Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
консультация по коррекционной педагогике
Взаимодействие трех составляющих:
- особенности психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
- структурно-уровневые характеристики самих особых образовательных потребностей;
- специальные образовательные условия.
Особые образовательные потребности:
- это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения
- это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей ребенка
Структура особых образовательных потребностей:
- Первый уровень потребностей.
Закономерности, общие для развития всех детей.
- Второй уровень потребностей.
Закономерности, общие для развития детей со всеми типами нарушений .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobye_obrazovatelnye_potrebnosti_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya_ovz.docx | 24.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Взаимодействие трех составляющих:
- особенности психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
- структурно-уровневые характеристики самих особых образовательных потребностей;
- специальные образовательные условия.
Особые образовательные потребности:
- это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения
- это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей ребенка
Структура особых образовательных потребностей:
- Первый уровень потребностей.
Закономерности, общие для развития всех детей.
- Второй уровень потребностей.
Закономерности, общие для развития детей со всеми типами нарушений .
Особые образовательные потребности: это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения, это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей ребенка.
Структура ООП.
- Третий уровень потребностей
Специфические закономерности
- Четвертый уровень потребностей
Модально-специфические закономерности
Общие закономерности психического развития:
- цикличность и неравномерность;
- пластичность нервной системы и основанная на этом способность к компенсации;
- положение об интеграции психики;
- положение о соотношении влияющих на развитие ребенка биологических и социальных факторов.
Общие закономерности.
- цикличность психического развития;
- потребность в создании условий для формирования ведущей деятельности с ориентацией на сензитивные периоды развития психики;
- положение об интеграции психики;
- потребность в создании условий для объединения компонентов психики.
Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ.
- Трудности взаимодействия с окружающим миром, приводящие к обеднению социального опыта, изменению способов общения с другими людьми.
- Особенности развития личности, неточное представление о собственном “Я”, неадекватная самооценка- переоценка или недооценка собственных возможностей.
Закономерности, общие для всех детей с ОВЗ:
- трудности взаимодействия с окружающим миром;
- потребность в формировании адекватного и богатого образа мира;
- потребность в формировании различных форм коммуникации (вербальных и невербальных);
Специфические закономерности психического развития детей с ОВЗ:
- снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;
- трудности использования средств психической деятельности;
- замедление процесса формирования понятий;
- особенности развития движений.
Особенности в развитии движений:
- отставание в развитии крупной и мелкой моторики;
- замедление темпов формирования разнообразных двигательных навыков, автоматизация которых требует много времени и усилий;
- сформированные навыки характеризуются непрочностью и быстро распадаются;
- многообразные стереотипно повторяющиеся движения.
Особые образовательные потребности:
- когнитивные составляющие – владение мыслительными операциями, возможности запечатления и сохранения воспринятой информации, объем словаря, знания и представления об окружающем мире;
- энергетические: умственная активность и работоспособность;
- эмоционально-волевые – направленность активности ребенка, познавательная мотивация, возможности сосредоточения и удержания внимания
Особые образовательные потребности:
- не являются едиными и постоянными, проявляются в разной степени при каждом типе нарушения, разной степени его выраженности;
- определяют возможные условия обучения: в условиях интеграции, в условиях инклюзивного обучения, в специальной школе, дистанционно и т.д.
Условия:
- расширение границ образовательного пространства за пределы образовательного учреждения;
- организация сопровождения ребенка в образовательном пространстве на всех этапах жизни, пролонгированность этого процесса за рамки шкактивная позиция семьи в процессе социализации ребенка, включение членов семьи в социально-педагогическую деятельность и их особое обучение;
- подготовка детей с ОВЗ к овладению школьной программой;
- формирование познавательной мотивации и положительного отношения к учению;
- замедленный темп преподнесения новых знаний;
- меньший объем «порций» преподносимых знаний, а также всех инструкций и высказываний педагогов;
- использование наиболее эффективных методов обучения (в том числе усиление наглядности в разных ее формах, включение практической деятельности);
- максимальное ограничение посторонней по отношению к учебному процессу стимуляции;
- контроль понимания детьми всего учебного материала;
- учет сенсорных возможностей ребенка, использование специальных технических средств;
- медицинская помощь – лечебная и профилактическая;
где бы ни обучался ребенок с ограниченными возможностями здоровья – в специальном учреждении или в условиях интеграции – это должно быть специальное обучение. Только так можно добиться успешной адаптации ребенка в школе и получения им образования, которое будет одним из условий его адаптации и интеграции в последующей взрослой жизни.» В.И.Лубовский
Богданова Тамара Геннадиевна
доктор психологических наук, профессор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий непосредственно образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в подготовительной группе детского сада (дети 6-7 лет) «Прогулка по Цифрограду»
Итоговое занятие по математике за полугодие....
Удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ
Удовлетворение особых образовательных потребностей детейс ограниченными возможностями здоровья в ДОУ...
Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья
В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) и детям-инвалидам. Что это такое и как их решить?...
Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья
В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) и детям-инвалидам. Что это такое и как их решить?...
Рекомендации для родителей по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями
Воспитание и развитие «особого» ребенка доставляет очень много переживанийродителям. Поэтому семье, где растут такие дети, может быть необходима помощь вформе рекомендаций, которые помогут...
Проект «Психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольного учреждения»
Проект«Психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольного учреждения»Актуальность решаем...
Современная система специальных образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья
Современная система специальных образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья...