Консультация для родителей: «Использование приемов мнемотехники при формировании правильного звукопроизношения у дошкольников»
консультация по логопедии

Морозова Марина Анатольевна

 

В последнее время в нашей стране наблюдается увеличение числа детей, имеющих речевые нарушения. Наиболее распространенными недостатками речи у дошкольников являются различные виды нарушений произношения речевых звуков. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Использование приемов мнемотехники при формировании правильного звукопроизношения у дошкольников»

  • последнее время в нашей стране наблюдается увеличение числа детей, имеющих речевые нарушения. Наиболее распространенными недостатками речи у дошкольников являются различные виды нарушений произношения речевых звуков. Исследования последних свидетельствуют о том, что чисто возрастные своеобразия звукопроизношения, являющиеся нормой его становления, наблюдаются теперь лишь в 22,4 % всех случаев, тогда как все остальное приходится на его патологические формы, которые не могут пройти с возрастом. И именно по этой причине в первые классы школ теперь поступают свыше 52% детей с дефектами звукопроизношения. При этом отмечается, что часто изолированно звук произносится правильно, то в спонтанной речи ребенок всё равно произносит его неверно. Но овладение правильным звукопроизношения является одним из ключевых звеньев подготовки к успешному обучению в школе. Следовательно, существует необходимость целенаправленного формирования у детей правильного звукопроизношения именно на этапе дошкольного детства.

Логопеды, воспитатели и родители, уделяя внимание работе по автоматизации поставленных звуков, сталкиваются с проблемой потери интереса ребенка к логопедическим занятиям, так как многократное повторение речевого материала в этот период становится скучным, длительным, и приводит к утомлению ребенка.

Всё это требует от нас поиска эффективных приемов автоматизации, которые решат проблему отсутствия мотивации у детей, и позволит разнообразить средства, предъявляемые ребенку.

Одним из эффективных приемов является мнемотехника. Выбор этой технологии обусловлен тем, что в дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Такая технология как мнемотехника, которая не требует особых условий для использования, органично вписывается в любое логопедическое занятие

  • в работу родителей по закреплению правильного звукопроизношения детей дома.

Мнемотехника  система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, путем образования дополнительных ассоциаций, организуя учебный процесс в виде игры. Требования к работе с приёмами мнемотехники

  • Знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям.

  • Знаки и символы должны отображать обобщенный образ предмета.

  • Знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие.

  • Замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.

По структуре использования мнемотехники в работе выделяют:

Мнемоквадрат - это картинка в изображении которой, зашифрован или

перекодирован один предмет, или определенное событие, или явление. Мнемодорожка - это часть мнемотаблицы. Она состоит из 3-4 элементов

  • несет в себе обучающую информацию, но в небольшом количестве. Мнемотаблица - это таблица, разделенная на определенное количество

квадратов, каждый из которых содержит схематическое изображение букв, цифр, предметов, персонажей сказки, явлений природы, некоторые действия, она несет смысл целого текста.

Суть мнемосхем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематически. Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Работа по формированию правильного произношения звуков с помощью мнемотехники включает в себя несколько этапов, на каждом из которых используются мнемосхемы.

Артикуляционная гимнастика с опорой на мнемосхемы (все упражнения даны в игровой форме, поэтому вызывают у детей желание

  • интерес их повторить, выполняются перед зеркалом с предложенным детям комплексом мнемомоделей)

Этап постановки звука. Правильное артикуляция звука, уточненная при помощи наглядной модели, улучшает качество приёма и воспроизведения звука.

Слушание звука и «видение» правильной артикуляции с помощью моделей - начало активного развития у детей собственных произносительных навыков. Применение моделей при постановке звуков, независимо от вида речевых нарушений, помогает ребенку осмыслить процесс постановки звука

  • быть не просто пассивным исполнителем воли взрослого, а активным участником. Модель служит наглядной опорой, постоянно «напоминает» артикуляцию непроизносимого звука.

Использование мнемотаблиц на занятиях позволяет формировать у детей представление о положении органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствующей его характеристике.

Этап автоматизации звука.

  • коррекционной работе по автоматизации звуков подбираются небольшие стихотворные тексты, содержащие данный звук. Затем при помощи простых и доступных для восприятия ребёнка символов рисуются мнемотаблицы. Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают материал. Этап автоматизации звуков проходит намного быстрее, интереснее и результативность коррекционной работы возрастает, т.к. повышается объем зрительной и вербальной памяти, улучшается распределение и устойчивость внимания, активизируется мыслительная деятельность детей.

  • Автоматизация звука в слогах.

  • Автоматизация звука в словах, словосочетаниях и предложениях.

  1. Назови все предметы по порядку «змейкой»

2.Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например: у кРаба – Роза, у воРоны – сыР и т.д. (картинки подобраны парами: живой предмет – неживой предмет).

3.Раскрась живые предметы в красный цвет, неживые предметы – в серый цвет. Показывай и называй баРан – кРасный, аРбуз – сеРый, воРона - кРасная и т.д.

4.Назови, что находится в правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету;

  • нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету; между ... , над ... , под ... , и т.д. (задание может быть любой сложности).

  • Чистоговорки

При работе с мнемотаблицами дома, родителям необходимо соблюдать следующие этапы:

  1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  2. Перекодирование  информации,  т.е.  преобразование  символов  в

образы.

  1. Воспроизведение информации (сказки, рассказа, стихотворения) с опорой на символы (образы), соблюдая последовательность, т.е. отработка метода запоминания.

  1. Самостоятельное заполнение мнемотаблицы графическим изображением речевого материала, если на занятии с логопедом она не была составлена.

Как показывает опыт работы педагогов по применению приёмов мнемотехники, у детей отмечается положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением; ускорение сроков автоматизации звуков; заметно повышается объём зрительной и вербальной памяти; улучшается распределение и устойчивость внимания; активизируется мыслительная деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для логопедов "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников с ОНР"

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников ...

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения».

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения у дошкольников»

laquo;Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения у дошкольников»....

Консультация для воспитателей ДОУ "Артикуляционная гимнастика - основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников"

В данном материале говорится о причинах нарушения звукопроизношения. Здесь можно узнать почему так важно делать артикуляционную гимнастику с детьми. на какие группы делятся артикуляционные упражнения,...

Консультация для родителей: «Использование приемов мнемотехники при развитии связной речи у детей дошкольного возраста».

Развитая связная речь является важным условием успешной подготовки к школе.Одним из эффективных, но мало используемых педагогами, средств развития связной речи выступают мнемотаблицы.Задачи мнемотехни...

Консультация Тема: «Использование артикуляционных сказок при формировании правильного звукопроизношения»

     Упражнения артикуляционной гимнастики должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество  их выполнения. Но часто быва...

Консультация для родителей: «Использование приемов мнемотехники при формировании правильного звукопроизношения у дошкольников»

звукопроизношения, являющиеся нормой его становления, наблюдаются теперь лишь в 22,4 % всех случаев, тогда как все остальное приходится на его патологические формы, которые не могут пройти с возрастом...