Конспект логопедического занятия на тему : "Речевые и неречевые звуки".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о речевых и неречевых звуках.Предлагаемые упражнения помогут закрепить представление о звуках, активизируют формирование фонематических процессов. Все задачи реализуются через игровые приемы. Образовательная ситуация представляет интерес для воспитателей и родителей детей старшей и подготовительной возрастных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_i_nerechevye_zvuki.docx | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:
«РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ».
Цель занятия: познакомить детей с понятием «звук», научить различать речевые и неречевые звуки.
Задачи: Коррекционно-образовательная:
1.Формирование понятия «звук», формирование умения различать речевые и неречевые звуки (музыкальные, бытовые шумы).
Коррекционно-развивающая:
Развитие фонематического восприятия.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать умение работать в подгруппе ,уважительное отношение к товарищам.
Оборудование: коробка с предметами, производящими музыкальные и бытовые звуки; наглядное пособие «Рот – домик звуков»; вата для формирования речевого дыхания; наглядное пособие «Чашка».
Ход занятия.
Л: Здравствуйте ребята.
Сегодня на занятии вы узнаете, что такое звук. И у нас будут разные помощники. Вот эту коробку нам прислали герои мультфильма «Бременские музыканты». Они попросили отгадать, какие предметы лежат в коробках – но отгадать только по звуку. Дети закрывают глаза, отгадывают предметы. Звучат: погремушка, шелест бумаги, шуршание пакета, колокольчик, свисток, ключи, бубен, чашка с ложкой.
Л: Что могут издавать предметы, которые находятся вокруг нас? Правильно они издают разные звуки.
Л: Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, что издавало звук.
Но звуки могут издавать не только предметы, но и живые существа. Например, звери и птицы. Игра «Отгадай, кто как подаёт голос?» (запись голосов животных).
Л: Сейчас вы превратитесь в животных.
Я буду поочередно передавать мяч и называть животное. А вы возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова мычит, тигр рычит, змея шипит, комар пищит, собака лает, волк воет, утка крякает, свинья хрюкает, ворона каркает, кошка мяукает.
Л: Все эти разные звуки – музыкальные, бытовые, звуки животных или птиц не похожи на речь человека. Эти звуки называются неречевые.
— Неречевые звуки издают предметы окружающего мира и животные, а мы с вами – говорим. Человек обладает речью. Звуки соединяются и получаются слоги, слоги образуют слова. Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки? Правильно, чтобы произнести звуки – нам нужен рот. Рот – это домик звуков.
Говорить умеет только человек. И все звуки, которые мы с вами произносим, даже изображая предметы или животных, называются «речевые звуки».
Игра «Какой звук?»
Логопед произносит разные речевые звуки и издает разные неречевые звуки (режет бумагу, мнет бумагу, звонит в колокольчик, хлопает в ладоши, стучит ногами). Дети с закрытыми глазами отвечают: речевой или неречевой звук они услышали.
Игра «Звук заблудился»
Логопед предлагает детям послушать стихотворения и исправить слова, не подходящие по смыслу, назвав правильное слово.
На поляне весной
Вырос зуб молодой. (Дуб)
Куклу, выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползет зеленый лук
С длинными усами! (Жук)
А. Шибаев
Поэт закончил строчку,
В конце поставил бочку. (Точку)
Посмотрите, как важен каждый звук в речи. Заменили один звук и получили совершенно другое слово.
Физкультминутка:
Раз- подняться, потянуться.
Два- согнуться, разогнуться.
Три-в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - ноги шире,
Пять - руками помахать,
Шесть-за стол тихонько сесть.
Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки? Д: Чтобы произносить звуки, нам нужен рот.
А чтобы слышать –уши.
Звуки мы произносим и слышим.
. Развитие фонематического слуха в слогах.
Л: А теперь поиграем в игру «Поймай звук» Я буду произносить звуки, а вы хлопать в ладоши, когда услышите нужный: (М) п т д н о а с м р к ф о у м ц ч м б в
Л: Сейчас я произнесу слова, а вы должны отгадать, какой звук есть во все этих словах: кошка, шуба мышь.
Л: Сейчас мы проверим, хорошо ли вы слышите все звуки. Встаньте. Сядет тот, кто повторит за мной цепочку слогов без ошибок. Ка-ко-ку, ми-мо-му, сы-сэ-са, ду-до-ды, чу-чи-че, ры-ра-ру, во-вы-вэ, лы-лэ-ла, ца-цэ-цо, пы-пу-па.
10.Развитие фонематического слуха в словах. Игра «Верно или нет?»
Л: Каждый звук важен, когда мы произносим слово.
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей кругом полным-полно, а безымянных нету.
И всё, что только видит глаз – над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас – означено словами.
Л: Я буду называть предмет на картинке (демонстрация картинки «чашка»), но правильно назову предмет только один раз. Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите правильное название. Л: Шашка, часка, жашка, сашка, щаска, чашка. Л: Вот видите, один звук изменили или забыли произнести, и уже не то слово получается, только неразбериха из звуков.
III. Итог занятия. Л: Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня поговорили? Д: О звуках разных предметов и звуках, которые произносит человек. Л: Эти звуки называются речевые и неречевые звуки. Вам понравилось занятие? Занятие закончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Речевые и неречевые звуки. Звуки [а], [о], [у]. Буквы А, О, У».
Программное содержание:закреплять умение различать речевые и неречевые звуки;повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [у], закрепить умение выделять звуки в словах;учить придумывать слова...
Конспект логопедического занятия по теме "Автоматизация звука С в связной речи детей." Лексическая тема " Весна в природе"
Конспект подгруппового логопедического занятия . Автоматизация звука С в связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Лексическая тема "Весна в природе"...
Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи. Тема: "Речевые и неречевые звуки. Органы артикуляции"
Конспект НОД для детей 5-6 лет с задержкой психического развития....
Конспект логопедического занятия на тему "Путешествие на остров звуков"
Конспект логопедического занятия на тему "Путешествие на остров звуков" с использованием здоровьесберегающих технологий...
Конспект занятия на тему: «Речевые и неречевые звуки. Звук и буква У.»
Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о речевых и неречевых звуках, о понятии гласный звук , звук у . Предлагаемые упраж...
Конспект занятия по формированию звуковой стороны речи в старшей группе на тему: "Речевые и неречевые звуки"
Конспект по формированию звуковой стороны речи в старшей логогруппе...
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ» ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.
Ход занятия.I.Огр. момент. Логопед: Здравствуйте ребята!Сегодня на занятии вы узнаете, что такое звук. И у нас будут разные помощники. Вот эту коробку нам прислали герои мультфильма «Бреме...