Вариативная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья
рабочая программа по логопедии (средняя группа)
Цель: создание условий для успешной социализации ребёнка с особыми потребностями, через коррекцию и компенсацию имеющихся выявленных речевых нарушений.
Задачи:1. Коррекция речевого нарушения (недостатки звукопроизношения и фонационного оформления речи, фонематических процессов, слоговой структуры слов, лексики, грамматики, связной речи, речевого дыхания).
2. Коррекция неречевых процессов, сопутствующих речевому дефекту (внимания, памяти, восприятия, воображения, мышления, артикуляционной и мелкой моторики).
3. Формирование у ребёнка предпосылок учебной деятельности (психологическая и личностная готовность, освоение способов познания)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
variativnaya_programma.docx | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация г. Улан-Удэ
Комитет по образованию
МАОУ «Прогимназия № 108» г.Улан-Удэ
Согласованна Утверждаю
на педагогическом совете № 1 Директор МАОУ
протокол 31 от 31.08.2022 «Прогимназия №108»
____________________Грехов А.В.
Вариативная образовательная программа
для детей с ограниченными возможностями здоровья
(Синдром Дауна)
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
«Синдром Дауна» - самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислалии. Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Большинство из них обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов.
Поддержка ребенка с синдромом Дауна - это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.
Для решения вопроса о степени интеллектуального развития ребёнка с синдромом Дауна и разработки плана коррекционных мероприятий необходимо помнить об особенностях психического развития этих детей, постоянно соотнося их с возрастными нормативами.
Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-развивающий процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка. Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.
Данная индивидуальная коррекционно-развивающая программа предназначена для детей раннего возраста с синдромом Дауна, которая составлена: 1. Методического пособия «Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна», - авторы специальные педагоги – Жиянова П. М., Гимадеева М. Ф., сотрудники Центра ранней помощи для детей с синдромом Дауна «Даунсайд АП»; 2. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Авт. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева (допущено Минобразования России, 2003 год).
Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна; ведущих мотивов и потребностей ребенка дошкольного возраста; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.
Программа рассчитана на один календарный год. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка.
Содержание материала данной программы построено в соответствии с принципом концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а содержание раскрывает сначала главным образом предметную, затем функциональную, смысловую, стороны, затем сферу отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, в программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении детей, что позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения.
Работа по активизации компенсаторных механизмов у детей с синдромом Дауна опирается на сильные стороны их развития:
∙ относительная сохранность эмоций;
∙ сохранность зрительно-двигательного восприятия;
∙ достаточно высокий уровень имитационных способностей;
∙ относительная сохранность тактильной чувствительности;
∙ сочетание зрительных и двигательных ощущений дает самый высокий уровень запоминания;
∙ сохранность эмоциональной памяти.
Цель: создание условий для успешной социализации ребёнка с особыми потребностями, через коррекцию и компенсацию имеющихся выявленных речевых нарушений.
Задачи:1. Коррекция речевого нарушения (недостатки звукопроизношения и фонационного оформления речи, фонематических процессов, слоговой структуры слов, лексики, грамматики, связной речи, речевого дыхания).
2. Коррекция неречевых процессов, сопутствующих речевому дефекту (внимания, памяти, восприятия, воображения, мышления, артикуляционной и мелкой моторики).
3. Формирование у ребёнка предпосылок учебной деятельности (психологическая и личностная готовность, освоение способов познания) Программа разработана в соответствии с основными принципами:
1) обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение коррекционной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка;
3) содействие и сотрудничество ребенка и взрослых;
4) поддержка инициативы ребенка в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
7) возрастная адекватность коррекционного процесса (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
8) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Формы и методы работы
При выборе методов и форм коррекционно-развивающей работы используется:
- наглядность;
- демонстрация;
- пояснение;
- наблюдение;
- сюжетно - ролевые игры;
- моделирование ситуаций;
- развивающие игры (настольные, подвижные);
- конструирование;
- свободное и тематическое рисование, графические задания.
Характеристика детей с синдромом Дауна.
