Речевые и неречевые звуки
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Атаманова Маргарита Степановна

Знакомство детей с речевыми звуками. Учить различать «речевые – неречевые звуки», различать на слух гласные и согласные звуки, формировать навыки выделения речевых звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие № 2

Тема занятия: «Речевые и неречевые звуки. Гласные звуки»

Цель: Знакомство детей с речевыми звуками.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные: учить различать «речевые – неречевые звуки», различать на слух гласные и согласные звуки, формировать навыки выделения речевых звуков.
  2. Коррекционно-развивающие: развивать слуховое восприятие речевых звуков; развивать артикуляционную и мелкую моторику, зрительное внимание и восприятие, речевое дыхание.
  3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать навыки сотрудничества, активности, инициативности.

Оборудование: кукла мишка Би-ба-бо, 2 стакана (один с водой), мяч, газета, ложка, погремушка, красные фишки для обозначения гласных (индивидуальные и демонстрационные), ширма.

Ход занятия.

I. Орг. момент.

  • Игра «Шапка-невидимка»: вспомнить и назвать лежащие под шапкой овощи.
  • Прослушивание разных неречевых звуков, называние предметов, которые издают их (шуршание газеты, переливание воды из стакана в стакан, стук мяча, стук ложкой по стакану, звучание погремушки, топот ног, хлопки в ладоши) – за ширмой; имитация детьми звуков, издаваемых животными, машиной, ветром…

Логопед:

Э. Нийт «Разные звуки» (Чтение стихотворения) 

Где-то собаки рычали: Р-р-р!

В стойле коровы мычали: Мууу!

В комнате мухи жужжали: Жжжж!

Мимо машины бежали: Тррр!

Гудели от ветра все провода: Зззззнь!

Капала в кухне из крана вода: Динь!

Перекликались в ночи поезда: Уууу!

Листья на ветру шумели: Тссс!

Змеи в лесу шипели: Шшшшш!

А комары все пели: Зззз!

Непоседа мячик

Днем и ночью Успокоиться не хочет: Пам! Пам!

Куклы кашляют в постели –

Днем мороженое ели! Кхх! Кхх!

Это – все неречевые звуки.

II. Основная часть

  1. Знакомство с речевыми звуками

Логопед:

  • А есть звуки, которые произносит человек. Это речевые звуки.
  • Послушайте, как они звучат: А, У, И, М, Н, С, К. Люди раньше не умели говорить и общались с помощью жестов: двигали руками. Вот так…

(логопед показывает с помощью жестов, как просыпается, встает, умывается, ест, одевается, идет)

  • Понятно, что я говорю? Нет? А я хотела сказать, что проснулась, встала, умылась, оделась, поела и пошла на работу.

А как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (язык, губы, зубы) 

Правильно. Мы произносим звуки ртом. Наш рот – домик для звуков.

В домике этом красные двери.

Рядом с дверями – белые звери.

Любят зверушки конфеты и плюшки.         

(Н. В. Новоторцева)

  • В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь – губы, вторая – зубы.

Звуки могут произноситься губами – П, языком – Л, с голосом – зззз или без него – сссс.

  1. Знакомство с гласными звуками.

Логопед:

  • Сегодня мы поговорим только о тех звуках, которые называются гласными, от слова «глас, голос». Эти звуки можно пропеть, они произносятся голосом, легко и свободно. Воздух выходит изо рта, не встречает препятствия.
  • Повторение гласных за логопедом: А, О, У, И, Ы, Э.
  • Самостоятельное называние гласных детьми.
  • Повторение ряда из двух гласных:

- Как «аукаются» в лесу? –АУ.

- Как плачет маленький ребенок? – УА.

- Как кричит ослик? – ИА.

  • Подсчет количества гласных с закрытыми глазами:

(дети поднимают 1 или 2 пальчика в зависимости от того, сколько звуков услышат)

  1. Физминутка:

Мы корзиночки несем,                         Мы, ребята, молодцы,

Утром песенку поем:                         Собираем огурцы,

Урожай собирай                                 И фасоль, и горох,

И на зиму запасай…                         Урожай у нас неплох!

(Дети двигаются по кругу вместе с логопедом и имитируют движения сбора овощей)

  1. «Пропевание» голосом овощей:

огурец –         у-у-у-у                 (Каждый звук сопровождается движением правой руки,

картофель –         а-а-а                          повторяющим контур овоща)

Тыква –         ы-ы-ы-ы

Морковь –         и-и-и-и

Помидор –         о-о-о

  1. Самостоятельное называние детьми гласных звуков:
  • Какие гласные звуки вы запомнили?
  1. Угадывание гласных по беззвучной артикуляции.

III. Итог занятия

Логопед:

  • Что мы сегодня произносили?  (звуки)
  • Чем мы произносим звуки? (ртом)
  • Чем мы слушаем звуки? (ушами)
  • Положительная дифференцированная оценка деятельности детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Речевые и неречевые звуки. Звуки [а], [о], [у]. Буквы А, О, У».

Программное содержание:закреплять умение различать речевые и неречевые звуки;повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [у], закрепить умение выделять звуки в словах;учить придумывать слова...

Конспект занятия на тему: «Речевые и неречевые звуки. Звук и буква У.»

Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о речевых и неречевых звуках, о понятии гласный звук ,  звук  у  .  Предлагаемые упраж...

Конспект логопедического занятия на тему : "Речевые и неречевые звуки".

Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о речевых и неречевых звуках.Предлагаемые упражнения помогут закрепить   представление о  з...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ»

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ» Цель: научить ...

Статья "В мире речевых и неречевых звуков".

То, с чего стоит начать работу с вновь прибывшими детьми в старшей группе....