Универсальные задания для автоматизации звуков у дошкольников
презентация по логопедии по теме
Предлагаются универсальные задания для автоматизации и дифференциации звуков. Эти игры применяют, начиная с этапа автоматизации звука в слове, при условии, что этап постановки и закрепления изолированного звука и произнесения его в слогах пройден успешно.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Этапы логопедической работы: 1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука. 2. Развитие моторики речевого аппарата. 3. Постановка звука. 4. Автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке.
Последовательность автоматизации звука В слогах В словах В словосочетаниях В предложениях В связной речи
Универсальные задания для автоматизации звуков В словах В словосочетаниях В предложениях В связной речи
Автоматизация звуков – один из рутинных, утомительных, порой сложно прогнозируемых по срокам этапов коррекционного процесса. В этот период работы в арсенале логопедов должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приёмов для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребёнка в увлекательную игру.
Далее предлагаются универсальные задания для автоматизации и дифференциации звуков. Эти игры применяют, начиная с этапа автоматизации звука в слове, при условии, что этап постановки и закрепления изолированного звука и произнесения его в слогах пройден успешно. Универсальность предложенных заданий заключается в том, что они могут использоваться в работе над любым звуком речи, при условии, что в распоряжении логопеда имеются нужные наглядные материалы.
Описаны задания в «сухом» варианте. Поэтому, работая с ребёнком, нужно обязательно использовать сюрпризные моменты, приход гостей, проблемные ситуации, то есть окрасить каждую игру сюжетом или следовать общему сюжету занятия. Также важно помнить о структуре и содержании индивидуального занятия и следовать всем правилам при его проведении.
Волшебный мешочек Цель : автоматизация, дифференциация звуков, развитие осязания, мелкой моторики. Описание: Логопед показывает ребёнку несколько мелких игрушек (когда играют в первый раз; в следующий раз с этими же игрушками их не показывают перед игрой). Затем складывают их в мешочек. Перед тем как достать игрушку, ребёнок должен назвать, что он нащупал, и, вытащив, проверяется правильность ответа. Завершить игру можно заданием «Посчитай», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Назови первый (последний) звук», «Раздели на 2 группы по наличию двух заданных звуков». Задача логопеда следить за правильным произношением звуков.
Замочная скважина Цель: развитие внимания, целостного восприятия и воображения. Описание: ребёнку предлагается картинка, прикрытая сверху листом бумаги с прорезью в виде замочной скважины. Рассматривая сквозь неё изображение, ребёнок должен его узнать и назвать. При рассматривании он может передвигать лист со «скважиной» по картинке до узнавания или предположительного ответа. («Что за дверцей?», «Кто в домике живёт?»).
Логический поезд Цель: автоматизация, дифференциация звуков, развитие мышления, воображения. Описание: картинки на заданный звук раскладываются на столе. Первая картинка – это поезд, а остальные предметные картинки – вагончики. Вагончик можно присоединить, только придумав логическую связь с предыдущей картинкой. Например, «следующий пассажир ведро, так как оно из железа, как и сам поезд».
Назови и раздели Цель: автоматизация, дифференциация звуков, развитие мышления, умения классифицировать. Описание: логопед предлагает ребёнку картинки с заданным звуком и даёт задание сгруппировать по обобщающему признаку (для первого раза нужно уточнить, например: посуда с посудой, птицы с птицами…).
Один-много Цель: автоматизация, дифференциация звуков, образование существительных множественного числа. Описание: логопед предлагает ребёнку картинки на определённый звук, изображённые в единственном и множественном числе. Задача ребёнка – разделить картинки на две группы по характеристике числа, одновременно называя, чётко и ясно, как они называются. Требование – не называть при этом слово «много».
Пальчиковый бассейн Описание: Перед игрой важно познакомиться с теми предметами, которые вы можете туда погружать, дать каждому название. Затем, когда ребёнок закрывает глаза, ведущий погружает игрушки в разных уголках бассейна. Задача ребёнка - нащупав предмет угадать его название. Если подобрать игрушки на заданные звуки, то одновременно будут решаться и задачи по автоматизации или дифференциации звуков. Также можно поменяться с ребёнком местами.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пальчиковый бассейн Описание: Перед игрой важно познакомиться с теми предметами, которые вы можете туда погружать, дать каждому название. Затем, когда ребёнок закрывает глаза, ведущий погружает игрушки в разных уголках бассейна. Задача ребёнка - нащупав предмет угадать его название. Если подобрать игрушки на заданные звуки, то одновременно будут решаться и задачи по автоматизации или дифференциации звуков. Также можно поменяться с ребёнком местами.
