Технологическая карта по обучению грамоте в группе для детей с ЗПР «Звуки Б и Бь. Буква Б».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

В данном методическом пособии представлен конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Данный конспект занятия может быть использован  учителями-дефектологами и воспитателями, работающими с детьми старшего дошкольного  возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_b_i_b._bukva_b.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по обучению грамоте в группе для детей с ЗПР

«Звуки Б и Бь. Буква Б».

Вид: подготовка к обучению грамоте (занятие в подготовительной группе для детей с ЗПР)

Возрастная группа: подготовительная

Форма организации: подгрупповая

Учебно-методический комплект: самостоятельная разработка

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Тема: Звуки Б и БЬ, буква Б.

Цель: Уточнение и закрепление акустико – артикуляционного образа звуков Б-Бь, знакомство с буквой Б. Закрепление правильного произношения звуков в речи.

Задачи

  • Знакомить с артикуляцией, звучанием и характеристикой звуков Б - БЬ, написанием буквы.
  • Формировать навыки звукового анализа двусложного слова с закрытым и открытым слогами.
  • Учить дифференцировать оппозиционные звуки по твёрдости – мягкости.
  • Закреплять термины «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение»
  • Закреплять навыки составления схем предложений из 2-х, 3-х и более слов.

Задачи с учетом индивидуальных особенностей детей:

-Развивать концентрацию и устойчивость внимания у Никиты П. и Демьяна К.

Методические приемы: напоминание.

-Воспитывать у Ульяны Б. культурное поведение на занятии, умение ждать, когда спросят.

Методические приемы: напоминание, пояснение, самоанализ.

Планируемый результат:

Сформирован акустико-артикуляционный образ звуков Б и БЬ, зрительный образ буквы Б.

Сформированы навыки звукового анализа и синтеза слов, навыки составления схем предложений.

Усвоены термины «звук», «слово», «слог», «предложение».

Развиты фонематические процессы.

Сформирована мотивация и положительный эмоциональный настрой на занятии.

Сформированы конструктивные формы общения и взаимодействия: договариваться, распределять действия в сотрудничестве.

Предварительная работа: повторение опознавательных признаков гласных и согласных звуков, разгадывания изографов, графические упражнения «Почини букву», игра «Расколдуй слова», фонематические игры «Доскажи словечко», физкультминутки.

Оборудование: картинки: буратино, барабан, белка, булка, банан,

Раздаточный материал: наборы для звукового анализа, схемы предложения, карандаши, рабочая тетрадь.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная

Приглашение детей к совместной деятельности (мотивация)

-Ребята, вы пришли на занятие, а давайте узнаем какое у вас настроение?

Ребята, я сегодня пришла на работу и у вас на столе сидит белочка. Она очень хочет узнать новую букву. А какую мы узнаем по картинкам, которые она нам принесла.

Дети играют в группе. Выбирают шарики настроений.

Основная

Создание условий для детской деятельности. Непосредственная деятельность детей.

-Сегодня мы с вами познакомимся с новой буквой. А с какой вы определите сами.

-Посмотрите перед вами картинки. Назовите их (буратино, барабан, белка, булка, банан)

Характеристика звука Б.

-Какой первый звук слышится в названиях слов? (звук б)

-Какой он гласный или согласный? Почему согласный?

-Каким цветом обозначаем твердые звуки?

-Какой звук обозначает буква зеленого цвета? (бь)

На доску вывешивается буква Б

Игровое упражнение с мячом «Твердый-мягкий»

Учитель-дефектолог называет слоги слоги: ба, би, бо, бе, бу, бё, бы, бу.

Работа за столами.

Игровое упражнение «Определи место звука в словах»

(на столах у детей карточки и фишки для определения места звука в словах: белка, собака, бегемот, кабан)

Игровое упражнение «Сколько слогов?» (Учитель-дефектолог называет слова, ребенок делает столько шагов, сколько слогов ( слова): белка, собака, бегемот, кабан

Коллективная работа у доски.

Звуко-буквенный анализ слов белка, кабан.

Игровое упражнение «Составь предложение».

Составить предложение со словом СОБАКА и составить схему предложения.

Работа в тетрадях (стр.53)

Развитие речи и эмоциональный настрой.

Дети называют картинки, голосом выделяют первый звук.

Ответы детей: звук б согласный, так как воздух встречает преграду (губы); при произнесении звука б губы сомкнуты, зубы разомкнуты, звонкий, так как горлышко дрожит).

Дети если слышат звук (б) твердый показывают кулачки, если мягкий, то ладошки.

Дети определяют место звука Б в словах помещая фишку в соответствующую клеточку.

Дети определяют количество слогов с помощью хлопков и делают шаги.

Дети составляют звуко-буквенный анализ слов.

Дети составляют предложение и составляют схему предложения.

Дети работают в тетрадях. Штрихуют букву Б.

Заключительная

Подведение итогов, обсуждение полученных результатов и перспектив их использования, рефлексия.

-С какой новой буквой вы сегодня познакомились?

-Что вам еще понравилось на занятии?

Теперь возьмите шарик настроения, и мы посмотрим, у кого какое настроение после занятия.

Дети свободно располагаются вокруг воспитателя. Делятся своими впечатлениями. Отвечают на вопросы воспитателя. Переход к самостоятельной деятельности детей по желанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по обучению грамоте в старшей группе- "Путешествие в - Страну слов"

В технологической карте закрепляется способ звукового анализа слова – весна ( способы определения гласности и согласности, твердости и мягкости звуков); умение заменить звук на нужную букву; находить ...

Технологическая карта НОДпо обучению грамоте в подготовительной группе "Игра-квест "В поисках Нолика"

Занятие по обучению грамоте проводилось для слушателей городского методического объединения воспитателей подготовительных групп....

Технологическая карта по обучению грамоте "Путешествие в страну Грамматики"

Обобщить знания детей о гласных и согласных звуках.  Закреплять умение проводить звуковой анализ слов. Продолжать формировать умение делить слова на слоги и формировать навыки чтения слогов и сло...

Технологические карты по обучению грамоте

Технологические игры несут в себе основную особенность умственного развития ребёнка: восприятия, образного мышления,  воображения, развиваются сенсорные способности. Ребёнок  учится синтезир...

Технологическая карта по обучению грамоте

Технологическая карта по обучению граммоте. Тема: Игра "Отгадай какой звук". Звуковой анализ слова "аист"....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Технологическая карта по обучению грамоте в подготовительной группе...