Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка по коррекционной педагогике
В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) и детям-инвалидам. Что это такое и как их решить?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobye_obrazovatelnye_potrebnosti_detey_s_ovz.docx | 32.08 КБ |
Предварительный просмотр:
"Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья"
В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) и детям-инвалидам. Что это такое и как их решить?
В научных источниках литературы описано, что ребенок с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности: утрата или аномалия психологической, физиологической, сенсорной, анатомической структуры или функции; дефекты и потеря способностей исполнять такую деятельность, которая считается нормальной для остальных детей, а также недееспособность (инвалидность). Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим, вследствие чего, дети с ОВЗ не могут исполнять те или иные функции или обязанности, поэтому коррекционно-педагогическую работу необходимо начинать с детского возраста и значительное внимание в рамках инклюзивного образования должно быть уделено социальной адаптации воспитанников.
Трехзвенная шкала ограниченных возможностей.
В 1980 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:
Первая — носит название «недуг».
Дети с нарушениями в развитии - дети, отстающие в физическом и психическом развитии вследствие органического поражения центральной нервной системы и вследствие нарушения деятельности различных анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого).
Дети с отклонениями в развитии - дети, которые имеют перечисленные выше отклонения, но степень их выраженности ограничивает их возможности в меньшей степени, чем у детей с нарушениями в развитии.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - дети, у которых нарушения в развитии предоставляют им возможность пользоваться социальными льготами и пособиями. Таких детей всегда называли детьми-инвалидами. Сейчас в психолого-педагогической литературе также часто используется термин "проблемные дети".
В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения.
Здесь различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психоречевого развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
Особые образовательные потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:
- в максимально раннем начале обучения (специально организованное обучениедолжно начинаться сразу же после выявления отклонения в развитии ребенка);
- в изменении содержания образования (за счет введения в содержание образования специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной сверстникам без ограничений здоровья, за счет сокращения объема содержания);
- в необходимости использования специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), учитывающих особые образовательные потребности (обеспечение «обходных путей» в обучении);
- в индивидуализации обучения (требуется в большей степени, чем для ребенка безограничений здоровья);
- в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательнойсреды;
- в максимальном расширении образовательного пространства (выход за пределы образовательного учреждения для расширения сферы жизненной компетенции).
Особые образовательные потребности, свойственные детям с темпово задержанным типом развития.
У детей данного типа дизонтогенеза наблюдается отставание психического развития от биологического возраста, что проявляется преимущественно в эмоционально-волевой сфере при относительно сохранной познавательной деятельности. Дети с темпово задержанным типом дизонтогенеза при обучении нуждаются:
- в развивающей работе, специфичной для того возраста, который демонстрирует ребенок;
- в постоянном сотрудничестве, когда взрослый шаг за шагом ведет его по “ступеням развития”, раскрывая потенциал возможности;
- в развитии произвольной регуляции, в том числе двигательной коррекции, коррекции аффективной сферы (работа проводится с учетом игровой мотивации);
- в смене различных видов деятельности - игровой, трудовой, предметно-практической,учебной для того, чтобы избежать быстрого утомления;
- в чёткой, краткой постановке вопроса, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание (не торопите их с ответом, дайте время на обдумывание);
- в рациональном использовании разнообразного наглядного материала в соответствии с задачами занятия (это позволит создать полисенсорную основу для обучения, повысить мотивацию детей, однако не даст возможности им отвлекаться от содержания занятия);
- в поощрении каждого отдельного продвижение вперед и в оценивании не столько конечного результата, сколько деятельность ребенка, его динамику в развитии.
Особые образовательные потребности детей с парциальной несформированностью ВПФ вербального или вербально-логического компонента.
Парциальная несформированность ВПФ занимает основное место в группе недостаточного развития, встречается чаще других вариантов, обычно обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений, как в эмоционально-волевой, так и в познавательной деятельности.
У детей данной группы отмечаются относительные высокие потенциальные возможности репродуктивного мышления, обеспечивающего усвоение знаний, преподнесённых в «готовом» виде, на основании детализированной помощи.
Детям с парциальной несформированностью вербального или вербально-логического компонента при обучении необходимо:
- большее количество помощи при усвоении нового материала;
- наглядно-действенный характер содержания образования;
- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
- значительное число повторов, необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- возможность практического использования новых знаний;
- систематический контроль взрослых качества их использования;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
- стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации;специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.
Особые образовательные потребности детей с парциальной несформированностью ВПФ регуляторного компонента.
Дети с парциальной несформированностью регуляторного компонента (чаще это СДВГ) характеризуются в первую очередь импульсивностью в поведении, двигательной и речевой расторможенностью. В любом варианте деятельности, включая и игру, поведение ребенка может становится неуправляемым, не регулируемым взрослым. У детей преобладают выраженные игровые интересы, хотя и в играх они чаще всего конфликтны и недостаточно критичны.
При достаточной внешней организации деятельности и ее жестком контроле дети способны к выполнению познавательных задач, соответствующих возрасту. Развивающая и коррекционная работа с детьми данной группы в первую очередь должна быть направлена на формирование произвольной регуляции деятельности и функции программирования и контроля.
Характеристика дидактического компонента среды, адаптированной к потребностям ребенка:
- учет динамики работоспособности детей, цикличности интеллектуальной деятельности (в начале дня, начале занятий);
- регулирование образовательной нагрузки, снижение требований к аккуратности;
- краткость, четкость инструкций;
- интерактивные, творческие методы преподавания;
- при проектировании занятий учет интересов, потребностей ребенка;
- создание и использование средств (инструментов), помогающих ребенку организовать собственную деятельность;
- упрощение указаний, дробление инструкции, разделение заданий на части;
- подкрепление частей сложной инструкции наглядной опорой;
- использование карточек с алгоритмом действий;
- обучение проговариванию вслух алгоритма действий при осуществлении учебной задачи.
Характеристика пространственного компонента среды, адаптированной к потребностям ребенка:
- среда должна быть максимально свободна от «соблазнов»;
- среда должна быть четко структурирована и направлять поведение ребенка в надлежащее русло, помогать ему в организации деятельности;
- среда должна быть понятной и предсказуемой для ребенка, она должна функционировать согласно четким правилам;в среде должны присутствовать четкие указательные знаки, символы;
- среда должна включать в себя вспомогательную систему наблюдения за временем;
- в среде должно отводится время и пространство, чтобы ребенок мог удовлетворить свою потребность в двигательной активности;
- среда должна проектироваться по принципу предвидения и опережения проблемы.
Характеристика социального компонента среды, адаптированной к потребностям ребенка:
- учет динамики работоспособности детей, цикличности интеллектуальной деятельности (в начале дня, начале занятий);
- регулирование образовательной нагрузки, снижение требований к аккуратности;
- краткость, четкость инструкций;
- интерактивные, творческие методы преподавания;
- при проектировании занятий учет интересов, потребностей ребенка;
- создание и использование средств (инструментов), помогающих ребенку организовать собственную деятельность;
- упрощение указаний, дробление инструкции, разделение заданий на части;
- подкрепление частей сложной инструкции наглядной опорой;
- использование карточек с алгоритмом действий;
- обучение проговариванию вслух алгоритма действий при осуществлении учебной задачи;
- принятие ребенка взрослым и детьми, вера в него;
- построение позитивных отношений с ребенком;
- проявление положительного внимания к ребенку и похвалы как метода поощрения;
- внедрений санкций;
- опора на активное использование сильной стороны обучающихся, а не на устранение недостатков;
- формирование толерантного отношения к ребенку в детском коллективе;
- использование методов управления поведением.
Особые образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра
Особые образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра:
- необходимость постепенного и индивидуально дозированного введения ребенка в ситуацию обучения;
- индивидуальном подборе сенсорной и эмоциональной нагрузки, методов и приемов для повышения их социальной компетенции;
- выбор занятий, которые начинает посещать ребенок, должен начинаться с тех, где он чувствует себя наиболее успешным и заинтересованным и постепенно, по возможности, включать все остальные;
- специальная коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыков;
- специальная поддержка детей в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;
- необходимость во временной и индивидуально дозированной, поддержке тьютором организации всего пребывания ребенка в ДОУ (постепенно редуцируемой по мере привыкания, освоения порядка дошкольной жизни, правил поведения в группе и на занятии, навыков социально-бытовой адаптации и коммуникации);
- дополнительные индивидуальные занятия по отработке форм адекватного учебного поведения, умения вступать в коммуникацию и взаимодействие с педагогом и сверстниками, адекватно воспринимать похвалу и замечания;
- создание четкой и упорядоченной временно-пространственной структуры занятий и всего пребывания ребенка в детском саду;
- специальная работа по подведению ребенка к возможности участия во фронтальной организации на занятиях: планирование обязательного периода перехода от индивидуальной вербальной и невербальной инструкции к фронтальной;
- использование форм похвалы, учитывающих особенности детей с РАС и отработке возможности адекватно воспринимать замечания в свой адрес и в адрес одногруппников;
- учёт специфики освоения навыков и усвоения информации, особенностей освоения«простого» и «сложного» в организации обучения такого ребенка и оценке его достижений;
- введение специальных разделов коррекционного обучения, способствующих преодолению фрагментарности представлений об окружающем, отработке средств коммуникации, социально-бытовых навыков;
- специальная коррекционная работа по осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта ребенка; оказание ему помощи в проработке впечатлений, воспоминаний, представлений о будущем, развитию способности планировать, выбирать, сравнивать;
- специальная помощь в упорядочивании и осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающая их механического формального накопления и использования для аутостимуляции;
- специальная организация в свободной деятельности, вовлечение в привычные занятия, позволяющее ребенку отдохнуть и, при возможности включиться во взаимодействие с другими детьми;
- создание условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов настроения, ровный и теплый тон голоса педагога в отношении любого воспитанника группы), упорядоченность и предсказуемость происходящего;
- установка воспитателя на развитие эмоционального контакта с ребенком, поддержание в нем уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на занятиях; формирование подобной установки у других детей и вовлечение их в доступное взаимодействие с ребенком с РАС;
- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребёнка с педагогами и одногруппниками, семьи и детского сада;
- индивидуально дозированное и постепенное расширение образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.
