НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной коррекционной группе для детей с ОВЗ «Звуки [К], [К']. Буква К»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Нестерова Ольга Викторовна

Цель: закрепить чёткое произношение и различение звуков [К] и [К'], познакомить с буквой К.

Задачи:

1.Коррекционо –образовательные:

- упражнять детей четко артикулировать и произносить звуки К-Кь;

- познакомить с характеристикой и артикуляционным укладом звуков К-Кь ;

- закреплять умение детей дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости [к] - [к’];

- упражнять умение выделять последний и первый глухие согласные звуки К,Кь;

- познакомить с буквой К;

- познакомить с основными отличиями звука от буквы;

- совершенствовать умение проводить анализ и синтез обратных слогов АК, УК, ИК,

- упражнять умение преобразовывать слоги АК, УК, ИК  в прямые КА, КУ, КИ;

- выкладывать слова из букв разрезной азбуки.

- упражнять умение детей находить 4 лишний предмет, объяснять его несходство с остальными.

2. Коррекционно-развивающие:

- тренировать внимание, память, мышление.

- развивать правильный речевой выдох;

- развивать артикуляционный аппарат детей;

- развивать мелкую и общую моторики;

- развивать слуховое восприятие;

- развивать фонематические процессы (навыки звукового анализа),

 

- развивать графомоторные навыки (письмо буквы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._otkrytoe_itogovoe_nod_.docx33.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Ручеёк» р.п. Башмаково

НОД

по подготовке к обучению грамоте

«Путешествие в страну Букварию»

Группа: старшая коррекционная.

Учитель – логопед

О.В. Нестерова

первой квалификационной категории

2023 г.

апрель

Цель: обобщение программного материала по подготовке к обучению грамоте.

Задачи:

#1050;оррекционно – образовательные:

- актуализировать знания по темам: «Звуки», «Буквы», «Слова», «Предложения»;

- совершенствовать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов;

- совершенствовать умения делить слова на слоги;

- совершенствовать умения определять позицию заданного звука в словах;

- совершенствовать навык анализа предложений;

- закреплять умения различать единицы языка: звук, слог, слово, предложение;

- закреплять умения различать буквы на письме.

#1050;оррекционно-развивающие:

- развивать связную речь;

- развивать внимание, мышление, память;

- развивать зрительный гнозис и конструктивный праксис;

- развивать общую и мелкую моторики;

- развивать речевое дыхание, силу голоса;

- развивать фонематический слух;

- развивать артикуляционный аппарат.

#1050;оррекционно - воспитательные:

- воспитывать дружелюбие, ответственность, взаимопомощь, инициативность и самостоятельность, навыки сотрудничества.

Оборудование: презентация, видеоролик, аудиозапись, письмо от девочки Лёли, предметные и сюжетные картинки, наборы для составления схемы предложения и звуко-слогового анализа, индивидуальные карточки с заданиями, наборы дидактических игр «Звуковая гусеница», «Слоговой паровоз», «Домики», массажные мячи - Су Джок шары, индивидуальные зеркала, смайлики для рефлексии.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики, речевого дыхания, зрительной гимнастики, физкультминутки.

Ход НОД.

I. Организационный момент.

1. Мотивирующее начало. Сюрпризный момент.

(дети играют, звучит смс электронной почты)

СЛАЙД 2

- Дети, это что за звук, вы слышите?

- Нам пришло голосовое сообщение по электронной почте!

- Ой, какая – то девочка! Она хочет нам что - то сообщить, послушаем!

(Дети стоят полукругом на ковре смотрят на экран презентации)

ПИСЬМО: (Звучит голосовое сообщение)

«Здравствуйте, дорогие дети! Я девочка Лёля из волшебной страны Букварии. И живу я в замечательном, маленьком городе, жителей которого называют Буквы. Случилось так, что на наш город налетел сильный ураган. Всех жителей унесло ветром. Их домики опустели, а над городом сгустились черные тучи. Дети, я прошу вас о помощи! Для того, чтобы буквы смогли вернуться в свои дома, нужно разогнать тучи и отгадать название нашего города. Тогда над городом появится солнце и буквы снова смогут вернуться на свои места».

- Ну что, дети, поможем Лёле? (Дети: Поможем!)

- Мы отправляемся в волшебном путешествии на помощь буквам в страну Буварию!

- Ой, а как же мы можем добраться до страны Букварии? (самолет, воздушный шар, вертолет, корабль).

СЛАЙД 3

- Путешествие на корабле будет самым удобным. Смотрите, корабль уже ждет нас. Пройдите к кораблю. Занимайте места на палубе.

- На каждом корабле есть штурман, который управляет штурвалом (рулём) корабля. Макар будет штурманом и будет прокладывать путь к стране Буквария.

- Сели все поудобнее, выпрями спинки и приготовились завести мотор корабля, дррррр! Дрррр! Справились! (завести мотор (дррррр) (артикуляционная гимнастика),

- А теперь надуем паруса! Вдохнули глубоко носиком и выдохнули через ротик. И ещё раз подуем. Здорово! (дыхательная гимнастика),

- Полный вперед! Закройте глаза, представьте, как мы плывем!

(СЛАЙД 3. Фонограмма шум моря).

- Смотрите, вот и приближается страна Буквария.

- Штурман, стоп корабль, опустить якоря!

(Дети сходят с корабля по трапу)

- А вот и город, который надо спасти.

- Подойдём, потихонечку, на цыпочках к городу.

- Как темно. И правда город весь в тучах. Как их много!

(Дети встают в круг на ковре перед презентацией)

СЛАЙД 4

- Посмотрите, тучи не простые! На каждой туче цифра. Это количество заданий, которые нам нужно выполнить.

- Дети, посчитаем, сколько тучек.

- Макар, сколько посчитал тучек? (6)

- Значит сколько предстоит выполнить заданий? (6)

- И так, готовы? (Да!)

- Слушайте первое задание: надо отгадать загадки. Чтобы отгадать загадки, нужно очень внимательно слушать!

II. Основная часть.

1 задание (1-ая тучка)

Д/И «Доскажи словечко, отгадай загадку».

(Развитие речевой активности детей, логического мышления, слухового внимания, чувства ритма).

Загадки:

- Один мягкий и свистит

Другой твёрдый и шипит

Третий вовсе запоёт

Хоть кто его произнесёт… (звук).

- Какие звуки речи бывают? (Гласные и согласные)

- Назовите гласные звуки?

- Назовите согласные звуки?

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?

- Следующая загадка:

Черные птички на белой страничке

Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).

- Вспомните, чем буквы отличаются от звуков?

(Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим.)

- Сначала я никак не мог

Прочесть с двух букв

Свой первый… (слог).

-Звук я к звуку подберу

И его произнесу

Если буквы в ряд сложу

То его потом прочту (слово).

- Много слов я соберу

Меж собой их подружу

Понятным будет изложение

То получу я (предложение).

- Отгадали все загадки! Задание выполнено. Первая тучка превращается в белое облако.

СЛАЙД 5 (Звучит волшебная музыка)

- Смотрите, а вот и первая буква названия города!

(Появляется буква в бумажном формате и кладу её на поднос).

- Назовите её. (Буква А)

- Будем собирать буквы на поднос.

- Молодцы!

2 задание – (2-ая тучка)

Д/И «Домики». (Формировать навыки у детей определять место заданного звука в слове, опираясь на громкое проговаривание).

- Чтобы справиться со вторым заданием, предлагаю пройти за столы.

(На столе у каждого ребёнка лежит картинка, на оборотной стороне написана буква. Ребенок определяет место заданного звука в слове - названии картинки. На доске макет з-х домиков, символизирующих начало, середину и конец слова Дети по очереди выходят к доске и «заселяют» свои картинки в домики, в зависимости от места заданного звука в слове).

С- (определить место звука С в слове собака)

- Дети, определите позицию звука С в слове и поселите слово-картинку в нужный домик. Если звук в начале слова -1дом, в середине слова-2 дом, в конце слова- 3 дом (Картинки по количеству детей: собака, снежинка, лиса, собака, глобус, ананас, лист, слон)

- Полина, выходи, назови картинку и определи, где находится звук С в твоем слове?

(В слове слон звук С находится в начале слова, поселю картинку в первый дом.)и т.д.

- Все правильно справились с задание! Горжусь вами! Задание выполнено.

СЛАЙД 6 (Звучит волшебная музыка)

- А вот и вторая чёрная тучка исчезла!

Смотрите, ещё одна буква.

(Появляется буква в бумажном формате и кладу её на поднос).

- Назовите её. (З)

3 задание (3-ая тучка)

Д/И «Звуковая гусеница»

(Развитие фонематического слуха, последовательного звукового анализа с опорой на фишки, совершенствование навыка звукобуквенного анализа и синтеза слов)

(У каждого ребенка на столе звуковая гусеница, состоящая из головы и кругов 3х цветов. Красные круги символизируют гласные звуки, синие круги – твердые согласные звуки, зеленые круги – мягкие согласные звуки)

- Дети, следующее задание от третьей черной тучи непростое. Но я верю, что вы справитесь! Сначала отгадайте загадку:

«Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.» (Книга)

- Правильно!

- Нам нужно собрать звуковую гусеницу слова КНИГА.

(Дети выполняют звукобуквенный анализ слова КНИГА. Работа проводится совместно. Один ребенок работает у доски, остальные на местах)

- Посмотрите, правильно Макар выполнил звуковой анализ слова книга?

- Сравните у себя,

- А теперь проверьте друг у друга.

- Молодцы! Задание выполнено. А вот и появилась третья буква.

СЛАЙД 7 (Звучит волшебная музыка)

- Третья тучка ушла и появилась белое облако!

- А вот и третья буква!

(Появляется буква в бумажном формате и кладу её на поднос).

Назовите её. (Буква Б)

Пальчиковая гимнастика. (Около столов)

Игра с массажным мячем - Су Джок шар.

(Развитие мелкой моторики пальцев рук)

- Дети, наше путешествие продолжается. Я предлагаю вам немного отдохнуть.

- Возьмите шары су – джоки и разомнём наши пальчики!

(Дети сидят на стульчиках. Логопед раздает Су Джок шары. Движения кольцами шара выполняются в соответствии со словами)

Здравствуй, мой любимый мячик! —

Скажет утром каждый пальчик.

(Прокатывать мяч вверх-вниз между двумя ладонями. Затем делается массаж каждого пальца пружинками мяча).

Это - пальчик мой большой,

Он с широкою душой.

Это - указательный,

Умный и внимательный.

Этот - пальчик средний,

Выше, чем соседний.

Этот - безымянный,

Он немножко странный.

И мизинчик маленький,

Смелый да удаленький.

- Чудесно! А теперь отдохнут наши глазки!

Зрительная гимнастика

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем

- Дети, готовы к следующим испытаниям?

4 задание (4-ая тучка)

Д/И «Найди букву» (Развитие усидчивости детей, зрительного внимания и памяти).

- Задание четвёртой тучки: у каждого у вас карточки с буквами, надо обвести в кружок только гласные буквы. Возьмите красный карандаш, приступайте.

(Каждому ребенку дается карточка, на которой написаны гласные и согласные буквы, красный карандаш. Ребенку предлагается найти и обвести в кружок все гласные буквы)

- Дети, дружно пропоём гласные звуки, которыми обозначаются гласные буквы.

- Здорово пропели! Задание выполнено.

(Звучит волшебная музыка)

СЛАЙД 8

- Ещё одна чёрная тучка исчезла!

(Появляется буква в бумажном формате и кладу её на поднос).

- Ой, а вот и четвёртая буква.

- Назовите её. (у)

5 задание (5-ая тучка)

Д/И «Слоговой паровоз»

(Развитие фонематического слуха, навыков деления слов на слоги, определение количества слогов в слове)

- Задание пятой тучки!

- Дети, перед вами слоговой паровоз. Его вагоны с одним-, двумя-, тремя-, четырьмя окнами. На столе перед доской лежат картинки. Вы поочереди подходите к доске и в зависимости от количества слогов в слове, рассаживаете картинки в соответствующие вагоны паровоза, и тогда он сможет отправиться в путешествие.

- Как мы определяем количество слогов в слове? (Сколько гласных звуков, столько и слогов в слове. Количество слогов определяется «прохлопыванием» слова, «протопыванием» слова).

- Молодцы! Задание выполнено.

(Звучит волшебная музыка)

СЛАЙД 9

- А вот и пятая чёрная тучка исчезла.

(Появляется буква в бумажном формате и кладу её на поднос).

- Смотрите пятая буква!

- Назовите её. (к)

6 задание (6-ая тучка)

Д/И «Составь схему предложения. Объясни пословицу»

(Совершенствование навыка анализа предложений, развитие лексических элементов речи, совершенствование грамматического строя, расширение и актуализация словаря, развитие связной речи.)

- Вот мы с вами и добрались до последнего, шестого задания. Нам нужно объяснить смысл пословицы и выложить её схему.

