Тема: «Речевые и неречевые звуки. Звуки [а], [о], [у]. Буквы А, О, У».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Программное содержание:
закреплять умение различать речевые и неречевые звуки;
повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [у], закрепить умение выделять звуки в словах;
учить придумывать слова с данными звуками;
закрепить буквы А, О, У;
развивать слуховую и зрительную память, восприятие, мышление, речь, мелкую моторику;
воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, правильно выполнять задания.
Методы и приемы: словесный (вопросы, объяснение), наглядный (мультимедиа, показ артикуляции), игровой (Д/и «Чудесный мешочек», «Узнай звук», «Найди звук в начале слова», «Назови лишнее слово», «Найди место звука в слове»), практический (упражнения).
Оборудование:
демонстрационный материал: знаки-символы звуков, куклы, предметные картинки; раздаточный материал: карточки звуковых рядов, косточки, палочки, шнурочки; ТСО: мультимедиа, ноутбук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ:
Тема: «Речевые и неречевые звуки. Звуки [а], [о], [у]. Буквы А, О, У». Программное содержание:
закреплять умение различать речевые и неречевые звуки;
повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [у], закрепить умение выделять звуки в словах;
учить придумывать слова с данными звуками;
закрепить буквы А, О, У;
развивать слуховую и зрительную память, восприятие, мышление, речь, мелкую моторику;
воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, правильно выполнять задания. Методы и приемы: словесный (вопросы, объяснение), наглядный (мультимедиа, показ артикуляции), игровой (Д/и «Чудесный мешочек», «Узнай звук», «Найди звук в начале слова», «Назови лишнее слово», «Найди место звука в слове»), практический (упражнения). Оборудование:
демонстрационный материал: знаки-символы звуков, куклы, предметные картинки; раздаточный материал: карточки звуковых рядов, косточки, палочки, шнурочки; ТСО: мультимедиа, ноутбук.
Ход занятия:
слайд 1. РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ. ЗВУКИ [а], [о], [у]. БУКВЫ А, О, У.
- Прислушайтесь… Как много разных звуков издают живые и неживые предметы вокруг нас! (Дети слушают запись звуков с закрытыми глазами). - Что вы услышали? - Какие это звуки: речевые или неречевые? - Какие еще не речевые звуки вы можете назвать? (За окном чирикают воробьи, где-то недалеко гудит мотор машины, в кране на кухне шумит вода, на диване мурлычет кошка) - Молодцы. Так что же такое неречевые звуки? (это звуки природы)
Правильно, не речевые звуки это звуки природы, звуки окружающего мира.
– А что же такое речевые звуки?
Правильно, когда человек говорит, он тоже произносит различные звуки. Эти звуки называются речевыми или звуками речи.
слайд 2. Посмотрите на слайд. Давайте вспомним правило о звуках: Звуки произносим и слышим.
слайд 3. Игра «Узнай звук» (по артикуляции). Посмотрите на наших помощников. Угадайте, о каких звуках мы сегодня будем говорить? (по карточкам-символам). - Какие это звуки гласные или согласные?
- А почему эти звуки называются гласными? (Их можно петь, тянуть, кричать. Когда мы произносим эти звуки, воздух свободно выходит изо рта. Ему не мешают ни губы, ни зубы, ни язык). - Как мы обозначаем гласные звуки? (красным квадратиком)
Итак, при произношении гласных звуков воздух свободно проходит через рот, ничто нам не мешает, ни губы, ни зубы, ни язык. Гласные звуки можно произнести протяжно, пропеть.
Игра «Узнай звук» (по карточкам-символам). – У вас на столах лежат карточки со звуковыми рядочками, прочитайте их.
Физ. минутка. «Кто внимательнее» (Я произношу звук без звука, а вы вслух. А - хлопок, О - на руки пояс, У – присесть)
Игра «Найди звук в начале слова» слайд 4.Что вы здесь видите? Как назвать одним словом? Назовите только те фрукты, названия которых начинаются со звука [а].
слайд 5. слайд 6. Что изображено на этом слайде? Назовите: 1. Время года, которое начинается со звука [о] . 2. Время года, которое заканчивается на звук [о]. слайд 7.
слайд 8. Что вы видите здесь? Найди животных названия которых начинаются на звук [у] . слайд 9.
Игра «Назови лишнее слово» слайд 10-15. Посмотрите внимательно. Как вы думаете, что здесь лишнее? Почему?
Игра «Найди место звука в слове» слайд 16. Давайте вспомним, где звук может находиться в слове? (в начале, середине, конце слова) Определи место расположения звука [а] в следующих словах: мак, аист, кошка, мазь, майка, март, арка. Определи место расположения звука [о] в следующих словах: каток, осы, сок, окна, моль, крот, пальто. Определи место расположения звука [у] в следующих словах: утка, туча, дудка, ау, мука, улитка, куча, утюг, несу.
слайд 17. Придумай имена для ребят на звуки [а], [о], [у].
- А теперь давайте обозначим звуки буквами.
слайд 19-20. Звук и буква А.
слайд 21-22. Звук и буква О. слайд 23-24. Звук и буква У. - Вспомните правило о буквах. слайд 25. Буквы мы видим, пишем и читаем.
Игра «Чудесный мешочек». - У меня в чудесном мешочке лежат буквы. На ощупь узнайте букву.
- Нарисуйте букву в воздухе. Выложите свою букву (из косточек, шнурочков, палочек).
Итог занятия. - Какие бывают звуки? - Какие речевые звуки мы сегодня вспомнили?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи. Тема: "Речевые и неречевые звуки. Органы артикуляции"
Конспект НОД для детей 5-6 лет с задержкой психического развития....
Конспект занятия на тему: «Речевые и неречевые звуки. Звук и буква У.»
Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о речевых и неречевых звуках, о понятии гласный звук , звук у . Предлагаемые упраж...
Конспект логопедического занятия на тему : "Речевые и неречевые звуки".
Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о речевых и неречевых звуках.Предлагаемые упражнения помогут закрепить представление о з...
Конспект занятия по формированию звуковой стороны речи в старшей группе на тему: "Речевые и неречевые звуки"
Конспект по формированию звуковой стороны речи в старшей логогруппе...
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ»
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ» Цель: научить ...
Статья "В мире речевых и неречевых звуков".
То, с чего стоит начать работу с вновь прибывшими детьми в старшей группе....
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ» ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.
Ход занятия.I.Огр. момент. Логопед: Здравствуйте ребята!Сегодня на занятии вы узнаете, что такое звук. И у нас будут разные помощники. Вот эту коробку нам прислали герои мультфильма «Бреме...