Игровой калейдоскоп "Путешествие в сказочный осенний лес" занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ЗПР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Аттестационное занятие обобщающего характера по теме "Осень".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_att.osen_.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие в сказочный осенний лес».

Форма: игровой калейдоскоп

Дата проведения: 17.10.2012г.

Программное содержание:

-коррекционно-образовательные задачи: учить называть  основные признаки осени (похолодание, изменение окраски листьев на деревьях, опадение листьев, частые дожди; изменения в одежде людей; сбор урожая; перелет птиц на юг и т. д.; закрепить понятия «ранняя осень», «поздняя осень», учить дифференцировать эти понятия и вспомнить основные признаки ранней и поздней осени; учить составлять рассказы по картинкам, преобразовывать слова в единственном числе во множественное, формировать умение согласовывать существительные с числительными, закрепить названия диких животных, деревьев;

- коррекционно- развивающие задачи: способствовать развитию мыслительной деятельности, связной речи, формировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков; развивать внимание, зрительную память;

-коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать любовь к осени, замечать ее красоту.

Словарь: осень- осенний, наступила, разноцветные, золотая, ранняя, поздняя, листопад, волк-волчонок, лиса-лисенок, медведь-медвежонок, заяц-зайчонок, белка- бельчонок, клен -кленовый, береза- березовый, рябина- рябиновый, тополь -тополиный, падают, опадают, улетают, короче, длиннее, запасаются, питаются, защищаются, сентябрь, октябрь, ноябрь, лист -листья, дерево- деревья, туча- тучи, гриб- грибы, зонт- зонты, птица- птицы, пейзаж.

Оборудование:. листья различных деревьев, корзина, иллюстрации животных- белки с бельчонком, волка с волчонком, медведя с медвежонком, зайца с зайчонком, лисы с лисенком, ноутбук, медиапроектор и флеш- накопитель с презентацией, игрушки-грибы, нитки, бусинки, диск с музыкой.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественного слова, социализация, художественное творчество, здоровье, музыка, труд.

Методические приемы: релаксационная минута, игровая мотивация, словесная игра, чтение стихотворения, составление детьми рассказа по картинкам, физкультминутка, беседа, работа с компьютером, дыхательная гимнастика, дидактическое упражнение, пальчиковая гимнастика, ниткография, продуктивная деятельность, анализ.

Предварительная работа: заучивание стихотворения И.Бунина «Листопад», сбор листьев с детьми на прогулке.

Форма организации: подгрупповая.

Ход занятия.

1. Организационный момент. «Минута релаксации».

- Ребята, сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие, но для начала нам нужно подготовиться к нему, ведь оно будет долгим и очень интересным!

Какой сегодня чудный день!  
 Прогоним мы тоску и лень.  
 Руками потрясли. 
 Вот мы здоровы и бодры.

2. Игровая мотивация.

- А путешествие мы совершим в сказочный осенний лес. Как выдумаете, что же мы там увидим?

- Деревья, животных.

3. Словесная игра.

- Верно, сегодня я, когда шла в детский сад, набрала в корзину много разных листьев и вместе с вами мы сейчас узнаем ,с какого же дерева они упали.

- Посмотрите, какие они красивые, резные, разноцветные. Каждый из вас выберет по одному листочку и скажет, с какого он дерева и какого цвета.

- Это лист клена, он желтого цвета.

- Если это лист клена, значит какой он?

-Кленовый.

-Верно, молодец!

- А этот лист откуда упал?

- С березы, он тоже зеленого цвета. Этот лист березовый.

- А у тебя какой лист?

- Рябиновый, красного цвета.

- А у тебя?

- Тополиный.

-Молодцы, какие ребята, они пригодятся нам, чтобы попасть в сказочный лес. Теперь поднимите листья над собой, закройте глаза и под музыку аккуратненько покружимся, когда музыка закончится, можно глазки открывать.

(Звучит музыка).

- Посмотрите, дети, куда это мы попали?

- В лес.

-А какой это лес?

- Сказочный, осенний.

- Правильно, посмотрите-ка вокруг какое время года тут?

-Осень.

-Верно, мы ее еще можем как назвать?

-Золотая.

-Молодцы, почему ее называют золотой?

- Листья кругом лежат желтые, как золото.

4. Чтение ребенком стихотворения И.Бунина «Листопад».

-Умнички. Сейчас Юля нам расскажет стихотворение Ивана Бунина «Листопад», мы ее внимательно послушаем.


Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...

-Молодец, Юля. Давайте мы с вами назовем основные признаки осени.

- Листья падают, птицы улетают в теплые края, солнце реже светит, дожди часто идут, дни стали короче, а ночи длиннее, люди урожай собрали, люди стали одеваться теплее, в осеннюю одежду.

5. Составление детьми рассказа по картинкам.

- Верно. Сейчас мы с вами отправимся гулять по лесу. Ребята, осенью дикие животные готовятся к зиме. Как же они готовятся?

- Запасаются едой.