(У каждого ребенка на столе схемы предложения. Дети работают на местах, один ребенок у доски).

- Как вы понимаете эту пословицу «Знания лучше богатства»?

(Значит, что знания очень важны - лучше много знать, чем быть богатым).

- Максим схему пословицы выполняет

(Дети выполняют схему предложения.)

- Прекрасно справились и с этим заданием!.

(Звучит волшебная музыка)

СЛАЙД 10.

- И шестая чёрная туча исчезла!

- А вот и появилась шестая буква.

(Появляется буква в бумажном формате и кладу её на поднос).

- Назовите её. (А)

Слайд 11.

(На слайде вместо чёрных туч появляется солнце)

- Дети, посмотрите, все тучи рассеялись и над городом выглянуло солнце! Я предлагаю вам встать и поприветствовать его.

«Солнце вышло из-за тучки,

Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)

Руки в стороны потом

Мы по шире разведём.»(Потягивания — руки в стороны.)

- Посмотрите, мы с вами разогнали все тучи, выглянуло солнышко! Но что-то не все жители возвращаются в свои дома.

- Что же мы забыли?

- Нам нужно еще отгадать название города, сфотографировать название и отправить девочке Лёле. И тогда жители вернуться в него!

- Дети, пройдите на ковёр к ватману. Соберите из букв название города. Приклейте буквы, солнышко, облако.

(Дети берут буквы и прикрепляют на ватман

- Прочитайте как называется город? (АЗБУКА)

- Правильно!

- Скорее сфотографируем! (Фотографирую)

- Отправляем фотографию.

- Ну, а нам пора возвращаться в детский сад. Пока мы плывём, наше сообщение придёт девочке Лёле.

- Проходим все на корабль. Штурман за штурвал.

(Дети садятся в корабль.)

Слайд 12. Звучит фонограмма шум моря

III. Итог НОД. Рефлексия.

- Вот мы и вернулись!

Слайд с 13

(Звучит смс - музыка, появляется на экране девочка Лёля)

Звучит фонограмма голоса девочки Лёли)

«Спасибо вам ребята, что вы спасли мою страну и её жителей.

Я желаю вам друзья делать добрые дела.

И дружить, и дорожить,

И добро всегда творить!»

- Мы очень рады, что помогли!

- Дети, вот и засияло солнышко в стране Букварии, над городом под называнием Азбука. Оно будет согревать своим теплом жителей – буквы.

- Наше путешествие подошло к концу

- Что вам больше всего понравилось? Что вызвало затруднение?

- Молодцы, справились со всеми заданиями, потому что были настоящей, дружной, командой.

- А, что это такое? Какой - то красивый сундучок? Сюрпризы ещё не закончились! Интересно, что в нём? Откроем!

- Да это же сюрприз от жителей страны Букварии! (Конфеты медальки)

- Благодарю вас всех и очень вами горжусь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарный тематический план коррекционной непосредственной образовательной деятельности по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР на 2016 - 2017 учебный год

Перспективный план демонстрирует последовательность изучения звуков и букв на занятиях по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР II-III уровень). Содержит цели и ...

Календарный тематический план коррекционной непосредственной образовательной (проектной) деятельности по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте в средней группе для детей с ТНР на 2020- 2021 учебный год I период обучения (сентябр

Разработала календарный план по фыормированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте на первый период( сентябрь-ноябрь) с указанием програмного содержания занятия и указанием использования ...

Календарный тематический план коррекционной непосредственной образовательной (проектной) деятельности по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте в средней группе для детей с ТНР на 2020- 2021 учебный год 2 период обучения (декабрь

Для обеспечения речевого и личностного развития детей с ТНР составляется календарно-тематический план по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте. Подбор тем определяется сезонно...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе ""Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч-щ""

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа)Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.Программное содержание.Образовательные зада...

Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической группе на тему: «Знакомство с звуком Л, Ль. Буквой Л.»

Данный конспект познакомит дошкольников с новыми звуками и буквой. Научит правильно произносить звук , дифференцировать его на слух и в произношении, пополнить словарный запас детей словами с изу...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР. Тема: Звук «О»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР.Тема: Звук «О»Цель:1. Познакомить детей со звуком «О» и его символом.2. Учить правильно произ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР. Тема: Звук «О»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР.Тема: Звук «О»Цель:1. Познакомить детей со звуком «О» и его символом.2. Учить правильно произ...