Занятие по грамоте «Звуки л,ль и буква Л»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Пермякова  Татьяна  Владимировна

Цель: закрепить навык различения и чёткого произношения звуков [л], [л']; знакомство с буквой Л.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_l-l_bukva_l.odt95.05 КБ

Предварительный просмотр:

        Занятие  по  грамоте:  «Звуки [л], [л']; буква Л»

Цель: закрепить навык различения и чёткого произношения звуков [л], [л'];  знакомство  с буквой Л.

Коррекционно-образовательные задачи:

Систематизировать  знания  детей  о согласных звуках  [Л], [Ль], вспомнить их  характеристики, обозначения. Знакомство  с  буквой  Л.

Обеспечить применения  на практике  умения находить место этих  звуков в словах /начало, середина, конец слова/ д/и «Домики».

Умение придумывать слова с этими звуками  в  разных позициях / в начале , в середине, в конце  слова/.

Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Л] - [Ль],(дифференциация твёрдых  и мягких согласных) д/и « Семафорчики». Совершенствование  навыка составления  и  чтение  слов из слогов, умение    записывать    слова  в  тетради, а  также  делать полный  звуковой  разбор  этих  слов..

Заучивание  стихотворения  про  букву Л.

Совершенствование  навыка чтения:  односложных и  двусложных слов.

Коррекционно-развивающие  задачи: :

Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Способствовать развитию  навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Оборудование : предметные картинки, « домики» «,семафорчики», тетради, карандаши

                                             Ход занятия:

I. Организационный момент

Игра с мячом « Моя, моё, мой, мои»(использовать слова со звуками [л], [л'])

II. 1.Логопед объясняет: Звук [л] — губки слегка в улыбке; зубки сближены; узкий кончик языка поднят за верхние зубки  к бугорочкам  и язык упирается в верхние зубы; — горлышко «работает».

Символ звука: большой самолет летит: ЛЛЛЛЛ... (см. цветную вклейку).

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.  

Звук  [Л']:Символ звука: маленький самолетик летит: льльль... (см, цветную вклейку).

Характеристика звука [Л']: согласный, мягкий, звонкий.

Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Логопед дает сравнительную характеристику звуков [л], [л’]:

звук [л] — согласный, звонкий, твердый; обозначение-синий кружок с колокольчиком

звук [л'] — согласный, звонкий, мягкий; обозначение -зелёный кружок  с колокольчиком.

Логопед проговаривает,что на  письме эти  звуки  обозначаются буквой Л  Знакомство  с буквой Л

*Л уставилась на цаплю:

«Мы похожи как две капли:

Ноги длинные у цапли,

Как у буквы Л, не так ли?»     О.Гофман

*-Алфавит продолжит ваш

Буква Л — лесной шалаш.    В.Степанов

2. Дид/упр-е «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Л'], топни  ногой  если  услышишь  звук[Л]»:

ль, мь, бь, л...; ля, лю, ми, ал, ла...; аль, амь, пла, улы...;  лист, Поля, машина, угол ...

3.Вспомнить как можно больше имен, заканчивающихся на слог

ЛА: Мила, Анжела, Алла, Камила

ЛЯ: Коля, Ва..., Га..., То...

Вспомнить как можно больше имен, начинающихся на слоги ЛИ, ЛЁ, ЛЮ:

Лиза, Лина...; Лёша, Лёня...; Люда, Люся...

4. Повторить  чистоговорки:

Ло-ло-ло — на улице тепло.

Лу-лу-лу — стол стоит в углу.

Ул-ул-ул — у нас сломался стул.

Ля-ля-ля — зеленые поля.

Ли-ли-ли — малину мы несли.

Лю-лю-лю — малину я люблю.

Ле-ле-ле — еду на осле.

5.Отгадать загадки, назвать, какой звук в отгадке ([Л] — [Л']), и определить его место в слове.

Деревянная дорога,

Вверх идет она отлого,

Что ни шаг — то овраг. (Лестница)

Над домами у дорожки

Висит кусок лепешки. (Луна)

Падают с ветки

Золотые монетки. (Листья)

Под крышей — четыре ножки,

А на крыше — суп и ложки. (Стол)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

В дупле живет, Орешки грызет. (Белка)

6.Физминутка 

Буквой л расставим ноги,

Словно в пляске, — руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо.

Получается на славу.

Влево, вправо, влево, вправо.

7.Д/и «Синий — зеленый»./работа со семафорчиками/

Дети показывают «семафорчик », выделив звуки [л], [л’] в стихотворении:

— Ежик, еж, ты что колючий?

— Это я на всякий случай,

Знаешь, кто мои соседи?

Волки, лисы и медведи.     Б.Заходер

8. Д/и « Домики»

Дети должны разложить картинки по домикам (синий и зеленый): со звуком [л] — в синий, со звуком [л'] — в зеленый; разделить все слова на слоги, определить место звуков [Л] и [Л] в словах.

 9. Пальчиковая гимнастика:

Руки вверх, в кулачок,

Разжать, на бочок.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжать, на бочок.

Руки вниз, в кулачок,

Разжать, на бочок.

10.Дети повторяют написание буквы л, вспоминают стихотворение.

Выкладывают в кассе слова: лук, лимон, лиса и записывают их в тетради.

Дети проводят звуковой  анализ слов лук, лимон, лиса.

III. Окончание занятия

 

                                          

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием песочной терапии "Звуки ибуквы А,У,И,О"

Использование песочной терапии для закреплениия навыков звукобуквенного анализа  печатания гласных букв А,О,У.И....