Практика создания вариативной формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему

 Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями, инклюзивное образование, включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общество является актуальной темой современной дошкольной педагогики.  Государственная политика в отношении детей с особенностями в развитии дает право каждому ребенку на образование, развитие и возможность найти свое место в обществе.  Исходя из этого важными направлениями деятельности дошкольного образования в настоящее время становится работа с детьми, не посещающими детский сад по разным причинам, а также для определения специальных образовательных потребностей у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практика создания вариативной формы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями, инклюзивное образование, включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общество является актуальной темой современной дошкольной педагогики.  Именно поэтому в последние десятилетия в области специальной психологии и коррекционной педагогики происходят значительные изменения, обусловленные новым пониманием обществом возможностей социальной адаптации и интеграции в социум детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей - инвалидов. Государственная политика в отношении детей с особенностями в развитии дает право каждому ребенку на образование, развитие и возможность найти свое место в обществе.  Исходя из этого важными направлениями деятельности дошкольного образования в настоящее время становится работа с детьми, не посещающими детский сад по разным причинам, а также для определения специальных образовательных потребностей у детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Актуальность создания Центра сопровождения ребёнка с ОВЗ и его семьи как вариативной формы организации дошкольного образования:

• Большое количество детей, желающих получить возможность на доступное дошкольное образование, ожидающих своей очереди поступления в ДОУ;

•  Потребность в получении психолого-педагогической помощи детям, не посещающим ДОУ, для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в школу;

•  Проведение профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;

•  Недостаточная информированность родителей в области современных игровых средств, предлагаемых на российском рынке и критериях их отбора;

•  Отсутствие целенаправленного обучения родителей способам применения различных видов игровых средств и оборудования, организации на их основе развивающих игр, а также методам игрового взаимодействия с детьми.

Возникающая форма призвана помочь семьям активно способствовать развитию ребёнка и получить квалифицированную помощь специалистов в области дошкольного образования.

В рамках оказания помощи семьям, воспитывающим ребенка с особыми образовательными потребностями, в ГБДОУ детский сад №93 компенсирующего вида Фрунзенского района создан Центр сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьи. Основная направленность работы нашего центра – это включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социально-коммуникативную образовательную среду и повышение грамотности родителей на пути развития особого ребенка. При осуществлении в центре деятельности выявления и оказания помощи детям с отклонениями в развитии  специалисты придерживаются следующих направлений работы:

Диагностическое – комплексное изучение общего развития ребенка, выявление отклонений, определение индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей в процессе развития. Оно предполагает проведение комплексного обследования специалистами центра: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог.

Коррекционное – комплексное коррекционно-развивающее воздействие на развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов.

Коррекционно-развивающая работа  предполагает:

-проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с детьми, дифференцированный подход  на подгрупповых занятиях;

-проведение занятий в присутствии родителей;

-консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог).

Главная цель – это оказание психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ от 3 до 7 лет, обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, осуществление социально-психолого–педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, подбор адекватных способов взаимодействия с ребёнком, его развития, коррекции отклонений в развитии. У специалистов центра есть свои коррекционно-развивающие задачи, реализация которых позволяет сделать совместный труд наиболее продуктивным и результативным.

В центре дети и родители получают квалифицированную помощь специалистов в различных вариативных формах. Для каждой семьи разрабатывается индивидуальный график образовательного и временного маршрута, который реализуется с учетом дифференцированного подхода. В работе по коррекции нарушений у ребенка с ОВЗ специалисты центра широко используют современные технологии игрового воздействия, прежде всего, направленные на повышение социально-коммуникативных компетенций у воспитанников.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечивается целостным процессом социализации-индивидуализации. Стандарт выдвигает ряд требований к социально-индивидуальному развитию детей. К числу этих требований относятся: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; становление социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; готовности к совместной деятельности со сверстниками. Зачастую дети не посещающие дошкольное учреждение не владеют навыками общения и взаимодействия со сверстниками, не могут регулировать свои действия, выражать эмоции в отношении другого человека. Педагоги центра стремятся оказать необходимую помощь таким детям, через включение их в кратковременное взаимодействие с детьми групп образовательного учреждения: участие в сюжетно-ролевых играх, в режимные моменты, в непосредственно-образовательную деятельность.

Игровая деятельность фундамент для познания окружающего пространства и совершенствование игровых навыков основа развитой гармоничной личности в будущем. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья затрудняется в реализации самостоятельных игровых действий, и задача взрослого показать способы манипуляций с предметами, вызвать у ребенка интерес к взаимодействию в группе сверстников, поэтому в нашем центре практикуются формы работы единым коллективом с детьми разного возраста и разного уровня развития. Очень важен в данном вопросе мотивационный аспект и удержание интереса воспитанника на протяжении всего коррекционнно-развивающего процесса. С учетом возраста воспитанников нашего центра и их индивидуальных способностей актуальными методами вызывания и поддержания интереса становятся игровые методы, как наиболее гибкая модель активного образовательного процесса. Так же игровые методы позволяют решать поставленные задачи обучения и воспитания в различных условиях реализации программы центра сопровождения. Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, социализации и индивидуализации воспитанников с ОВЗ, объединив игру и непосредственно образовательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности детей для достижения образовательных целей. При таком подходе, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение детьми дошкольного возраста с ОВЗ адаптированной образовательной программы, к чему и стремятся все специалисты центра сопровождения ребенка.

«Общий круг». Такой подход помогает ребенку со сложными нарушениями увидеть образец подражания, потенциально «расти» за детьми старшего возраста, в свою очередь, у детей старшего возраста формируется чувство ответственности и эмпатии по отношению к партнеру по игре. При сложностях адаптации применяется и является эффективным вариантом такая форма работы как: «Специалист-ребенок-мама». При таком подходе ребенок находится в благоприятной эмоциональной обстановке, а родители учатся взаимодействию со своим ребенком, приобретают навыки преодоления поведенческих трудностей, начинают чувствовать и лучше понимать ребенка.  

Семьи воспитанников центра взаимодействуют с каждым специалистом. Система «Общий круг» и «Специалист-ребенок-мама» позволяют не только индивидуализировать образовательный процесс, но и интегрировать его, что бесспорно способствует социализации  воспитанников.

Структура каждого занятия-игры включает в себя развитие   двигательной, речевой и познавательной сферы. Специалисты центра в процессе коррекционно-развивающей деятельности широко используют электронные образовательные ресурсы, самостоятельно создают адаптированные варианты развивающих презентаций, подбирают аудио и видео материалы в соответствии с потребностями и интересами каждого ребенка.

Во время развивающих игр с разновозрастной группой детей усилия специалистов центра объединяются,  учитель-логопед работает в паре с учителем-дефектологом, а музыкальный руководитель в паре с педагогом-психологом. Такой вариант работы специалистов позволяет сохранять качество подачи учебного материала и удерживать контроль и внимание за детьми нуждающихся в постоянном сопровождении взрослого. Большое значение для ребенка с ОВЗ имеют продуктивные виды деятельности: лепка, аппликация, рисование, поэтому традиционным итогом визита в центр является продукт совместной деятельности взрослого и ребенка.

Работа с ребенком в индивидуальном альбоме еще одна особенность нашего центра. Индивидуальный альбом воспитанника - это пособие, в котором собраны значимые для ребенка моменты его личной жизни. Первые страницы альбома заполняют родители дома: вклеивают фотографии,  на которых отражены родные люди ребенка, предметы и явления окружающего его социума. Специалисты центра предлагают в альбоме единую образовательную тему недели в соответствии с уровнем развития и возрастными особенностями ребенка, а у родителей появляется возможность закрепить в памяти ребенка изучаемый материал дома. С помощью такого «личного учебника» ребенок идет на занятие в центр с позитивным настроением, учится ответственности, начинает осознавать свою роль в обществе.

Специалисты в своей работе с детьми используют ресурсы тёмной сенсорной комнаты, которая способствует подавлению агрессивных реакций у детей, способствует устранению тревожности. Применение стимулирующих игровых упражнений, позволяет развивать у детей  сенсорные функции: зрительное и слуховое восприятия, осязание и пространственное восприятие.  Специальное оборудование тёмной сенсорной комнаты положительно влияет на эмоциональное состояние детей, стимулируя зрительные, слуховые анализаторы, мелкую моторику, активизируя речевые проявления и познавательную активность.

 

Деятельность центра предполагает тесное сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей. Родители детей, посещающих центр особенно нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении и это связано с тем, что в большинстве случаев семья не готова к трудностям, появляющимся на пути воспитания и развития ребенка с ОВЗ. Все формы и виды взаимодействия центра с семьей направлены на установление доверительных отношений между родителями и педагогами, оказание помощи родителям в установлении контакта со своими детьми; на воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Параллельно с коррекционно-развивающей деятельностью специалисты центра проводят работу и в этом актуальном направлении - создание у семьи ребенка с ОВЗ уверенности в собственных силах, совместный   поиск решений по коррекции у ребенка поведенческих нарушений, совместный поиск способов смоделировать «ситуацию успеха» и закрепить позитивную модель развития в кругу   семьи.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

итоговая образовательная деятельность за 1 год обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Образовательная деятельность: "Познание", "Чтение художественной литературы", "Социализация", "Коммуникация"КОНСПЕКТ ИТОГОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В ГРУППЕ 1 года обучения...

Организация психолого- педагогической работы с родителями на этапе подготовки к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

В этом материале раскрываются основные формы работы дошкольного образовательного учреждения с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.  В большинстве случаев родителям, ...

Основные требования к организации индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные принципы организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Регламент индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, их структура. Конспект-план индивидуально...

Основные требования к организации индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные принципы организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Регламент индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, их структура. Конспект-план индивидуально...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Чтобы скорректировать работу с данными детьми, предлагается воспитателями данных детей в каждой диагностике обращать внимание на их уровень в ......

Презентация " Создание системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ"

Данная презентация определяет основные направления работы педагогов ДОУ по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья....

Проект. Тема: Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы в образовательной области «Речевое развитие».

Проект.Тема: Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы в образовательной области «Речевое развитие». Актуально...