Конспект занятия на тему: "День родного языка"
план-конспект занятия по логопедии
Конспект занятия на тему: «День родного языка»
Цель: актуализация знаний детей о родном языке, особенностях речевой системы русского языка.
Задачи:
- формировать понятие «родной язык»;
- актуализировать у детей словарь синонимов, антонимов, многозначных слов;
- обогащать речь детей пословицами о языке;
- развивать языковое чутье на примере нахождения скрытого смысла во фразеологизмах;
- развивать звуковой анализ слова;
- развивать зрительное внимание, память, восприятие;
- формировать интегративные качества: любознательность, активность, самостоятельность;
- воспитывать у детей интерес к языкам.
Ход занятия
Приветствие:
Есть у каждого язык,
Что родной навеки,
Без родного языка
Нету человека!
Мы поём им, говорим,
С самого рожденья,
И к родному языку
Есть большое рвенье.
- Каждый год 21 февраля в нашей стране отмечается Международный день родного языка. В мире существует очень много языков. Какие языки вы знаете? (Отвечают дети)
— А в какой стране мы живём? (В России)
— Как называют жителей нашей страны? (русские).
— Ребята, на каком языке мы с вами говорим? (на русском).
- А на каком языке говорят: украинцы — украинском; белорусы — белорусском; поляки — польском; немцы — немецком? (ответы детей).
- И сегодняшнее занятие я предлагаю начать с «Разминки для ума», за одно узнаем ваши знания русского языка.
Закончи предложение то, что мы слышим и произносим, это… (звук)
Назови последний звук в слове «дом» (М)
Назови первый звук в слове «сани» (С)
Сколько слогов в слове «пенал»? (2)
Чем отличаются слова «мышка», «мишка»? (звуки «И», «Ы»)
Назови гласный звук в слове «танк»? (А)
Сколько звуков в слове «снег» (4).
- Молодцы. И я вам предлагаю поиграть в игру «Слова— друзья».
Назови по-другому:
Конура — будка
Врач — доктор
Школьник — ученик
Еда — пища
Грустный — печальный
Красивая — прекрасная
Трусливый — пугливый.
- А сейчас я вам предлагаю встать в круг. (Игра «Многозначные слова»).
- Ребята, посмотрите, что изображено?
Лук — овощ и лук — оружие. Как называется слово, которое обозначает разные предметы? (многозначное слово).
Задание: я каждому раздам по картинке, ваша задача найти пару каждому слову, чтобы оно звучало одинаково.
Например, лук — овощ и лук — оружие.
Продолжают стоять в кругу. Игра с мячом. (Игра «Скажи наоборот»)
- Я буду говорить вам различные словосочетания, а вы скажите наоборот, то есть противоположное словосочетание по смыслу.
Большой дом — маленький дом.
Широкий ремень — узкий ремень
Толстый шарф — тонкий шарф
Горячий чай — холодный чай
Длинный путь — короткий путь
Высокий забор — низкий забор
Громкий плач — тихий плач
Веселый ребенок — грустный ребенок
Птицы летят далеко — птицы летят близко
Мальчик идет вперед — мальчик идет назад.
Присаживаются на стульчики.
- Велик и могуч наш русский язык. Много в нем пословиц и поговорок, в которых отражена мудрость русского народа. Давайте проверим, знаете ли вы русские пословицы о языке. (Упражнение «Пословицы»).
- Я начну, а вы договаривайте:
Язык до Киева …. (доведёт)
Ешь пирог с грибами, а … (а язык держи за зубами)
За словом в карман… (не полезет)
Петь хорошо вместе, а … (а говорить порознь)
- Ребята, в русском языке много выражений, когда мы говорим одно, а имеем в виду совершенно другое. Такие выражения называются фразеологизмы. (Упражнение «Фразеологизмы»).
Например, что означает, когда мы говорим: «Живут как кошка с собакой?» — ссорятся, «Как кот наплакал?» — мало.
Задание: посмотрите на картинку, послушайте стихотворение и ответьте, что означают выражения.
«Бежать сломя голову» — очень-очень быстро
«Глаза разбежались» — про человека, который не может выбрать что-то одно из многого.
«Считать ворон» — бездельничать, смотреть по сторонам, отвлекаться.
«Наврать с три короба» — очень много говорить, пообещать, наврать.
«Намотать на ус» — запомнить то, что может пригодиться в будущем.
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем мы сегодня говорили? Какие многозначные слова вы запомнили? Какие пословицы и поговорки, фразеологизмы? Вы показали сегодня хорошие знания о родном языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_rodnogo_yazyka.docx | 350.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия на тему: «День родного языка»
Цель: актуализация знаний детей о родном языке, особенностях речевой системы русского языка.
Задачи:
- формировать понятие «родной язык»;
- актуализировать у детей словарь синонимов, антонимов, многозначных слов;
- обогащать речь детей пословицами о языке;
- развивать языковое чутье на примере нахождения скрытого смысла во фразеологизмах;
- развивать звуковой анализ слова;
- развивать зрительное внимание, память, восприятие;
- формировать интегративные качества: любознательность, активность, самостоятельность;
- воспитывать у детей интерес к языкам.