- Сейчас мы по картинкам назовем диких животных, их детенышей и каждый скажет, как же готовится это животное к зиме, что он делает зимой и чем питается.

Сначала я расскажу про одно животное, и потом вы расскажете про свое.

-Это белка, ее детеныш-бельчонок. Белка с осени собирает орешки, грибы, и зимой ими питается.

-Это лиса, ее детеныш-лисенок. У лисы хороший слух, обоняние. Зимой она слышит, как мыши пищат под слоем снега. Лиса быстро раскапывает снег и ловит их. У нее тоже много врагов, из которых самый опасный — волк.

- Это медведь, его детеныш -медвежонок, очень сильное животное. Питается грибами, ягодами, орехами, птицами, живущими на земле, и мелкими животными. Особенно любит полакомиться медом, и даже имя свое получил за это — медведь: ведает, где мед. Осенью он усиленно питается, накапливает жир. С наступлением холодов медведь засыпает в своей берлоге.

- Это заяц, детеныш -зайчонок, он зимой ест сено, кору деревьев и кустарников. У зайца много врагов: лиса, волк, ястреб, сова, орел. Зимой его спасает белая окраска.

- Это волк, его детеныш- волчонок. Волк - хищный зверь, питается мясом, но добычей его становятся только слабые, больные животные. Не зря этого хищника называют «санитаром леса». Живет волк в логове, которое устраивает недалеко от водоема, в глухом месте.

- Какие же вы молодцы, ребятки. Всех животных перечислили, а теперь пора и отдохнуть.

6. Физкультминутка.

Листья осенние тихо кружатся, - Кружатся на пальчиках руки в стороны,

Листья нам под ноги тихо ложатся - приседают,

И под ногами шуршат, шелестят, - движения руками вправо-влево,

Будто опять закружиться хотят - поднимаются, кружатся.

7.Задания по компьютерной презентации.

-Молодцы, сейчас мы сядем на стульчики перед экраном, вспомним и расскажем, куда же мы недавно с вами ходили. Посмотрите внимательно на фотографии.

- Мы ходили на экскурсию в посадку.

-Верно, когда же это было? Что мы там делали?

- Наблюдали за насекомыми, играли, делали салюты из листьев.

(Просмотр фото).

-Хорошо. Это было в каком месяце?

-В сентябре.

-Верно, осень только начиналась, это была ранняя осень. На деревьях была листва, погода была солнечная.

-А сейчас посмотрите на эту фотографию. Что мы здесь видим?

-Деревья голые, лужи, пасмурная погода.

-Правильно, здесь уже осень поздняя. Давайте, мы с вами назовем осенние месяцы.

-Сентябрь, октябрь, ноябрь.

8. Дыхательная гимнастика.

- Молодцы, ребята, у вас под стульчиками тоже лежат, шуршат листочки. Сейчас мы их аккуратно возьмем за ниточки и подуем слегка, как ветерок.

9. Дидактическое упражнение «Сосчитай грибы».

- Ребята, по осени люди кроме урожая собирают еще грибы. Давайте вместе с вами соберем их под деревьями.

(Звучит музыка).

- А сейчас посчитаем их: один гриб, два гриба, три гриба, четыре гриба, пять грибов. Умнички.

10. Дидактическая игра «Один-много».

- Сейчас мы с вами еще раз сядем на стульчики и поиграем в игру. Игра называется «Один-много». Смотрим на картинку, называем один предмет и много предметов (слайд «Один-много»).

Лист…           зонт…       туча…                

Дерево…         гриб…        птица…

11. Пальчиковая гимнастика.

- А сейчас мы поиграем с пальчиками.

Ветер по лесу летал,                   Плавные волнообразные движения

Ветер листики считал:               ладонями.

Вот дубовый, вот кленовый,     Загибают по одному пальчику

Вот рябиновый резной,            на обеих руках.

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.       Спокойно укладывают ладони на стол.

12. Ниткография, продуктивная деятельность.

-Ребята, нам нужно возвращаться домой, но сначала мы сделаем осенний пейзаж.

         (Ниткография, выкладывание из природного и бросового материала пейзажа).

   - Ребята, расскажите что нового вы узнали? Чем занимались?

      Ответы детей.

 13. Анализ деятельности детей логопедом.

    -А сейчас нам пора возвращаться домой, возьмите листочки в руки, подняли, глаза закрываем и кружимся.

(Звучит музыка).

- Понравилось вам наше путешествие? Возьмите осенние листья в группу, чтобы собрать гербарий и отправляемся  в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей с ОНР в старшей группе на тему "Семья"

Для детей первого года обучения в группе ОНР. Материал будет полезен логопедам, воспитателям логопедических групп....

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технологии «Дидактический синквейн» по теме «Деревья осенью"

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технолог...

ООД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи

Представляю ООД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи у детей 6 -7 лет в группеп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме &q...

ООД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи у детей с ОВЗ

Представляю ООД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи у детей с ОВЗ в группе компенсирующей направленности по теме "Птицы"....