Конспект занятия"Мы любим наш родной язык"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Куртова Нина Николаевна

Логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развлечение в подготовительной логопедической    группе «Мы любим наш родной язык

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания детей о единицах речи (звуке и букве, слоге, слове, предложении);
  • закреплять навыки звуко - слогового анализа;
  • совершенствовать грамматические категории;
  • упражнять в употреблении и объяснении фразеологизмов.

Развивающие:

  • развивать фонематический слух детей;
  • развивать психические процессы: внимание, логическое мышление, творческое воображение и выразительность речи.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к родному языку и к логопедическим занятиям;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство ответственности, взаимопомощи.

Оборудование : схемы «звук»- с изображением ушей и рта (звуки слышат и сами произносят), «буква» - изображение глаз и кисти руки (буквы видят и сами пишут); набор матрешек; набор слогов; набор слов – частей лица гнома; черно-белое изображение гномов; две короны синего и зеленого цвета; иллюстрации цветов; иллюстрации фразеологизмов.

Ход развлечения.

- Добрый день, дорогие ребята и взрослые! Вы любите наш родной русский язык? (Участники отвечают –Да!) Вот это вы должны сегодня доказать. Наше развлечение пройдет в виде соревнования между родителями и их детьми. Команда родителей-«Буквы», команда детей – «Звуки».

Представители команд выбирают схемы «Звуки» и «Буквы», объясняют значения схем.

-Предлагаю командам исполнить песню на мелодию  В.Шаинского «Улыбка».

Мы на конкурс речи собрались, говорить красиво, четко научились.

Звуки, буквы знаем мы теперь, и с красивой речью , правильной сдружились .

Припев.   Нам доверено с тобой провести ответный бой,

             Чтоб находчивость и знания проверить.

              Ты красива,  наша речь, ты богата, наша речь.

             Ты - наш друг, и все мы в это будем верить.

-Дорогие участники, нас ожидают настоящие испытания, головоломки. Будет трудно, но вы не сдавайтесь. Думайте – и вы найдете правильный ответ.

Конкурс «Знатоки звуков».

Нашу речь можно сравнить с матрешками. Вот самая маленькая матрешка. А самая маленькая единица речи –звук. Доскажите словечко в стихотворении . Посчитайте, сколько звуков в слове- отгадке. Придумайте слова с таким же количеством звуков.

-Лежебока рыжий кот отлежал себе …живот.

-В огороде свежий лук, на траве зеленый …жук.

Подводятся результаты конкурса.

Конкурс «Два короля».

-Жили-были два короля. Один король правил государством твердых звуков, а другой- государством мягких звуков .И цветы  им нравились разные. Один любил цветы ,в названии которых только твердые согласные звуки, а другой, цветы в названии которых есть хотя бы один мягкий согласный звук. Выберите в каждой команде по королю, наденьте на них короны.

-Ваши величества, выберите цветы, которые растут в ваших садах!

На мольберте вывешены иллюстрации с изображением цветов. Король твердых звуков выбирает мак, розу, астру, ромашку. Король мягких звуков выбирает колокольчик, гвоздику, василек, тюльпан.

Подводятся итоги конкурса.

Конкурс «Знатоки букв».

-Знаете ли вы буквы? Посмотрите на картинки.

-Что везет ежик в тележке?

-Что в мешочке у птицы?

-Сейчас я помогу вам раскрыть эти секреты. Вычеркните в карточках те буквы, которые написаны 2 раза. А из оставшихся  букв соберите слова.

У ежа - яблоки.    У птицы – зерно.

Г  я  р  с  б  а  е  а                           л  о  з  к  е  ы  м  р  

Р  л  е  о  г  к  с  и                           к  ы  о  н  л  м  а

Подводятся итоги конкурса.

Конкурс  «Знатоки слогов».

Следующая единица языка - слог. Ему соответствует матрешка по-больше.