Ход занятия
Приветствие:
Есть у каждого язык,
Что родной навеки,
Без родного языка
Нету человека!
Мы поём им, говорим,
С самого рожденья,
И к родному языку
Есть большое рвенье.
- Каждый год 21 февраля в нашей стране отмечается Международный день родного языка. В мире существует очень много языков. Какие языки вы знаете? (Отвечают дети)
— А в какой стране мы живём? (В России)
— Как называют жителей нашей страны? (русские).
— Ребята, на каком языке мы с вами говорим? (на русском).
- А на каком языке говорят: украинцы — украинском; белорусы — белорусском; поляки — польском; немцы — немецком? (ответы детей).
- И сегодняшнее занятие я предлагаю начать с «Разминки для ума», за одно узнаем ваши знания русского языка.
Закончи предложение то, что мы слышим и произносим, это… (звук)
Назови последний звук в слове «дом» (М)
Назови первый звук в слове «сани» (С)
Сколько слогов в слове «пенал»? (2)
Чем отличаются слова «мышка», «мишка»? (звуки «И», «Ы»)
Назови гласный звук в слове «танк»? (А)
Сколько звуков в слове «снег» (4).
- Молодцы. И я вам предлагаю поиграть в игру «Слова— друзья».
Назови по-другому:
Конура — будка
Врач — доктор
Школьник — ученик
Еда — пища
Грустный — печальный
Красивая — прекрасная
Трусливый — пугливый.
- А сейчас я вам предлагаю встать в круг. (Игра «Многозначные слова»).
- Ребята, посмотрите, что изображено?
Лук — овощ и лук — оружие. Как называется слово, которое обозначает разные предметы? (многозначное слово).
Задание: я каждому раздам по картинке, ваша задача найти пару каждому слову, чтобы оно звучало одинаково.
Например, лук — овощ и лук — оружие.
Продолжают стоять в кругу. Игра с мячом. (Игра «Скажи наоборот»)
- Я буду говорить вам различные словосочетания, а вы скажите наоборот, то есть противоположное словосочетание по смыслу.
Большой дом — маленький дом.
Широкий ремень — узкий ремень
Толстый шарф — тонкий шарф
Горячий чай — холодный чай
Длинный путь — короткий путь
Высокий забор — низкий забор
Громкий плач — тихий плач
Веселый ребенок — грустный ребенок
Птицы летят далеко — птицы летят близко
Мальчик идет вперед — мальчик идет назад.
Присаживаются на стульчики.
- Велик и могуч наш русский язык. Много в нем пословиц и поговорок, в которых отражена мудрость русского народа. Давайте проверим, знаете ли вы русские пословицы о языке. (Упражнение «Пословицы»).
- Я начну, а вы договаривайте:
Язык до Киева …. (доведёт)
Ешь пирог с грибами, а … (а язык держи за зубами)
За словом в карман… (не полезет)
Петь хорошо вместе, а … (а говорить порознь)
- Ребята, в русском языке много выражений, когда мы говорим одно, а имеем в виду совершенно другое. Такие выражения называются фразеологизмы. (Упражнение «Фразеологизмы»).
Например, что означает, когда мы говорим: «Живут как кошка с собакой?» — ссорятся, «Как кот наплакал?» — мало.
Задание: посмотрите на картинку, послушайте стихотворение и ответьте, что означают выражения.
«Бежать сломя голову» — очень-очень быстро
«Глаза разбежались» — про человека, который не может выбрать что-то одно из многого.
«Считать ворон» — бездельничать, смотреть по сторонам, отвлекаться.
«Наврать с три короба» — очень много говорить, пообещать, наврать.
«Намотать на ус» — запомнить то, что может пригодиться в будущем.
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем мы сегодня говорили? Какие многозначные слова вы запомнили? Какие пословицы и поговорки, фразеологизмы? Вы показали сегодня хорошие знания о родном языке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме: «День мичуринского телевидения».
Цель:- знакомство детей с родным городом. Программное содержание:- познакомить (старшая группа) и расширить (подготовительная группа) знания детей о городе, в котором живут дети; - ...
Конспект занятия на тему "День защитника Отечества".
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "День защитника Отечества" разработан для детей старшего дошкольного возраста. Данный конспект позволяет расширить знания детей о родах войс...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:"ДЕНЬ И НОЧЬ. ВКУСНЫЕ ГОСТИНЦЫ НА ДНЕ РОЖДЕНИЯ МИШКИ"
интегрированное занятие для детей 2 младшей группы.Формирование понятий "день-ночь", развитие эстетического вкуса....
конспект занятия по теме "День Победы"в подготовительной группе
конспект занятия...
Конспект занятия"Мы любим наш родной язык"
Логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия к Международному дню родного языка " Дарите добрые слова, от сердца чистого дарите!"
Конспект занятия к Международному дню родного языка " Дарите добрые слова, от сердца чистого дарите!"...
Конспект занятия - развлечения "Международный день родного языка"
Конспект занятия - развлечения«Международный день родного языка» Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Обогатить духовный ...