Речевые и неречевые звуки
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Знакомство детей с речевыми звуками. Учить различать «речевые – неречевые звуки», различать на слух гласные и согласные звуки, формировать навыки выделения речевых звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Речевые звуки. учить дете различать речевые и неречевые звуки | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие № 2
Тема занятия: «Речевые и неречевые звуки. Гласные звуки»
Цель: Знакомство детей с речевыми звуками.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные: учить различать «речевые – неречевые звуки», различать на слух гласные и согласные звуки, формировать навыки выделения речевых звуков.
- Коррекционно-развивающие: развивать слуховое восприятие речевых звуков; развивать артикуляционную и мелкую моторику, зрительное внимание и восприятие, речевое дыхание.
- Коррекционно-воспитательные: воспитывать навыки сотрудничества, активности, инициативности.
Оборудование: кукла мишка Би-ба-бо, 2 стакана (один с водой), мяч, газета, ложка, погремушка, красные фишки для обозначения гласных (индивидуальные и демонстрационные), ширма.
Ход занятия.
I. Орг. момент.
- Игра «Шапка-невидимка»: вспомнить и назвать лежащие под шапкой овощи.
- Прослушивание разных неречевых звуков, называние предметов, которые издают их (шуршание газеты, переливание воды из стакана в стакан, стук мяча, стук ложкой по стакану, звучание погремушки, топот ног, хлопки в ладоши) – за ширмой; имитация детьми звуков, издаваемых животными, машиной, ветром…
Логопед:
Э. Нийт «Разные звуки» (Чтение стихотворения)
Где-то собаки рычали: Р-р-р!
В стойле коровы мычали: Мууу!
В комнате мухи жужжали: Жжжж!
Мимо машины бежали: Тррр!
Гудели от ветра все провода: Зззззнь!
Капала в кухне из крана вода: Динь!
Перекликались в ночи поезда: Уууу!
Листья на ветру шумели: Тссс!
Змеи в лесу шипели: Шшшшш!
А комары все пели: Зззз!
Непоседа мячик
Днем и ночью Успокоиться не хочет: Пам! Пам!
Куклы кашляют в постели –
Днем мороженое ели! Кхх! Кхх!
Это – все неречевые звуки.
II. Основная часть
- Знакомство с речевыми звуками
Логопед:
- А есть звуки, которые произносит человек. Это речевые звуки.
- Послушайте, как они звучат: А, У, И, М, Н, С, К. Люди раньше не умели говорить и общались с помощью жестов: двигали руками. Вот так…
(логопед показывает с помощью жестов, как просыпается, встает, умывается, ест, одевается, идет)
- Понятно, что я говорю? Нет? А я хотела сказать, что проснулась, встала, умылась, оделась, поела и пошла на работу.
А как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (язык, губы, зубы)
Правильно. Мы произносим звуки ртом. Наш рот – домик для звуков.
В домике этом красные двери.
Рядом с дверями – белые звери.
Любят зверушки конфеты и плюшки.
(Н. В. Новоторцева)
- В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь – губы, вторая – зубы.
Звуки могут произноситься губами – П, языком – Л, с голосом – зззз или без него – сссс.
- Знакомство с гласными звуками.
Логопед:
- Сегодня мы поговорим только о тех звуках, которые называются гласными, от слова «глас, голос». Эти звуки можно пропеть, они произносятся голосом, легко и свободно. Воздух выходит изо рта, не встречает препятствия.
- Повторение гласных за логопедом: А, О, У, И, Ы, Э.
- Самостоятельное называние гласных детьми.
- Повторение ряда из двух гласных:
- Как «аукаются» в лесу? –АУ.
- Как плачет маленький ребенок? – УА.
- Как кричит ослик? – ИА.
- Подсчет количества гласных с закрытыми глазами:
(дети поднимают 1 или 2 пальчика в зависимости от того, сколько звуков услышат)
- Физминутка:
Мы корзиночки несем, Мы, ребята, молодцы,
Утром песенку поем: Собираем огурцы,
Урожай собирай И фасоль, и горох,
И на зиму запасай… Урожай у нас неплох!
(Дети двигаются по кругу вместе с логопедом и имитируют движения сбора овощей)
- «Пропевание» голосом овощей:
огурец – у-у-у-у (Каждый звук сопровождается движением правой руки,
картофель – а-а-а повторяющим контур овоща)
Тыква – ы-ы-ы-ы
Морковь – и-и-и-и
Помидор – о-о-о
- Самостоятельное называние детьми гласных звуков:
- Какие гласные звуки вы запомнили?
- Угадывание гласных по беззвучной артикуляции.
III. Итог занятия
Логопед:
- Что мы сегодня произносили? (звуки)
- Чем мы произносим звуки? (ртом)
- Чем мы слушаем звуки? (ушами)
- Положительная дифференцированная оценка деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Речевые и неречевые звуки. Звуки [а], [о], [у]. Буквы А, О, У».
Программное содержание:закреплять умение различать речевые и неречевые звуки;повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [у], закрепить умение выделять звуки в словах;учить придумывать слова...
Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи. Тема: "Речевые и неречевые звуки. Органы артикуляции"
Конспект НОД для детей 5-6 лет с задержкой психического развития....
Конспект занятия на тему: «Речевые и неречевые звуки. Звук и буква У.»
Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о речевых и неречевых звуках, о понятии гласный звук , звук у . Предлагаемые упраж...
Конспект логопедического занятия на тему : "Речевые и неречевые звуки".
Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о речевых и неречевых звуках.Предлагаемые упражнения помогут закрепить представление о з...
Конспект занятия по формированию звуковой стороны речи в старшей группе на тему: "Речевые и неречевые звуки"
Конспект по формированию звуковой стороны речи в старшей логогруппе...
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ»
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ» Цель: научить ...
Статья "В мире речевых и неречевых звуков".
То, с чего стоит начать работу с вновь прибывшими детьми в старшей группе....