Конспект логопедического подгруппового занятия " Играем в школу"
план-конспект занятия по логопедии
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия " Играем в школу"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_igraem_v_shkolu_2.docx | 414.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радуга», с. Мамонтово
Конспект подгруппового логопедического занятия
с детьми 6-7 лет с ФФНР, имеющими проявления дизартрии
Тема: Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях.
«Играем в школу»
Разработала: учитель – логопед, Т.М. Хватик
Мамонтово, 2024г
Аннотация.
Занятие разработано на завершающем этапе коррекционного процесса по введению в активную речь звука Л у детей, имеющих нарушения тонуса мышц лица, шеи и артикуляционного аппарата. Автоматизация звуков у этих детей проходит сложнее и, как правило, затягивается на более длительное время. В данное занятие включены приемы нейростимуляции с целью повышения эффективности коррекционного воздействия для успешной автоматизации звука.
Цель: продолжать автоматизировать звук [Л] в словах и предложениях;
учить составлять предложения из 4-х слов с опорой на схему, выделяя предлог в предложении.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- уточнять представление об артикуляционном укладе и акустических признаках звука [л];
- закреплять правильное произношение звука [л] в словах и предложениях;
- учить составлять простые распространенные предложения с предлогом, используя схемы.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие и слуховое внимание;
- развивать мелкий и артикуляционный праксис;
- развивать речевое дыхание;
- формировать коммуникативные и учебные навыки.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать самоконтроль;
- способствовать повышению мотивации к обучению в школе.
Оборудование: карточки психогимнастики, артикуляционное «Дерево» по Е.Ф.Архиповой; сюрпризная коробка; карточки со схемами места звука в слове, картинки ( раздаточные и демонстрационные) на звук Л; модели слов для составления предложений на магнитах; слоговая « тропинка»; указка.
Предварительная работа: знакомство детей с игрой «Уборка», домашнее задание ( заучивание чистоговорок на звук Л), беседы о школе; изготовление необходимых атрибутов.
Методы и приемы, используемые в ходе занятия:
1. Словесные:
- беседа, комментарий, разъяснение, чистоговорки,
- методы повышения познавательной активности (вопросы, повторения, экспериментирование),
- методы повышения эмоциональной активности (игровые и воображаемые ситуации).
2. Наглядные:
- картинки,
- схемы,
- показ.
3. Практические:
- упражнение,
- моделирование,
- игры.
Ход занятия
Организационный этап.
Дети заходят в зал, где расставлены столы, магнитная доска.
Учитель-логопед предлагает послушать стихотворение В. Берестова
Кто чему научится
Чему первым делом
Научится кошка?
— Хватать!
Чему первым делом
Научится птица?
— Летать!
Чему первым делом
Научится школьник?
— Читать!
- Л.: Вы согласны с автором? Скажите, а можно сейчас назвать вас школьниками? А почему? ( дети дают ответы - объяснения)
( в ходе беседы логопед утрированно произносит звук Л во всех словах )
II. Основная этап.
( организация на образовательную деятельность)
-Л.: Сегодня мы с вами проведем необычное занятие. Я предлагаю поиграть в школу!
-Л.: Роль учителя, с вашего позволения, я возьму на себя? Тогда вы - кто?
-Д.: Ученики (школьники)
- Л.: Хорошо!
- Л.: Как называется занятие в школе?
- Д.: Урок!
- Л.: Как называется комната в школе, где проходит урок для группы школьников?
- Д.: Класс!
- Л.: Давайте сейчас, чтобы настроиться на активную работу, выполним упражнение « Не перепутай». ( Упражнение на концентрацию внимания: правой рукой прикоснуться левого уха - левую руку положить на голову; левую руку положить на правое плечо – пальцами правой руки взяться за нос и т. п.)
- Л.: Прошу пройти в класс и занять свои места за столами согласно вашим бейджикам. (на бейджиках картинки на звук Л, на стульях такие же) Садимся спокойно, не торопясь, не двигая излишне стульями, помните, вы сейчас – ученики! Сели и сразу приняли « позу школьника»! Спасибо!
- Л.: Давайте уточним: « Ты сел на стул, с какой картинкой? Ответь полным предложением». ( каждый ребенок дает ответ) И, так, мы начинаем урок!
Образовательная деятельность
1. Пальчиковая гимнастика.
- Л.: У вас на столах лежат карточки с упражнениями для пальчиков, вы хорошо с ними знакомы. Необходимо выполнить упражнения совместно с соседом по парте, будьте внимательны, не спешите, вы должны вместе начать упражнение и вместе его закончить! ( нейрогимнастика для кистей рук. Повторить 3 раза )
- Л.: Молодцы! Ребята, должна вам напомнить правила поведения учеников на уроке: на вопрос учителя нельзя выкрикивать ответ, если тебя не спросили; хочешь ответить – подними руку; не разговаривай с соседом по парте. Ну, а сейчас посмотрим на доску! Что это?
- Д.: (подняв руку): Артикуляционное дерево!
( « Дерево» по системе Архиповой )
2. Артикуляционная гимнастика.
Л. – Сейчас выполним гимнастику для губ! Начинаем со ствола и двигаемся по короткой ветке. ( выполняются упражнения: « Заборчик», «Окно», «Трубочка», «Заборчик» - «Трубочка»)
-Л.: К каким звукам мы добрались?
- Д.: К гласным звукам! (дети, выполнив упражнения для губ, утрированно произносят гласные звуки с элементами биоэнергопластики )
- Л.: Возвращаемся к началу ствола и поднимаемся вверх по другой ветке! Я называю упражнение, а вы его правильно выполняете, помогая руками. ( приемы нейрокоррекции ).
- Л.: Ребята, к какому звуку мы поднялись?
- Д.: [Л]
- Л.: Верно, сейчас мы будем работать со звуком Л.
3. Закрепление произношения звука Л в слогах и словах.
- Л.: Выполним упражнение « Повторюшка»
( логопед произносит слоги: ЛА, ЛО, ЛЫ, ИЛ, ЕЛ, ЕЛ, ЛУ, ОЛ, дети повторяют отхлопывая ладонями каждый слог; логопед произносит слова ЛАМПА, ЛУК, ЛУНА, САЛАТ, ПАЛАТКА, ПЛОТ, МАЛЫШИ, дети проговаривая слова, отхлопывают слоги, приложив ладони к столу )
- Л.: Поиграем в игру «Доскажи словечко».
(у детей на столах карточки – картинки, логопед произносит чистоговорки на звук Л, а дети индивидуально договаривают последнее слово, называющее его картинку в соответствии с текстом)
-Л.: Молодцы! Вы сегодня очень внимательны!
-Л.: Посмотрите, ребята, какая у меня красивая коробка! ( на коробке изображение Старичка Речевичка - дидактической игрушки логопедического кабинета ) Вы догадались, кто ее здесь оставил?
- Д.: Старичок-Речевичок!
- Л.: Старичок-Речевичок приготовил для вас задания. Посмотрим, что сегодня он придумал?
(В коробке раздаточный материал: картинки на звук Л; карты со схемами места звука в слове; схемы слов для составления предложений; картинки для игры « Доскажи словечко»)
4.Упражнение « Найди место звука в слове»
- Л.: ( раздаю конверты) Ребята, у каждого из вас конверт с необходимым материалом для следующего задания. Будем определить место звука [Л] в словах, называющих ваши картинки. Выполнив задание, проверьте друг у друга. Схемы нам хорошо знакомы, приступаем к выполнению.
-Л.: Если все справились, давайте проверим правильность выполнения задания. (дети называют индивидуально слово и место звука л в нём)
5. Динамическая пауза .
- Л: Школьники во время урока делают гимнастику, я предлагаю вам тоже отдохнуть! Сейчас аккуратно выходим из-за столов, отходим на вытянутые руки. Будем рассказывать стихотворение «Уборка» и показывать его движениями. Движения выполняем чётко, не торопясь! Все звуки Л в словах проговариваем правильно. Стараемся все делать синхронно, т.е. вместе. Для этого нужно очень внимательно следить за движениями товарищей: не спешите и не отставайте. ( словесная игра с элементами биоэнергопластики)
Уборка.
До вечерней поры (поднять руки, медленно опустить)
Мыла Лола полы. (наклониться вперёд, раскачивающие движения руками вперёд-назад)
А когда убралась, (вытереть пот со лба)
Села, чаю напилась. (присесть на корточки и имитировать чаепитие)
- Л.: Спасибо, молодцы! Присаживайтесь за столы также спокойно, не создавая шума!
7. Работа с предложением.
Мы знаем, что люди общаются с помощью слов, а из слов мы составляем предложение, чтобы передать правильно и понятно информацию.
Уточняем, что такое предложение? ( индивидуальные ответы детей)
Исследование:
- Л.: Послушайте и скажите, что я произнесла?
ЛО - это что?
- Д.: слог
- Л.: ЛАПА - это что?
-Д.: слово
- Л.: Мила моет полы. – Это что?
- Д.: Предложение.
( на доску помещаю картинку белки, сидящей на ветке)
- Л.: Ребята, мы с вами знаем, предложение можно изобразить схемой. Нужно составить предложение по картинке из 2-х слов по схеме.
( на доске выкладывается схема на магнитах, уточняем правильность составления схемы: первое слово- с уголком, между словами интервал, в конце предложения - точка )
- Л.: Далее составьте предложение их 3- х слов.
