Технологическая карта по обучению грамоте в группе для детей с ЗПР «Звуки Б и Бь. Буква Б».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
В данном методическом пособии представлен конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Данный конспект занятия может быть использован учителями-дефектологами и воспитателями, работающими с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_b_i_b._bukva_b.docx | 19.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по обучению грамоте в группе для детей с ЗПР
«Звуки Б и Бь. Буква Б».
Вид: подготовка к обучению грамоте (занятие в подготовительной группе для детей с ЗПР)
Возрастная группа: подготовительная
Форма организации: подгрупповая
Учебно-методический комплект: самостоятельная разработка
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Тема: Звуки Б и БЬ, буква Б.
Цель: Уточнение и закрепление акустико – артикуляционного образа звуков Б-Бь, знакомство с буквой Б. Закрепление правильного произношения звуков в речи.
Задачи
- Знакомить с артикуляцией, звучанием и характеристикой звуков Б - БЬ, написанием буквы.
- Формировать навыки звукового анализа двусложного слова с закрытым и открытым слогами.
- Учить дифференцировать оппозиционные звуки по твёрдости – мягкости.
- Закреплять термины «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение»
- Закреплять навыки составления схем предложений из 2-х, 3-х и более слов.
Задачи с учетом индивидуальных особенностей детей:
-Развивать концентрацию и устойчивость внимания у Никиты П. и Демьяна К.
Методические приемы: напоминание.
-Воспитывать у Ульяны Б. культурное поведение на занятии, умение ждать, когда спросят.
Методические приемы: напоминание, пояснение, самоанализ.
Планируемый результат:
Сформирован акустико-артикуляционный образ звуков Б и БЬ, зрительный образ буквы Б.
Сформированы навыки звукового анализа и синтеза слов, навыки составления схем предложений.
Усвоены термины «звук», «слово», «слог», «предложение».
Развиты фонематические процессы.
Сформирована мотивация и положительный эмоциональный настрой на занятии.
Сформированы конструктивные формы общения и взаимодействия: договариваться, распределять действия в сотрудничестве.
Предварительная работа: повторение опознавательных признаков гласных и согласных звуков, разгадывания изографов, графические упражнения «Почини букву», игра «Расколдуй слова», фонематические игры «Доскажи словечко», физкультминутки.
Оборудование: картинки: буратино, барабан, белка, булка, банан,
Раздаточный материал: наборы для звукового анализа, схемы предложения, карандаши, рабочая тетрадь.
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Вводная Приглашение детей к совместной деятельности (мотивация) | -Ребята, вы пришли на занятие, а давайте узнаем какое у вас настроение? Ребята, я сегодня пришла на работу и у вас на столе сидит белочка. Она очень хочет узнать новую букву. А какую мы узнаем по картинкам, которые она нам принесла. | Дети играют в группе. Выбирают шарики настроений. |
Основная Создание условий для детской деятельности. Непосредственная деятельность детей. | -Сегодня мы с вами познакомимся с новой буквой. А с какой вы определите сами. -Посмотрите перед вами картинки. Назовите их (буратино, барабан, белка, булка, банан) Характеристика звука Б. -Какой первый звук слышится в названиях слов? (звук б) -Какой он гласный или согласный? Почему согласный? -Каким цветом обозначаем твердые звуки? -Какой звук обозначает буква зеленого цвета? (бь) На доску вывешивается буква Б Игровое упражнение с мячом «Твердый-мягкий» Учитель-дефектолог называет слоги слоги: ба, би, бо, бе, бу, бё, бы, бу. Работа за столами. Игровое упражнение «Определи место звука в словах» (на столах у детей карточки и фишки для определения места звука в словах: белка, собака, бегемот, кабан) Игровое упражнение «Сколько слогов?» (Учитель-дефектолог называет слова, ребенок делает столько шагов, сколько слогов ( слова): белка, собака, бегемот, кабан Коллективная работа у доски. Звуко-буквенный анализ слов белка, кабан. Игровое упражнение «Составь предложение». Составить предложение со словом СОБАКА и составить схему предложения. Работа в тетрадях (стр.53) | Развитие речи и эмоциональный настрой. Дети называют картинки, голосом выделяют первый звук. Ответы детей: звук б согласный, так как воздух встречает преграду (губы); при произнесении звука б губы сомкнуты, зубы разомкнуты, звонкий, так как горлышко дрожит). Дети если слышат звук (б) твердый показывают кулачки, если мягкий, то ладошки. Дети определяют место звука Б в словах помещая фишку в соответствующую клеточку. Дети определяют количество слогов с помощью хлопков и делают шаги. Дети составляют звуко-буквенный анализ слов. Дети составляют предложение и составляют схему предложения. Дети работают в тетрадях. Штрихуют букву Б. |
Заключительная Подведение итогов, обсуждение полученных результатов и перспектив их использования, рефлексия. | -С какой новой буквой вы сегодня познакомились? -Что вам еще понравилось на занятии? Теперь возьмите шарик настроения, и мы посмотрим, у кого какое настроение после занятия. | Дети свободно располагаются вокруг воспитателя. Делятся своими впечатлениями. Отвечают на вопросы воспитателя. Переход к самостоятельной деятельности детей по желанию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта по обучению грамоте в старшей группе- "Путешествие в - Страну слов"
В технологической карте закрепляется способ звукового анализа слова – весна ( способы определения гласности и согласности, твердости и мягкости звуков); умение заменить звук на нужную букву; находить ...
Технологическая карта НОДпо обучению грамоте в подготовительной группе "Игра-квест "В поисках Нолика"
Занятие по обучению грамоте проводилось для слушателей городского методического объединения воспитателей подготовительных групп....
Технологическая карта по обучению грамоте на тему "Звук [м, м\']
Конспект занятия...
Технологическая карта по обучению грамоте "Путешествие в страну Грамматики"
Обобщить знания детей о гласных и согласных звуках. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов. Продолжать формировать умение делить слова на слоги и формировать навыки чтения слогов и сло...
Технологические карты по обучению грамоте
Технологические игры несут в себе основную особенность умственного развития ребёнка: восприятия, образного мышления, воображения, развиваются сенсорные способности. Ребёнок учится синтезир...
Технологическая карта по обучению грамоте
Технологическая карта по обучению граммоте. Тема: Игра "Отгадай какой звук". Звуковой анализ слова "аист"....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Технологическая карта по обучению грамоте в подготовительной группе...