Конспект логопедического подгруппового занятия по автоматизации и дифференциации сложных звуков.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Данное занятие включает все необходимые части логопедического занятия для правильной актоматизации и дифференциации сложных звуков соблюдая принцип "от простого к сложному". Этот процесс долгий, поэтому используются различные методы и приёмы из технологии М.Монтессори "Шумящие коробочки", "Шершавые буквы", "Письмо на манке", а также собственный авторский материал "Звуковые дорожки", ""Волщебная дощечка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.docx | 129.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: СЛОЖНЫЕ ЗВУКИ
« Автоматизация и дифференциация звуков [Ш] [Ж]»
Программное содержание:
1. Развитие слухового восприятия звуков Ш-Ж.
2. Закрепление произношения звуков Ш – Ж изолированно, в слогах, словах.
3. Упражнения на правильное дыхание, в произношении слов тише, громче.
4. Развитие пространственной ориентировке.
5. Учить делать звуковой анализ и синтез слов.
6. Воспитание доброжелательны отношений в семье, любви к близким.
7. Развитие тонких ручных действий.
Оборудование: «Шумящие коробочки», зеркало, «Звуковые дорожки», «Шершавые буквы», лоточки с манкой, «Волшебные дощечки», касса букв, магнитный разноцветный шар.
Ход занятия:
1. Оргмомент.
Л.: Дети, сегодня очень интересное занятие. У нас в гостях сложные звуки, А чтобы научиться их слышать нам в этом помогут «шумящие коробочки». Мы будем вести разговор о сложных звуках. Будьте внимательны.
2. Слуховое восприятие
Л: По очереди пошумите, и найдите одинаково звучащие коробочки.
Д. Звук моей коробочки, такой же, как у Насти.
Л.: Займите свои рабочие места, спинка прямая, ушки слушают, глаза смотрят на меня. Послушайте слова и найдите общий звук. ( шапка, шишка, штаны)
Д.: Звук Ш
3. Артикуляция звука.
Л: Возьмите зеркало. Ещё раз произнесём этот звук . Ш-Ш-Ш
Л.: Что происходит с губами ?
Д: Губы вытягиваются трубочкой.
Л: Где находится язык?
Д: Язык поднимается вверх.
Л: Правильно, Звук Ш- согласный, потому что при его произнесении воздух встречает преграду.
Но у звука Ш имеется родственный звук Ж. Произнесём его.
Л.: Что происходит с губами ?
Д: Губы вытягиваются трубочкой.
Л: Где находится язык?
Д: Язык поднимается вверх.
Л.: Подумайте , что общего у этих звуков ?
Д.: Артикуляция, подъём языка, его положение, есть преграды.
Л.: Если есть преграда то какой звук Ж ?
Д.: согласный
Л: А чем они отличаются , я расскажу секрет. Звуки можно чувствовать.
Л.: Ладошку приложите к горлышку. Произнесём Ж. Что почувствовала Ваша ладошка ?
Д.: Вибрирует, дрожит.
Л.: А точнее звенит. Поэтому звук Ж – согласный и звонкий, а звук Ш – согласный глухой.
4. Работа над дыханием.
Л.: Возьмите карточки, прочтите звуки. ( каждый читает свою схему)
Л.: А теперь поиграем в « Шуршалку» и «Жужжалку», следите за дыханием наберите больше воздуха. Послушайте меня . ( читаем «Звуковые дорожки»)
5. Фонетическая ритмика. Произношение звуков в слогах.
Л.: Дети у звуков Ш и Ж много друзей. Встаньте с правой стороны стула, расскажите и покажите их. И.п. руки перед собой.
ША ЖА Поем звук Ш со звукам А раскрываем ладони
ШО ЖО Поем звук Ш со звуком О закрываем ладошки вверху как колечко
ШУ ЖУ Поем звук Ш со звукам У вытягиваем в трубочку губы и
указательными пальчиками делаем прямую дорожку
А теперь споем тоже со звуком Ж, чтобы он не обиделся.
Не забываем, что руки у нас вибрируют.
Сядьте
6. Знакомство с буквами Ш, Ж ( элементы технологии М.Монтессори)
Л.: Ребята звуки мы слышим и произносим. Каждый звук обозначается буквой.
Звук Ш – вот такой буквой похожа на расчёску.
А звук Ж – вот такой буквой похожа на жука. Возьмите карточку с шершавой буквой, обведите её двумя пальцами
( указательным и средним) .А потом попробуйте прописать их на манке.
Проверьте друг друга
Л.: Дети буквы можно не только прочитать, почувствовать пальцем, но даже построить. И поможет нам в этом «Волшебная дощечка»
7 Пространственная ориентировка.
.Игра « Волшебная дощечка» ( собирание букв из резинок) Выполняют инструкцию логопеда..