( на доске выкладывается схема на магнитах)
- Л.: Сейчас послушайте мое предложение и скажите, сколько в нем слов.
Белка сидит на ветке. ( обращаю внимание на маленькое слово ( предлог), которое указывает место нахождения предмета, знакомимся с моделью изображения предлога на схеме)
- Л.: Это предложение мы составим вместе. ( вызываю ребенка выложить первое слово, затем каждый выходит и продолжает схему дальше) Анализ предложения
- Л.: НУ, молодцы ребята! Мы сегодня с вами составляли предложения из 4-х слов с маленьким словом (предлогом). Предлагаю еще раз повторить правило составления схемы предложения.
( первое слово- с уголком, между словами интервал, в конце предложения – точка)
8. Игра « Исправь предложение»
- Л.: Ребята, в предложении каждое слово стоит на своем месте. В коробке от Старичка - Речевичка лежит открытка с написанными предложениями. Послушайте !
Халат надел маму.
На белке сидела ёлка.
Флажок махал Павлом.
Стол поставили на лампу.
Стул укатился под клубок.
- Д.: ( дети индивидуально исправляют неправильно составленные предложения )
- Л.: Что произошло с предложением, когда в нем слова перепутались?
- Д.: (варианты ответов)
- Л.: Совершенно верно! Тем самым мы доказали - чтобы передать какую-то законченную мысль, необходимо в предложении правильно, логично проговаривать слова друг за другом. Иначе получится небылица.
- Л.: Теперь мы должны проверить ваше домашние задание.
- Д.: (проговаривают чистоговорки на Л, выученные с родителями)
- Л.: Спасибо! Наш урок окончен! Выходим из-за столов. Ребята, возвращаться в группу мы с вами будем по необычной тропинке. Двигаться мы должны, выполняя определенные правила. Тропинка из разноцветных прямоугольников с изображением звуков Л и гласных. И так, внимательно слушаем: начинаем движение с левой ноги, ведь мы читаем и пишем слева на право, наступаем на левый прямоугольник с изображением звука, затем правой ногой на правый прямоугольник, проговариваем получившийся слог. Следим при этом за правильным произношением звука Л.
III. Рефлексия.
Ну, вот мы и вышли из воображаемого класса.
Что же вы расскажете друзьям, воспитателю?
С каким звуком мы с вами на уроке работали?
Вы почувствовали себя школьниками?
А вам трудно было выполнять правила поведения на уроке?
Захотелось ли вам в школу?
( рассуждения детей)
- Л.: Ну, спасибо, ребята! Мы уже в реальности и нам пора в группу.
Дидактическое обеспечение занятия.
1. Нейрозарядка для ручек и пальчиков.
2. Артикуляционная гимнастика « Дерево» по методике Е. Архиповой
3. Упражнение « Найди место звука в слове»
4. Игра « Доскажи словечко»
5. Составление схемы предложений.
Картинка и модели на магнитах.
6. Упражнение « Исправь предложение»
7. Слоговая нейродорожка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического подгруппового занятия "Путешествие на Луну" (совместно с родителями)
Конспект логопедического подгруппового занятия (совместно с родителями) Цели: Помимо работы над звукопроизношением - закреплять обобщающие понятия - расширять активный словарь - Формировать и ...
Конспект логопедического подгруппового занятия по развитию мелкой моторики рук "Зимние игры для пальчиков"
Конспект подгруппового занятия по развитию мелкой моторики рук в старшей логопедической группе "Зимние игры для пальчиков"...
Конспект логопедического подгруппового занятия по автоматизации и дифференциации сложных звуков.
Данное занятие включает все необходимые части логопедического занятия для правильной актоматизации и дифференциации сложных звуков соблюдая принцип "от простого к сложному". Этот процесс долгий, поэто...
Конспект логопедического подгруппового занятия по формированию грамматического строя речи на тему: «Детеныши домашних животных. Предлоги ЗА, ПОД» для детей средней группы с ОНР
Цель: учить понимать предлоги «ЗА», «ПОД» в рамках лексической темы «Детеныши домашних животных»....
Конспект логопедического подгруппового занятия по формированию связной речи на тему: «Одежда. Развитие диалогической речи» для детей средней группы с ОНР.
Цель: развитие диалогической речи детей в рамках лексической темы «Одежда»...
Конспект логопедического подгруппового занятия "Дифференциация твердых и мягких звуков М и Мʼ"
Конспект логопедического подгруппового занятия для детей с ТНР подготовительной к школе группыТЕМА: Дифференциация твердых и мягких звуков М и Мʼ...
Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».
Цели занятия:1. уточнение артикуляции и закрепление правильного произношения звуков Р-Рь в речи;2. различение (дифференциация) звуков Р-Рь в слогах, словах и предложениях;3. совершенствование навыков ...