-Слоги разбежались. Поставьте их так, чтобы получились слова.

Бло  я  ки (яблоки)   мо  ны  ли (лимоны)  си  пер  ки (персики)  на  ны  ба (бананы)

Подведение итогов конкурса.

Конкурс  «Знатоки слов».

За слогами идут слова. Берем матрешку еще больше.

-У меня для вас игра под названьем «Он – она». Прошу вас не зевайте, слова в стих мой добавляйте.

Он слон, она -…. Он лось, она - …. Он кот, она -….

Что ж, сыграем еще раз, обыграть хочу я вас.

Он морж, он - ….  Он заяц, она - …..  Он еж, она -….  Он бык, она -….

Подведение итогов конкурса.

Конкурс «Оживи гномов».

На мольберты вывешиваются иллюстрации гномов, выполненные в черно-белом изображении. Их нужно оживить, раскрасить ту часть портрета, которая написана на карточке. Карточки со словами: улыбка, борода, колпак, нос, брови, глаза.

-Посмотрите, какие гномы стали яркие , красочные. Они благодарят вас за такое волшебное превращение!

Подведение итогов конкурса.

 Конкурс «Сравни с животными»  (Закончить предложение).

За словами идут предложения. Вот матрешка еще больше.

На мольберте вывешиваются иллюстрации животных.

Сережа как лиса…хитрый.

Слава  как медведь… неуклюжий.

Кирилл как волк…голодный.

Егор как рыба  … молчаливый.

Миша как заяц   … трусливый.

Подведение итогов конкурса.

Конкурс «Пойми меня».

-Машу слушала мама. Кто говорил?

-Сережу ударил Рома. Кто драчун?

-Папу ждет дочка. Кто опаздывает?

-Папа шел впереди Вани. Кто шел сзади?

Подведение итогов конкурса.

Конкурс «Назвать фразеологизмы».

По иллюстрациям назвать устойчивые выражения.

- Две подружки, две Тамары … разводили  тары-бары.

-Бежать…сломя голову.

-Света сидит,… надув губы.

-Девочки сидят…бок о бок.

-Гоша …повесил нос.

-Миша…задрал нос.

Подведение итогов конкурса.

Подведение итогов соревнований между командами.

-Вот и закончилась наша встреча! Благодарю вас за глубокие знания русского языка. Старайтесь и в дальнейшем говорить красиво, четко, ясно. Берегите наш родной русский язык

Литература:

1.Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994.

2.Дыбина О.В. Что было до….М.:ТЦ Сфера, 2001.

3. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой .М.:ТЦ Сфера,1999.

4.Цуканова С.П., Бетц Л.Л .Речевые праздники и развлечения в детском саду. М. Гном, 2010.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию "Родной свой край, люби и знай"

Расширять и обогащать знание детей о своей малой родине - Алтайском крае...

Конспект занятия к Международному дню родного языка " Дарите добрые слова, от сердца чистого дарите!"

Конспект занятия к  Международному  дню  родного языка   " Дарите добрые слова, от сердца чистого дарите!"...

Беседа на тему: « Знай и люби свой родной язык»

laquo; Знай и люби свой родной язык» Цель:• Показать детям ценность родного калмыцкого  языка, его красоту, богатство,разнообразие через стихи, устное народное творчество....

Конспект занятия по речевому развитию «Родной свой край люби и знай» для старшей группы

Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств за родной край, где они живут, за свою малую Родину....

Конспект занятия - развлечения "Международный день родного языка"

Конспект занятия - развлечения«Международный день родного языка»      Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Обогатить духовный ...

Беседа-занятие на тему «Мой родной язык»

Беседа занятие на тему: «Мой родной язык»...

Конспект занятия на тему: "День родного языка"

Конспект занятия на тему: «День родного языка»Цель: актуализация знаний детей о родном языке, особенностях речевой системы русского языка.Задачи:- формировать понятие «родной я...