Особые образовательные потребности детей с дефицитарным развитием:
-кохлеарно имплантированных детей:
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, внеурочной деятельности, так и в процессе индивидуальной работы;
- специальная работа по обучению словесной речи (в устной и письменной формах) в условиях специально педагогически созданной слухоречевой среды
- активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций, осуществление специальной работы по коррекции речевых нарушений;
- специальная работа по формированию и развитию возможностей восприятия звучащего мира, слухового восприятия не речевых звучаний и речи, слухо-зрительного восприятия устной речи, формированию умения использовать свои слуховые возможности в жизни, правильно пользоваться звукоусиливающей аппаратурой;
- специальная работа по формированию и коррекции произносительной стороны речи; освоения умения использовать устную речь по всему спектру коммуникативных ситуаций;
- условия обучения, обеспечивающие обстановку эмоционального комфорта, упорядоченности и предсказуемости происходящего, установка педагога на поддержание в ребенке с нарушением слуха уверенности в том, что его принимают, ему симпатизируют, придут на помощь, вовлечение слышащих детей в доступное взаимодействие;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;
- специальная помощь в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и речевом опосредовании индивидуального жизненного опыта ребенка, «проработке» его впечатлений, наблюдений, действий, воспоминаний, представлений о будущем;
- учёт специфики восприятия и переработки информации при организации обучения и оценке достижений;
- расширение социального опыта ребенка, его контактов со слышащими сверстниками;
- психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательного учреждения;
- постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательного учреждения.
- увеличение времени на выполнение практических работ;
- постановка и реализация на занятиях и внеклассных мероприятиях целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений;
- создание условий для развития инициативы, познавательной и общей активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- в усвоении нового путем использования функциональных возможностей сохранных анализаторов и компенсаторного потенциала (тактильный, зрительный,слуховой), ведущими информационными источниками в этом случае являются зрение и слух;
- обязательность непрерывности коррекционно -развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
- введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам;
- использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
- индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка;
- наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;
- коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций;
- особая пространственная и временная организация образовательной среды;
- необходимо максимальное расширение образовательного пространства и выход за пределы образовательного учреждения.
Особые образовательные потребности детей с умственной отсталостью
- в особых методах и приемах коррекционно-педагогической помощи для перехода с одного уровня ориентировки в окружающем на другой, т.е. с одного вида мыслительной деятельности к другому более сложному (специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью);
- наглядно-действенный характер содержания образования;
- упрощение системы познавательно-исследовательских задач, решаемых в процессе образования;
- введение коррекционно-развивающих занятий, способствующих формированию представлений об естественных и социальных компонентах окружающего мира; отработка средств коммуникации, социально-бытовых навыков;
- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
- стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий непосредственно образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в подготовительной группе детского сада (дети 6-7 лет) «Прогулка по Цифрограду»
Итоговое занятие по математике за полугодие....
Удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ
Удовлетворение особых образовательных потребностей детейс ограниченными возможностями здоровья в ДОУ...
Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья
В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) и детям-инвалидам. Что это такое и как их решить?...
Рекомендации для родителей по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями
Воспитание и развитие «особого» ребенка доставляет очень много переживанийродителям. Поэтому семье, где растут такие дети, может быть необходима помощь вформе рекомендаций, которые помогут...
Проект «Психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольного учреждения»
Проект«Психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольного учреждения»Актуальность решаем...
Современная система специальных образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья
Современная система специальных образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья...
Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Взаимодействие трех составляющих:особенности психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;структурно-уровневые характеристики самих особых образовательных потребносте...