Удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Колупаева Галина Николаевна

Удовлетворение особых образовательных потребностей детей

с ограниченными возможностями здоровья  в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udovletv._osobyh_obrazov._potr._2018g.docx484.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад 447 комбинированного вида

«Семицветик»

Удовлетворение особых образовательных потребностей детей

с ограниченными возможностями здоровья  в ДОУ

                                               

                                                           Подготовила: Галина Николаевна Колупаева,

                                                                             учитель-дефектолог (тифлопедагог),

                                                                        высшая квалификационная категория

                     

2018 год

     В последнее время наблюдается увеличение числа детей с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья и развития, т.е. имеющих особые образовательные потребности.

Федеральные государственные образовательные  стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и КонституциейРФ, гарантирующей всем детям право на обязательное  и бесплатное среднее образование.

Специальный образовательныйстандарт должен стать базовым инструментом реализацииконституционных прав наобразование граждан с ОВЗ.

Дети с ОВЗ - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети - инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные                     в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

По классификации В.В. Лебединского различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:

  • дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  • дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
  • дети с нарушениями речи;
  • дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
  • дети с задержкой психического развития (ЗПР);
  • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
  • дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
  • дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

Мы работаем с детьми с нарушениями зрения.

     Дети с нарушениями зрения имеют специфические особенности:

  • ограничения зрительного восприятия, вызванные слепотой или слабовидением, неизбежно приводят к снижению его скорости, точности, полноты, возникновению трудностей в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, что обусловливает фрагментарность, искаженность восприятия единичных и групповых объектов, замедленность и нечеткость их опознания;
  • все это затрудняет формирование предметных и пространственных представлений, образных форм психического отражения - образной памяти, наглядно-образного мышления, воображения, нарушает соотношение образного и понятийного в мыслительной деятельности;
  • у детей с нарушениями зрения неодинаковы темпы и уровень сформированности различных видов восприятия (зрительное, слуховое, осязательное и др.) наблюдается диспропорциональность в их становлении;
  • специфические особенности общения (вербализм (абстрактное рассуждение), формализм, отсутствие эмоциональности и выразительности речи, преобладание монологической речи и др.);
  • особенности психофизического развития (отставание в развитии, нарушение и своеобразие развития двигательной активности; нарушение осанки, походки, положения тела при ходьбе и др.);
  • имеет место своеобразие эмоционально-волевой сферы

Дети с ОВЗ нуждаются в особых образовательных     потребностях.

Особые образовательные потребности – это актуальные и потенциальные возможности, которые проявляет ребенок в процессе обучения.

Особые образовательные потребности могут проявляться по-разному и в разных сочетаниях, поэтому необходимо обеспечить детей с ОВЗ разнообразными формами организации обучения и воспитания, что в дальнейшем обеспечит им возможности успешной социальной адаптации.

В.З. Денискина понимает под термином «особые образовательные потребности детей с ОВЗ» «спектр образовательных и реабилитационных средств и условий, в которых нуждаются дети данной категории и которые им необходимы для реализации права на образование и права на интеграцию в образовательном пространстве образовательной организации».

Особые образовательные потребности

детей с нарушениями зрения:

  • Потребность в как можно более раннем выявлении первичного нарушения в развитии.
  • Потребность в целенаправленном специальном обучении, которое должно начинаться сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка. Игнорирование целенаправленной психолого-педагогической помощи приводит к необратимым потерям в достижении возможного уровня реабилитационного потенциала ребенка.
  • Потребность в формировании адекватных зрительных образов
  • Потребность в навыках различного рода пространственной ориентировки (на своем теле, рабочей поверхности, микро- и макропространстве и др.), выработке координации глаз-рука, мелкой и крупной моторики.
  • Потребность в специальном развитии познавательной, интеллектуальной деятельности с опорой на сохранные анализаторы.
  • Потребность в овладении широким спектром практических навыков.
  • Потребность в формировании целого ряда коммуникативных навыков, социально-бытовой ориентации, в развитии эмоциональной сферы в условиях ограничения зрительного восприятия.
  • Потребность в индивидуальном подходе, в целостности планирования и реализации индивидуального образовательного маршрута, адаптированной образовательной программы.
  • Потребность в системном мониторинге успешности овладения детьми адаптированной образовательной программой и соответствия этих программ их познавательным возможностям.
  • Потребность в том, чтобы проведение коррекционно-педагогического процесса осуществлялось специальными педагогами (тифлопедагогами, логопедами).
  • Потребность в организации доступной образовательной среды.
  • Потребность во включении семьи в процесс образования ребенка и особая подготовка родителей силами специалистов.Согласованные действия родителей и педагогов в организации процесса подготовки ребенка с ОВЗ к школе предупредят  школьнуюдезадаптацию.
  • Потребность в медико-психолого-педагогическом сопровождении.

Реализуя образовательные потребности детей с ОВЗ, следует опираться на:

• способы коммуникации ребенка с ОВЗ с окружающими;

• особенности усвоения и использования бытовых навыков, уровень их сформированности относительно возрастной нормы;

• специфику речевой деятельности, знание и представление об окружающем мире;

• наиболее типичные особенности индивидуального поведения.

Таким  образом,  особые  образовательные  потребности  детей  различны  и  зависят  от  возраста,  характера,  степени  тяжести  первичного  нарушения  здоровья,  а  зачастую  и  его  структуры,  выраженности  их  последствий. Именно  их  наличие  определяет  объективную  потребность  в  использовании  других,  не  традиционных,  а  специальных  способов  педагогического  воздействия.  