Возьмите волшебные дощечки и попробуйте из резиночек сделать буквы.
Будьте внимательны:
- левой рукой находим левый верхний угол, пальчиками захватываем гвоздик, правой рукой берем резинку и надеваем на гвоздик, натягиваем резинку в нижний левый угол.
- левой рукой держим гвоздик , берем правой рукой еще одну резинку и протягиваем в нижний правый угол. Левая рука держит гвоздик в нижнем правом углу.
- берем правой рукой еще одну резинку захватываем гвоздик в нижнем правом углу и протягиваем до верхнего правого угла.
- а теперь самое сложное. Найдите середину на нижней стороны дошечки. Ощупайте гвоздик. Провой рукой возьмите последнюю резиночку и протяните ее до середины верхней стороны дощечки.
Л: Какая получилась буква обведите пальчикам.
Д: Буква Ш
Л: Правильно, молодцы
Л: А теперь построим другую букву.
- с левого верхнего угла протягиваем резиночку в нижний правый угол.
- переносим левую руку на гвоздик верхнего правого угла, берем резиночку правой рукой , фиксируем на гвоздике и протягиваем её в нижний левый угол.
- нашли середину верхней стороны, фиксируем резиночку и протягиваем до середины нижней стороны.
Л: Какая получилась буква обведите пальчикам. ( дети Ж) правильно молодцы.
8. Составление слов, звуковой анализ.
Л.: Дети наши сложные буквы потерялись, поможем им собраться в слово.
Д. Да. ( АРШ)
Л: Какое слово получилось из этих букв.
Л.: Возьмите кассы и выложите слова [ ШАР ] – что это такое
( предмет с которым мы идём на праздник)
Сколько в этом слове слогов
Д.: В этом слове один слог
Л.: Сколько в этом слове букв
Д.: В этом слове три буквы
Л.: А теперь возьмите звуковые линейки и найдите сколько звуков в этом слове?
Д.: В этом слове три звука.
Л.: Сколько в слове ШАР гласных звуков ( поющих)
Д.: В слове ШАР один гласный звук
Л.: Сколько в слове ШАР согласных звуков ( не поющих)
Д.: В слове ШАР два согласных звука.
Л.: Интересно, что получится если заменить одну букву
Ш – Ж – что получилось
Д.: ЖАР
Л.: Что такое жар
Д.: Это состояние человека когда он болеет.
Л.: Изменили всего одну букву, а смысл слова другой. Будьте внимательны когда читаете и произносите эти сложные звуки.
9. Составление слов.
Л: Дети у меня в руках маленький магнитный шарик, как и вы он хочет стать большим.
Поможем ему вырасти?
Л: Возьмите тремя пальчиками кусочек шарика. Придумайте слова с нашими сложными звуками и присоедините кусочек.
Д: ( придумывают слова).
Л: Благодаря всем нам он стал большим.
10. Итог занятия:
Л: Что вам особенно понравилось на занятии.
Д: (ответы детей)
Л: Похлопаем друг другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект индивидуально - подгруппового занятия по автоматизации звука [Р]на тему "Представление в цирке" в подготовительной группе (6-7лет)
Данное занятия предназначено для детей с ФФН, стертой формы дизартрии....
Конспект логопедического подгруппового занятия "Дифференциация твердых и мягких звуков М и Мʼ"
Конспект логопедического подгруппового занятия для детей с ТНР подготовительной к школе группыТЕМА: Дифференциация твердых и мягких звуков М и Мʼ...
Логопедическая подгрупповая НОД по автоматизации и дифференциации звуков с использованием фитбол-мяча Тема: «Продукты»
Логопедическая подгрупповая НОД по автоматизации и дифференциации звуков с использованием фитбол-мяча Тема: «Продукты» Составитель:Учитель-ло...
Конспект логопедического подгруппового занятия «Автоматизация звука [Ш]» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект логопедического подгруппового занятия«Автоматизация звука [Ш]» для детей старшего дошкольного возрастаЦель: Автоматизация звука [Ш].Задачи:...
Конспект индивидуально – подгруппового занятия по автоматизации звука [Ш] в предложениях в старшей группе.
Конспект индивидуально – подгруппового занятияпо автоматизации звука [Ш] в предложениях в старшей группе....
Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».
Цели занятия:1. уточнение артикуляции и закрепление правильного произношения звуков Р-Рь в речи;2. различение (дифференциация) звуков Р-Рь в слогах, словах и предложениях;3. совершенствование навыков ...
Конспект логопедического подгруппового занятия с детьми 5-6 лет по теме «Опасные предметы. Звук Р в словах и предложениях»
Конспект логопедического подгруппового занятия с детьми 5-6 лет по теме «Опасные предметы. Звук Р в словах и предложениях» Коррекционно-образовательные Уточнять, активизировать с...