Конспект подгруппового логопедического занятия. Автоматизация звука ш в словах, предложениях и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и Медведь»)
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Бондаренко Юлия Михайловна

Конспект подгруппового логопедического занятия.

Автоматизация звука ш в словах, предложениях и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и Медведь»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka_sh_konspekt_zanyatiya.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия.

Автоматизация звука ш в словах, предложениях и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и Медведь»)

Цель: закреплять навык автоматизации звука Ш в словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• Учить характеризовать звуки по артикуляционным и акустическим признакам.

•  Закреплять четкое произношение звука «Ш» в словах, предложениях.

•  Формировать фонематическое восприятие.

• Закреплять навык согласования количественных числительных с существительными.                                                                                                         •  Развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.                                                                                                                           • Закрепление умения определять количество слогов в слове.                                                     • Закрепление навыков употребления в речи предлогов (в, на, под, за).                                                           •  Активизировать словарный запас.

Коррекционно-развивающие:

• Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.

• Развивать интонационную выразительность речи.

Коррекционно-воспитательные:

• Воспитывать самоконтроль за речью.

• Воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

Ход занятия

1.        Организационный момент.

(Установление эмоционального контакта)

Придумано кем-то просто и мудро

При встречи здороваться:

- Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым доверчивым

Доброе утро длится до вечера!

- 1,2, 3, 4, 5 – становитесь в круг играть. У меня в руках мяч. Он излучает добро и передает его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать руками мяч и, обращаясь, друг к другу по имени, пожелаем друг другу доброго утра. Доброе утро, ребята!  

2.        Объявление темы.

На экране Маша и медведь.

- Ребята, догадались, какая сказка у нас сегодня в гостях? (Машенька и Миша).

- Ребята, послушайте в словах Маш-ш-шенька, Миш-ш-ша, какой общий звук? (Ш).

- Звук Ш какой? (согласный, всегда твердый, глухой). Будем правильно произносить его и помнить, что при произнесении звука ш губы немного округлены и выдвинуты вперед, а язык – «чашечка». Выходящая воздушная струя – теплая.

- Садитесь поудобнее, расскажем эту сказку вместе.

3.        Основная часть.

«В одной деревушке, в бревенчатой избушке, у дедушки и бабушки жила-была внучка – Машенька…»   (На экране избушка и Машенька)

4.Артикуляционная гимнастика.

Утром Машенька проснулась и улыбнулась. «Улыбка»

Поиграла на трубочке, затем опять улыбнулась. «Трубочка»

Взяла ложечку. «Лопаточка»

Взяла чашечку. «Чашечка»

И достала вкусное варенье. «Вкусное варенье»

Потом она пошла качаться на качелях. «Качели»

А потом играла в мяч. «Катание шарика»

- Как- то раз пошла Машенька в лес за ягодами… (На экране Машенька и елочка)

- А в лесу ветер поднялся. Как шумят деревья в лесу? (Ш-ш-ш)

- Произнесите звук Ш четко и длительно: ш-ш-ш

Утих ветер в лесу, и стала Маша песенки петь и с вами вместе пропоём.

5. Логопедическая распевка.

Ша! Ша! – Ша! Ша! Ша! – до чего я хороша!

Шу! Шу! – Шу! Шу! Шу! – на прогулку я спешу.

Ши! Ши! – Ши! Ши! Ши! – эти шишки, так смешны.

Шо! Шо! – Шо! Шо! Шо!- и в лесу мне хорошо!

6. Развитие фонематического слуха: слуховая разминка.

Логопед держит в руках шишку и индивидуально спрашивает каждого ребенка.

Не похожи на иголки,

А упали тоже с ёлки.

Это фыфки?

Это сыски?

Это фышки?

Это хышки?

Это  хыски?

-Правильно, это шишки.

7. Дидактическая игра «Собери шишки в мешок».

Цель: Формировать и развивать навык согласования количественных числительных с существительными.

Помогите Маше собрать шишки в мешки.

В лесу ягод видимо – невидимо. Чтобы помочь Маше собрать ягоды, разомнем наши пальчики.

8. Пальчиковая гимнастика «Ягодки»

С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)

И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой.)

Я попробую немножко.  (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой

Я поем ещё чуть-чуть,   достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)

Легче будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках.

Я поем еще малинки  (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой

достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять (Считать ягоды- пальцы на левой руке)

Снова буду собирать!

9. Дидактическая игра «Собери ягоды», «Прохлопай слоги»

Цель: Закрепить умение делить слова на слоги, определять последовательность звучания слогов в слове.

- Ребята, мы попали на ягодную поляну. Давайте пройдем на нее и  поможем Маше собрать ягоды.

На полу лежат ягоды, с обратной стороны картинка. Ребенок поднимая ягоду, называет картинку, прохлопывая слово по слогам

- На ягодах живут слова со звуком Ш. Нужно назвать слова, выделяя звук Ш и прохлопать сколько слогов в слове.

Долго ли, коротко ли шла Машенька. Вдруг видит, стоит избушка. Кто в ней живет? Отгадайте.

Белка с ветки в свой домишко

Перетаскивала шишку.

Белка уронила шишку,

Угодила прямо в …(мишку)

- Правильно, в избушке живет медведь (на экране избушка медведя и Машенька). Видит Маша, а в доме у мишки беспорядок. Раскладывал мишка вещи, да все перепутал.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний» 

Цель: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

- А в это время возвращается мишка домой.

10. Физкультминутка

Мишка по лесу шагал,

Мишка палку увидал.

Бросил палку кверху мишка.

Падай  в шапку с елки шишка!

Шишка хлоп по голове,

Сразу шишек стало две!

На экране: Маша, медведь и избушка.

12. Дидактическая игра «Найди Машу » 

Цель: закрепление навыков употребления в речи предлогов.

- Пришел мишка домой, а там – чистота и порядок. Все вещи лежат на местах. Но Маша испугалась и спряталась от мишки. Давайте мишке поможем отыскать Машу.

Маша в шишках

Маша в шкафу

Маша за шторой

Маша под шкафом

Маша под подушкой

Маша на лошадке

Отыскал мишка Маша, поблагодарил ее. А, Маша просит: «Проводи меня мишка домой, хочу к бабушке, хочу к дедушке»

- Так и быть, провожу, но по дороге, ты должна найти отгадки на мои загадки.

- Поможем, Маше?

13. Итог занятия.

- Помогли мы Маше? Помогая рассказать сказку, какой звук мы старались правильно произносить?

На столе лежат цветочки, вам нужно выбрать: красный – если вам было интересно, желтый – было трудно, а синий – мы хотим вернуться в сказку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

автоматизировать правильное произношение звуков; обогащать экспрессивный словарь словами антонимами однокоренными словами; совершенствовать грамматический строй речи(образование прилагательных при пом...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Р’] в словах и предложениях»

Цель: автоматизация звука [РЬ] в словах и предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:-автоматизировать произношение звука в словах и предложениях;-совершенствовать фонематическое восприятие;-упр...

Занятие по логопедии «Автоматизация звука ш в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»)»

Автоматизация звука /ш/ в слогах, словах и фразовой речи по мотивам русской народной сказки "Маша и медведь"...

Конспект занятия по автоматизации звука [ш] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»).

Конспект занятия по автоматизации звука [ш] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»)....