Особые условия организации обучения и воспитания

 детей с ОВЗ

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность,  а так же психологические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Процесс выявления детей, нуждающихся в специальных образовательных условиях.

Определение этих условий и их создание организуется следующим образом:

1. Детям с ОВЗ необходимо получить в медицинских организациях медицинские заключения.

2. ПМПК проводит комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и психическом развитии и отклонений в поведении детей, готовит по результатам обследования детей рекомендации по созданию специальных условий образования:

- посещение ребёнком группы для детей с нарушениями зрения;

- сопровождение процесса обучения специалистами ДОУ (разработка АОП, проведение коррекционно-развивающих занятий тифлопедагогом, отслеживание динамики развития);

- организация образовательного процесса в соответствии с офтальмо-гигиеническими рекомендациями:

  • организация рабочего места с учётом регламента допустимой зрительной и физической нагрузки в соответствии с видом патологии, возрастом и индивидуальными особенностями зрительных функций;
  • использование комплекса зрительной гимнастики;
  • чередование зрительного напряжения с активным подвижным отдыхом;
  • работа на наклонной плоскости – примерно 30-40 градусов (в соответствии с видом патологии, по рекомендациям врача - офтальмолога);
  • использование подставок для рассматривания иллюстраций  книг;
  • освещённость рабочей поверхности: 1000-1500 Лк – соответственно форме патологии органа зрения;
  • дополнительное освещение на рабочем месте ребёнка не менее 500 Лк;

оптимальное расстояние от глаз до объекта восприятия – 30-33см;

  • соблюдение требований к игровому и дидактическому материалу (цвет преимущественно оранжевый, красный, зеленый и их оттенки, усиление насыщенности, окраски линий, их толщины);

- использование ТСО, специального оборудования, тифлотехнических приборов(макулотестер, специальные компьютерные программы, увеличительные средства коррекции (лупы, бинокли и т.п.).

- лечебно – восстановительная работа на аппаратах с участием медсестры – ортоптистки и регулярным осмотром врача - офтальмолога;

- индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом (тифлопедагогом)по развитию зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировки, пространственной ориентировки, осязания и мелкой моторики. Проведение коррекционно-педагогической работы с учётом зрительных нарушений, в соответствии с лечебно - восстановительными задачами, психофизиологическими особенностями ребёнка;

- адаптивная физическая культура:

  • индивидуализация физического воспитания;
  • смена видов деятельности с использованием упражнений для снятия зрительного утомления;
  • включение в содержание физкультурных занятий специальных упражнений по развитию крупной и мелкой моторики;
  • стимуляция самостоятельной двигательной деятельности сенсорной направленности;
  • использование зрительно – слуховых  игровых пособий;
  • постоянный контроль за осанкой;
  • строгое соблюдение режима дня, занятий на свежем воздухе, закаливание.

- разработка системы мероприятий по социализации ребенка: включение в культурно-развлекательные, досуговые мероприятия.

3. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.

4. Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов нашего ДОУ, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.

 5. Создание корреционно-развивающей, предметно-пространственной и социальной среды, обеспечивающей стимулирование эмоционального, сенсорного и моторного  развития детей с особенностями психофизического развития в соответствии с их потребностями:

- наличие кабинета учителя-дефектолога, оснащенного необходимым коррекционно-развивающим оборудованием,  учебной литературой, пособиями и дидактическими, наглядными материалами,  а также оказание коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития, направленной на исправление либо преодоление физических или психических нарушений;

- нижние и верхние ступени лестницы на этажах детского сада  выделены жёлтым цветом,  лестницы оборудованы перилами и поручнями.

- по коридорам детского сада имеются ориентиры для передвижения в различных направлениях

- наличие помещения для медицинского персонала.

Процесс  обучения  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  не  может  осуществляться  без  систематической  медикаментозной  поддержки,  оказывающей  как  общеукрепляющее,  так  и  нормализующее  воздействие  на  центральную  нервную  систему  ребенка.  Тщательно  подобранное  лечение  обеспечивает  благоприятную  почву  для  обучения.  Организация  образовательного  процесса  должна  осуществляться  с  учетом  особых  соматофизических  потребностей  ребенка,  т.е.  необходимости  получать  лечение  в  процессе  обучения.  Взаимосвязь  педагогического  и  лечебного  процессов  будет  способствовать  укреплению  состояния  здоровья  детей.

Необходимо лишь, чтобы общество было готово к принятию человека с ограниченными возможностями. Интегрированное же обучение поможет ребенку совершить в жизни самый трудный выбор – выбор быть человеком совершить в жизни

 

                                     G:\фото 2020\P1011020.JPG 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья

В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) и детям-инвалидам. Что это такое и как их решить?...

Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья

В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) и детям-инвалидам. Что это такое и как их решить?...

Рекомендации для родителей по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями

Воспитание и развитие «особого» ребенка доставляет очень много переживанийродителям. Поэтому семье, где растут такие дети, может быть необходима помощь вформе рекомендаций, которые помогут...

Проект «Психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольного учреждения»

Проект«Психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольного учреждения»Актуальность решаем...

Современная система специальных образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья

Современная система специальных образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья...

Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Взаимодействие трех составляющих:особенности психического развития детей с ограниченными возможностями  здоровья;структурно-уровневые характеристики самих особых образовательных потребносте...