Современная система специальных образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья
статья по логопедии
Современная система специальных образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Современная система специальных образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5 % от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям.
Продолжается совершенствование дифференцированной сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Дополнительно к восьми видам специальных (коррекционных) образовательных учреждений открываются площадки, школы и группы для детей с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, с глубокой умственной отсталостью, со сложными комбинированными и иными нарушениями развития. Появились разные интеграционные формы обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, в том числе и формы профессионального образования.
Развивается сеть психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК), осуществляющих комплексное, целостное и системное изучение детей, у которых выявлены заметные отклонения в развитии, и определение для них путей получения образования; консультирование родителей и педагогов.
Специфика специальной помощи, оказываемой детям с ограниченными возможностями, прежде всего, заключается в ее комплексности (психолого-педагогическая и медико-социальная). Ее оказывают тесно взаимодействующие педагоги-психологи, логопеды, сурдо-, тифло-, олигофренопедагоги, социальные педагоги, медицинские работники.
Современная система специальных образовательных услуг осуществляет:
1) Медико-социально-педагогический патронаж. Под патронажем понимается особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием ,социализацией, со становлением подрастающего человека как личности.
Комплексный медико-социально-педагогический (МСП) патронаж осуществляется психолого-педагогическими медико-социальными учреждениями и службами, создаваемыми как в структуре государственной системы образования и социальной защиты, так и вне их с привлечением возможностей учреждений не государственного сектора: общественных объединений, ассоциаций, благотворительных фондов.
Базовой основой МСП-патронажа являются психолого-медико-педагогические комиссии (консультации), психолого-медико-социальные центры, диагностические и реабилитационные центры, логопедические пункты, службы раннего и надомного обучения.
2) Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь. Становление в нашей стране системы ранней диагностики нарушений развития и ранней комплексной помощи происходит через развитие системы медико-психолого-педагогического патронажа и осуществляется на базе действующих ПМС-центров и ПМП-консультаций и служб.
Система специального образования включает в себя следующие ступени:
1) Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями.
К началу 70-х гг. была выстроена достаточно широкая, дифференцированная сеть дошкольных учреждений специального назначения: ясли-сады; детские сады; дошкольные детские дома; дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах.
Комплектование учреждений идет по принципу ведущего отклонения в развитии. Таким образом, создавались дошкольные учреждения (группы) для детей:
• с нарушениями слуха (глухих,слабослышащих);
• с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, для детей с
косоглазием и амблиопией);
• с нарушениями речи (для детей с заиканием, общим недоразвитие речи, фонетико-фонематическим недоразвитием);
• с нарушениями интеллекта (умственно отсталых);
• с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Образовательный процесс в специализированных дошкольных
учреждениях осуществляется в соответствии со специальными комплексными программами обучения и воспитания, разработанными для каждой категории детей дошкольного возраста с отклонениям в развитии и утвержденными Министерством образования РФ.
Для детей с отклонениями в развитии, которые по разным причинам не могут посещать дошкольные учреждения в обычном режиме, в ДОУ организуются группы кратковременного пребывания.
2) Школьная система специального образования.
В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. Чтобы исключить вынесение диагнозных характеристик в реквизит этих школ,в нормативно-правовых и официальны документах эти школы называются по их видовому порядковом номеру:
• специальное (коррекционное) образовательное учреждение
I вида (школа-интернат для глухих детей);
• специальное(коррекционное) образовательное учреждение
II вида (школа-интернат для слабо слышащих и поздно оглохших
детей);
• специальное (коррекционное) образовательное учреждение
III вида (школа-интернат для незрячих детей);
• специальное (коррекционное) образовательное учреждение
IV вида (школа-интернат для слабовидящих детей);
• специальное (коррекционное) образовательное учреждение
V вида (школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи);
• специальное (коррекционное) образовательное учреждение
VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
• специальное (коррекционное) образовательное учреждение
VII вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в обучении — задержкой психического развития);
• специальное (коррекционное) образовательное учреждение
VIII вида (школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью).
В последние годы создаются специальные образовательные учреждения и для других категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности: с растройствами аутистического спектра, с синдромом Дауна. Имеются также санаторные (лесные) школы для хронических болеющих и ослабленных детей.
В специальной школе может быть создан класс (или группа) для детей со сложной структурой дефекта по мере выявления таких детей в ходе психолого-медико-педагогического наблюдения в условиях образовательного процесса.
Специальная школа I вида, где обучаются глухие дети, ведет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
1-я ступень — начальное общее образование (в течение 5—6 лет или лет — в случае обучения в подготовительном классе);
2-я ступень —основное общее образование (в течение 5—6 лет);
3-я ступень — полное среднее общее образование (2 года, как правило, в структуре вечерней школы).
Для детей, не получивших полной дошкольной подготовки, организуется подготовительный класс. В первый класс принимаются дети с 7 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий непосредственно образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в подготовительной группе детского сада (дети 6-7 лет) «Прогулка по Цифрограду»
Итоговое занятие по математике за полугодие....
Буклет "Организация и проведение мероприятий системы ранней помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Буклет к семинару для учителей-логопедов "Организация и проведение мероприятий системы ранней помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья"...
Осуществление коррекционной направленности воспитательного процесса в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
Обучаясь в дошкольном образовательном учреждении, дети с отклонениями в развитии должны получать целенаправленную специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых ...
Удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ
Удовлетворение особых образовательных потребностей детейс ограниченными возможностями здоровья в ДОУ...
Таблица "Специальные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Специальные образовательные программы, специальные методы обучения и воспитания,специальные дидактические материалы,специальные технические средства индивидуально или коллективного пользования,услуги ...
Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья
В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) и детям-инвалидам. Что это такое и как их решить?...
Особые условия - особым детям.Система психолого – педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие ...