Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему "Мебель"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект логопедического занятия в старшей группе
Тема: «Мебель»
Цель: развитие грамматического строя речи и актуализация словаря по лексической теме «Мебель» посредством применения ИКТ.
Задачи:
- знакомство с названиями предметов мебели;
- развитие умения образовывать множественное число существительных, уменьшительно-ласкательную форму существительных;
- развитие мыслительных операций обобщения, исключения, сравнения;
- развитие умения образовывать имена прилагательные от существительных, родительный падеж существительных;
- развитие двигательной активности совместно с развитием фонематического восприятия;
- воспитание устойчивой мотивации к занятию через использование ИКТ.
Ход занятия.
1. Организационный этап. Эмоциональный настрой на занятие. Приветствие гостей.
2. Артикуляционная гимнастика.
- «Почистить верхние зубы языком»;
- «Почистить нижние зубы»;
- «Покрасить потолок»;
- «Пощёлкать языком как лошадки цокают»;
- «Поболтать расслабленным языком»;
- «Трубочка» из языка;
- «Чашечка» из языка;
- Чередование «трубочки» и «чашечки»;
- «Облизать губы, как будто их вареньем намазали»;
- «Положить широкий, расслабленный язык сначала на верхнюю губу, затем на нижнюю»;
- «Спрятать язык сначала за верхние зубы, затем за нижние».
3. Сообщение темы занятия. (Загадывание загадок про мебель. При правильном ответе появляется картинка с изображением данного предмета мебели. Слайды 2 – 7. Анимация – «по щелчку»).
Ребята, чтобы узнать то, о чём мы с вами будем говорить на занятии, мы должны отгадать загадки.
Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки,
Мы не кони, хоть на нас
Вы садились много раз. (Стулья).
Если ты устал играть,
То ложишься на…(Кровать).
Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать, -
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать. (Диван).
Я на стол чуть-чуть похожа,
Есть на кухне, и в прихожей,
В спальне я бываю редко,
А зовусь я … (Табуретка).
Здесь и вешалки, и полки,
Словно в доме этажи.
Брюки, кофточки, футболки –
По порядку все лежит. (Шкаф).
В квартире нашей новый дом,
Живет посуда в доме том,
В нем место есть и для конфет,
Он называется… (Буфет).
Молодцы, правильно отгадали загадки. А теперь скажите-ка, о чём же мы с вами сегодня будем говорить? Правильно, о мебели.
4. Беседа о мебели. Ребятишки, скажите мне, пожалуйста, для чего нам нужна мебель?
– Чтобы в доме было красиво.
– Чтобы можно было отдохнуть, полежать.
– Чтобы было в доме уютно, красиво.
Значит, мебель нам нужна для удобства в жизни, для красоты, для уюта. Без мебели неудобно спать, кушать, писать и читать, складывать различные предметы одежды, посуды.
5. Назвать предметы мебели по картинкам, ответить, для чего нужен каждый предмет мебели. (Картинки со слайдов 8 – 17, без анимации). Картинки: стул, стол, табурет, диван, кресло, кровать, книжный шкаф, комод, тумба, плательный шкаф.
Стул – на нём сидеть;
Стол – за ним сидеть, писать, читать, кушать, рисовать, лепить;
Табурет – на нём сидеть;
Диван – на нём удобно сидеть, лежать, отдыхать, спать;
Кресло – на нём удобно сидеть;
Кровать – на ней удобно спать, лежать;
Книжный шкаф – ставить книги;
Комод – в него складывать постельное бельё;
Тумба – занимает немного места в пространстве, можно поставить лампу, будильник;
Плательный шкаф – в нём на плечиках висит одежда, чтобы не была помятой.
6. Физминутка. Ребята, сейчас мы с вами отдохнём и одновременно потренируем ушки. Я буду называть различные слова. Если вы услышите название предмета мебели, то прыгаете, как зайчики. Если я не назову слово, которое обозначает название предмета мебели, то вы просто стоите на месте.
Слова: диван, машина, топор, кровать, комод, яблоко, табурет, стул, кресло, жук, лыжи, тумбочка, мишка, полка, платье, самолёт, шкаф, буфет.
7. Образование множественного числа существительных. (Слайды 18 – 22, при нажатии на кнопку мышки картинка с изображением стула исчезает, появляются картинки с изображением стульев. Анимация при смене слайдов настроена «по щелчку», после исчезновения одного предмета мебели автоматически появляются четыре картинки, с изображением того же предмета мебели.)
Давайте, дети, посмотрим на экран. Что мы видим? Правильно, стул. А сейчас? Молодцы, стулья появились. Картинки: стул, стол, кресло, кровать, книжный шкаф.
Стул – стулья;
Стол – столы;
Кресло – кресла;
Кровать – кровати;
Книжный шкаф – книжные шкафы.
8. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. (Слайды с 23 – 27, без анимации).
Ребята, скажите, пожалуйста, как мы можем эти предметы мебели назвать ласково. Правильно, стул – стульчик;
Стол – столик;
Диван – диванчик;
кровать – кроватка;
шкаф – шкафчик.
9. Пальчиковая гимнастика. По очереди сжимаем в кулаки пальцы на обеих руках одновременно.
Раз, два, три, че-тыре,
Много мебели в квар-тире.
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Что-бы ноги отдох-нули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали
На кровати мы ле-жали.
А потом мы с котом
По-си-дели за столом.
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квар-тире.
10. Образование прилагательных от существительных. (Слайды с 29 – 33, анимация – «по щелчку»).
Давайте посмотрим на картинки и назовём, какими бывают знакомые нам предметы мебели, если они сделаны...
Стол, сделанный из железа – железный стол.
Стол, сделанный из стекла – стеклянный стол.
Стол, сделанный из дерева – деревянный стол.
Стол, сделанный из пластмассы – пластмассовый стол.
Кровать, сделанная из дерева – деревянная кровать.
Кровать, сделанная из железа – железная кровать.
Стул, сделанный из железа – железный стул.
Стул, сделанный из пластмассы – пластмассовый стул.
Стул, сделанный из дерева – деревянный стул.
Кресло, сделанное из пластмассы – пластмассовое кресло.
Кресло, сделанное из кожи – кожаное кресло.
Кресло, сделанное из велюра – велюровое кресло.
Диван, сделанный из велюра – велюровый диван.
Диван, сделанный из кожи – кожаный диван.
11. Исключение лишнего предмета. Игра «Четвёртый лишний». (Слайды 34 – 35, анимация настроена «по щелчку», лишний предмет исчезает.)
А теперь, дети, посмотрите на экран. Назовите картинки. Что здесь не подходит? Почему?
Картинки: стул, чайник, тумбочка, стол.
– Правильно, чайник. Он не мебель, а посуда.
Картинки: шкаф, кресло, стул, табурет.
– Верно, шкаф лишний. Потому что на нём нельзя сидеть, а на всех остальных предметах мебели можно.
12. Гимнастика для глаз. (Слайд 36, анимация настроена для движения предметов мебели, один раз нажать на кнопку мыши для начала движения).
Ребята, давайте глазками последим за движением предметов мебели и постараемся головой не двигать.
13. Образование родительного падежа существительных. Игра «Чего не хватает?». (Слайды 37 – 39, анимация настроена «по щелчку»)
Посмотрите, дети на эти картинки. Что вы видите? Верно, стулья. А эти стулья одинаковые? Да, одинаковые, только у одного не хватает ножки.
А эти стулья одинаковые? Да, но у одного из них не хватает спинки.
Взгляните на табуреты. Они тоже одинаковые, но у одного из них нет сиденья.
14. Подведение итогов. Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили? Для чего нам нужна мебель? Что понравилось на занятии? Что узнали интересного?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_mebel.docx | 16.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в старшей группе
Тема: «Мебель»
Цель: развитие грамматического строя речи и актуализация словаря по лексической теме «Мебель» посредством применения ИКТ.
Задачи:
- знакомство с названиями предметов мебели;
- развитие умения образовывать множественное число существительных, уменьшительно-ласкательную форму существительных;
- развитие мыслительных операций обобщения, исключения, сравнения;
- развитие умения образовывать имена прилагательные от существительных, родительный падеж существительных;
- развитие двигательной активности совместно с развитием фонематического восприятия;
- воспитание устойчивой мотивации к занятию через использование ИКТ.
Ход занятия.
1. Организационный этап. Эмоциональный настрой на занятие. Приветствие гостей.
2. Артикуляционная гимнастика.
- «Почистить верхние зубы языком»;
- «Почистить нижние зубы»;
- «Покрасить потолок»;
- «Пощёлкать языком как лошадки цокают»;
- «Поболтать расслабленным языком»;
- «Трубочка» из языка;
- «Чашечка» из языка;
- Чередование «трубочки» и «чашечки»;
- «Облизать губы, как будто их вареньем намазали»;
- «Положить широкий, расслабленный язык сначала на верхнюю губу, затем на нижнюю»;
- «Спрятать язык сначала за верхние зубы, затем за нижние».
3. Сообщение темы занятия. (Загадывание загадок про мебель. При правильном ответе появляется картинка с изображением данного предмета мебели. Слайды 2 – 7. Анимация – «по щелчку»).
Ребята, чтобы узнать то, о чём мы с вами будем говорить на занятии, мы должны отгадать загадки.
Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки,
Мы не кони, хоть на нас
Вы садились много раз. (Стулья).
Если ты устал играть,
То ложишься на…(Кровать).
Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать, -
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать. (Диван).
Я на стол чуть-чуть похожа,
Есть на кухне, и в прихожей,
В спальне я бываю редко,
А зовусь я … (Табуретка).
Здесь и вешалки, и полки,
Словно в доме этажи.
Брюки, кофточки, футболки –
По порядку все лежит. (Шкаф).
В квартире нашей новый дом,
Живет посуда в доме том,
В нем место есть и для конфет,
Он называется… (Буфет).
Молодцы, правильно отгадали загадки. А теперь скажите-ка, о чём же мы с вами сегодня будем говорить? Правильно, о мебели.
4. Беседа о мебели. Ребятишки, скажите мне, пожалуйста, для чего нам нужна мебель?
– Чтобы в доме было красиво.
– Чтобы можно было отдохнуть, полежать.
– Чтобы было в доме уютно, красиво.
Значит, мебель нам нужна для удобства в жизни, для красоты, для уюта. Без мебели неудобно спать, кушать, писать и читать, складывать различные предметы одежды, посуды.
5. Назвать предметы мебели по картинкам, ответить, для чего нужен каждый предмет мебели. (Картинки со слайдов 8 – 17, без анимации). Картинки: стул, стол, табурет, диван, кресло, кровать, книжный шкаф, комод, тумба, плательный шкаф.
Стул – на нём сидеть;
Стол – за ним сидеть, писать, читать, кушать, рисовать, лепить;
Табурет – на нём сидеть;
Диван – на нём удобно сидеть, лежать, отдыхать, спать;
Кресло – на нём удобно сидеть;
Кровать – на ней удобно спать, лежать;
Книжный шкаф – ставить книги;
Комод – в него складывать постельное бельё;
Тумба – занимает немного места в пространстве, можно поставить лампу, будильник;
Плательный шкаф – в нём на плечиках висит одежда, чтобы не была помятой.
6. Физминутка. Ребята, сейчас мы с вами отдохнём и одновременно потренируем ушки. Я буду называть различные слова. Если вы услышите название предмета мебели, то прыгаете, как зайчики. Если я не назову слово, которое обозначает название предмета мебели, то вы просто стоите на месте.
Слова: диван, машина, топор, кровать, комод, яблоко, табурет, стул, кресло, жук, лыжи, тумбочка, мишка, полка, платье, самолёт, шкаф, буфет.
7. Образование множественного числа существительных. (Слайды 18 – 22, при нажатии на кнопку мышки картинка с изображением стула исчезает, появляются картинки с изображением стульев. Анимация при смене слайдов настроена «по щелчку», после исчезновения одного предмета мебели автоматически появляются четыре картинки, с изображением того же предмета мебели.)
Давайте, дети, посмотрим на экран. Что мы видим? Правильно, стул. А сейчас? Молодцы, стулья появились. Картинки: стул, стол, кресло, кровать, книжный шкаф.
Стул – стулья;
Стол – столы;
Кресло – кресла;
Кровать – кровати;
Книжный шкаф – книжные шкафы.
8. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. (Слайды с 23 – 27, без анимации).
Ребята, скажите, пожалуйста, как мы можем эти предметы мебели назвать ласково. Правильно, стул – стульчик;
Стол – столик;
Диван – диванчик;
кровать – кроватка;
шкаф – шкафчик.
9. Пальчиковая гимнастика. По очереди сжимаем в кулаки пальцы на обеих руках одновременно.
Раз, два, три, че-тыре,
Много мебели в квар-тире.
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Что-бы ноги отдох-нули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали
На кровати мы ле-жали.
А потом мы с котом
По-си-дели за столом.
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квар-тире.
10. Образование прилагательных от существительных. (Слайды с 29 – 33, анимация – «по щелчку»).
Давайте посмотрим на картинки и назовём, какими бывают знакомые нам предметы мебели, если они сделаны...
Стол, сделанный из железа – железный стол.
Стол, сделанный из стекла – стеклянный стол.
Стол, сделанный из дерева – деревянный стол.
Стол, сделанный из пластмассы – пластмассовый стол.
Кровать, сделанная из дерева – деревянная кровать.
Кровать, сделанная из железа – железная кровать.
Стул, сделанный из железа – железный стул.
Стул, сделанный из пластмассы – пластмассовый стул.
Стул, сделанный из дерева – деревянный стул.
Кресло, сделанное из пластмассы – пластмассовое кресло.
Кресло, сделанное из кожи – кожаное кресло.
Кресло, сделанное из велюра – велюровое кресло.
Диван, сделанный из велюра – велюровый диван.
Диван, сделанный из кожи – кожаный диван.
11. Исключение лишнего предмета. Игра «Четвёртый лишний». (Слайды 34 – 35, анимация настроена «по щелчку», лишний предмет исчезает.)
А теперь, дети, посмотрите на экран. Назовите картинки. Что здесь не подходит? Почему?
Картинки: стул, чайник, тумбочка, стол.
– Правильно, чайник. Он не мебель, а посуда.
Картинки: шкаф, кресло, стул, табурет.
– Верно, шкаф лишний. Потому что на нём нельзя сидеть, а на всех остальных предметах мебели можно.
12. Гимнастика для глаз. (Слайд 36, анимация настроена для движения предметов мебели, один раз нажать на кнопку мыши для начала движения).
Ребята, давайте глазками последим за движением предметов мебели и постараемся головой не двигать.
13. Образование родительного падежа существительных. Игра «Чего не хватает?». (Слайды 37 – 39, анимация настроена «по щелчку»)
Посмотрите, дети на эти картинки. Что вы видите? Верно, стулья. А эти стулья одинаковые? Да, одинаковые, только у одного не хватает ножки.
А эти стулья одинаковые? Да, но у одного из них не хватает спинки.
Взгляните на табуреты. Они тоже одинаковые, но у одного из них нет сиденья.
14. Подведение итогов. Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили? Для чего нам нужна мебель? Что понравилось на занятии? Что узнали интересного?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в старшей группе.
Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе. Тема занятия: звуки [Л-][ль]....
Конспект логопедического занятия в старшей группе по обучению грамоте «Дифференциация звуков [з], [з’]»
Конспект логопедического занятия в старшей группе по обучению грамоте «Дифференциация звуков [з],[з’]»...
Конспект логопедического занятия в старшей группе (для родителей)
• На мой взгляд, самой эффективной формой работы являются фронтальные открытые занятия для родителей. Они проводятся, чтобы родители увидели, каких знаний достигли дети п...
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Осень»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 10 «ДУБРАВУШКА» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Осень» ...
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР Обитатели наших лесов
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 10 «ДУБРАВУШКА» Конспект логопедического занятия в старшей группедля детей с ОНР Обитатели наших лесов ...
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей сОНР. Обучение пересказу....