универсальная игра "Цветик-семицветик"
методическая разработка по логопедии

Универсальная игра "Цветик-семицветик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_tsvetik_-_semitsvetik_okument_microsoft_office_word_2.docx122.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга», с. Мамонтово

Цветик-семицветик - Детский сад Журавушка город Березовский

  Универсальная дидактическая игра для дошкольников

         

 « Цветик – семицветик »

Разработала: учитель-логопед Хватик Татьяна Михайловна,

 

                                              2020г.

 Аннотация.

 Игра носит универсальный характер. Данную игру можно использовать с целью формирования,  как элементарных математических представлений, так и для развития всех компонентов речи детей дошкольного возраста. Все зависит от цели  использования игры в данный момент.

Описание дидактического пособия.

На плотном фанерном панно размером 30 / 40 см. с темном фоном наклеен цветок с семью лепестками разного цвета. Лепестки расположены вокруг пустого круга. Отдельно на 7 лепестках такого же размера и цвета, что на панно, наклеены картинки. Варианты картинок:

  • с определенным звуком в словах, называющих эти картинки;
  • с определенным количеством слогов в словах, называющих эти картинки;
  • с определенным местом звука в словах, называющих эти картинки;
  • с сюжетным содержание на разные звуки, для составления предложений;
  • предметные картинки на различные лексические темы.

На кругах желтого цвета ( серединка цветка) наклеены:

  • буквы, обозначающие звуки, которые вводятся в речь детей;
  • схемы количества слогов в словах на разные звуки (лучше сразу, подбирая картинки на звук, учитывать разное количество звуков в словах);
  • схемы места звука в слове  (лучше сразу, подбирая картинки на звук, учитывать разное место звука в словах);
  • схемы составления описательных рассказов по лексическим темам,
  • цифры от 1 до 5 (для согласования существительного с прилагательным, используя предметные картинки на звуки)

 

Варианты игр.

1. «Узнай звук»

Цель: развивать фонематическое восприятие и слух.

Задачи:

  • способствовать автоматизации и дифференциации поставленных звуков;
  • учить определять наличие звука в слове;
  • учить соотносить звук и букву
  • помочь запомнить образ буквы.

Игровые действия.

 В середине цветка на желтом круге изображение буквы. Детям  предлагается найти с картинкой, в  названии которой есть звук соответствующий букве на желтой серединке. Затем приложить лепесток к цветку в соответствии с цветом лепестка на панно. Каждую картинку дети называют, правильно произнося определенный звук.

2.  « Длинные и короткие слова»

Цель: упражнять в определении количества слогов в словах.

Задачи:

  • учить делить слова на слоги;
  • развивать слуховое внимание;
  • формировать коммуникативные навыки.

Игровые действия.

  Играть можно подгруппой и индивидуально. Взрослый обращает внимание детей на желтый круг в середине цветка и просит определить количество нарисованных на нем кружков. Количество кружков соответствует количеству слогов в словах, называющих картинки на лепестках разного цвета. Дети находят лепестки с картинкой, в названии которой столько же слогов, сколько кружков на желтой серединке. Выкладывают на панно в соответствии с цветом лепестков. Картинки могут быть на разные звуки, а можно и на определенный звук. Также можно соревновательный элемент внести, кто быстрее найдет нужный лепесток. Можно усложнить, дать задание каждому ребенку , найти лепесток определенного цвета. Лепестков раскладывается большое количество, для усложнения задания.

3. « Найди место звука в слове»

Цель: развивать фонематический слух, способствовать формированию готовности к звукобуквенному анализу.

Ход игры.

  На середине желтого круга изображена схема места звука в слове. Взрослый информирует детей о том, какой звук нужно найти в слове и определить его место в этом слове.

 Дети должны найти все семь лепестков с картинками, в названии которых место определенного звука соответствует схеме.

4. « Составь фразу»

Цель: способствовать развитию экспрессивной речи у детей, имеющих сложные дефекты речи.

  • Задачи:
     учить понимать слова, обозначающие действия предметов;
  • составлять двусложную фразу;
  • закреплять знания основных цветов и их оттенков.

Описание игры:

 На желтом круге изображены карточки - символы действий (глаголов).

 Дети находят лепесток с изображением предмета, выполняющего данное действие (утка плывет, мальчик ест, девочка играет…). Кладут его на лепесток соответствующего цвета на панно и проговаривают фразу (стараются проговорить), если активная речь уже появилась.

I:\фото с.Мамонтово\ФОТО 042 (2).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР (в контексте формирования универсальных учебных действий)

Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подхода...

Универсальные задания для автоматизации звуков у дошкольников

Предлагаются универсальные задания для автоматизации и дифференциации звуков. Эти игры при­меняют, начиная с этапа авто­матизации звука в слове, при условии, что этап постановки и закрепления изолиров...

Психолого-педагогические условия по организации усвоения системы универсальных учебных действий на ступени предшкольного и начального общего образования.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование у старших дошкольников совокупности основных «универсальных учебных действий», обеспечивающих их готов...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В материале представлено краткое описание универсальных учебных действий в начальной школе в соответствии с ФГТ и характеристика видов музыкально-практической деятельности учащихся 2 класса по УМК «Му...

Обобщение опыта "Логические блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал"

Для успешного обучения в школе будущему первокласснику необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. А для этого нам нужно р...

Проект на тему: «Личностные универсальные учебные действия старших дошкольников как один из факторов готовности к успешной деятельности в школе».

Проект на тему:«Личностные универсальные учебные действия старших дошкольников как один из факторов готовности к успешной деятельности  в школе»....

Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования предпосылок универсальных учебных действий

Презентация  "Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования педпосылок универсальных учебных  действий"...