Посчитай Описание: Логопед выкладывает перед ребёнком несколько картинок по одной, а ребёнок называет. Число картинок варьируется в зависимости от возраста ребёнка, развития памяти, внимания, от количества занятий с использованием данного задания и от этапа работы над звуком. Далее, когда картинки выложены, логопед просит посчитать количество картинок. Затем предлагает называть картинки и называть их вместе с соответствующим порядковым числительным. Даёт образец ответа. Задача логопеда – следить за правильностью произношения заданного звука, за правильным согласованием слов.
Раздели слова на части Цель: автоматизация звуков, развитие фонематического восприятия. Описание: логопед предлагает ребёнку разделить слова на части (прохлопывая ритм слова, или фиксируя ладонью движения нижней челюсти) и разложить картинки в соответствующие группы – по числу частей (слогов) в слове.
Собери разрезную картинку Цель: автоматизация звука; развитие мелкой моторики; развитие мышления, воображения, пространственного восприятия. Описание: перед ребёнком ставится задача собрать разрезную картинку с заданным звуком и назвать что на ней изображено.
Составь предложение по схеме Цель: автоматизация заданного звука, развитие умения составлять предложения по схеме, закрепление умения согласовывать члены предложения. Описание : логопед предлагает ребёнку схемы предложений (из 3-5 слов), в котором два слова изображены на картинках, а остальные с помощью прямоугольников, вместо которых и нужно вставить слова, чтобы получилось предложение.
Чего не стало? Цель: автоматизация, дифференциация звуков. Упражнение в употреблении слов в именительном и родительном падежах. Описание: Логопед выкладывает перед ребёнком несколько картинок по одной, а ребёнок называет. Число картинок варьируется в зависимости от возраста ребёнка, развития памяти, внимания, от количества занятий с использованием данного задания и от этапа работы над звуком. Далее, когда картинки выложены, логопед просит чётко произнести слова ещё раз. Просит играющего закрыть глаза, а сам в это время убирает одну – две картинки. По команде играющий открывает глаза и отвечает на вопрос: «Чего не стало?» Задача логопеда – следить за правильностью произношения заданного звука. Позднее ребёнок и взрослый могут поменяться местами.
Что изменилось? Цель : автоматизация, дифференциация звуков. Описание: Логопед выкладывает перед ребёнком несколько картинок по одной, а ребёнок называет. Число картинок варьируется в зависимости от возраста ребёнка, развития памяти, внимания, от количества занятий с использованием данного задания и от этапа работы над звуком. Далее, когда картинки выложены, логопед просит чётко произнести слова ещё раз. Просит играющего закрыть глаза, а сам в это время меняет картинки местами. По команде играющий открывает глаза и отвечает на вопрос: «Что изменилось?» Задача логопеда – следить за правильностью произношения заданного звука.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Личностные универсальные учебные действия старших дошкольников как один из факторов готовности к успешной деятельности в школе».
Проект на тему:«Личностные универсальные учебные действия старших дошкольников как один из факторов готовности к успешной деятельности в школе»....
«Сюжетная картина как универсальное средство развития речи дошкольника"
Логопед представляет коллегам свой опыт работы с сюжетной картиной. В статье рекомендованы виды заданий по лексике, грамматике, фонетике, связной речи, пространственной ориентировке...
Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников и младших школьников с помощью игрового комплекта PERTRA.
Игровой комплект Пертра предназначен для психологического развития и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста. Способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной, кинестет...
Консультация для воспитателей ДОУ «Экологические проекты — универсальная форма экологического воспитания дошкольников»
Цель экологического воспитания для дошкольников - оформление знаний о мире животных и растений, природных явлениях, формирование ответственного отношения к уникальному миру природы во всех его проявле...
Методическая разработка:консультация для воспитателей ДОУ «Экологические проекты — универсальная форма экологического воспитания дошкольников»
Аннотация к методической разработке.Консультация для воспитателей.Тема:«Зимующие птицы нашего края»Образовательная область: познавательное развитие детей дошкольного возраста.Автор-составитель: воспит...
Методы формирования предпосылок познавательных универсальных учебных действий у дошкольников
Презентация для методического семинара. выступление прозвучало на муниципальном конкурсе "Педа.гог года - 2016" (первое место). В презентации раскрыты основные методы, используемые в работе воспитател...
Консультация для воспитателей "Проект как универсальная форма экологического воспитания дошкольников"
Автором представлен практический материал по организации и планировании экологических проектов....
Комментарии
творческий подход
Спасибо большое, Юлия