У детей с синдромом Дауна понимание речи намного опережает развитие активной речи; зрительная память развита гораздо лучше слуховой; социальное и эмоциональное развитие является наиболее сохранной сферой; нарушение речи может быть усилено нарушением слуха; сниженный объем слуховой памяти требует многократных повторений слов для их запоминания; сниженный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности для формирования четкого звукопроизношения; отставание речи при отсутствии других форм общения, вторично влияет на другие сферы развития, особенно на социальную и когнитивную.
Таким образом, формирование навыков невербального общения, как частичной и временной замены устной речи, помогает во многом избежать перечисленных проблем.
Организация и проведение коррекционно-развивающей работы
Настоящая программа предполагает занятия логопеда с несовершеннолетними в условиях социально-реабилитационного центра в течение календарного года. Проводится 1 индивидуальное занятие, продолжительностью 15-20 минут.
Программный материал подобран с учетом зоны ближайшего развития детей. Индивидуальная программа, реализуется в 2016 году и направлена на развитие речевой коммуникации у ребенка с синдромом Дауна со сложной структурой дефекта.
Материальное обеспечение программы
Так как развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой пальцевой моторики, необходимо оснащать развивающую среду большим количеством игр и пособий: дидактические игры; игры, развивающие конструктивный праксис; предметные картинки по лексическим группам; серии сюжетных, последовательных картинок; доски Сегена; тематические наборы фигурок людей, животных, предметов; кубики; мозаики; книги для чтения; бумага для рисования; картон, цветная бумага; детские раскраски; цветные карандаши, фломастеры, краски, мячики. Все, что необходимо иметь в логопедическом кабинете, все приемлемо для работы с ребенком с синдромом Дауна. Кроме того, в логопедическом кабинете должны иметься игры-помощники для проведения артикуляционной и мимической гимнастики. Необходимо создать особую сенсорную зону, содержащую игрушки и пособия для развития слухового и зрительного восприятия, формирование представлений о цвете, форме предметов.
Содержание индивидуальной программы коррекционной работы реализуется по следующим направлениям:
установление контакта с ребенком;
формирование психологической базы речи (развитие восприятия, внимания, памяти);
работа над развитием слухового внимания (неречевых и речевых звуков);
развитие общих речевых навыков (общей, мелкой и артикуляционной моторики, дыхания, голоса);
развитие понимания речи и обогащение словарного запаса;
формирование активной речи (звукоподражания, лепетные слова, отдельные слова, элементарные фразы).
совершенствование произносительной стороны речи;
Цель коррекционной работы - социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у ребенка жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, он смог самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество жизни и жизни его родителей. Развить сенсорно - перцептивной деятельность, сформировать механизмы адаптивного поведения.
Достижение поставленных целей обеспечивается решение следующих задач:
- Развитие навыков общения;
- Развитие навыков общей моторики;
- Восприятие и развитие речи;
- Развитие навыков самообслуживания и социальных навыков.
- проводить мониторинг для определения динамики развития ребёнка с ОВЗ, успешности в усвоении основной образовательной Программы дошкольного образования, реализуемой в МАОУ, уровня его социализации.
- планировать и проводить коррекционно-развивающие мероприятия,
- оказывать помощь ребёнку с ОВЗ в формировании у него социального опыта взаимодействия со сверстниками, взрослыми людьми и предметами окружающей действительности;
Квалифицированная помощь логопеда
Индивидуальный план работы для ребенка с синдромом Дауна
на логопедическом пункте.
Задачи:
1. подготовка артикуляционного аппарата к звукопостановке;
2. развитие лицевого праксиса;
3. развитие общей и мелкой моторики;
4.развитие правильного дыхания;
5. развитие выразительности речи;
6. развитие фонематического восприятия.
7.развитие понимания речи, накопление пассивного
и активного словаря
Развитие мелкой моторики, цель | Упражнения для развития мелкой моторики | Описание упражнений | |
Цель: развитие тонких движений пальцев рук, развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта. |
2. «Пальчики здороваются» |
Поочередно пальцы обеих рук попарно соединяются: большой с большим, указательный с указательным и т.д. | |
Постановка и развитие навыков правильного дыхания, цель | Упражнения для развития дыхания | Описание упражнений | |
Цель: развитие и совершенствование у ребенка правильного носового и ротового дыхания, а также речевого дыхания. | 1. «Вдох носом, выдох ртом» и наоборот; 3. «снегопад». 4. «Вдох – 1,2,3,4,5…», так же можно произносить гласные, пропевать строчки из любимых песен. | Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота. Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони. | |
Развитие ритмико-интонационной стороны речи, цель | Упражнения для развития ритмико-интонационной стороны речи | Описание упражнений | |
Цель: развитие и совершенствование силы голоса и просодической стороны речи | Упражнение на развитие силы голоса 1) Фонетическая ритмика гласных звуков от тихого к громкому: А, О, У, Ы, Э. 2) Тянуть любой гласный звук максимально долго . | Логопед просит ребенка пропеть гласные звуки тихо и громко: А, О, У, Ы, Э. А, О, У, Ы, Э. | |
Развитие фонематического восприятия, цель | Упражнения для развития слухового и фонематического восприятия | Описание упражнений | |
Цель: развитие слухового и фонематического восприятия, навыков анализа и синтеза | Восприятие неречевых звуков 1.Отгадай, что звучит Восприятие речевых звуков 1. Хлопни в ладоши 2.Волшебная цепочка | Нужно показать ребенку, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук. Логопед называет ряд гласных звуков. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышат тот звук А: О, У, И, А, У,И,О, А «Я буду произносить цепочку звуков, ты сначала внимательно ее послушай, а затем по моей команде повтори". Даем первую цепочку: "А–О". Затем торая цепочка может выглядеть так: "У–А–Ы–И". Работа с ней идет по тому же алгоритму и т.д. Затем в звуковые ряды вводятся вместе с гласными и согласные звуки. | |
Развитие понимания речи, цель | Упражнения для развития понимания речи | Описание упражнений | |
Цель: растормаживание речи, закрепление речевых форм, накопление и развитие пассивного и активного словаря. | 1. Выполнение словесных инструкций: «Поиграй с машинкой» | Логопед просит ребенка выполнить различные действий с игрушкой: поставить на полку, спрятать за стул и т.д. |
Условные обозначения для обозначения результата: + усвоил; / частично усвоил; - не усвоил
Ожидаемые результаты
Предполагается, что после прохождения ребенком с Синдромом данной программы он должен научиться:
∙ пользоваться невербальными формами коммуникации;
∙ использовать руку для решения коммуникативных задач;
∙ пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаза и руки;
∙ проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами);
∙ слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;
∙ воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы;
∙ выполнять действия по простым речевым инструкциям.
Работа с родителями.
Особенностью данной программы является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий. Содержание программы предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:
1. Консультативно-рекомендательная.
4. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.
5. Проведение практических занятий по коррекции речевого нарушения.
Список используемой литературы:
1. Афонькина Ю.А, Козлов В.В., Терехова З.М., Чеботаева Е.Ю. Экспериментальное обучение и воспитание детей с синдромом Дауна в специальной (коррекционной) школе-интернате 8 вида г. Оленегорска Мурманской области. - Мурманск, 2004.
2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта, 2003.
3. Есипова Т.П. Рекомендации для родителей, у которых появился малыш с синдромом Дауна. Новосибирск, 2007г. ГООИ «Общество «ДАУН СИНДРОМ»
4. Жиянова П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. - Москва, 2002.
5. Медведева Т.П., Панфилова И.А., Поле Е.В. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Методическое пособие. Москва, 2004. Благотворительный фонд «Даун- сайд Ап».
6. Мерковская А.В. Рекомендации по комплексному развитию детей с синдромом Дауна раннего возраста. Новосибирск, 2007г. ГООИ «Общество «ДАУН СИНДРОМ».
7. Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий непосредственно образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в подготовительной группе детского сада (дети 6-7 лет) «Прогулка по Цифрограду»
Итоговое занятие по математике за полугодие....
Практика создания вариативной формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями, инклюзивное образование, включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общество является актуальной темой современной дошк...
Удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ
Удовлетворение особых образовательных потребностей детейс ограниченными возможностями здоровья в ДОУ...
Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья
В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) и детям-инвалидам. Что это такое и как их решить?...
Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья
В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) и детям-инвалидам. Что это такое и как их решить?...
Современная система специальных образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья
Современная система специальных образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья...
Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Взаимодействие трех составляющих:особенности психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;структурно-уровневые характеристики самих особых образовательных потребносте...