осенью дикие животные готовятся к зиме. Как же они готовятся?
- Запасаются едой.
- Сейчас мы по картинкам назовем диких животных, их детенышей и каждый скажет, как же готовится это животное к зиме, что он делает зимой и чем питается.
Сначала я расскажу про одно животное, и потом вы расскажете про свое.
-Это белка, ее детеныш-бельчонок. Белка с осени собирает орешки, грибы, и зимой ими питается.
-Это лиса, ее детеныш-лисенок. У лисы хороший слух, обоняние. Зимой она слышит, как мыши пищат под слоем снега. Лиса быстро раскапывает снег и ловит их. У нее тоже много врагов, из которых самый опасный — волк.
- Это медведь, его детеныш -медвежонок, очень сильное животное. Питается грибами, ягодами, орехами, птицами, живущими на земле, и мелкими животными. Особенно любит полакомиться медом, и даже имя свое получил за это — медведь: ведает, где мед. Осенью он усиленно питается, накапливает жир. С наступлением холодов медведь засыпает в своей берлоге.
- Это заяц, детеныш -зайчонок, он зимой ест сено, кору деревьев и кустарников. У зайца много врагов: лиса, волк, ястреб, сова, орел. Зимой его спасает белая окраска.
- Это волк, его детеныш- волчонок. Волк - хищный зверь, питается мясом, но добычей его становятся только слабые, больные животные. Не зря этого хищника называют «санитаром леса». Живет волк в логове, которое устраивает недалеко от водоема, в глухом месте.
- Какие же вы молодцы, ребятки. Всех животных перечислили, а теперь пора и отдохнуть.
6. Физкультминутка.
Листья осенние тихо кружатся, - Кружатся на пальчиках руки в стороны,
Листья нам под ноги тихо ложатся - приседают,
И под ногами шуршат, шелестят, - движения руками вправо-влево,
Будто опять закружиться хотят - поднимаются, кружатся.
7.Задания по компьютерной презентации.
-Молодцы, сейчас мы сядем на стульчики перед экраном, вспомним и расскажем, куда же мы недавно с вами ходили. Посмотрите внимательно на фотографии.
- Мы ходили на экскурсию в посадку.
-Верно, когда же это было? Что мы там делали?
- Наблюдали за насекомыми, играли, делали салюты из листьев.
(Просмотр фото).
-Хорошо. Это было в каком месяце?
-В сентябре.
-Верно, осень только начиналась, это была ранняя осень. На деревьях была листва, погода была солнечная.
-А сейчас посмотрите на эту фотографию. Что мы здесь видим?
-Деревья голые, лужи, пасмурная погода.
-Правильно, здесь уже осень поздняя. Давайте, мы с вами назовем осенние месяцы.
-Сентябрь, октябрь, ноябрь.
8. Дыхательная гимнастика.
- Молодцы, ребята, у вас под стульчиками тоже лежат, шуршат листочки. Сейчас мы их аккуратно возьмем за ниточки и подуем слегка, как ветерок.
9. Дидактическое упражнение «Сосчитай грибы».
- Ребята, по осени люди кроме урожая собирают еще грибы. Давайте вместе с вами соберем их под деревьями.
(Звучит музыка).
- А сейчас посчитаем их: один гриб, два гриба, три гриба, четыре гриба, пять грибов. Умнички.
10. Дидактическая игра «Один-много».
- Сейчас мы с вами еще раз сядем на стульчики и поиграем в игру. Игра называется «Один-много». Смотрим на картинку, называем один предмет и много предметов (слайд «Один-много»).
Лист… зонт… туча…
Дерево… гриб… птица…
11. Пальчиковая гимнастика.
- А сейчас мы поиграем с пальчиками.
Ветер по лесу летал, Плавные волнообразные движения
Ветер листики считал: ладонями.
Вот дубовый, вот кленовый, Загибают по одному пальчику
Вот рябиновый резной, на обеих руках.
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. Спокойно укладывают ладони на стол.
12. Ниткография, продуктивная деятельность.
-Ребята, нам нужно возвращаться домой, но сначала мы сделаем осенний пейзаж.
(Ниткография, выкладывание из природного и бросового материала пейзажа).
- Ребята, расскажите что нового вы узнали? Чем занимались?
Ответы детей.
13. Анализ деятельности детей логопедом.
-А сейчас нам пора возвращаться домой, возьмите листочки в руки, подняли, глаза закрываем и кружимся.
(Звучит музыка).
- Понравилось вам наше путешествие? Возьмите осенние листья в группу, чтобы собрать гербарий и отправляемся в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей подготовительной группы
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Родной край»....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Откуда хлеб пришел?»....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Космос»....
Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей с ОНР в старшей группе на тему "Семья"
Для детей первого года обучения в группе ОНР. Материал будет полезен логопедам, воспитателям логопедических групп....
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технологии «Дидактический синквейн» по теме «Деревья осенью"
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технолог...
Коррекционно-развивающая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по теме: «Осень»
Данное занятие направлено на закрепление представления детей с ОНР об основных приметах осени, развитие словообразовательной функции речи, слухового внимания и мышления....
ООД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи
Представляю ООД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи у детей 6 -7 лет в группеп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме &q...