Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
консультация по коррекционной педагогике

Гилева Ольга Петровна

 

Взаимодействие трех составляющих:

  • особенности психического развития детей с ограниченными возможностями  здоровья;
  • структурно-уровневые характеристики самих особых образовательных потребностей;
  •      специальные образовательные условия.

Особые образовательные потребности:

  • это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ  в процессе обучения
  • это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей ребенка

Структура особых образовательных потребностей:

  • Первый уровень потребностей.

     Закономерности, общие для развития всех детей.

  • Второй уровень потребностей.

Закономерности, общие для развития детей со всеми типами нарушений .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Взаимодействие трех составляющих:

  • особенности психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • структурно-уровневые характеристики самих особых образовательных потребностей;
  • специальные образовательные условия.

Особые образовательные потребности:

  • это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения
  • это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей ребенка

Структура особых образовательных потребностей:

  • Первый уровень потребностей.

Закономерности, общие для развития всех детей.

  • Второй уровень потребностей.

Закономерности, общие для развития детей со всеми типами нарушений .

Особые образовательные потребности: это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения, это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей ребенка.

Структура ООП.

  • Третий уровень потребностей

Специфические закономерности

  • Четвертый уровень потребностей

Модально-специфические закономерности

Общие закономерности психического развития:

  • цикличность и неравномерность;
  • пластичность нервной системы и основанная на этом способность к компенсации;
  • положение об интеграции психики;
  • положение о соотношении влияющих на развитие ребенка биологических и социальных факторов.

Общие закономерности.

  • цикличность психического развития;
  • потребность в создании условий для формирования ведущей деятельности с ориентацией на сензитивные периоды развития психики;
  • положение об интеграции психики;
  • потребность в создании условий для объединения компонентов психики.

Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ.

  • Трудности взаимодействия с окружающим миром, приводящие к обеднению социального опыта, изменению способов общения с другими людьми.
  • Особенности развития личности, неточное представление о собственном “Я”, неадекватная самооценка- переоценка или недооценка собственных возможностей.

Закономерности, общие для всех детей с ОВЗ:

  • трудности взаимодействия с окружающим миром;
  • потребность в формировании адекватного и богатого образа мира;
  • потребность в формировании различных форм коммуникации (вербальных и невербальных);

Специфические закономерности психического развития детей с ОВЗ:

  • снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;
  • трудности использования средств психической деятельности;
  • замедление процесса формирования понятий;
  • особенности развития движений.

Особенности в развитии движений:

  • отставание в развитии крупной и мелкой моторики;
  • замедление темпов формирования разнообразных двигательных навыков, автоматизация которых требует много времени и усилий;
  • сформированные навыки характеризуются непрочностью и быстро распадаются;
  • многообразные стереотипно повторяющиеся движения.

Особые образовательные потребности:

  • когнитивные составляющие – владение мыслительными операциями, возможности запечатления и сохранения воспринятой информации, объем словаря, знания и представления об окружающем мире;
  • энергетические: умственная активность и работоспособность;
  • эмоционально-волевые – направленность активности ребенка, познавательная мотивация, возможности сосредоточения и удержания внимания

Особые образовательные потребности:

  • не являются едиными и постоянными, проявляются в разной степени при каждом типе нарушения, разной степени его выраженности;
  • определяют возможные условия обучения: в условиях интеграции, в условиях инклюзивного обучения, в специальной школе, дистанционно и т.д.

Условия:

  • расширение границ образовательного пространства за пределы образовательного учреждения;
  • организация сопровождения ребенка в образовательном пространстве на всех этапах жизни, пролонгированность этого процесса за рамки шкактивная позиция семьи в процессе социализации ребенка, включение членов семьи в социально-педагогическую деятельность и их особое обучение;
  • подготовка детей с ОВЗ к овладению школьной программой;
  • формирование познавательной мотивации и положительного отношения к учению;
  • замедленный темп преподнесения новых знаний;
  • меньший объем «порций» преподносимых знаний, а также всех инструкций и высказываний педагогов;
  • использование наиболее эффективных методов обучения (в том числе усиление наглядности в разных ее формах, включение практической деятельности);
  • максимальное ограничение посторонней по отношению к учебному процессу стимуляции;
  • контроль понимания детьми всего учебного материала;
  • учет сенсорных возможностей ребенка, использование специальных технических средств;
  • медицинская помощь – лечебная и профилактическая;

где бы ни обучался ребенок с ограниченными возможностями здоровья – в специальном учреждении или в условиях интеграции – это должно быть специальное обучение. Только так можно добиться успешной адаптации ребенка в школе и получения им образования, которое будет одним из условий его адаптации и интеграции в последующей взрослой жизни.» В.И.Лубовский

Богданова Тамара Геннадиевна
доктор психологических наук, профессор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ

Удовлетворение особых образовательных потребностей детейс ограниченными возможностями здоровья  в ДОУ...

Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья

В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) и детям-инвалидам. Что это такое и как их решить?...

Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья

В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) и детям-инвалидам. Что это такое и как их решить?...

Рекомендации для родителей по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями

Воспитание и развитие «особого» ребенка доставляет очень много переживанийродителям. Поэтому семье, где растут такие дети, может быть необходима помощь вформе рекомендаций, которые помогут...

Проект «Психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольного учреждения»

Проект«Психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольного учреждения»Актуальность решаем...

Современная система специальных образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья

Современная система специальных образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья...